О реализации юридических обязанностей военнослужащих после истечения срока контракта о прохождении военной службы

(Титов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

О РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. В. ТИТОВ

Титов А. В., адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.

В последнее время пристальное внимание военных юристов, а также командиров (начальников) обращено на проблемы исполнения военнослужащими возложенных на них обязанностей. Наиболее острые дискуссии вызывают вопросы исполнения военнослужащими обязанностей после истечения срока, указанного в контракте, а также в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе <1>. ——————————— <1> См.: Корнишин С. В. Правовое положение граждан, пребывающих на военной службе после истечения ее срока // Журнал российского права. 2003. N 12; Корякин В. М. К вопросу о правовом положении военнослужащего после окончания срока действия контракта // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 5; Новиков Н. А. Служба после окончания срока контракта: правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 4; Тищенко А. Г. Окончание военной службы (по призыву и по контракту) // Там же. 2000. N 4; Фатеев К. В. Контракт истек — ответственности не несу?! // Там же. 1997. N 3; Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 30 сентября 2004 г. N 322-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О.

Статьями 26 и 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ установлено, что военнослужащие исполняют общие, должностные и специальные обязанности. Не ставя перед собой цель в настоящей статье анализировать каждый из указанных видов обязанностей военнослужащих, остановимся лишь на некоторых вопросах исполнения военнослужащими юридических обязанностей после истечения срока контракта о прохождении военной службы на практике. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, имеющие статус военнослужащих, признаются таковыми, если они проходят военную службу по призыву или по контракту. Вместе с тем в п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ перечислены юридические факты, с наступлением которых связано начало военной службы. Так, в частности, согласно абз. 5 п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Таким образом, с формально-логической точки зрения было бы возможным предположить, что моментом окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, должен быть момент истечения срока военной службы, определенный контрактом о прохождении военной службы. Однако п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Как справедливо указал А. Г. Тищенко, окончание срока военной службы само по себе не является окончанием военной службы, окончание срока военной службы — это одно из оснований для увольнения военнослужащего <2>. ——————————— <2> Тищенко А. Г. Окончание военной службы (по призыву и по контракту) // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 4.

За последние годы «истечение срока контракта о прохождении военной службы» неоднократно становилось предметом судебных разбирательств. Так, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 30 сентября 2004 г. N 322-О и Определении Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О, Конституционный Суд делает вывод о том, что «военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя обязанности… в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе». Согласно п. 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы гражданин (военнослужащий) добровольно дает обязательства <3>: ——————————— <3> Приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

а) проходить военную службу по контракту в течение установленного контрактом срока; б) в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку. Справедливо возникает вопрос: почему Определением N 721-О-О Конституционного Суда Российской Федерации разъяснены вопросы срока военной службы, которые достаточно определенно, по-новому, доктринально, но с далеко идущими практическими последствиями определены в подп. «а» п. 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы: гражданин проходит военную службу в течение установленного контрактом срока, в пределах которого он исполняет возложенные на него обязанности, в частности общие обязанности военнослужащих. В свою очередь, сущность данных обязанностей изложена в ст. ст. 16 — 23 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее — УВС ВС РФ). Применительно к анализируемым нами судебным актам особый интерес представляют положения п. 16 УВС ВС РФ, согласно которому военнослужащие обязаны строго соблюдать законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников). Не надо быть юристом, для того чтобы понять, что в момент подписания контракта гражданин добровольно принимает на себя обязательства исполнять все законодательные акты, принятые в установленном порядке. Таким образом, с приобретением статуса военнослужащего гражданин выражает свое согласие с теми ограничениями в правах, которые устанавливаются в государстве в целях предотвращения угроз, создающих для него опасность. В то же время открытым остается вопрос о том, может ли такой военнослужащий после истечения срока контракта, но до его исключения из списков личного состава воинской части, помимо общих обязанностей, исполнять должностные и специальные. В частности, «при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением» <4>. ——————————— <4> Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 30 сентября 2004 г. N 322-О.

Важное замечание по рассматриваемому вопросу делает С. В. Корнишин, указывая на то, что согласно подп. «а» п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт прекращает свое действие не с истечением срока, на который он был заключен, а со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которое может состояться позднее истечения срока контракта. «Между командирами (начальниками) и гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока, — указывает С. В. Корнишин, — сохраняются отношения власти и подчинения. Соблюдение данных отношений обеспечивается в соответствии с законом, в том числе санкциями правовых норм» <5>. Данная точка зрения является логичной и вполне обоснованной. ——————————— <5> Корнишин С. В. Правовое положение граждан, пребывающих на военной службе после истечения ее срока // Журнал российского права. 2003. N 12.

