Международная практика борьбы с криминальным фанатизмом

(Песков А. Н.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 3)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА БОРЬБЫ С КРИМИНАЛЬНЫМ ФАНАТИЗМОМ <*>

А. Н. ПЕСКОВ

——————————— <*> Peskov A. N. International practice of combating criminal fanaticism.

Песков Анатолий Николаевич, начальник Управления безопасности Российского международного олимпийского университета, член комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов РФ при Международной ассоциации спортивного права IASL, член IASL, кандидат юридических наук.

Основное внимание в статье уделяется анализу зарубежной законодательной и правоприменительной практики по борьбе с футбольным хулиганством, а также изучению действующих механизмов международного сотрудничества в сфере обеспечения общественного порядка на крупномасштабных и международных спортивных мероприятиях. Кроме того, автор вносит конкретные предложения по повышению эффективности борьбы с криминальным фанатизмом в Российской Федерации.

Ключевые слова: полицейское международное сотрудничество, национальное (полицейское) информационное подразделение, организатор спортивного мероприятия, сертификат безопасности спортивного объекта, запрет на посещение футбольных матчей.

The main attention is paid to the analysis of foreign legal and law enforcement practice against football hooliganism and the study of existing mechanisms for international cooperation in the field of public order for the large-scale and international sports events. In addition, the article provides specific suggestions to improve the fight against criminal fanaticism in the Russian Federation.

Key words: Police International Cooperation, National (police) football information point, organizer of sports events, Safety Certification sports facility, deprivation of the right to attend sporting events.

Массовые беспорядки среди фанатов на спортивных мероприятиях — это явление глобальное, распространенное во всем мире. Однако эффективность борьбы с этим негативным явлением, как представляется, в некоторых странах гораздо выше, чем в Российской Федерации. В частности, европейцы сделали должные выводы из последствий массовых беспорядков на стадионе Хейзель в Бельгии в 1985 г., в ходе которых погибли 39 и ранено более 500 человек. И как известно, приняли в этом же году Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей, создавшую основу для международного сотрудничества в этой сфере. В частности, этой Конвенцией был определен международный механизм координации по борьбе с футбольным хулиганством, информирования о взаимных угрозах, недопущения на стадионы потенциальных зачинщиков беспорядков, запрет проноса на трибуны алкогольных, пиротехнических изделий и т. п. Только с 1993 г. по настоящее время Советом Европы принято около 10 резолюций, рекомендаций, решений по вопросам правоохранительного обеспечения безопасности спортивных мероприятий. В декабре 2010 г. на встрече министров юстиции и внутренних дел в Брюсселе была одобрена специальная рабочая программа Совета Европы по обеспечению безопасности спортивных мероприятий на 2011 — 2013 гг. <1>. ——————————— <1> 2011 — 2013 Work Programme on minimizing safety, security and public order risks in connection with sports events, in particular football matches, with an international dimension. 3051st Justice and Home Affairs Council Meeting. Brussels, Dec. 2 — 3, 2010.

В соответствии с этим документом обеспечение безопасности на футбольных матчах признается комплексной и международной проблемой. Программа распространяется не только на футбол, но и на другие спортивные мероприятия. Целью программы является предупреждение насилия на футбольных международных матчах, распространение европейских стандартов безопасности на третьи страны, в которых команды Европейского союза выступают на спортивных мероприятиях. Большая роль в организации этой работы отводится футбольным экспертам в составе рабочей группы по обеспечению правопорядка при Совете Европы (Law Enforcement Working party), постоянному комитету Совета Европы по выполнению Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей (Standing Committee of Spectator Violence) и Европейскому аналитическому центру экспертов по вопросам охраны и безопасности футбольных мероприятий (European Think Tank of football safety and security experts). Наиболее важным, как представляется, практическим документом взаимодействия для всех сил правопорядка являются Методические рекомендации по полицейскому международному сотрудничеству и мерам по предупреждению насилия и беспорядков на футбольных международных матчах <2>. ——————————— <2> Council Resolution concerning an updated handbook with recommendation for international police cooperation and measures to prevent and control violence and disturbances in connection with football matches an international dimension, in which at least one Member State is involved. Brussels, Dec. 28, 2006.

