Защита женщин и детей в международном гуманитарном праве
(Яцентюк О. Н.) («Международное публичное и частное право», 2007, N 5)
ЗАЩИТА ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ
О. Н. ЯЦЕНТЮК
Яцентюк О. Н., заместитель начальника юридического отдела ООО «ПИК Неруд», кандидат юридических наук.
Деятельность государств в период вооруженных конфликтов регулируется нормами и принципами международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право, являясь частью универсального международного права, имеет своей задачей формирование и поддержание мирных отношений между народами. Оно вносит существенный вклад в дело мира тем, что проповедует гуманность во время войны. Уважая основные права человека и его достоинство, воюющие стороны способствуют поддержанию такого доверия. Международное гуманитарное право стремится смягчить последствия войны двумя способами. Во-первых, оно ограничивает выбор средств и методов ведения войны. Во-вторых, международное гуманитарное право обязывает воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях. Естественно, что реализация перечисленных выше задач напрямую связана с защитой таких категорий населения, как женщины и дети. Вместе с тем следует отметить, что в российской и зарубежной литературе уже длительное время высказываются различные точки зрения о природе международного гуманитарного права, а также о существовании названной отрасли права. На протяжении нескольких лет в науке обсуждается вопрос о соотношении международного права прав человека и международного гуманитарного права <1>. ——————————— <1> См.: Карташкин В. А. Права человека и международное гуманитарное право // Юрист-международник. 2006. N 2.
Некоторые авторы утверждают, что появилась отрасль международного права, определяющая обязанность государств по обеспечению всем людям, независимо от расы, языка, религии, пола, основных прав и свобод <2>. В учебнике международного права Г. И. Тункин писал о возникновении и развитии «одной из важных отраслей международного права — международной защиты прав человека» <3>. ——————————— <2> См., например: Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970. С. 93; Radoinow P. La Protection internationals des droits del, home. Sofia, 1971. P. 95 — 122. <3> Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. М., 1974. С. 232.
Вместе с тем профессор Ж. Пикте высказывал разделяемое рядом ученых мнение о существовании международного гуманитарного права, состоящего из системы норм, регулирующих законы и обычаи войны, и права человека <4>. И. П. Блищенко, разделяя мнение Ж. Пикте, считал предлагаемую им систему международного гуманитарного права убедительной. Он относил к международному гуманитарному праву не только системы норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека, но и нормы, направленные на ограничение гонки вооружений и разоружение <5>. ——————————— <4> См.: Pictet J. The Principles of International Humanitarian Law. Geneva, 1966. <5> См.: Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 75 — 76.
Автор настоящей статьи разделяет точку зрения о том, что такая отрасль права, как международное гуманитарное право, должна существовать отдельно. Ее положения не могут смешиваться с международным правом прав человека. Международные соглашения в области международного гуманитарного права состоят из значительного числа норм, регулирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. К таковым в первую очередь должны относиться положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г. <6>. Таким образом, автор является сторонником идеи о том, что международное гуманитарное право является единственным сводом правил, применяемых в период вооруженных конфликтов. ——————————— <6> См. подробнее: http//www. memo. ru/PRAWO/.
Международное гуманитарное право о защите женщин
Если взглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а с начала XX в. это положение лишь усугубилось. В связи с тем что до начала Первой мировой войны число женщин, действительно участвующих в военных действиях, было незначительным, необходимости в их особой защите не ощущалось. В случае ранения женщины пользовались защитой в соответствии с положениями Женевской конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. В тех случаях, когда женщины становились военнопленными, на них распространялось Положение, прилагаемое к Гаагским конвенциям 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях сухопутной войны. Начиная с 1929 г. международное гуманитарное право предоставляет женщинам особую защиту. В этом году державы, принявшие Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, попытались учесть новое явление: участие достаточно большого числа женщин в войне 1914 — 1918 гг. Этот международный правовой акт содержал два положения, представляющие особый интерес: «К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением» (ст. 3) и «Различия в обращении с военнопленными допустимы лишь в том случае, если таковые различия основаны на воинском звании, состоянии физического или психического здоровья, квалификации или принадлежности к полу тех, кто пользуется их преимуществами» (ст. 4). С апреля по август 1949 г. в Женеве проходила Дипломатическая конференция по принятию международных конвенций о защите жертв войны, созванная по инициативе Швейцарского федерального совета, который является хранителем Женевских конвенций. На конференции были выработаны четыре Конвенции, которые были приняты 12 августа того же года: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Конвенция об обращении с военнопленными; Конвенция о защите гражданского населения во время войны <7>. Третья и четвертая Конвенции содержат порядка 30 статей, касающихся женщин <8>. Конвенции провозгласили в качестве основополагающего принципа, что уважение должно быть гарантировано человеку при любых обстоятельствах, и соответственно признали несовместимыми с международным правом запугивание, пытки, коллективные наказания, репрессалии, взятие заложников и депортацию. ——————————— <7> См.: Действующее международное право / Сост. М. Ю. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 1999. Т. 2, 3. <8> См. подробнее: Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для вузов / Под ред. В. А. Карташкина. М., 2001. С. 1 — 104.