Таким образом, справедлив вывод о том, что по истечении срока контракта о прохождении военной службы, но до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части последний обязан исполнять общие, должностные и специальные обязанности. Однако из данного правила есть исключения, они касаются военнослужащих, признанных временно не годными к военной службе согласно п. 144 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, а также имеющих воинское звание офицера в случае признания их ограниченно годными к военной службе (подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников). В первом случае при частичном освобождении военнослужащего военно-врачебной комиссией от исполнения обязанностей в ее заключении указывается, от каких видов исполнения обязанностей (несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде и др.) военнослужащий подлежит освобождению. Во втором случае — случае признания военно-врачебной комиссией военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, ограниченно годным к военной службе (подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») — у командира (начальника) в силу обязанности, изложенной в ст. 81 УВС ВС РФ, возникает необходимость назначить такого военнослужащего на должность, позволяющую ему выполнять соответствующие состоянию здоровья обязанности. В силу ст. 20 УВС ВС РФ (забота о сохранении личного здоровья) инициатором названной необходимости может выступить непосредственно сам военнослужащий, ограниченно годный к военной службе. Для этого военнослужащему необходимо подать по команде соответствующий рапорт с копией приложенного заключения военно-врачебной комиссии. Указанный в п. 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. N 721-О-О вариант должного поведения командиров (начальников) по подбору военнослужащему воинской должности, учитывающий установленные ограничения по состоянию здоровья, в действительности (на практике) может вызвать ряд проблем. В качестве примера можно назвать отсутствие законодательных критериев, по которым можно будет считать воинскую должность защищенной от воздействия на нее опасных факторов военной службы, т. е. благоприятной для военнослужащего, признанного ограниченно годным к военной службе. По мнению автора, к критериям, по которым следует считать воинскую должность защищенной от воздействия на нее опасных факторов военной службы, можно отнести: — службу, не сопряженную с источниками повышенной опасности; — службу в благоприятных климатических условиях; — службу, исключающую участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации; — службу, исключающую участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных бедствий и др. В случае зачисления военнослужащих в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников) по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащие исполняют общие обязанности, а в некоторых случаях и специальные <6>. ——————————— <6> Речь идет о тех видах специальных обязанностей, которые исполняются военнослужащими исключительно в добровольном порядке, не связаны с использованием и применением военнослужащими оружия. Например, исполнение обязанностей по ликвидации последствий стихийных бедствий, землетрясений, наводнений, лесных пожаров, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что в настоящей статье были рассмотрены лишь некоторые из аспектов исполнения военнослужащими юридических обязанностей после истечения срока контракта о прохождении военной службы. Данные вопросы требуют нового подхода к изучению со стороны как законодательных органов, так и военно-правовой науки.

——————————————————————

Вопрос: Уволен в 1990. Пенсия исчислена в Приморском крае с учетом районного коэффициента 1,2. Перерасчет сделан с 1 января 2003 г. с применением коэффициента 1,5. За период до 1 января 2003 г. в перерасчете пенсии отказано. Правомерно ли это? Некоторое время служба была связана с радиаций и излучением. Уволен по болезни. Какие положены льготы и компенсации? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Уволен в 1990 г. с полуострова Камчатка. 20 лет непрерывной военной службы на п/о Камчатка. Пенсия исчислена в Приморском крае с учетом районного коэффициента 1,2. Перерасчет сделан с 1 января 2003 г. с применением коэффициента 1,5. За период до 1 января 2003 г. в перерасчете пенсии отказано. Правомерно ли это? В течение 9 лет служба была связана с источниками радиоактивных веществ и ионизирующих излучений. Уволен по болезни. Какие положены льготы и компенсации и на основании каких нормативных актов? Куда и какие необходимо представить документы?

Ответ: По первому вопросу. В соответствии с первоначальной редакцией Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее — Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») с 1 февраля 1993 г. действовало положение, предоставлявшее военным пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, соответствующие надбавки к этим пенсиям и повышения (с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей). При этом указанные надбавки устанавливались только на период проживания военных пенсионеров в этих местностях. В том случае, если уволенные военнослужащие переезжали на Большую землю, они утрачивали право на получение пенсии с учетом северных надбавок. Поскольку Вы переехали на постоянное место жительства в Приморский край, то и размер Вашей пенсии должен был исчисляться с применением районного коэффициента, установленного для Приморского края (1,2). С 1 января 1997 г. действуют нормы, введенные Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ, гарантирующие для военных пенсионеров, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, сохранение размера пенсии, исчисленной с применением ч. 1 ст. 48 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (т. е. с учетом соответствующего районного коэффициента), при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства. С 1 января 2003 г. Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ в ч. 3 ст. 48 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» введена норма, устанавливающая, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5. В связи с изложенным, поскольку указанный порядок введен в действие с 1 января 2003 г., районный коэффициент, установленный по последнему месту Вашей службы в Камчатской области (с учетом предельного размера) подлежит применению только с указанной даты. Действия пенсионного органа правомерны. По второму вопросу. Дополнительные гарантии Вам могли бы быть предоставлены только в случае установления Вам инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, т. е. вследствие военной травмы.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Уволен по выслуге лет с должности старшего техника по 9-му разряду. С 1 октября 2005 г. должность старшего техника подлежит замещению офицерами и установлен 11-й разряд (Приказ министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, приложение N 2, п. 16). Военкомат отказал в перерасчете пенсии, мотивируя тем, что нет достаточных оснований. Прошу объяснить, имею ли я право на перерасчет пенсии по 11-му разряду, если нет, то почему. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Уволен по выслуге лет с должности старшего техника по 9-му разряду. С 1 октября 2005 г. должность старшего техника подлежит замещению офицерами и установлен 11-й разряд (Приказ министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, приложение N 2, п. 16). Военкомат отказал в перерасчете пенсии, мотивируя тем, что нет достаточных оснований. Прошу объяснить, имею ли я право на перерасчет пенсии по 11-му разряду, если нет, то почему.