Принципиально важным моментом является создание в соответствии с этим документом в странах Евросоюза постоянных специальных национальных полицейских футбольных подразделений (National (police) football information points (в дальнейшем — NFIP)). Указанные подразделения уполномочены информировать друга друга о представляющих риск болельщиках путем размещения или обмена информации на специальном сайте. Объем предоставляемой данной информации достаточно обширен. Включает в себя как характеристики отдельных групп болельщиков, историю вражды между ними, так и конкретные факты насильственного, расистского поведения, бросания предметов с трибун, употребления и распространения наркотиков, использования файеров, пиротехнических изделий, оружия, прохода на матчи без билетов, участия в обороте «черного» рынка билетов и т. п. Особое внимание уделяется информации о взаимоотношениях футбольных хулиганов с полицией; их поведению перед, во время и после матчей; реакции фанатов на поражения и победы, поведение судей, стюардов, представителей прессы; проявлению агрессии и провокационным актам; связям с футбольными «фирмами» и криминальными кругами; их осведомленности о тактике действий полицейских. При этом заранее составляются списки людей, которым запрещено посещение спортивных мероприятий, подготавливаются рекомендации об эффективных мерах реагирования на возможные групповые нарушения общественного порядка со стороны болельщиков. Передается также информация о регистрационных номерах, времени отправления, маршрутах передвижения потенциальных правонарушителей. Интересно, что NFIP могут действовать также и как самостоятельные исследовательские центры по анализу поведения болельщиков и оценке используемых для работы с ними методов и социальных проектов. Представляется весьма важным то обстоятельство, что, помимо информационных задач, NFIP выполняют совершено конкретную организационную работу по взаимодействию полицейских органов всех уровней и разных стран. В частности, NFIP организуют прием иностранных полицейских делегаций, постоянную связь с ними через офицеров связи, особенно в связи с выполнением оперативных задач в среде болельщиков. Интересно, что возможности NFIP могут активно использоваться и для выполнения других полицейских задач, не связанных со спортом, в частности по борьбе с терроризмом и экстремизмом, другими видами асоциальной деятельности. NFIP рассматриваются также как инструмент взаимодействия со странами, не являющимися членами Европейского союза. В частности, в соответствии с установленными полномочиями NFIP могут обеспечивать информацией и третьи страны через определенные в этих целях центральные или специальные органы. Совместное полицейское сотрудничество осуществляется, прежде всего, в целях сбора оперативной информации о находящихся в группе риска футбольных болельщиках, ведения за ними наблюдения и выполнения в этой связи разведывательных мероприятий, оперативных контактов, а также скоординированных действий по обеспечению контроля за поведением толпы в случаях группового совершения нарушений общественного порядка. Состав приглашаемой полицейской делегации определяется оперативными возможностями и профессиональным опытом приглашаемых полицейских. При этом решающим фактором комплектования делегаций является владение полицейскими оперативной информацией об антиобщественных намерениях болельщиков и знание соответствующих иностранных языков. В состав делегации наряду с руководителем, офицером связи и пресс-секретарем включаются оперативные работники полиции для ведения разведки, наблюдения, взаимодействия с болельщиками и выполнения обязанностей по сопровождению. За координацию оперативной работы отвечает специально выделенный офицер. Порядок же взаимодействия и язык общения определяется сторонами заранее. Приглашаемая сторона уже начинает действовать с момента отправления «своих» болельщиков за рубеж и делает все возможное, чтобы не допустить поездки футбольных хулиганов, информирует об этом соответственно страну — организатора спортивного мероприятия. Оперативные же работники приглашаемой полицейской делегации по возможности начинают сопровождать «своих» фанатов с момента начала путешествия до прибытия на матч. Принимающая сторона обязана аккредитовать членов приглашаемой полицейской делегации на спортивном мероприятии, обеспечить соответствующими средствами связи, включить в общий план расстановки сил и тактических действий, представить своим руководителям и офицерам полиции, стюардам, сопровождать и гарантировать их физическую безопасность. Каждый член делегации должен знать, как он должен взаимодействовать с полицейскими принимающей стороны, обладать соответствующими правовыми знаниями, при чрезвычайных обстоятельствах использовать специальные опознавательные жилеты и снаряжение. На наш взгляд, представляет интерес медийная тактика действий полицейских сил, которая направлена не только на создание позитивного образа действий сил правопорядка в глазах общественности, но и на активное противодействие