В 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Дополнительный протокол II). Все Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. были ратифицированы всеми странами — членами ООН (188 государств). Дополнительные протоколы 1977 г. пока еще не получили такой поддержки. Протокол I ратифицировало 152 государства, Протокол II — 144 <9>. СССР ратифицировал дополнительные протоколы Постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. <10>. ——————————— <10> См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 9. С. 225.
Защита женщин в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним
Конвенции и Протоколы обеспечивают защиту женщин, как тех, которые являются частью гражданского населения, не принимающего участия в военных действиях, так и женщин-комбатантов, попавших в руки противника <11>. ——————————— <11> См. подробнее: Шлянцев Д. А. Международное право: Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2006.
Международное гуманитарное право юридически закрепляет основополагающий принцип равенства мужчин и женщин, разрабатывая его в пунктах, запрещающих дискриминацию. Статья 12 Конвенций I и II, ст. 16 Конвенции III, ст. 27 Конвенции IV, ст. 75 Дополнительного протокола I, а также ст. 4 Дополнительного протокола II предусматривают обращение «без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на признаках пола». Указывается также, что с женщинами «следует обращаться во всех случаях не хуже, чем с мужчинами» (ст. 14 Конвенции III). Это означает, что женщины пользуются всеми правами и свободами, предоставляемыми Конвенциями. В соответствии с этим запрещаются любые дискриминационные меры, не вытекающие из применения Конвенций. Принцип равного обращения дополняется еще одним принципом, декларирующим, что «к женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением» (ст. 12 Конвенции I и Конвенции II, ст. 14 Конвенции III). Конвенции не содержат юридического определения этого особого уважения, но независимо от статуса, предоставляемого женщинам, оно включает в себя определенные понятия, такие как физиологические особенности, честь и нравственность, беременность и роды.
Защита женщин как части гражданского населения
В случае международного вооруженного конфликта женщины относятся к лицам, подлежащим защите в соответствии с IV Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны. В этих условиях на них распространяются все положения, в которых провозглашается основной принцип гуманного обращения, включающий уважение к жизни, физической и психической неприкосновенности и особо запрещающий принуждение, телесные наказания, пытки, коллективные наказания, репрессалии, мародерство, взятие заложников. Более того, в случае правонарушений, совершаемых в связи с конфликтом, женщины имеют право на судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, учрежденным соответствующим образом, с соблюдением общепризнанных принципов судопроизводства. В дополнение к общей защите, которой пользуются все гражданские лица, «женщины будут специально охраняться от всяких покушений на их честь, и в частности от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушения на их нравственность» (ст. 27 абз. 2 Конвенции IV, ст. ст. 75, 76 Дополнительного протокола I). В основу ст. 76 Дополнительного протокола I, озаглавленной «Защита женщин», легла принятая в апреле 1970 г. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН «О защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях во время войны, борьбы за мир, национальное освобождение и независимость», в которой Генеральному секретарю ООН предлагается обратить на эту тему особое внимание. Это положение расширяет круг лиц, пользующихся защитой, а также значительно дополняет Международный пакт о гражданских и политических правах, который не содержит особых положений о защите женщин <12>. Иными словами, новое правило относится ко всем женщинам на территориях сторон, находящихся в конфликте. ——————————— <12> Статья 10 (2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которая обеспечивает защиту семей, предусматривает особые меры в интересах матерей.