Ответ: В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. п. 9 и 10 названного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии. В соответствии с п. 9 указанного Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 данного Постановления, включается: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подп. «в», «г» и «д» п. 9) — оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Оклад по последней штатной должности исчислялся Вам из 9-го тарифного разряда. Штатную должность, по которой установлен 11-й тарифный разряд, Вы перед увольнением не занимали и не имеете права на расчет пенсии исходя из 11-го тарифного разряда. Статьей 49 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в качестве одного из оснований пересмотра пенсий установлено увеличение денежного довольствия военнослужащих: военные пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. При этом изменение тарифного разряда по должности не относится к увеличению денежного довольствия военнослужащих. Права на перерасчет пенсии Вы не имеете.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Прослужил 20 лет 3 месяца (майор запаса). Уволили без пенсии, так как нет подтверждения срочной службы. НОК 35 ОА указал, что пенсия положена, но добиваться нужно самому. Добиваюсь 5 лет — безрезультатно. Куда только не писал, вплоть до приемной Министерства обороны Российской Федерации. Все ссылаются друг на друга. Помогите. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Прослужил 20 лет 3 месяца (майор запаса). Уволили без пенсии, так как нет подтверждения срочной службы. НОК 35 ОА указал, что пенсия положена, но добиваться нужно самому. Добиваюсь 5 лет — безрезультатно. Куда только не писал, вплоть до приемной Министерства обороны Российской Федерации. Все ссылаются друг на друга. Помогите.

Ответ: К сожалению, в своем вопросе Вы указали недостаточно информации для подготовки обоснованного ответа. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду, говоря о неподтверждении срочной службы. Попробуйте решить Вашу проблему путем обращения в суд.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Почему при повышении пенсий систематически задерживают на 2 — 3 месяца выплату надбавок, в том числе надбавок с 1 декабря 2007 г., хотя перерасчет пенсий произведен своевременно? Офицерам денежное довольствие с 1 декабря 2007 г. выплачено по-новому. Военные пенсионеры, видимо, люди второго сорта? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Почему при повышении пенсий систематически задерживают на 2 — 3 месяца выплату надбавок, в том числе надбавок с 1 декабря 2007 г., хотя перерасчет пенсий произведен своевременно? Офицерам денежное довольствие с 1 декабря 2007 г. выплачено по-новому. Военные пенсионеры, видимо, люди второго сорта?

Ответ: Это связано, по видимому, с чисто техническими причинами, поскольку работники пенсионных органов должны производить перерасчет пенсий персонально каждому военному пенсионеру, а для этого необходимо определенное время. Вы вправе в судебном порядке взыскать с пенсионных органов убытки, причиненные Вам за несвоевременную выплату сумм пенсии с учетом инфляции.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Младший сержант, выслуга — 20 лет (календарных). Нахожусь в распоряжении, имею инвалидность 3-й группы (рабочая). В этом случае мне положена выплата пенсии по инвалидности? Пенсионный фонд Российской Федерации мне отказывает в выплате. Если да, то куда обращаться? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Младший сержант, выслуга — 20 лет (календарных). Нахожусь в распоряжении, имею инвалидность 3-й группы (рабочая). В этом случае мне положена выплата пенсии по инвалидности? Пенсионный фонд Российской Федерации мне отказывает в выплате. Если да, то куда обращаться?

Ответ: В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсии лицам, проходившим военную службу, назначаются только после их увольнения с военной службы. Пока Вы не уволены, никакая пенсия Вам не положена, поскольку в период прохождения службы, включая нахождение в распоряжении, Вам выплачивается денежное довольствие. За назначением пенсии после Вашего увольнения с военной службы Вы должны обратиться с заявлением не в Пенсионный фонд Российской Федерации, который никакого отношения к военным пенсиям не имеет, а в военный комиссариат, в который Вас поставят на воинский учет. Принимая во внимание, что Ваша выслуга на военной службе составляет 20 календарных лет, Вы можете воспользоваться предоставленным ч. 1 ст. 7 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» правом выбора: Вам может быть назначена либо пенсия по инвалидности, либо пенсия за выслугу лет по п. «а» ст. 13 данного Закона с увеличением размера пенсии за выслугу лет как лицу, имеющему инвалидность.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Я — вдова капитана Российской армии, уволенного в 1992 г. по возрасту и умершего 30 апреля 2005 г. Имею ли я право как жена получить перерасчет за мужа, военного пенсионера, за 1994 — 1998 гг.? С нами проживали двое несовершеннолетних детей: дочь 1978 г. р., сын 1985 г. р. Я считаю, что Министерство обороны Российской Федерации обязано возместить ущерб семье погибшего. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Я — вдова капитана Российской армии, уволенного в 1992 г. по возрасту и умершего 30 апреля 2005 г. Имею ли я право как жена получить перерасчет за мужа, военного пенсионера, за 1994 — 1998 гг.? С нами проживали двое несовершеннолетних детей: дочь 1978 г. р., сын 1985 г. р. Я считаю, что Министерство обороны Российской Федерации обязано возместить ущерб семье погибшего.

