О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки родителям погибших (умерших) военнослужащих
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 9)
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЯМ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
В статье рассмотрен вопрос о возможности признания родителей погибшего (умершего) военнослужащего членами его семьи и о распространении на них полного пакета социальных гарантий на федеральном уровне, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.
Ключевые слова: погибший, умерший, призыв, начало военной службы, статус, гарантии, родители, член семьи, военнослужащий, пенсия по случаю потери кормильца, студент, академический отпуск.
On some issues related to the provision of social support to parents dead soldiers A. V. Efremov
The article considers the possibility of recognition of parents died (deceased) member of his family, and subjecting them to a full package of social protection at the federal level, which leads to problems in law enforcement.
Key words: the deceased, the deceased, call, military service status, guarantees, parents, family member, soldier, survivor’s pension, student, academic leave.
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях, перечисленных в названной статье Закона. В силу п. 2 ст. 37 указанного Федерального закона военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подп. «л», «м», «н», «о», «п» и «р» п. 1 ст. 37 Закона; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Из анализа положений данной статьи Закона следует, что законодателем не установлены различия между понятиями «погибший» и «умерший» военнослужащий. Принципиальным является тот факт, что гибель (смерть) военнослужащего наступила при исполнении им обязанностей военной службы. Также в ст. ст. 21 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» понятия «погибший» и «умерший» в целях предоставления мер социальной поддержки являются равнозначными. Так, например, статья 21 указанного Закона называется «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий». Федеральный закон «О статусе военнослужащих» применительно к предоставлению социальных гарантий членам семей военнослужащих также рассматривает понятия «умерший» и «погибший» как равнозначные. В военном законодательстве содержится большое число правовых норм, в которых упоминается смерть военнослужащего (лица, уволенного с военной службы) как юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как отмечается в научной литературе, смерть человека, как правило, одновременно выступает правоустанавливающим, правоизменяющим и правопрекращающим обстоятельством для широкого круга правоотношений. Правоотношения, возникающие в связи со смертью человека, — это существующая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между юридическими или физическими лицами, их организациями, объединениями, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей, поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства, возникающая в результате юридической фиксации прекращения жизнедеятельности человека <1>. ——————————— <1> Лапшин В. Е. Смерть как правовое явление: Дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2005. С. 5.
При анализе законодательства, содержащего нормы о социальной поддержке семей погибших (умерших) военнослужащих, обращает на себя внимание то обстоятельство, что практически повсеместно законодатель употребляет двойное наименование данного юридического факта: «смерть (гибель)», «умер (погиб)», «умерший (погибший)» и т. п. Словарь русского языка определяет смерть как прекращение жизни <2>, а гибель — уничтожение, разрушение, смерть (от катастрофы, стихийного бедствия и т. п.); погибнуть, гибнуть — подвергаться уничтожению, гибели <3>; умереть — перестать жить <4>. ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 638. <3> Там же. С. 112. <4> Там же. С. 723.
Из приведенных определений можно сделать вывод, что применительно к человеку понятие «смерть» означает общее основание прекращения жизни независимо от причины. Когда же употребляется понятие «гибель», то имеется в виду смерть, наступившая в силу воздействия внешних причин (катастрофа, стихийное бедствие, война и т. п.). При этом в целях предоставления мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих определяющее значение имеет обстоятельство наступления смерти (гибели) военнослужащего: при исполнении обязанностей военной службы или нет. Такое разграничение причин смерти военнослужащего имеет существенное значение для определения объема социальных гарантий, предоставляемых семьям умерших (погибших) военнослужащих. По общему правилу семьям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, предоставляется более широкий круг мер социальной поддержки, устанавливаются повышенные размеры пенсий, пособий и т. д. в сравнении с семьями военнослужащих, умерших вследствие причин, не связанных с исполнением обязанностей военной службы <5>. ——————————— <5> Корякин В. М., Скулакова О. В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. М., 2010. С. 179 — 181.