недостойному поведению болельщиков. В частности, пресс-служба полиции должна информировать всех болельщиков о необходимости соблюдения правил безопасности, готовить информационные материалы профилактического характера, в которых разъяснять, какое поведение допустимо и какое нет (раздаются при продаже билетов), и т. п. Принципиальным моментом, на наш взгляд, является также и то, что рассматриваемый международный документ определяет роль и задачи организаторов спортивных мероприятий по обеспечению безопасности спортивных мероприятий. Например, организатор международной или национальной футбольный игры должен заключить соглашение по вопросам безопасности с властями, полицией, экстренными службами. В этом соглашении должны содержаться обязанности организатора спортивного мероприятия по реализации стандартов безопасности, в частности по подготовке правил безопасности, планов по чрезвычайным действиям и эвакуации зрителей; аккредитации полиции, размещению стюардов, недопущению длинных очередей зрителей на входе и т. п. Кроме того, вопросы безопасности должны также регулироваться местными (муниципальными) уставами (время проведения спортивного мероприятия, работа транспорта, соблюдение интересов проживающих жителей и т. п.). Главная задача организатора спортивного мероприятия, по мнению европейцев, состоит в том, чтобы минимизировать участие полиции в обеспечении порядка, сделать все возможное с тем, чтобы обеспечить мирную обстановку вокруг стадиона перед, в течение и после матча. Для этих целей организатор спортивного мероприятия наделен соответствующими полномочиями и ресурсами, в частности может иметь собственную службу безопасности и собственных стюардов либо приглашать стюардов гостевой команды. Стюарды призваны не только обеспечить комфортное пребывание зрителей на спортивном мероприятии, в частности содействовать их размещению и информированию. Они также непосредственно осуществляют задачи, связанные с обеспечением безопасности спортивного мероприятия, в частности могут выборочно, при наличии достаточных разумных и правовых оснований, проверять одежду и багаж зрителей, обеспечивать соответствующий пропускной режим в служебных помещениях, информировать полицию о нарушениях общественного порядка, организовывать эвакуацию зрителей в экстренных случаях и т. п. Не случайно, что профессиональные требования к стюардам достаточны высоки. Они должны не только носить флюоресцирующую одежду с надписью «STEWARD», но и подходить по своим физическим и психологическим стандартам для выполнения задач в сфере безопасности. В частности, владеть техникой коммуникации и методами разрешения конфликтов, приемами наблюдения и идентификации правонарушителей, досмотра зрителей, оказания первой помощи в экстренных случаях и т. п. Организаторы спортивных соревнований и собственники спортивных объектов несут непосредственную ответственность и за реализацию билетной политики, которая рассматривается как инструмент обеспечения безопасности спортивного мероприятия. Действительно, международная практика показывает, что правильная организация продажи билетов позволяет осуществлять реализацию судебных решений о запрете посещения спортивных мероприятий отдельными категориями болельщиков, разделить враждующих фанатов, не допустить переполнения стадионов. Интересны и европейские требования к оформлению билетов на спортивный матч. В билетах должна быть информация о владельце билета, правилах поведения на спортивном мероприятии (о запрете проноса алкоголя, наркотиков, оскорбляющих баннеров, файеров и т. п.), его дистрибьюторе, он должен быть защищен от подделок и не может быть передан самостоятельно другим лицам. Необходимо отметить и позитивную роль национального законодательства, направленного на борьбу с футбольными хулиганами. В частности, в Швейцарии для футбольных хулиганов введен запрет на посещение спортивных мероприятий и определенных общественных мест. Кроме того, в соответствии с законодательством этой страны футбольные хулиганы обязаны отмечаться в полиции накануне матчей, быть зарегистрированы в электронной информационной федеральной системе и могут быть ограничены в правах на выезд на зарубежные матчи. Аналогичные меры приняты в Германии, Австрии, Голландии и других странах. Можно также привести в пример законодательный опыт Франции, где принят Спортивный кодекс, который устанавливает суровые уголовные санкции за нарушение общественного порядка при проведении спортивных мероприятий. Этим Кодексом признаются уголовно наказуемыми ряд деяний, совершаемых футбольными хулиганами, в частности проникновение в состоянии алкогольного опьянения или путем обмана в спортивное помещение, пронос на спортивные мероприятия опасных предметов, разжигание ненависти во время матча к судьям, игрокам, иным лицам и ряд других деяний. Кроме того, предусмотрена возможность расформирования организаций спортивных болельщиков, члены которых грубо нарушают общественный порядок <3>. ——————————— <3> Соловьев А. А. Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 1.

