Вновь к вопросу о надбавке за сложность, напряженность и специальный режим военной службы

(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)

ВНОВЬ К ВОПРОСУ О НАДБАВКЕ ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Р. А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р. А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

Вопрос о размере надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (далее — надбавка) неоднократно обсуждался на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» <1>. ——————————— <1> См., напр.: Никишин Д. В., Закиров Р. А. Необоснованное лишение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7. С. 24 — 27; Выскубин А. А. О некоторых вопросах, связанных с выплатой военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы // Там же. 2007. N 9. С. 39 — 45; Венедиктов А. А. Опыт применения в Вооруженных Силах Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения военнослужащих: экономические и правовые аспекты // Там же. 2008. N 1. С. 38 — 41; Назаренко Ю. М. Особенности установления и выплаты надбавки за сложность, напряженность специальный режим военной службы // Там же. 2010. N 2. С. 117 — 118; и др.

Напомним, что в первоначальной редакции Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок), утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, размеры надбавки устанавливались дифференцированно в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также при условии замещения военнослужащими воинских должностей и с учетом сложности решаемых ими задач и напряженности характера работы. Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 г. N ВКПИ06-94 п. 108 Порядка в части, устанавливающей в качестве критериев для выплаты надбавки необходимость занятия воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнения задач в специальном режиме военной службы, признан не действующим с момента вступления указанного выше Приказа в силу. Другим своим решением, а именно от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18 (далее — решение от 20 марта 2007 г.), Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала недействующим абз. 3 п. 109 Порядка в части слов «привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности». Таким образом, наличие дисциплинарных взысканий и снижение результатов служебной деятельности также перестали являться критериями, влияющими на размер надбавки. При этом Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в мотивировочной части решения от 20 марта 2007 г. указала следующее. Пунктом 108 Порядка определены конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не допускающие двоякого толкования. При этом сами размеры надбавки установлены исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности и места прохождения военной службы, что согласуется как с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, так и со ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ. Конкретные размеры повышенной надбавки также ставятся в зависимость от состава военнослужащих, местности прохождения военной службы и имеют целью компенсацию утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право определять только конкретные размеры надбавки исходя из состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также порядок ее выплаты. Таким образом, устанавливая в п. 108 Порядка конкретный размер надбавки различным категориям военнослужащих в зависимости от их состава и местности прохождения военной службы, а в абзаце 3 п. 109 — возможность его изменения при изменении условий военной службы (что возможно при изменении состава военнослужащих либо местности прохождения военной службы), Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий. Вместе с тем условия о возможном изменении размера надбавки в случае привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижения результатов служебной деятельности входят в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года N 47, поскольку по сравнению с Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Также, исходя из выявленного законодательного смысла надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, правом на ее получение обладают военнослужащие в связи с отменой ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении. Поэтому возможность лишения их этой выплаты полностью недопустима и противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, а также преамбуле и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ <2>. ——————————— <2> Здесь и далее выделено мной. — Р. Т.

