Все имеют право, но

(Гаврилов Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 30)

ВСЕ ИМЕЮТ ПРАВО, НО…

Е. ГАВРИЛОВ

Евгений Гаврилов, специалист-эксперт, юридический отдел, экспертно-правовое управление, Законодательное собрание Красноярского края, г. Красноярск.

На страницах газеты «ЭЖ-Юрист» в N 28 за 2013 год был рассмотрен вопрос об изменениях, внесенных в законодательство Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Гаврилов Е. «Я бы в магистратуру пошел…»). А сегодня мы коснемся формальностей, с которыми сопряжено обучение в магистратуре лиц, имеющих высшее образование.

Ограничение по специальности

В судебной практике встал вопрос о том, правомерно ли установление образовательной организацией дополнительных требований к поступлению в магистратуру, в частности указание на конкретную специальность по предыдущему диплому.

Так, в одном деле К. обратился в суд с иском к ФГБОУ ВПО «Российская школа частного права (институт)» с требованиями о признании незаконным отказа в поступлении в учебное заведение, об обязании зачислить в учебное заведение, организации плана по устранению образовавшейся академической задолженности.

В сентябре 2011 года К. проходил вступительные испытания в Российскую школу частного права (институт), представил необходимые для поступления документы, включая реферат по гражданскому праву, было назначено собеседование, в ходе которого он полно и исчерпывающе ответил на заданные вопросы. Однако ему объяснили, что он не может обучаться в данном учебном заведении по причине обладания только степенью бакалавра по специальности «экономика», что впоследствии было подтверждено в ответе ответчика на его письменное обращение. К. полагает, что имеет право на получение бесплатного высшего образования степени «магистратура» по специальности «юриспруденция», а отказ ответчика, обусловленный принципом приема на учебу в Российскую школу частного права только специалистов с высшим юридическим образованием, считает незаконным.

Тверской районный суд г. Москвы решением от 21.03.2012 отказал в удовлетворении исковых требований со ссылкой на п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.1994 N 1106 «Об обеспечении реализации программы «Становление и развитие частного права в России». Московский городской суд Апелляционным определением от 18.06.2012 по делу N 11-8431 оставил без изменения указанное решение.

К. обратился в ВС РФ с заявлением о признании частично недействующим абз. 2 п. 2 Постановления N 1106.

Оспариваемая заявителем норма закрепляет, что создаваемая в соответствии с указанной программой Российская школа частного права осуществляет прием специалистов с высшим юридическим образованием, их подготовку и выпуск с присвоением степени магистра частного права в соответствии с требованиями по данной специальности, определяемыми Советом Исследовательского центра частного права. Подготовка в школе специалистов для законопроектной и преподавательской работы с присвоением степени магистра частного права рассматривается как получение ими первого высшего образования по названной квалификации.

В обоснование своего требования К. указал, что оспариваемая норма противоречит п. 5 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Данная норма не предусматривает ограничений на получение образования по образовательной программе магистратуры в зависимости от специальности, указанной в дипломе бакалавра, и нарушает право заявителя на получение высшего профессионального образования в Российской школе частного права.

ВС РФ решением от 19.07.2012 N АКПИ12-887 в удовлетворении заявленного требования отказал.

Не соглашаясь с решением Суда, К. в апелляционной жалобе указал, что Правительство РФ вправе устанавливать требования к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования в целом для программы, а не отдельно для учебного заведения, а также то, что выводы суда основаны на неправильном толковании закона.

ВС РФ Определением от 18.10.2012 N АПЛ12-555 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

ВС РФ сделал вывод о том, что право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не является абсолютным и гарантируется лишь в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

Поскольку Правительство РФ полномочно определять требования к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что закрепление в Постановлении положения, предусматривающего прием в Российскую школу частного права специалистов с высшим юридическим образованием, не противоречит приведенным заявителем нормам.

Думается, вывод, сделанный судами, нельзя считать безупречным.

Постановление N 1106 было принято в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и не учитывает требований Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Норма п. 5 ст. 6 Закона N 125-ФЗ четко предусматривает, что лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (п. 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ). Таким образом, ограничение прав бакалавров на поступление в магистратуру незаконно.

Что касается конкретной специальности по предыдущему диплому, то действительно в федеральных государственных требованиях возможно предусмотреть специфику. Но только в отношении гарантии получения на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (п. 4 ст. 2 Закона N 125-ФЗ).

