Понятие материального стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими и труда гражданского персонала пограничных органов Федеральной службы безопасности

(Бордин С. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 11)

ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

С. Н. БОРДИН

С. Н. Бордин, старший юрисконсульт группы правового обеспечения КПИ ФСБ России, адъюнкт заочной формы обучения докторантуры и адъюнктуры МПИ ФСБ России, подполковник юстиции.

Между трудом военнослужащих и трудом гражданского персонала в системе органов власти, в которых законом предусмотрена военная служба, есть много общего. Примером этого служат воинские должности, которые в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ и п. 3 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ могут замещаться гражданским персоналом. Так, в соответствии с изданным на основании названных Федеральных законов Приказом ФСБ России «Об утверждении Перечня воинских должностей органов федеральной службы безопасности, которые могут замещаться гражданским персоналом» от 23 января 2006 г. N 20 это, например, должности преподавателей, инженеров, водителей и т. д. Поэтому полагаем, что принципы стимулирования труда военнослужащих и гражданского персонала могут иметь универсальный характер. В науке трудового права стимулы рассматриваются как самостоятельные позитивные средства (поощрения, льготы, надбавки, доплаты, компенсации и т. п.), участвующие в правовом регулировании трудовых отношений наряду с мерами принуждения. Главная их роль — в повышении трудовой активности, производительности и качества труда, в побуждении к добросовестному выполнению трудовых обязанностей <1>. ——————————— <1> Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. СПб., 2004. С. 49.

Поскольку правовые стимулы в науке трудового права достаточно исследованы, определена их роль, то опыт их применения может быть использован как для стимулирования труда гражданского персонала, так и для стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ право военнослужащих на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы. Ряд вопросов, связанных с правовым регулированием стимулирования исполнения обязанностей военной службы, наиболее основательно исследовался в работах таких российских ученых, как Н. В. Артамонов, В. М. Корякин, А. В. Кудашкин, А. И. Землин, А. С. Сливков и А. И. Тюрин. А. И. Тюриным впервые осуществлено комплексное исследование актуальных вопросов стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими ее по контракту, обоснована необходимость такого стимулирования, а также сформулированы понятия стимула исполнения обязанностей военной службы и стимулирования исполнения обязанностей военной службы <2>. ——————————— <2> Тюрин А. И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.

Понятие материального стимулирования наиболее разработано в экономической науке. В соответствии с современным экономическим словарем <3> материальное стимулирование (доплата) — несколько условное название обширной совокупности экономических форм и методов побуждения людей, основанной на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, в получении дополнительного денежного вознаграждения, вещественных побудителей (подарков), других стимулов (предоставления услуг, например, бесплатного проезда, выдачи бесплатных или частично оплачиваемых путевок для отдыха и др.). Но в основном под материальным стимулированием понимается денежная форма <4>. ——————————— <3> Борисов А. Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 379. <4> См., например: Юрганова Е. Ю. Мотивация и стимулирование труда управленческого персонала организации: Дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2003; Фищук Г. В. Совершенствование материального стимулирования труда наемных работников (на примере угольных разрезов Кузбасса): Дис. … канд. экон. наук. Кемерово, 2004; Лебедева А. В. Реализация экономических интересов в условиях трансформации мотивов трудовой деятельности: Дис. … канд. экон. наук. Казань, 2004; Кумейко Е. А. Вознаграждение по труду в современном производственном процессе: Дис. … канд. экон. наук. М., 2004; Коваленко О. С. Финансовые методы стимулирования профессиональной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. Ярославль, 2002.

Указанное определение материального стимулирования может быть взято за основу при определении понятия материально-правового стимула и материального стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими и труда гражданского персонала, поскольку экономические формы и методы побуждения людей основываются на праве и выражаются в правовых стимулах. Кроме того, отличительной особенностью материального стимулирования является то, что оно основано на стремлении к получению материального блага, которое свойственно как военнослужащим, так и гражданскому персоналу.