Обратим внимание читателей на то, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно по тексту решения от 20 марта 2007 г. указывает, что надбавка имеет конкретные размеры, не допускающие двоякого толкования. Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право определять только конкретные размеры надбавки. В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120% оклада по воинской должности. Заметим, что предлог «до» перед численным размером надбавки присутствовал в п. 4 ст. 13 Закона с момента его принятия. Однако наличие этого предлога в указанной статье Закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ необходимо лишь постольку, поскольку предполагает, что конкретные размеры надбавки, отличные друг от друга в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими службы, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. Что изначально и было выполнено — в п. 108 Порядка на момент принятия Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации решения от 20 марта 2007 г. были указаны действительно конкретные размеры надбавки без всяких «до». Однако Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200» в Порядок были внесены изменения. В результате действующая редакция п. 108 Порядка предписывает выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, надбавку в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, но численные значения надбавки в процентах от оклада по воинской должности были дополнены предлогом «до». Наряду с этим изменилась и редакция п. 109 Порядка, в котором теперь указано, что конкретный размер надбавки устанавливается приказом командира воинской части. Ранее, до внесения указанных изменений, о праве командиров устанавливать конкретные размеры надбавки упоминалось только в п. 110 Порядка. Неудивительно, что новая редакция п. п. 108 — 109 Порядка, а именно, с одной стороны, указание на то, что конкретный размер надбавки устанавливается командиром воинской части, а с другой — наличие предлога «до» перед размером надбавки, была «правильно» воспринята большинством командиров как дающая им право устанавливать надбавку в размере менее численных значений, приведенных в таблице п. 108 Порядка. Отметим, что в соответствии с тем же п. 4 ст. 13 Закона Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Таким образом, в общем виде критериев, влияющих на размер надбавки, в действительности три: — состав военнослужащих; — местность прохождения военной службы; — место проживания. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 «О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» (далее — Постановление) порядок выплаты надбавки, включая определение ее конкретного размера, устанавливается соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти. При этом в Постановлении верхние границы надбавки определены следующим образом: — до 200% оклада по должности (воинской должности) — рядовому и младшему начальствующему составу, солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам; — до 160% оклада по должности (воинской должности) — среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам; — до 130% оклада по должности (воинской должности) — высшему начальствующему составу и высшим офицерам. Нетрудно увидеть, обратившись к п. 108 Порядка, что указанные в нем предельные значения надбавки значительно скромнее: — до 120% оклада по должности — солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам; — до 120% оклада по должности — младшим и старшим офицерам; — до 115% оклада по должности — высшим офицерам. То обстоятельство, что указанные размеры меньше предельно допустимых значений, содержащихся в Постановлении, и находятся в пределах предусмотренных законом (до 120%), как раз и указывает на то, что Министр обороны Российской Федерации уже определил в Порядке их конкретные значения. Поэтому наличие перед этими уже конкретными размерами предлога «до», даже наряду с буквальным толкованием п. 109 Порядка, не должно восприниматься как делегирование командирам воинских частей полномочий по еще большей «конкретизации» размера надбавки в сторону ее снижения. А вот конкретные размеры именно повышенной надбавки, предусмотренной п. 110 Порядка для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях, предельные значения которой совпадают с указанными в Постановлении, как раз и должны устанавливаться командирами воинских частей на основании рапортов военнослужащих в зависимости от конкретных обстоятельств (действующие тарифы на проезд, ставки налогов). В данном случае наличие предлога «до» имеет целью определить размер надбавки в части, превышающей значения, предусмотренные п. 108 Порядка, поскольку кроме состава военнослужащих и местности прохождения военной службы появляется еще одно основание для ее дифференциации — место жительства. Именно зависимость расположения последнего от местности (места) прохождения службы и связанные с ней расходы на проезд к месту службы и обратно и влияют в первую очередь на конечный размер надбавки. Что же касается п. 108 Порядка, то еще раз обратим внимание на то, что указанные в нем размеры надбавки могут быть пересмотрены лишь при изменении условий военной службы. При этом под такими условиями понимаются только состав военнослужащих и местность прохождения военной службы. На это обстоятельство повторно было указано Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 5 ноября 2008 г. N ВКПИ08-75 в связи с заявлением К., просившего признать абз. 1 п. 109 Порядка (в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367) незаконным и недействующим с момента вступления в силу <3>. ——————————— <3> Справка о судебном решении и отдельных определениях, вынесенных Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в ноябре 2008 года. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