Работу же по борьбе с правонарушениями в спорте координирует созданный в 2009 г. Национальный комитет превенции насилия и дискриминации в спорте в составе Государственного секретариата по делам молодежи и спорта Франции, который координирует деятельность 96 ассоциаций болельщиков <4>. ——————————— <4> Андреева И. А. Политика борьбы с насилием на спортивных стадионах во Франции // Уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью в сфере спорта: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18 марта 2011 г. Омск, 2011.

Но наиболее достойный пример в борьбе с футбольными хулиганами показала Великобритания. В 80 — 90-е гг. эта страна приняла целую серию законодательных актов, позволивших навести порядок на спортивных аренах. Так, Актом о спортивных мероприятиях (1985 г.) полиции было предоставлено право задержания и досмотра болельщиков, употребляющих спиртные напитки в поездах и автобусах по дороге на матч; Актом об общественном правопорядке (1986 г.) установлены полномочия судов по вынесению запретов на посещение футбольных матчей болельщикам, совершившим правонарушения; Актом о правонарушениях на футболе (1991 г.) признаны преступными действия болельщиков по выбрасыванию предметов на игровое поле или посадочные трибуны, скандированию текстов неприличного или расистского содержания, незаконному появлению на игровом поле; Актом о беспорядках на футболе (2000 г.) разрешено судам по заявлениям полиции выносить запрет футбольным хулиганам на посещение матчей — как домашних, так и в зарубежных странах, а нарушителям общественного порядка на спортивных объектах вменена обязанность сдавать в полицию зарубежные паспорта <5>. ——————————— <5> Опыт обеспечения охраны общественного порядка при проведении спортивных и зрелищных мероприятий: обзор зарубеж. источников // Штабной вестник МВД по Республике Татарстан. N 1. С. 7 — 11.

Существенную роль в нормализации обстановки в околофутбольной сфере сыграла и организационная перестройка работы полиции Великобритании. В частности, в составе МВД Великобритании была создана Национальная футбольная разведывательная служба (на базе криминальной разведки), на которую были возложены оперативная работа с фанатами, ведение картотеки футбольных правонарушителей и выполнение судебных решений о запрете на посещение футбольных матчей. Офицеры футбольной криминальной разведки (football intelligence officers) закреплены за конкретными футбольными и фан-клубами и практикуют совместные встречи для разработки оперативных мероприятий по пресечению массовых беспорядков, сопровождают болельщиков, в т. ч. в зарубежные страны, ведут работу с оперативными источниками информации в их среде, взаимодействуют самостоятельно с правоохранительными органами других стран. В настоящее время изменилось название этого подразделения. Сейчас оно называется Национальным футбольным подразделением (UK football policing unit). Указанное подразделение успешно курирует Департамент по футбольным вопросам МВД Великобритании. Активное участие в борьбе с антиобщественными группировками фанатов принимают также и другие службы МВД Великобритании, в частности Департамент криминальных расследований, местные и транспортные полицейские органы. Интересно, что даже календари спортивных игр и соревнований в этой стране в обязательном порядке согласуются с органами полиции. Сверхурочная же работа полицейских оплачивается спортивными клубами, и их деньги перечисляются на специальный счет Скотленд-Ярда. Не стоят в стороне от работы с фанатами национальные футбольные ассоциации и клубы Великобритании. Они непосредственно отвечают за обеспечение безопасности на стадионах, билетные программы, создание и функционирование служб стюардов и охраны, разделение болельщиков на стадионах, воспитательную работу с фанатами и фан-клубами. Кроме того, по законодательству Великобритании все стадионы должны иметь сертификат безопасности и быть обеспечены соответствующими качественными техническими средствами безопасности, компьютеризированными системами контроля доступа, комнатами контроля и досмотра зрителей. В частности, в соответствии со стандартами Соединенного Королевства стадионы должны быть оборудованы техническими средствами видеонаблюдения, обеспечивающими в полной мере контроль трибун и прилегающей к стадиону территории в радиусе 400 метров, с достаточной разрешающей способностью для идентификации каждого человека, находящегося в зоне действия системы. В целях же приобретения технических средств безопасности государство предоставляет владельцам спортивных сооружений специальные целевые льготные кредитные линии. Особо необходимо подчеркнуть слаженную работу местных властей, полиции, спортивных клубов Великобритании по распространению позитивной информации о достижениях в сфере футбольной безопасности, информированию болельщиков об изменениях в административном и уголовном законодательстве, пропаганде позитивного поведения фанатов и нулевой толерантности к футбольным хулиганам. Все вышеназванные правовые, организационные и технические меры способствовали повышению уровня безопасности проводимых спортивных мероприятий в Великобритании. За сравнительно короткий период времени правоохранительным силам этой страны удалось достичь существенных позитивных сдвигов в борьбе с правонарушениями среди фанатов <6>. ——————————— <6> То же. С. 16 — 28.