Материальное стимулирование военнослужащих (гражданского персонала) в рамках выплаты им денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы). В настоящее время основным нормативным правовым актом, определяющим правовые принципы оплаты воинского труда и состав денежного довольствия военнослужащих, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Понятие и принципы денежного довольствия военнослужащих определены в ст. 12 «Денежное довольствие» названного Закона. Согласно указанной статье денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Таким образом, первичным критерием дифференциации размеров денежного довольствия военнослужащих выступают занимаемая военнослужащим воинская должность и присвоенное воинское звание. Стимулирующий потенциал окладов месячного денежного содержания здесь зависит от их абсолютных размеров и дифференциации среди категорий военнослужащих. Премии, надбавки и дополнительные выплаты в составе денежного довольствия установлены ст. 13 «Дополнительные выплаты» Федерального закона «О статусе военнослужащих». Мы согласны с мнением А. И. Землина, Г. А. Золотухина, А. В. Михайлова о том, что дополнительные выплаты стимулируют военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в определенных воинских частях, на конкретных должностях, в конкретных местностях, с учетом особенностей и специфики воинского труда, а также могут носить компенсационный характер <5>. ——————————— <5> Землин А. И., Золотухин Г. А., Михайлов А. В. Денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим: Юридический справочник. М., 2001. С. 35.

По нашему мнению, указанные дополнительные выплаты и являются, собственно, стимулирующими. Так, в прежней редакции ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, которая называлась «Стимулирующие выплаты» и определяла их понятие и условия выплаты работникам, упоминались и компенсационные выплаты, т. е. законодатель также относил их к стимулирующим. В новой редакции ст. 129 «Основные понятия и определения» Трудового кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты — это доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера, а стимулирующие выплаты — это доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Таким образом, хотя законодатель в настоящее время и разделяет компенсационные и стимулирующие выплаты, но первые являются, по сути, также стимулирующими. Статья 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» такого понятия, как стимулирующие выплаты, вообще не содержит. Вместе с тем понятие «материальное стимулирование» содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации «О материальном стимулировании военнослужащих, занятых поиском и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов на местности (объектах)» от 24 ноября 2005 г. N 699, Указе Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих» от 29 декабря 2001 г. N 1509, Приказе ФСБ России «О материальном стимулировании военнослужащих за несение службы в составе караула» от 13 марта 2004 г. N 161 и др. Под материальным стимулированием в них понимаются денежные выплаты.

Материальное стимулирование военнослужащих (гражданского персонала) в рамках дисциплинарной практики. Материальное стимулирование военнослужащих в рамках дисциплинарной практики осуществляется через поощрение — разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, т. е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение военнослужащего, а следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности <6>. ——————————— <6> Комментарий Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации / Колл. авт. М., 2000. С. 49.

В соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации к мерам материального стимулирования военнослужащих можно отнести награждение военнослужащих ценными подарками (в том числе именными), деньгами, а также именным холодным и огнестрельным оружием. В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, относящейся к гл. 30 «Дисциплина труда», работников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, работодатель может материально поощрить — выдать премию, наградить ценным подарком.

Материальное стимулирование военнослужащих (гражданского персонала) в рамках социальных гарантий и компенсаций. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации, которые являются специальным средством (существующим лишь в сфере военно-служебных правоотношений) удовлетворения интересов и потребностей военнослужащих. К материальным стимулам в рамках социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, можно отнести, например: предоставление служебного жилья не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы; предоставление права на бесплатную медицинскую помощь; предоставление права на проезд на безвозмездной основе в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также предоставление иных материальных благ. В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. На основании изложенного можно сформулировать следующие определения: 1. Материальный стимул исполнения обязанностей военной службы (труда работника) — это правовое побуждение к законопослушному деянию в области конкретного военно-служебного (трудового) правоотношения, основанное на стремлении военнослужащего (работника) к получению материального блага. 2. Материальное стимулирование исполнения обязанностей военной службы (труда гражданского персонала) — это правотворческая и правоприменительная деятельность органов государственной власти, органов военного управления, направленная на создание и осуществление такого правового режима, при котором достижение государственно-значимых (общественно полезных) целей военной службы (труда) обеспечивается исполнением военнослужащими (работниками) своих обязанностей, основанным на их материальной заинтересованности в повышении уровня денежного содержания (денежного содержания государственного гражданского служащего, заработной платы), в получении стимулирующих выплат, а также материальных благ в рамках дисциплинарной практики и других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим (работникам).

——————————————————————