Так, в названном решении было указано, что, по мнению заявителя, абз. 1 п. 109 Порядка в части слов «при изменении условий военной службы» противоречит п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку устанавливает дополнительное ограничение для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для военнослужащих, зачисляемых в распоряжение командиров (начальников). Военная коллегия отказала в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, до 120% оклада по воинской должности. Таким образом, вопреки мнению заявителя федеральным законом Министру обороны Российской Федерации предоставлено право определять не только порядок, но и размеры указанной надбавки. В развитие данной нормы п. 109 Порядка определено, что конкретные размеры надбавки устанавливаются приказом командира воинской части (для командира, начальника — приказом вышестоящего командира, начальника) не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы. Ранее проверка законности вышеуказанного пункта в несколько иной редакции являлась предметом судебного разбирательства в Верховном Суде Российской Федерации. На основании вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18 по делу К. В. Галанина Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200» в п. 109 внесены изменения, которые оспариваются заявителем в части слов «при изменении условий военной службы». Утверждение заявителя о несоответствии Федеральному закону данной редакции абз. 1 п. 109 Порядка в части слов «при изменении условий военной службы» является безосновательным, поскольку под изменениями условий военной службы в контексте данного Приказа с учетом выводов, указанных в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18, понимается изменение военнослужащим состава или местности прохождения военной службы, что полностью соответствует требованиям п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Что же касается возможности выплаты данной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), то она положительно разрешена в п. 46 указанного Порядка. Таким образом, с учетом вышеизложенного следует прийти к выводу, что поскольку изменение размеров надбавки, указанных в п. 108 Порядка, возможно только при изменении состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы, постольку не могут устанавливаться военнослужащим одного состава, проходящим военную службу в одной местности, отличные друг от друга надбавки, т. е. не имеет права командир воинской части установить, например, одному офицеру в звании капитана, проходящему службу в Москве, надбавку в размере 120%, а другому младшему офицеру, проходящему службу там же, — в размере, например, 60%. Для такой дифференциации необходимо наличие иных кроме состава и местности критериев установления надбавки. Такими иными критериями и являлись ранее предусмотренные Порядком снижение результатов служебной деятельности, привлечение к дисциплинарной ответственности, необходимость занятия воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнение задач в специальном режиме военной службы. Однако все они были признаны незаконными вышеуказанными решениями Верховного Суда Российской Федерации. Нет оснований и для изменения размера надбавки, уже установленной конкретному военнослужащему, если он не перешел в иной состав или (и) не изменилась местность прохождения им службы. Если провести, насколько это допустимо, математическую параллель, то размер надбавки можно представить как функцию двух переменных, где функция есть величина надбавки, а в качестве переменных выступают состав военнослужащих и местность прохождения службы. Известно, что заданное значение такой функции меняется только при изменении одной из двух или обеих переменных и при неизменности последних сама функция остается величиной постоянной. Однако юриспруденция как наука куда менее точна, чем математика, а существующее усмотрение в правоприменении с поправкой на субъективное восприятие должностными лицами тех или иных норм закона, да еще при «соответствующем» изложении последних, приводит к весьма интересным результатам: командиры воинских частей устанавливают отдельным военнослужащим надбавку менее размеров, указанных в таблице п. 108 Порядка, но не ниже 50% <4>. Наиболее широко такая практика распространена в отношении военнослужащих, находящихся в распоряжении (сдавших дела и должность). ——————————— <4> Имеются в виду военнослужащие, указанные в п. 108 Порядка, за исключением курсантов и не имеющих воинских званий офицеров — слушателей военных образовательных учреждений профессионального образования. — Р. Т.