В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера, женщинам обеспечивается защита в соответствии с основными гарантиями, которые определяют обращение с лицами, не принимающими участия в военных действиях (ст. ст. 3, 4 Дополнительного протокола II). Кроме того, Резолюцией 3318 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. провозглашена Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В ней выражена глубокая озабоченность по поводу страданий женщин и детей, принадлежащих к гражданскому населению, являющихся жертвами бесчеловечных актов в период чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов. В Декларации содержится призыв ко всем государствам — членам ООН полностью выполнять свои обязательства в соответствии с Женевским протоколом 1925 г. и Женевскими конвенциями 1949 г., а также другими актами международного права, касающимися уважения прав человека в период вооруженных конфликтов, которые представляют важные гарантии для защиты женщин и детей <13>. ——————————— <13> Подробнее см.: http://www. un. org/russian/documen/declarat/armed. htm.
Женщины-интернированные
В международном гуманитарном праве предусмотрены специальные положения, составленные в интересах женщин-интернированных. По условиям Протокола I «женщины, свобода которых ограничивается по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, содержатся в помещениях, отделенных от помещений для мужчин. Они находятся под непосредственным надзором женщин. Однако в случаях, когда задержанию или интернированию подвергаются семьи, их, по возможности, размещают в одном и том же месте и содержат как отдельные семьи» (п. 5 ст. 75). В IV Конвенции отмечается, что «в тех случаях, когда в порядке исключения в качестве временной меры необходимо размещать женщин-интернированных, не являющихся членами какой-либо одной семьи, в том же месте интернирования, что и мужчин, для таких женщин-интернированных должны быть предоставлены в обязательном порядке отдельные спальни и санитарные установки» (ст. 85). Ничто не может помешать держащей в плену державе установить для женщин менее жесткую систему отбывания дисциплинарных наказаний, чем для мужчин, и при этом в более благоприятных помещениях. Такое различие по признаку пола не считается противоречащим общепризнанному принципу международного гуманитарного права, запрещающему всякую дискриминацию. Подобные правила предусматриваются Протоколом II в случаях вооруженных конфликтов немеждународного характера. В нем указывается, что женщины, подвергшиеся аресту, задержанию или интернированию, «за исключением случаев совместного размещения мужчин и женщин, составляющих одну семью, содержатся в помещениях, отдельных от помещений, занимаемых мужчинами, и находятся под непосредственным надзором женщин» (п. 2 ст. 5). Если невозможно предоставить отдельное помещение, важно в любом случае обеспечить отдельные спальные места и санитарные удобства.
Женщины и смертная казнь
По данному вопросу в Конвенциях ничего не сказано. Однако этот недочет восполняется в Протоколе I благодаря влиянию Международного пакта о гражданских и политических правах, который вступил в силу 23 марта 1976 г. В п. 5 ст. 6 Пакта указывается, что в отношении беременных женщин смертный приговор не приводится в исполнение. Однако авторам Протоколов не удалось добиться абсолютного запрещения внесения смертного приговора беременным женщинам и матерям малолетних детей в случаях международного вооруженного конфликта. Подобное запрещение вошло бы в противоречие с некоторыми положениями национальных законодательств ряда стран. Тем не менее международное гуманитарное право рекомендует в максимально возможной степени избегать вынесения таких приговоров <14>. ——————————— <14> См.: Крилль Ф. Международное гуманитарное право о защите женщин. МККК, 1994.
Женщины — участницы военных действий
Участие женщин в военных действиях — явление не новое, ведь на протяжении веков многие из них более или менее активно участвовали в войнах. Вместе с тем вплоть до XIX столетия участие женщин в военных действиях было исключительным событием. Только во время Первой мировой войны женщины начали более регулярно принимать участие в военных действиях. В Германии, например, женщины, хотя и не входили непосредственно в состав боевых подразделений, вносили свой вклад в борьбу за победу. Русские женщины, хотя и в меньшем количестве, принимали участие в военных действиях. Во время Второй мировой войны женщины более активно принимали участие в военных действиях. Советские женщины входили в личный состав всех служб и подразделений в качестве снайперов, стрелков, пилотов, штурманов, артиллеристов и др.