Ответ: Согласно ст. 63 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру из числа лиц, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации. Важно отметить, что по вопросам наследования невыплаченных сумм пенсий сложилась достаточно обширная судебная практика, в том числе и Верховного Суда Российской Федерации. Так, Определением Верховного Суда от 3 ноября 2006 г. N 83-В06-17 в удовлетворении иска истицы о перерасчете и выплате недополученной пенсии умершего мужа отказано, поскольку при жизни мужу истицы не были начислены данные денежные суммы пенсии, а значит, они не входят в состав наследственного имущества. Изложенную позицию Верховный Суд Российской Федерации мотивировал следующим. Недополученные при жизни пенсионера суммы пенсии в соответствии с п. 3 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. В том случае, если истица вступила в права наследования после смерти мужа, о чем ею было получено свидетельство о праве на наследство, ей подлежат выплате недополученные мужем суммы пенсии. Однако такое право предоставляется в отношении тех денежных сумм, которые входят в состав наследственной массы, т. е. реально начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, и др.). Правом на перерасчет пенсии с учетом надбавок и повышений, а также на выплату недополученных сумм обладает исключительно тот гражданин, который являлся получателем пенсии, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом. Таким образом, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в том случае, если погибший (умерший) супруг истицы при жизни с заявлением о перерасчете пенсии ни в судебные, ни в пенсионные органы не обращался, вследствие чего ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии, на получение которых претендует истица, то согласно ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании недополученной пенсии ее супруга не имеется. Следовательно, принимая во внимание сложившуюся судебную практику, в том случае, если Ваш супруг при жизни не обращался ни в судебные, ни в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии (и ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии за период с 1995 по 1998 гг.), Вы не имеете права на получение перерасчета указанных сумм.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Получен ли ответ Верховного Главнокомандующего на коллективное обращение по вопросу учета стоимости продовольственного пайка и есть ли надежды на получение перерасчета? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Получен ли ответ Верховного Главнокомандующего на коллективное обращение по вопросу учета стоимости продовольственного пайка и есть ли надежды на получение перерасчета?

Ответ: В декабре 2007 г. проблема учета стоимости продовольственного пайка и определения пенсий гражданам, проходившим военную службу, исходя не из реальной стоимости продовольственного пайка, а из размера устанавливаемой Правительством Российской Федерации денежной компенсации взамен данного пайка (20 руб. в сутки), получила разрешение на федеральном уровне. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ в ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» внесены изменения в части исключения с 1 декабря 2007 г. из состава денежного довольствия, учитываемого при исчисл ении пенсий, месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относительно признания с 1 декабря 2007 г. утратившей силу нормы указанной статьи, предусматривавшей выплату военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка. Одновременно с 1 декабря 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 837 размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, повышены в 1,15 раза и установлены оклады по воинским и специальным званиям в новых размерах (с учетом указанного повышения и включения в оклад по воинскому званию стоимости продовольственного пайка). С 1 февраля 2008 г. размеры окладов денежного довольствия увеличены на 9%. Таким образом, с 1 декабря 2007 г. стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохраняется путем включения ее в оклад по воинскому (специальному) званию. В перспективном финансовом плане на 2008 г. заложено очередное повышение денежного довольствия военнослужащих с 1 октября на 9%. Тем не менее вопрос о том, что делать с задолженностью перед военными пенсионерами по денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка за период с 1 января 2000 г. по 1 декабря 2007 г., законодателем до настоящего времени не решен (порядок и сроки пересмотра и перерасчета военных пенсий, а также период, за который должен быть произведен такой перерасчет, действующим военно-пенсионным законодательством не предусмотрены).

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Офицер, выслуга — 23 года. Прохожу военную службу в военном представительстве. Жильем от Минобороны России не обеспечивался. В организации, где дислоцируется военное представительство, жилой фонд отсутствует. В заказывающее управление денежные средства не выделяются. КЭЧ отказывает в выдаче справки и в постановке на учет, ссылаясь на п. 18 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями. Говорят, вставайте на учет в организации. Как получить жилое помещение? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Офицер, выслуга — 23 года. Прохожу военную службу в военном представительстве. Жильем от Минобороны России не обеспечивался. В организации, где дислоцируется военное представительство, жилой фонд отсутствует. В заказывающее управление денежные средства не выделяются. КЭЧ отказывает в выдаче справки и в постановке на учет, ссылаясь на п. 18 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями. Говорят, вставайте на учет в организации. Как получить жилое помещение?