Ранее Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 г. N 33 «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих» допускалось установление надбавки в пониженном размере, но не менее 50% оклада по воинской должности. При этом военнослужащим, находящимся в распоряжении, надбавка выплачивалась в том же порядке, что и остальным военнослужащим. Более ранний Приказ Министра обороны Российской Федерации — от 29 ноября 2004 г. N 391 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245» предписывал выплачивать военнослужащим, находящимся в распоряжении и не исполняющим обязанности по вакантным воинским должностям, надбавку в размере именно 50%. В первоначальной же редакции указанного Приказа выплата таким «распоряженцам» надбавки не была предусмотрена вовсе. Все отмеченные в настоящем абзаце статьи Приказы утратили силу, а Порядок, с учетом изменений, внесенных в него после вступивших в силу вышеуказанных судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, аналогичных норм не содержит. Тем не менее, несмотря на то что де-юре такие критерии, как, например, снижение результатов служебной деятельности и (или) сложность выполняемых задач, не влияют на размер надбавки, де-факто командиры такие и иные критерии продолжают учитывать. Объяснение же должностных лиц достаточно простое: «В приказе указано, что конкретный размер устанавливается командиром, вот я и устанавливаю конкретный размер. Дела и должность Вы сдали, в наряды не ходите, с какой стати должны получать надбавку наравне с остальными?». Правомерность такой позиции подтверждается и материалами судебной практики, более подробно на которых остановимся ниже. Однако, по мнению автора, обязанность командира установить конкретные размеры надбавки, не превышающие указанные в п. 108 Порядка предельные значения, не означает, что эти размеры устанавливаются по усмотрению командира индивидуально каждому военнослужащему, а подразумевает, что эти размеры, будучи равными для военнослужащих одного состава в данной местности, устанавливаются в зависимости от объема финансовых средств, выделенных на эти цели Министерством обороны Российской Федерации. Наличие предлога «до», как представляется, позволяет без дополнительного правового регулирования менять на законных основаниях размеры надбавки при изменении объема поступивших средств. Верность такой позиции косвенно подтверждается, например, нормами Приказа ФСБ России от 20 февраля 2008 г. N 60 «Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности отдельными месячными и иными дополнительными выплатами денежного довольствия». Согласно п. п. 25 — 26 Порядка, утвержденного указанным Приказом (в редакции Приказа ФСБ России от 17 ноября 2008 г. N 560), конкретный размер надбавки военнослужащим устанавливается на календарный год соответствующими руководителями (начальниками) органов безопасности в пределах денежных средств на ее выплату в равных размерах по составам военнослужащих и местностям прохождения военной службы и оформляется приказами по личному составу. Установленный военнослужащим размер надбавки может быть изменен ранее окончания периода, на который она установлена, при их переходе в иной состав военнослужащих и (или) изменении местности прохождения военной службы. Заметим, что приведенные нормы Приказа ФСБ России от 20 февраля 2008 г. N 60 были приняты во исполнение положений того же п. 4 ст. 13 Закона. Что же касается установления надбавки в меньших размерах, в частности, военнослужащим, находящимся в распоряжении, то следует отметить, что нормы Порядка, в отличие от нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти, такого установления не допускают. Действительно, в соответствии, например, с подп. «г» п. 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), утвержденного Приказом ФСБ России от 25 июня 2005 г. N 367 «Об утверждении Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)», надбавка устанавливается в размере 50% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение. Положения указанного Приказа были предметом судебного разбирательства. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2007 г. N ВКПИ06-72 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта «г» и последнего абзаца пункта 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника), утвержденного Приказом ФСБ России от 25 июня 2005 г. N 367″ была подтверждена законность норм, предписывающих устанавливать военнослужащим органов ФСБ России, находящимся в распоряжении, надбавку в размере 50% от оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение. После вынесения данного решения, с учетом выводов, содержащихся в ранее принятых Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18 и от 17 января 2007 г. N ВКПИ06-94, достаточно прочно укрепилось мнение о том, что надбавка в размере 50% является минимально допустимой, поскольку именно такой ее размер компенсирует с 1 января 2005 г. замену военнослужащим ранее предусмотренных натуральных льгот денежными выплатами. Поэтому установление надбавки ниже указанной величины недопустимо <5>. ——————————— <5> См. подробнее: Трофимов Е. Н. О некоторых вопросах, связанных с реализацией права военнослужащих, зачисленных в распоряжение, на выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и ежемесячного денежного поощрения (в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 2. С. 26 — 30.

Не вдаваясь в анализ самой цифры — 50% на предмет того, является ли она минимально допустимой и компенсирующей отмену указанных льгот <6>, еще раз подчеркнем, что в отличие от указанного Приказа ФСБ России от 25 июня 2005 г. N 367 Порядок не содержит аналогичных норм о выплате надбавки в размере 50% военнослужащим, зачисленным в распоряжение. Применение же норм «чужого» ведомственного нормативного правового акта в части регулирования правил денежных выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации представляется недопустимым. Не приходится говорить и о необходимости применения в данном случае норм права по аналогии — правила выплаты надбавки, в том числе военнослужащим, зачисленным в распоряжение, урегулированы Порядком в полной мере. ——————————— <6> Как, например, в таком случае происходит компенсация утраченных льгот курсантам и не имеющим воинских званий офицерам — слушателям военных образовательных учреждений профессионального образования, проходящим службу по контракту в «других городах и прочих населенных пунктах», которым, согласно п. 108 Порядка, положена надбавка до 30% от оклада по воинской должности?