Специфика социально-правового положения семей военнослужащих проявляется в том, что как в военном законодательстве, так и в законодательстве иных отраслей права содержится весьма значительное число специальных правовых норм, регулирующих различные аспекты социальной защиты семей военнослужащих. Анализ указанного законодательства показывает, что в зависимости от предмета правового регулирования круг лиц, относящихся к членам семей военнослужащих, в различных нормативных правовых актах определяется по-разному. Так, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: 1) супруга (супруг); 2) несовершеннолетние дети; 3) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 4) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 5) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. В то же время, согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Как видно из сравнения норм двух указанных выше законодательных актов, ЖК РФ устанавливает более широкий круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, являющегося нанимателем жилого помещения, чем это определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Еще более широкий круг лиц относит к членам семьи военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы, военно-пенсионное законодательство. Так, согласно Закону Российской Федерации 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от при наличии условий, указанных в данном Законе, право на пенсию по случаю потери кормильца могут иметь следующие члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего: супруга (супруг); дети; родители (мать и отец); братья и сестры; внуки; дедушка и бабушка; усыновители; усыновленные; отчим и мачеха; пасынок и падчерица <6>. ——————————— <6> Корякин В. М., Скулакова О. В. Указ. соч. С. 11 — 13, 20.
В большинстве случаев предоставление социальных гарантий детям военнослужащих ограничено возрастными рамками: социальные гарантии предоставляются до достижения ими совершеннолетия, т. е. возраста 18 лет, а если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения — то до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет. Дети военнослужащего, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, признаются членами его семьи независимо от возраста. Другое исключение составляет жилищное обеспечение: право на получение жилого помещения вместе с отцом (матерью) имеют дети военнослужащего независимо от возраста, при условии совместного проживания с военнослужащим (п. 1 ст. 69 ЖК РФ). Родители военнослужащего считаются членами его семьи, имеющими право на предоставление социальных гарантий, только в случае признания их состоящими у него на иждивении. Исключение составляет право на жилищное обеспечение: согласно п. 1 ст. 69 ЖК РФ родители нанимателя жилого помещения признаются членами его семьи, если они проживают совместно с ним. Кроме того, родители признаются членами семьи военнослужащего независимо от нахождения на его иждивении и совместного с ним проживания в случаях, прямо указанных в законе (например, в пенсионном законодательстве; в законодательстве об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и др.) <7>. ——————————— <7> Корякин В. М., Скулакова О. В. Указ. соч. С. 11 — 13, 20.
В тех случаях, когда граждане перестали находиться на иждивении военнослужащего в связи с его гибелью (смертью), определение их статуса как членов семьи возможно только на основе отношений, существовавших при жизни военнослужащего. Особого внимания заслуживает позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 13 марта 2008 г. N ГКПИ07-1650. В частности, Верховный Суд указал, что п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан — для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам <8>. ——————————— <8> Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N КАС08-225.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. В силу п. 3 ст. 21 вышеназванного Закона меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей. Следовательно, п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, т. е. данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 названного Закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации). Таким образом, юридическим фактом, с которым Закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», является гибель (следует обратить внимание на то, что причиной смерти в этом случае является внешнее воздействие, а не болезнь и иные причины) военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы. Именно к такому выводу пришла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в своем Апелляционном определении от 14 мая 2013 г. Совершенно к противоположному выводу пришла судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда, которая в Определении от 5 апреля 2008 г. N 33-1750 указала следующее. Удовлетворяя требование М-вой, являющейся матерью умершего в период военной службы М-ва, о выдаче удостоверения о праве на льготы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на меры социальной поддержки родителей погибших военнослужащих связано с условием наступления смерти военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Данный вывод суда не основан на действующем законодательстве. Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее — погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего). Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в вышеназванной статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей. Из содержания данной статьи следует, что законодателем используются два понятия наступления смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, тогда как, распространяя эти меры социальной поддержки на членов семей военнослужащих, законодатель предусматривает такое право только за членами семей погибших военнослужащих. Из буквального значения слов «погибший» и «умерший» следует, что погибшим при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим является лицо, смерть которого наступила сразу в результате увечья (ранения, травмы, контузии), либо которое умерло от его последствий спустя некоторое время после причинения; соответственно умершим при исполнении обязанностей военной службы военнослужащим является лицо, смерть которого наступила от заболевания. Судом было установлено, что М-в умер от онкологического заболевания в период военной службы, т. е. его смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы. Однако данное обстоятельство не дает права его матери на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», поскольку члены семьи умершего военнослужащего не приравнены к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. Следовательно, истцу не могло быть выдано удостоверение о праве на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
——————————————————————