Ответ: В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей военных представительств Министерства обороны Российской Федерации обеспечиваются жилыми помещениями за счет жилищного фонда организаций, где содержатся военные представительства, с компенсацией стоимости этих помещений Министерством обороны Российской Федерации через виды Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации. В случае отсутствия у организаций жилищного фонда виды Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации по представлению заказывающих управлений для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями приобретают их либо строят путем долевого участия в жилищном строительстве. В связи с вышесказанным нарушений в действиях КЭЧ района не усматривается. В соответствии с Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (п. 16), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804, руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их жилыми помещениями для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, за счет жилищного фонда организаций. Стоимость предоставляемых военнослужащим в постоянное пользование жилых помещений компенсируется Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Вы должны действительно вставать на учет в организации и требовать, в том числе в судебном порядке, от ее руководителя приобрести (выделить) Вам жилое помещение.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Полковник, по предыдущему месту службы было предоставлено с моего согласия постоянное жилье. По новому месту службы в очередь на улучшение жилищных условий не ставят. Могу ли обратиться в суд? Можно ли «расприватизировать» и «заслужебить» это жилье? Можно ли потом подать рапорт о постановке в очередь как не обеспеченного постоянным жильем? Будет ли засчитан жилищной комиссией проживающий с нами старший сын как член семьи? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Полковник, в 2000 г. мне по предыдущему месту службы (г. Москва) было предоставлено с моего согласия постоянное жилье (из категории служебного было переведено в постоянное) по 14,8 кв. м общей площади на члена семьи (4 человека). Сейчас по новому месту службы (ГШ ВС РФ) мне отказывают в постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Имею ли я основания для обращения в суд? Если да, то кто ответчик — командир войсковой части, где была предоставлена квартира, или ГШ ВС РФ? Можно ли «расприватизировать» жилье (опять же с потерей права на дальнейшую бесплатную приватизацию)? Можно ли «заслужебить» это жилье? В последующем можно ли подать рапорт о постановке в очередь как не обеспеченного постоянным жильем? Будет ли засчитан жилищной комиссией проживающий с нами старший сын как член семьи (25 лет, работает, не женат, высшее образование)?

Ответ: В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 г. N 29 учетная норма площади жилого помещения — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет. В соответствии со ст. 9 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи. При этом для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир. При этом площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас (ст. 1 Закона). Вас правомерно не ставят на учет нуждающихся в жилых помещениях. Судебной перспективы у Вас также не имеется.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Приехав в КЭЧ получать сертификат, обнаружил, что размер субсидии, указанный в нем, ниже того, что ожидал. Буквально на днях вышло новое Постановление Правительства Российской Федерации с новыми ценами — они повышены в нашем субъекте Российской Федерации на 1,2 тыс. руб. за 1 кв. м, т. е. ГЖС на мою семью должен быть «весомее» на 86,4 тыс. руб. Что делать? Права ли КЭЧ? Ведь мне не интересны «запланированные» в смету цены, мне интересны цены сегодняшние. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Приехав в КЭЧ получать сертификат, обнаружил, что размер субсидии, указанный в нем, ниже того, что ожидал. Буквально на днях вышло новое Постановление Правительства Российской Федерации с новыми ценами — они повышены в нашем субъекте Российской Федерации на 1,2 тыс. руб. за 1 кв. м, т. е. ГЖС на мою семью должен быть «весомее» на 86,4 тыс. руб. Что делать? Права ли КЭЧ? Ведь мне не интересны «запланированные» в смету цены, мне интересны цены сегодняшние.

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» от 21 марта 2006 г. N 153 размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Исходя из изложенного, Вы сами сможете дать ответ на свой вопрос.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Проживаю в закрытом военном городке. КЭЧ выдала постоянный ордер. Контракт продлен. Хочу получить государственный жилищный сертификат. Занесен кандидатом на получение сертификата в первую очередь. КЭЧ в компьютерную систему «Учет» не включает, так как жилье постоянное. В КЭУ округа объяснили, что вероятность получения сертификата нулевая, так как жилье постоянное, на компьютерном учете не состою. Что здесь можно предпринять? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Майор, 48 лет, календарная выслуга — 25 лет. Проживаю в районе Крайнего Севера в закрытом военном городке. КЭЧ в 1996 г. выдала постоянный ордер. Контракт продлен на год. Очередной раз изъявил желание получить государственный жилищный сертификат. В сводном списке из части в КЭЧ округа я занесен кандидатом на получение государственного жилищного сертификата в первую очередь. КЭЧ в компьютерную систему «Учет» не включает, так как жилье постоянное, квартиру «служебят» только после освобождения жилой площади. В КЭУ округа мне объяснили, что вероятность получения государственного жилищного сертификата нулевая, так как жилье постоянное, на компьютерном учете не состою. Подскажите, что можно предпринять в данной ситуации.

Ответ: В данной ситуации можно выполнить следующие действия. 1. Воспользоваться правом, установленным п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым обеспечение жилым помещением военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Для реализации указанного права Вам необходимо подать по команде соответствующее заявление, в котором просить жилищную комиссию воинской части рассмотреть вопрос о признании Вас нуждающимся в избранном месте жительства и обеспечить в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государственным жилищным сертификатом. 2. В связи с тем что Вы проживаете в закрытом военном городке, Вы имеете право на получение государственного жилищного сертификата после увольнения с военной службы. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» от 21 марта 2006 г. N 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прохожу службу по контракту в г. Москве. Признан нуждающимся и стою в очереди на жилье по Москве. Предлагают жилье в Московской области. Могут ли предлагать квартиру в области, а не в Москве? Обязан ли я соглашаться на жилье в области? Сколько раз могу я отказаться от квартиры в области? Какой нормативный правовой акт устанавливает отказ? Офицер, выпуск 2003 г., с 2006 г. стою в очереди по Москве. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Прохожу службу по контракту в г. Москве. Признан нуждающимся и стою в очереди на жилье по Москве. Предлагают жилье в Московской области. Могут ли предлагать квартиру в области, а не в Москве? Обязан ли я соглашаться на жилье в области? Сколько раз могу я отказаться от квартиры в области? Какой нормативный правовой акт устанавливает отказ? Офицер, выпуск 2003 г., с 2006 г. стою в очереди по Москве.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. В связи с тем что Вы являетесь выпускником ВВУЗа 2003 г., Вы как военнослужащий не имеете права на получение жилого помещения по договору социального найма, так как в соответствии с правилами п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ Вы на весь срок военной службы обеспечиваетесь служебным жилым помещением. В соответствии с названной нормой, в частности, на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей. Таким образом, Вам могут предлагать служебные жилые помещения в Московской области. Действующее законодательство не содержит запрета на отказ от получения предлагаемой квартиры. Это Ваше право. При отказе квартира будет предложена следующему военнослужащему.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Лейтенант, выпускник 2007 г. Выплачивается ли единовременная выплата в размере 12 окладов денежного содержания на обзаведение имуществом первой необходимости с районным коэффициентом и процентной надбавкой за службу в отдаленном районе? Если да, то на основании каких приказов? Автор статьи, опубликованной в N 11 за 2006 г., утверждает, что да, судья в Иркутске — нет. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Лейтенант, выпускник 2007 г. Выплачивается ли единовременная выплата в размере 12 окладов денежного содержания на обзаведение имуществом первой необходимости с районным коэффициентом и процентной надбавкой за службу в отдаленном районе? Если да, то на основании каких приказов? Автор статьи, опубликованной в N 11 за 2006 г., утверждает, что да, судья в Иркутске — нет.

Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, имеют право на получение из средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, в одном из следующих случаев: — в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания; — в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу, первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более; — в течение трех месяцев со дня заключения первого брака. При возникновении у военнослужащего права на получение указанной выплаты по нескольким основаниям выплата предоставляется только по одному основанию и один раз за период прохождения военной службы. Ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 796, ни Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200 не устанавливается, что оклады месячного содержания при производстве выплаты осуществляются без учета районного коэффициента. Надбавка же в должностной оклад не входит. Автор солидарен с точкой зрения А. С. Сливкова, выраженной в статье «Системно-правовой анализ оснований и порядка осуществления военнослужащим выплат на обзаведение имуществом первой необходимости» (Право в Вооруженных Силах. 2006. N 11). Вам необходимо обжаловать решение суда в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Военнослужащая по контракту имела в собственности долю в квартире, произвела отчуждение в пользу ребенка, зарегистрирована по данному адресу. Чтобы утратить право пользования квартирой, так как только с этого момента пойдет пятилетний срок, обратилась с рапортом к командиру разрешить зарегистрироваться при воинской части. Командир разрешил, а начальник штаба отказал. Правомерен ли отказ? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Военнослужащая по контракту имела в собственности долю в квартире, произвела отчуждение в пользу ребенка, зарегистрирована по адресу этой квартиры. Воинская часть, в которой прохожу службу, дислоцируется в Луге. Чтобы утратить право пользования квартирой, так как только с этого момента пойдет пятилетний срок, обратилась с рапортом к командиру разрешить зарегистрироваться при воинской части. Командир разрешил, а начальник штаба отказал — нет оснований, нарушение ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Правомерен ли отказ? Если нет, какие мои действия дальше?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Таким образом, юридически значимыми являются факт прибытия военнослужащего к новому месту службы и необеспеченность жилым помещением. Более того, в соответствии с ч. ч. 1 — 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В связи с вышесказанным по правилам ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Вы не можете быть признаны нуждающейся в жилых помещениях.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прапорщик, выслуга — 25 лет. Увольняюсь по окончании срока контракта. Положена ли мне при расчете денежная компенсация за неполученное вещевое имущество и в каком размере? Командир воинской части обязывает получать имущество по нормам. Законны ли его действия, ведь я увольняюсь? Спасибо! («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Прапорщик, выслуга — 25 лет. Увольняюсь по окончании срока контракта. Положена ли мне при расчете денежная компенсация за неполученное вещевое имущество и в каком размере? Командир воинской части обязывает получать имущество по нормам. Законны ли его действия, ведь я увольняюсь? Спасибо!

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» от 22 июня 2006 г. N 390 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, прикомандированные военнослужащие, а также военнослужащие, выполняющие задачи военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, военнослужащие инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства имеют право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время (в соответствии с категориями должностей, утверждаемыми Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). В остальных случаях денежная компенсация не выплачивается. Действия командира воинской части законны.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: После развода в 2002 г. оставил неприватизированную двухкомнатную квартиру, полученную от Минобороны России, жене и ребенку (13 лет), в данное время служу в СибВО. Суд г. Владивостока не рассматривал раздел лицевого счета, объясняя это тем, что отношения к данной жилплощади я не имею в связи с тем, что выписан с нее. Имею ли я право на постановку в качестве нуждающегося на электронный учет в КЭЧ района? Какие документы необходимы для этого? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: После развода в 2002 г. оставил неприватизированную двухкомнатную квартиру, полученную от Минобороны России, жене и ребенку (13 лет), в данное время служу в СибВО. Суд г. Владивостока не рассматривал раздел лицевого счета, объясняя это тем, что отношения к данной жилплощади я не имею в связи с тем, что выписан с нее. Имею ли я право на постановку в качестве нуждающегося на электронный учет в КЭЧ района? Какие документы необходимы для этого?