К тому же буквальное толкование положений п. п. 108 — 109 Порядка (отсутствие минимально допустимого размера надбавки, наличие предлога «до» перед максимально допустимым ее размером, право командира по установлению «конкретного» размера) приводит к формальному выводу об отсутствии запрета на установление надбавки и в размере менее 50% от оклада по занимаемой (ранее занимаемой) должности. В то же время следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации, подтвердив наличие только двух критериев для определения размеров надбавки, предусмотренных п. 108 Порядка, — состав военнослужащих и местность прохождения ими военной службы, в решении от 20 марта 2007 г. также указал, что недопустимо лишение надбавки полностью. Из чего можно предположить, что «лишение не полностью» допустимо. Однако в настоящее время Порядок не определяет, в каких случаях такое лишение допустимо и, соответственно, каковы его пределы. До тех пор пока в этом Порядке или ином нормативном правовом акте Министерства обороны Российской Федерации не будут четко указаны такие случаи и пределы, установление предусмотренной п. 108 Порядка надбавки военнослужащим одного состава, проходящим службу в одной местности, в разных размерах, по мнению автора, является незаконным. Тем не менее, как уже было сказано, судебными решениями подтверждается законность установления отдельным военнослужащим надбавки в размере менее предусмотренного п. 108 Порядка, но не ниже 50% от оклада по занимаемой (ранее занимаемой) должности. Приведем пример. Майор Н. был восстановлен в 2005 году в списках воинской части, поскольку не был обеспечен при увольнении жилым помещением. При этом вновь на воинскую должность не назначался, но и в распоряжение командира (начальника) в установленном порядке не выводился. В период прохождения военной службы с 2006 по 2009 г. Н. устанавливалась надбавка в различных размерах — как в размере 95% от оклада по ранее занимаемой должности, так и в размере 50% оклада, а за период с января по сентябрь 2007 года надбавка не выплачивалась полностью. Заявитель просил обязать командира части выплатить надбавку в размере 95% от оклада по воинской должности за весь период службы после восстановления в списках части. Ответчик возражал, мотивируя тем, что в соответствии с п. п. 108 — 109 Порядка за командиром сохранено право изменять размер надбавки и принимать решение о продлении выплаты надбавки, о чем издается приказ по воинской части. Майор Н. в настоящее время проходит службу без контракта, службу в суточных нарядах не несет и т. п. Таким образом, командование воинской части не находит оснований для выплаты ему надбавки в полном размере и установило ее в размере 50%. Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» является дополнительной выплатой. На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ п. 4 ст. 13 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года. Согласно указанной редакции п. 4 ст. 13 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, до 120% оклада по воинской должности. Как указано в решении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года N ВКПИ06-94, целью увеличения ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. В соответствии с п. 108 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (надбавка) выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы. А п. 109 этого же Приказа определено, что конкретные размеры надбавки устанавливаются приказом командира воинской части (для командира, начальника — приказом вышестоящего командира, начальника) не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы. По окончании периода, на который была установлена надбавка, командиром воинской части принимается решение о продлении выплаты надбавки или изменении ее размера, о чем издается приказ по воинской части. Таким образом, в вышеназванном Приказе конкретно определены порядок установления и размер надбавки, определяемые только командиром воинской части своим приказом. При этом размер надбавки не может устанавливаться военнослужащему ниже 50% оклада по должности. Как установлено в суде, командованием воинской части с января по сентябрь 2007 года надбавка майору Н. не была установлена вовсе, что в данном случае является нарушением прав заявителя, которые подлежат восстановлению. Руководствуясь ст. ст. 194 — 198 и 258 ГПК Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования майора Н. об оспаривании действий командира в/ч 00000, связанные с выплатой заявителю денежного довольствия не в полном объеме и отказом в производстве перерасчета произведенных выплат, удовлетворить частично. Обязать командира в/ч 00000 произвести выплату Н. надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы за период с января по сентябрь 2007 года в размере 50% от оклада по воинской должности. В остальной части заявленных требований отказать.