Правила приема в 2013 году в ФГБОУ ВПО «Российская школа частного права (институт)», утвержденные Приказом ректора РШЧП от 01.02.2013 N 5, предусматривают, что по результатам вступительных испытаний принимаются следующие категории граждан, имеющих высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу степени (квалификации) «бакалавр», квалификации «дипломированный специалист» (специальность «юриспруденция»). Получается, теперь вуз связывает специальность «юриспруденция» только с дипломированными специалистами, не предъявляет требований к направлению бакалавриата. Выходит странная ситуация: сейчас в РШЧП могут поступить бакалавры — не юристы, но не могут дипломированные специалисты — не юристы.

На наш взгляд, должен быть единый подход. РШЧП должна разработать и утвердить самостоятельный образовательный стандарт высшего образования по программе магистратуры. Для этого данному вузу необходимо быть включенным в Указ Президента РФ от 09.09.2008 N 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования».

Условия получения красного диплома

В письме от 16.05.2012 N ИБ-609/12 Минобрнауки России разъяснило, что условия выдачи диплома магистра с отличием зависят от того, обучался ли выпускник по ступеням или по уровням высшего профессионального образования (по ФГОСам).

В первом случае качество подготовки выпускника, освоившего программу магистратуры, определялось не двухлетней специализированной подготовкой магистра, а его подготовкой в течение всего шестилетнего периода обучения, предусмотренного государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры. — Прим. авт.).

Во втором случае основная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра (программа магистратуры), является самостоятельной образовательной программой, не включающей в себя программу бакалавриата или программу подготовки специалиста. Поэтому для лица, завершившего освоение программы магистратуры в качестве уровня высшего профессионального образования, возможность получения диплома магистра с отличием не зависит от качества его обучения по соответствующей ступени или соответствующему уровню, отраженного в дипломе о высшем профессиональном образовании, на основании которого лицо было принято в образовательное учреждение для обучения по программе магистратуры.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 232-ФЗ прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 30 декабря 2010 года. Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.

Таким образом, если лица поступили в магистратуру в период существования ступеней высшего профессионального образования (до 30 декабря 2010 года), то по истечении нормативных сроков освоения соответствующих программ магистратуры при успешном окончании вуза такие лица имеют право на диплом с отличием только при условии, что их предыдущий диплом о высшем профессиональном образовании был тоже с отличием. Если поступление произошло после 30 декабря 2010 года, то наличие предыдущего диплома с отличием для получения красного диплома магистра необязательно.

О гарантиях, компенсациях, льготах

В силу ст. 173 ТК РФ обучение дипломированных специалистов в магистратуре предполагает обязанность работодателя предоставить обучающемуся работнику дополнительные отпуска, а также другие гарантии и компенсации (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2012 N 33-13030/2012).

КС РФ в Определении от 20.12.2005 N 481-О указал, что норма ч. 1 ст. 177 ТК РФ не препятствует решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключает обязанность работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с обучением, если это предусмотрено коллективным договором либо соглашением между работником и работодателем (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 31.08.2012 N 33-5964/2012).

К слову, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в отличие от Закона N 125-ФЗ (п. 3 ст. 16), не предусматривает для студентов, включая магистрантов, бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. Мы категорически не согласны с лишением студентов такой льготы! Соответствующие изменения необходимо предусмотреть в Законе N 273-ФЗ.

Про армию

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения по программам магистратуры, если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр», на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Таким образом, дипломированные специалисты, поступившие в магистратуру, в любом случае не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу (Кассационное определение Пермского краевого суда от 30.11.2011 по делу N 33-12228).

С таким однозначным подходом сложно согласиться, ибо он не учитывает, что дипломированные специалисты вправе продолжать высшее образование в магистратуре, которое не рассматривается для них в качестве второго высшего образования (п. 5 ст. 4 Закона N 232-ФЗ). Более того, поступить в магистратуру они могут в год получения документа государственного образца о высшем образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», и тем самым продолжить свое первое высшее образование.

На наш взгляд, абз. 8 п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ необходимо изложить в следующей редакции:

«…программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата либо если указанные обучающиеся не имеют диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения документа государственного образца о высшем образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры».

Как видим, обучение в магистратуре сопряжено с рядом формальностей. ФГОСы, образовательные стандарты, федеральные государственные требования могут предусматривать специфику структуры программ магистратуры, требований к условиям их реализации и результатам освоения программ магистратуры. Условия получения красного диплома магистра зависят от времени поступления в магистратуру. Магистранты имеют предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации, однако с 1 сентября 2013 года, как и все студенты, лишаются права на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. Отсрочку от призыва на военную службу при обучении в магистратуре дипломированные специалисты не имеют.

Настоящая публикация отражает

частное мнение автора данной статьи,

и ее не следует рассматривать в качестве

официальной позиции

Законодательного собрания Красноярского края

по исследуемому вопросу

——————————————————————