О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 9)
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
В статье рассмотрен вопрос о мерах социальной поддержки близких родственников погибшего (умершего) военнослужащего, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.
Ключевые слова: военная служба, погибший, умерший, военнослужащий, член семьи, пенсия по случаю потери кормильца, меры социальной поддержки.
Legal aspects of providing social support for family members of the deceased breadwinner, held military service A. V. Efremov
This article describes the issue of measures of social support for close relatives of the deceased (decedent) soldier, which leads to problems in practice.
Key words: military service, the deceased, the deceased soldier, family member, survivor’s pension, social support.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N ГКПИ 04-945), права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», — на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»). Кроме того, основанием для предоставления права на льготы могут служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. N 1611-ВС «О праве родителей и вдов погибших военнослужащих на меры социальной поддержки», содержащаяся в п. 2 ст. 21 названного Федерального закона формулировка «независимо от получения любого вида пенсии» означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т. д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию. Так, например, Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2012 г. гражданское дело по иску гр. Р. к военному комиссариату Свердловской области, государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, территориальному органу исполнительной власти Министерства социальной защиты населения Свердловской области — Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, отделу военного комиссариата Свердловской области по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам г. Екатеринбурга о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности, взыскании недополученного пособия, установил следующее. Гражданка Р. обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением, в котором просила признать своего отца гр. Р. участником боевых действий и признать за ней право на льготы как дочери участника боевых действий, обязать военкомат выдать ей документ, необходимый для получения удостоверения, предоставляющего право на льготы, взыскать с Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга недополученное пособие. В обоснование своего заявления гр. Р. указала, что ее отец гр. Р. являлся участником боевых действий на территории п. Луанда (Ангола) в составе войсковой части 00000 с 23 сентября 1988 г. по 24 марта 1989 г., имел воинское звание матроса. При жизни он не оформлял удостоверения участника боевых действий. В отзывах представители ответчика исковые требования не признали, указали, что порядок выдачи удостоверений участника боевых действий определен действующим законодательством, гр. Р. при жизни не получал удостоверения в установленном порядке, в связи с чем истице необходимо обратиться в органы соцзащиты с заявлением и документами, подтверждающими статус гр. Р. Представитель территориального органа исполнительной власти Министерства социальной защиты населения Свердловской области — Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга в судебном заседании пояснила, что истица с заявлением о выдаче удостоверения не обращалась, в связи с чем вопрос об установлении права не решался, однако представитель истицы приходила на консультацию, где ей был выдан перечень документов, необходимых для установления истице статуса члена семьи погибшего ветерана боевых действий, среди которых обязательным документом названа справка из военного комиссариата о том, что умерший являлся ветераном боевых действий. Заслушав участвующих лиц, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявление истицы подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации (ст. 28). Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Согласно данной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым в эти органы (п. 2). Федеральный закон «О ветеранах» в ст. 3 определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. Так, к ветеранам боевых действий законодатель относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 3). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному закону «О ветеранах». Изменения в указанный перечень вносятся Федеральным законом. Так, согласно приложению участие в боевых действиях в Анголе с ноября 1975 г. по ноябрь 1992 г. (в редакции Закона от 16 ноября 2011 г.) и в боевых действиях в Анголе с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г. (в редакции Закона от 22 июля 2008 г.) относится к разделу III приложения. На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие ст. ст. 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах». Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (в редакции от 22 июля 2008 г.) утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которой предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. N 1611-ВС «О праве родителей и вдов погибших военнослужащих на меры социальной поддержки», содержащаяся в п. 2 ст. 21 названного Федерального закона формулировка «независимо от получения любого вида пенсии» означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т. д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию. Как установлено судом, и сторонами не оспаривается, гр. Р. до своей смерти с заявлением о выдаче соответствующего удостоверения не обращался, указанное удостоверение ему не выдавалось. Впервые в суд обратилась его дочь — гр. Р. и просит признать своего отца участником боевых действий. Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что гр. Р., матрос, Приказом от 18 июля 1988 г. N 103 зачислен в списки части 00000, согласно Приказу от 21 сентября 1988 г. N 138 с 23 сентября 1988 г. гр. Р. убыл в воинскую часть для выполнения боевой задачи. Согласно архивной справке филиала Центрального военно-морского архива на Северном флоте, записям вахтенных журналов войсковой части 00000 за период с 23 сентября 1988 г. по 25 марта 1989 г., в период с 23 октября 1988 г. по 24 февраля 1989 г. воинская часть находилась в п. Луанда. Учитывая, что представленными доказательствами подтверждается участие гр. Р. в боевых действиях в Анголе (п. Луанда) в период с 23 октября 1988 г. по 24 февраля 1989 г., указанные требования истицы подлежат удовлетворению. Вместе с тем требование истицы о возложении обязанности на военный комиссариат выдать соответствующий документ о предоставлении права на льготы и требование к Пенсионному фонду о выплате пособия не подлежат удовлетворению, поскольку, как указано выше, право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляется членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», — на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Как указал представитель территориального управления Министерства социальной защиты, для получения удостоверения необходимо представить справку о том, что гр. Р. был признан ветераном боевых действий. Судом установлено, что гр. Р. удостоверение не получал и не был признан участником боевых действий, поскольку в архивных документах неправильно указаны инициалы гр. Р.: вместо А. В. указано А. Л., что послужило препятствием для установления его участия в боевых действиях военным комиссариатом. Истица, желая получить льготы, предусмотренные для членов семьи ветеранов боевых действий, обратилась в военкомат для оформления удостоверения, однако Законом предусмотрено получение такого удостоверения лишь самим участником, в связи с чем ей было отказано в выдаче указанной справки. Учитывая, что истица в территориальное управление социальной защиты с заявлением о выдаче удостоверения не обращалась, как и не обращалась с заявлением в Пенсионный фонд о назначении пособия, соответственно, у ответчиков не возникло обязанности по назначению каких-либо пособий, требования истицы не подлежат удовлетворению. Поскольку до принятия решения о признании гр. Р. участником боевых действий у истицы отсутствовали документы, необходимые для обращения с заявлением в соответствующие органы за назначением пособия или получением удостоверения, то и возлагать на ответчиков обязанность по устранению нарушений прав истицы на получение соответствующих льгот суд не вправе. Суд принимает решение по заявленным истицей требованиям и не вправе выйти за их пределы. При таких обстоятельствах требования истицы о возложении обязанности на военный комиссариат по выдаче соответствующего документа о праве на льготы и на Пенсионный фонд Железнодорожного района по выплате задолженности не подлежат удовлетворению. Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влекут за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования гр. Р. к военному комиссариату Свердловской области, государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, территориальному органу исполнительной власти Министерства социальной защиты населения Свердловской области — Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, отделу военного комиссариата Свердловской области по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам г. Екатеринбурга о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности, взыскании недополученного пособия удовлетворить частично. Признать гр. Р., воинское звание «матрос», ветераном боевых действий на территории п. Луанда (Ангола) в составе войсковой части 00000 с 23 октября 1988 г. по 24 февраля 1989 г. В остальной части исковых требований отказать <1>. ——————————— <1> URL: http://leninskyeka. svd. sudrf. ru.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на то, что применительно к гарантиям и компенсациям членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которые им предоставлялись в соответствии с абз. 13 п. 4 и п. 5 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», до последнего времени существовало ограничение, заключавшееся в том, что за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в п. п. 2 — 4 ст. 24 названного Закона, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохранялись другие социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащих (граждан). Депутатами Государственной Думы Российской Федерации был разработан проект, в пояснительной записке к которому указывалось, что «практика применения указанных норм Федерального закона свидетельствует об их неоднозначном толковании и произвольном применении государственными органами и их должностными лицами. Широкое распространение получила практика, в соответствии с которой соответствующие социальные гарантии предоставляются членам семьи погибшего военнослужащего только в том случае, если они фактически пользовались ими при жизни военнослужащего. Если же по каким-либо причинам при жизни военнослужащего они не воспользовались этими социальными гарантиями, хотя и имели на это право, то в предоставлении этих социальных гарантий после гибели (смерти) военнослужащего членам его семьи отказывают. Неоднозначно определяется и объем предоставления отдельных социальных гарантий членам семьи погибшего военнослужащего. Так, норма о сохранении социальных гарантий по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению зачастую истолковывается как указание об оказании именно той медицинской помощи, которая оказывалась члену семьи при жизни военнослужащего, а не той, необходимость в которой возникла после гибели военнослужащего. Таким образом, действующие нормы Федерального закона не только создают предпосылки к необоснованному нарушению прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, но и являются коррупциогенными. В связи с изложенным законопроектом предлагается уточнить, что соответствующие социальные гарантии предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае, если право на их предоставление возникло при жизни военнослужащего». Соответствующий Федеральный закон N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был подписан Президентом Российской Федерации 14 июня 2012 г. Указанным Законом в абз. 13 п. 4 и в п. 5 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, в соответствии с которыми слова «которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан)» были исключены.
——————————————————————