Это признают и лидеры самих фанатских объединений. Вот как один из них описывает результаты эффективной деятельности правоохранительных органов: «С каждым разом становится все сложнее и сложнее. Такое ощущение, что полиция знает о каждом твоем шаге, в такой ситуации трудно что-либо мутить. Едешь куда-нибудь на поезде — они ждут. Каждый раз, когда отправляешься куда-то на машине, — они тоже ждут. С их разведданными, с досье на конкретных людей они могут просто держать под колпаком конкретный район, и невозможно ничего будет сделать… Так что на домашних играх с беспорядками фактически покончено» <7>. ——————————— <7> Пеннант К. Top boys: сер. шокирующих интервью; вся правда о хулиганах от первого лица. М.: ИД «Кислород», 2008. С. 280.

Как же обстоит дело с обеспечением безопасности крупномасштабных спортивных мероприятий в Российской Федерации? Можно констатировать, что в целом безопасность обеспечивается на удовлетворительном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, успешное проведение различных крупных спортивных крупномасштабных и международных мероприятий на территории Российской Федерации. Однако, как представляется, впереди предстоит достаточно большая работа по приведению действующего российского законодательства в соответствие с международными, в частности европейскими, стандартами безопасности. Несмотря на то что Россия ратифицировала в 1991 г. Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей, многие ее положения выполняются, как представляется, неудовлетворительно, в частности не реализовано взятое Россией обязательство о постоянном пересмотре законодательства, связанного с обеспечением безопасности проведения спортивных мероприятий. В настоящее время в Российской Федерации нет специального законодательства, регулирующего сферу обеспечения безопасности спортивных мероприятий. Принятые же Российским футбольным союзом в соответствии с требованиями УЕФА и ФИФА стандарты, правила и регламенты, связанные с вопросами безопасности, являются только нормами общественной организации, установленными для добровольного выполнения членами РФС. Обязательные же для выполнения всеми должностными лицами и гражданами предписания закона в этой сфере правового регулирования отсутствуют. Разработанный законопроект МВД РФ «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий» до настоящего времени не принят, уже морально устарел и, по нашему мнению, не соответствует во многом международным стандартам безопасности <8>. ——————————— <8> Песков А. Н. О разработанном МВД РФ законопроекте «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации» // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2.