Ответ: Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ранее получавшие жилое помещение от Министерства обороны Российской Федерации и впоследствии по различным причинам оставившие его бывшим супругам после развода, претендовать на повторное обеспечение жильем путем получения его в порядке ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от Министерства обороны Российской Федерации не вправе, так как свою обязанность по обеспечению их жильем данное Министерство уже выполнило. При переводе для прохождения службы в другие гарнизоны указанные военнослужащие обеспечиваются жилой площадью по новому месту службы только после сдачи квартирно-эксплуатационным органам Министерства обороны Российской Федерации жилой площади по прежнему месту службы. В то же время обратиться к командованию с ходатайством по данному вопросу право они имеют. Так, в соответствии с п. 6 разъяснений Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке. Кроме того, Вы вправе оспорить в военном суде отказ жилищной комиссии воинской части о постановке Вас на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как прошел установленный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок, в течение которого граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Распространяются ли на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373 и дополнения в Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 76? Можем ли мы претендовать на эту выплату? Сохраняется ли денежная компенсация за непредоставление путевки за 2007 г. в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Распространяются ли на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373 и дополнения в Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 76? Можем ли мы претендовать на эту выплату? Сохраняется ли денежная компенсация за непредоставление путевки за 2007 г. в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355?

Ответ: 1. Скорее всего, Вы имели в виду Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» от 18 октября 2007 г. N 1373с. Данный нормативный правовой акт не распространятся на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, он направлен на обеспечение социальной защиты военных пенсионеров. 2. Очевидно, Вы имеете в виду Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22 июня 2007 г. N 114-ФЗ. Данный Федеральный закон не распространяется на правоотношения, возникшие в 2007 г., так как изменения, предусмотренные названным Федеральным законом, вступили в силу с 1 января 2008 г. 3. Названный Вами Приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160» от 7 июля 2000 г. N 355 с 16 июня 2007 г. признан утратившим силу. Однако фактически данный нормативный правовой акт утратил действие с 1 января 2007 г., так как был издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей» от 25 февраля 2000 г. N 160, которое с 1 января 2007 г. признано утратившим силу.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер, разуверившись бесплодным ожиданием, вынужден в конце службы согласиться на получение жилья по норме, но без реализации права на дополнительные 15 — 25 кв. м. 1. Какова перспектива подачи иска по финансовой компенсации недополученного «метража», законодательно обещанного государством? 2. Кто ответчик по иску? 3. Есть ли прецеденты? Спасибо. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Офицер, разуверившись бесплодным ожиданием, вынужден в конце службы согласиться на получение жилья по норме, но без реализации права на дополнительные 15 — 25 кв. м. 1. Какова перспектива подачи иска по финансовой компенсации недополученного «метража», законодательно обещанного государством? 2. Кто ответчик по иску? 3. Есть ли прецеденты? Спасибо.

Ответ: Действительно, в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие — граждане Российской Федерации, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — граждане Российской Федерации — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — граждане Российской Федерации — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м. Исходя из вопроса, Вы добровольно дали согласие на предоставление жилого помещения без реализации своего права на дополнительную жилую площадь. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания с государства (в лице Министерства обороны Российской Федерации и соответствующего командира) денежной компенсации за указанную выше дополнительную жилую площадь. Судебной перспективы у Вас не усматривается.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Службу проходим в дивизии внутренних войск МВД России. С нового года нам предложили перезаключить договоры поднайма жилья. Объяснили это тем, что с нового года будет производиться оплата из расчета 150 руб. за квадратный метр. Мы попросили юридическую службу дивизии ознакомить нас с документами, исходя из которых возможна такая оплата. Ответить на наш вопрос не смогли или не захотели. Известно ли Вам что-либо о новых условиях поднайма жилья для военнослужащих? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Службу проходим в дивизии внутренних войск МВД России. С нового года нам предложили перезаключить договоры поднайма жилья. Объяснили это тем, что с нового года будет производиться оплата из расчета 150 руб. за квадратный метр. Мы попросили юридическую службу дивизии ознакомить нас с документами, исходя из которых возможна такая оплата. Ответить на наш вопрос не смогли или не захотели. Известно ли Вам что-либо о новых условиях поднайма жилья для военнослужащих?

Ответ: В настоящее время порядок выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. N 909. В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, выплачивается в размере, не превышающем: — в городах Москве и Санкт-Петербурге — 1500 руб.; — в других городах и районных центрах — 1200 руб.; — в прочих населенных пунктах — 900 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50% при следующих условиях: — совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи; — семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из четырех и более человек. Изменения в указанный нормативный правовой акт не вносились.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Проживаем в закрытом городке. Я — подполковник запаса. Оформил сертификат на всех членов семьи (сын на момент оформления был курсантом военного училища). Сертификата нет 2 года. Сейчас сын — лейтенант, не женат. В КЭЧ сказали, что сын должен сдать справку о жилье. Правомерно ли это? Как он и его будущая семья будут обеспечиваться жильем? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Проживаем в закрытом городке. Я — подполковник запаса. Оформил сертификат на всех членов семьи (сын на момент оформления был курсантом военного училища). Сертификата нет 2 года. Сейчас сын — лейтенант, не женат. В КЭЧ сказали, что сын должен сдать справку о жилье. Правомерно ли это? Как он и его будущая семья будут обеспечиваться жильем?