Указанное решение было обжаловано в кассационном порядке. Определением окружного военного суда решение гарнизонного военного суда по заявлению майора Н. оставлено без изменения, а кассационная жалоба — без удовлетворения. При этом судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда в определении указала следующее. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», является дополнительной выплатой. Согласно требованиям Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 245 с 1 июля 2002 года устанавливалась выплата военнослужащим, занимающим воинские должности, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 70%. На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (данным Законом был отменен ряд натуральных льгот военнослужащих) п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года. Согласно указанной редакции п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, до 120% оклада по воинской должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Таким образом, с 1 января 2005 года, в отличие от ранее действующей редакции, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ установлены не только возможность выплаты военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, но и основания ее производства. Исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также из абз. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» целью увеличения ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. В силу абз. 3 ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным военнослужащим в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. При таких обстоятельствах законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий военнослужащих (в том числе и находящихся в распоряжении) в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Во исполнение вышеназванных Законов Министром обороны Российской Федерации были изданы Приказы от 29 ноября 2004 года N 391 о внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 245 и от 5 февраля 2005 года N 33, согласно которым выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы предусматривалась в том числе и для военнослужащих, находящихся в распоряжении, а ее размер увеличивался до 120%. Этими Приказами предусматривалось, что снижение надбавки допускалось, но не более чем до 50%. С 1 октября 2006 года Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 358 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 245 (с последующими изменениями) был признан утратившим силу. Вместо него порядок выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы стал регулироваться Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200. Согласно п. 108 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занимающим должности, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполняющим задачи в специальном режиме военной службы, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы. То есть согласно данному пункту Порядка критериями для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы являются не только состав военнослужащих и местность прохождения военной службы (согласующиеся с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), но и такие дополнительные условия, как занятие военнослужащими воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнение задач в специальном режиме военной службы. Данные условия противоречат п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и нарушают права военнослужащих, зачисленных в распоряжение командиров, поскольку по сравнению с Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Вступившим в законную силу решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года N ВКПИ06-94 п. 108 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, в части, устанавливающей в качестве критериев для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы необходимость занятия воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с решением сложных задач (заданий), напряженным характером работы, а также выполнение задач в специальном режиме военной службы, признан недействующим с момента вступления Приказа в силу, а поэтому не подлежит применению. Как установлено п. 109 того же Порядка, данная надбавка устанавливается на определенный период, как правило, не более чем на один год. Приказ командира воинской части об установлении надбавки издается в начале календарного года с указанием конкретного размера надбавки и периода, на который она устанавливается. По окончании периода, на который была установлена надбавка, командиром принимается решение о продлении выплаты надбавки или изменении ее размера, о чем издается приказ по воинской части. Размер надбавки при изменении условий военной службы по решению соответствующих командиров может быть изменен ранее периода, на который она установлена. Об изменении размера надбавки указывается в приказе командира воинской части с указанием конкретных причин. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 367 в п. 108 названного Порядка внесены изменения, и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы. Для младших и старших офицеров, проходящих службу в Саратовской области, размер надбавки установлен до 95%. Из приведенного законодательства следует, что воинским должностным лицам не предоставлено право уменьшать военнослужащим только ту часть надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, на которую было произведено ее увеличение в связи с отменой льгот военнослужащих, либо лишать ее полностью. Анализируя вышеизложенное в совокупности, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что действия командира войсковой части 00000, связанные с установлением заявителю ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50%, законные и обоснованные. Таким образом, командир войсковой части 00000, установив Н. надбавку в 2006 — 2009 годах в размере 50%, действовал в пределах предоставленных ему в соответствии с п. п. 108 и 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, полномочий. При этом он был вправе продлить выплату в установленном им порядке или его изменить. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение гарнизонного военного суда по заявлению Н. об оспаривании действий командира в/ч 00000, связанных с невыплатой заявителю денежных средств и отказом в их перерасчете, оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения. Определением того же окружного суда заявителю было отказано в передаче поданной по данному делу надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. При этом мотивировочная часть определения об отказе в передаче дела полностью совпала с кассационным определением, а основной вывод был еще более конкретен: «Из приведенного законодательства следует, что воинским должностным лицам не предоставлено право уменьшать военнослужащим только ту часть надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, на которую было произведено ее увеличение в связи с отменой льгот военнослужащих, а именно в размере 50%». Достаточно объемная мотивировочная часть определения кассационной инстанции приведена полностью для того, чтобы читатели могли делать самостоятельные выводы. В законе можно и должно видеть только то, что в нем указано. Автору не удалось в приведенном в судебных постановлениях по делу Н. законодательстве (за исключением утратившего силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245 в редакции Приказов Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 391 и от 5 февраля 2005 г. N 33) найти нормы, во-первых, содержащие запрет на установление офицерам надбавки, в том числе и в размере менее 50%, а во-вторых, дающие право командирам воинских частей устанавливать отдельным военнослужащим надбавку, предусмотренную п. 108 Порядка, в размере, отличном от установленного этими же командирами в отношении других военнослужащих того же воинского состава, проходящих службу в той же местности. Возможно, такие нормы найдете Вы, дорогие читатели.

——————————————————————