Подготовленный недавно законопроект «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г., Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит каких-либо законодательных новаций в сфере борьбы с криминальным поведением фанатов. По нашему мнению, на государственном уровне в России отсутствует системный подход к разработке мер по предотвращению асоциального поведения фанатов. В этой связи, как представляется, необходимо предпринять целый ряд мер профилактического характера, связанных с установлением социального контроля за этой группой населения. В частности, определить правовые меры по легализации неформальных объединений болельщиков, вывести их из тени, установить формы и виды общественного контроля за их поведением в рамках специальных социальных программ, наладить информирование фанатов об изменениях законодательства в сфере безопасности спорта и т. п. Целесообразно также в законодательстве Российской Федерации предусмотреть уголовную и административную ответственность для лиц, нарушающих общественный порядок на спортивных мероприятиях. В частности, установить административную ответственность за выбрасывание посторонних предметов на трибуны, футбольные поля; незаконный пронос опасных предметов на спортивные мероприятия; скандирование «речевок» экстремистского и непристойного характера и т. п. Необходимо по примеру многих европейских стран наделить российские суды полномочиями лишать права посещать спортивные мероприятия и отдельные общественные территории злостных футбольных хулиганов. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность превентивного задержания и доставления в суд для привлечения к ответственности фанатов, употребляющих алкогольные напитки и нарушающих общественный порядок по пути следования на футбольные матчи. Ввести уголовную ответственность для лиц, нарушающих запрет судов на посещение спортивных мероприятий. С учетом европейского опыта на законодательном уровне желательно урегулировать также вопросы, связанные с полномочиями организаторов спортивных соревнований по продаже именных билетов по документам, удостоверяющим личность гражданина. Как представляется, законом должна определяться и ответственность организаторов спортивных соревнований за разработку правил безопасности для зрителей, эвакуационных планов, взаимодействие с органами полиции, другими экстренными службами, обеспечение пропускного режима, в частности досмотр зрителей и их вещей. Весьма важным представляется также на законодательном уровне установление правовой процедуры сертификации безопасности российских спортивных стадионов. Целесообразно четко определить субъекты и объекты сертификации, саму процедуру сертификации, порядок участия в ней федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов, органов МВД, МЧС, здравоохранения и градостроительного надзора. Особое внимание следует уделить правовому регулированию, связанному с наличием на стадионах технических средств безопасности, в частности компьютеризированных систем контроля доступа, специальных систем видеонаблюдения, позволяющих идентифицировать личность, систем оповещения с автоматическим повышением звука, использованием аварийных источников электропитания и т. п. <9>. ——————————— <9> В Москве в настоящее время на некоторых объектах используется аппаратно-программный комплекс «Сова-видеопоток» для биометрической идентификации и розыска преступников, который позволяет фотографировать граждан во время прохождения рамки металлоискателя и сверять полученное изображение со специальной базой данных.

Кроме того, по опыту других стран, все спортивные российские стадионы должны быть, по нашему мнению, оснащены помещениями для контроля и управления оперативной обстановкой, содержания задержанных лиц, проведения с ними оперативно-следственных действий. В законодательном регулировании нуждаются и вопросы, связанные с расширением полномочий российской полиции по предотвращению массовых беспорядков на спортивных трибунах. В настоящее время в соответствии со ст. 12 федерального российского Закона о полиции российские полицейские обязаны оказывать только «содействие» организаторам спортивных мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка. Поэтому, по нашему мнению, в Законе о полиции следует предусмотреть дополнительные полномочия и ответственность полиции по обеспечению безопасности спортивных мероприятий, в т. ч. определить порядок нахождения работников полиции в местах проведения спортивных мероприятий; их полномочия по пресечению правонарушений, в т. ч. массовых беспорядков на спортивных объектах; эвакуации зрителей и персонала; блокированию и оцеплению мест проведения спортивных мероприятий; оперативно-техническому обследованию спортивных объектов; доставлению правонарушителей в служебные помещения организатора спортивного соревнования и т. п. Возможно, в МВД РФ должен быть создан единый центр координации организационной, профилактической, оперативной работы, направленный на противодействие криминальному поведению фанатов (может быть, на основе существующего Управления по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий). В соответствии с опытом полиции Великобритании указанный центр мог бы отвечать за оперативную работу с фанатами, ведение реестров футбольных хулиганов, выполнение судебных решений, связанных с запретом посещений фанатами спортивных соревнований и отдельных общественных мест. В рамках этого центра, по-видимому, целесообразно также организовать обмен международной правоохранительной информацией и создать Национальное футбольное подразделение, которое, как уже указывалось, имеется в каждом государстве Евросоюза, определить его статус и порядок взаимодействия с компетентными полицейскими органами других стран. Бесспорно, к этой работе наряду с органами МВД должны быть подключены все организации российского спорта, средства массовой информации и институты гражданского общества. В ближайшее время России предстоит провести крупнейшие спортивные мероприятия мирового уровня — зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. и чемпионат мира по футболу в 2018 г. Очень хотелось бы, чтобы эти важнейшие спортивные мероприятия были бы, в соответствии с международными стандартами, надежно и эффективно защищены от любых рисков и угроз, в т. ч. связанных с криминальным фанатизмом.

——————————————————————