Ответ: В соответствии с Инструкцией о порядке учета, выдачи и хранения справок о сдаче жилых помещений в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной начальником строительства и расквартирования войск — заместителем министра обороны Российской Федерации от 17 октября 2000 г., указанная Вами справка является именным документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения (в том числе для слушателей военных академий, проживающих в жилых помещениях общежитий), снятие с регистрационного учета всех членов семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) и сдачу жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации. При получении военнослужащими жилого помещения (в том числе слушателями военных академий, вселяемыми в жилые помещения общежитий) справка сдается в довольствующую КЭЧ района. При этом в том случае, если Ваш сын обеспечивается жилым помещением по правилам Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (ст. 9), автору представляется, что указанная справка в последующем Вашему сыну не понадобится.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Состою в очереди на служебное жилье. В другом гарнизоне имею постоянное жилье в ЗВГ. Имеют ли право уволить с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, не обеспечив постоянным жильем по последнему месту службы на основании того, что я обеспечен жильем в другом гарнизоне? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Состою в очереди на служебное жилье. В другом гарнизоне имею постоянное жилье в ЗВГ. Имеют ли право уволить с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, не обеспечив постоянным жильем по последнему месту службы на основании того, что я обеспечен жильем в другом гарнизоне?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. В связи с этим не совсем понятно, почему в закрытом военном городке Вы обеспечены не служебным жилым помещением. Также не совсем понятно, почему Вы стоите в очереди только на служебное жилое помещение, если у Вас отсутствует жилое помещение по последнему месту военной службы и Вы не имеете жилых помещений в собственности. По-видимому, Вы относитесь к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Ответ на вопрос будет дан исходя из указанного предположения. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие — граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. К сожалению, такой порядок, как неоднократно указывалось на страницах журнала, нормативно не определен. На практике, если военнослужащий, относящийся к указанной категории и соответствующий приведенным выше условиям, выразит желание: а) получить жилое помещение по месту прохождения военной службы — он переводится с даты постановки на учет из списка военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в список военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. При этом военнослужащий должен представить в жилищную комиссию справки о сдаче жилых помещений по всем предыдущим местам прохождения военной службы. Жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности; б) получить жилое помещение по избранному месту жительства (отличному от места прохождения военной службы) — это осуществляется в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Если Вы сдадите жилье в военном городке и будете соответствовать указанным Выше условиям, Вас не смогут уволить без Вашего согласия без обеспечения жилым помещением в силу гарантии, установленной п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В противном случае у Вас могут возникнуть определенные проблемы. Подробнее см. также ответ на вопрос 681014 в настоящем номере.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: В сентябре 2010 г. наступает предельный возраст — 45 лет, будет 18 лет календарной выслуги. В ноябре 2005 г. попал под ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Можно ли получить государственный жилищный сертификат, не увольняясь в 45 лет? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: В сентябре 2010 г. наступает предельный возраст — 45 лет, будет 18 лет календарной выслуги. В ноябре 2005 г. попал под ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Можно ли получить государственный жилищный сертификат, не увольняясь в 45 лет?

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» от 21 марта 2006 г. N 153 право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. В связи с вышесказанным увольнение с военной службы и признание нуждающимся являются обязательными условиями для получения государственного жилищного сертификата, в противном случае Вы не сможете реализовать право на его получение.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Согласно Приказу министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. военнослужащие по контракту обязаны подтверждать классную квалификацию один раз в два года. Но начальник финансовой службы заявляет, что денежное вознаграждение за классную квалификацию будет выплачивать только в течение года. Выходит, что половину срока военнослужащие будут лишены данной надбавки? Как разрешается данная ситуация? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Согласно Приказу министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. военнослужащие по контракту обязаны подтверждать классную квалификацию один раз в два года. Но начальник финансовой службы заявляет, что денежное вознаграждение за классную квалификацию будет выплачивать только в течение года. Выходит, что половину срока военнослужащие будут лишены данной надбавки? Как разрешается данная ситуация?

Ответ: В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 075, военнослужащие подтверждают классную квалификацию один раз в два года. Таким образом, мнение начальника ФЭС противоречит норме Приказа министра обороны Российской Федерации. Возможно, есть какие-то иные обстоятельства, которые Вы не изложили в своем вопросе. Если таких обстоятельств нет, Вам присвоена (подтверждена) классная квалификация в соответствии с указанным приказом, Вы находитесь на воинской должности, Вам должны выплачивать денежное вознаграждение за классную квалификацию в течение двух лет.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Могут ли меня выселить из служебного помещения в закрытом военном городке при моем увольнении по окончании контракта с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему месту военной службы? Выслуга на момент увольнения будет 21 год. Стою на учете для получения жилого помещения для постоянного проживания. Первый контракт заключил до 1 января 1998 г. Если нет, то какими нормами закона это определяется? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Могут ли меня выселить из служебного помещения в закрытом военном городке при моем увольнении по окончании контракта с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений по последнему месту военной службы? Выслуга на момент увольнения будет 21 год. Стою на учете для получения жилого помещения для постоянного проживания. Первый контракт заключил до 1 января 1998 г. Если нет, то какими нормами закона это определяется?

Ответ: Правовое регулирование выселения граждан из занимаемых служебных жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, исключение установлено в ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, согласно которой «граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения, в частности, не могли быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). В связи с вышесказанным Вы не можете быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения до предоставления жилого помещения по договору социального найма.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————