Статус женщин-военнопленных
Женщины, принимающие участие в военных действиях, так же как и мужчины, находятся под защитой международного гуманитарного права с того момента, когда они попадают во власть противника. Для того чтобы в случае захвата в плен они считались комбатантами, имеющими право на статус военнопленных, женщины должны входить в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Вплоть до настоящего времени призыв женщин в вооруженные силы в качестве комбатантов обычно широко не практиковался, за исключением Советского Союза. Большое число советских женщин принимали участие в военных действиях во время Второй мировой войны. Можно отметить, что в Израиле, единственной стране с обязательной военной службой для женщин, они не обязаны непосредственно участвовать в военных действиях. В случае войны женщины-офицеры штабов на уровне батальонов и бригад отправляются в тыл. Поскольку с женщинами необходимо обращаться «во всех случаях не хуже, чем с мужчинами» (ст. 14 Конвенции III), они обладают правом на такую защиту. В случаях международного вооруженного конфликта запрещается заявлять, что никому не будет пощады, угрожать этим противнику и вести военные действия на основе приказа не оставлять никого в живых. В Конвенции III указывается, что с военнопленными вообще следует обращаться гуманно, запрещается наносить им физические увечья или подвергать медицинским и научным экспериментам, если это не оправдано медицинскими соображениями в интересах данного лица. Особо оговаривается, что военнопленные не должны без необходимости подвергаться опасности в ожидании эвакуации из зоны боевых действий. В случае международного вооруженного конфликта Протоколом I предусматривается, что «дела беременных женщин и матерей малолетних детей, от которых такие дети зависят и которые подвергаются аресту, содержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке» (п. 2 ст. 76). Женевская конвенция об обращении с военнопленными регламентирует и вопрос о работе военнопленных. Трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы лишь с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей. Важное место в Женевской конвенции об обращении с военнопленными занимает вопрос об условиях и пределах применения к ним уголовного и дисциплинарного наказания, в том числе с учетом пола виновного лица. Согласно ст. 88 Конвенции женщины-военнопленные не должны приговариваться к более суровым наказаниям или подвергаться более суровому обращению во время отбывания наказания, чем мужчины и женщины из состава вооруженных сил держащей в плену державы, наказываемые за аналогичные правонарушения. При этом женщины-военнослужащие, отбывающие уголовное наказание или дисциплинарное взыскание, будут содержаться в помещениях отдельно от мужчин-военнопленных и им следует находиться под непосредственным наблюдением женщин (ст. ст. 97, 108) <15>. ——————————— <15> См.: Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: ЭСЛАН, 2000.
Международное гуманитарное право о защите детей
Международное гуманитарное право предусматривает особую защиту детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях, и особую защиту — как наиболее уязвимых лиц. Более того, под защиту подпадают и дети, участвующие в военных действиях. В период международных вооруженных конфликтов дети входят в категорию лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Благодаря этому они подпадают под действие всех положений, касающихся обращения с покровительствуемыми лицами, которые определяют основной принцип гуманного обращения с людьми, включающий уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, а также запрещающий среди прочего принуждение, телесные наказания, пытки, коллективные наказания и репрессалии. Как часть гражданского населения дети подпадают под действие всех норм международного гуманитарного права, относящихся к ведению войны.
Право на защиту и помощь
Участие несовершеннолетних детей в тотальной войне, особенно на оккупированной территории, — давно свершившийся факт. Поэтому Протокол I обязывает стороны, находящиеся в конфликте, предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Протокол I устанавливает, что стороны в международном вооруженном конфликте должны обеспечивать детям защиту и помощь. Многие из положений IV Женевской конвенции принимают во внимание особые потребности детей <16>. Так, каждая Высокая Договаривающаяся Сторона должна разрешать свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет и рожениц (ст. 23). Оккупирующая держава должна оказывать содействие в осуществлении соответствующей деятельности учреждениям, попечению которых вверены дети на оккупированной территории (ст. 50). ——————————— <16> См.: Крилль Франсуаза. Защита детей во время вооруженных конфликтов. М., 1992.
Кормящие матери и дети до 15 лет, интернированные стороной в конфликте в целях обеспечения их безопасности, должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями. Особое значение придается сохранению целостности семьи во время вооруженных конфликтов: ст. ст. 74, 75, 78 Протокола I, ст. ст. 24, 50, 51, 82 IV Женевской конвенции и др. Защищая семью ребенка, международное гуманитарное право защищает также моральные ценности, религию, культуру и традиции, в которых он был воспитан. Держава, во власти которой находятся интернированные, должна обеспечить обучение детей и подростков, им должно быть разрешено посещать школу (ст. 94 Конвенции IV). IV Женевская конвенция запрещает оккупирующей державе изменять гражданское состояние ребенка, а также зачислять детей в зависящие от нее формирования или организации (ст. 50). IV Женевская конвенция и Дополнительные протоколы устанавливают 18 лет в качестве возрастного предела, ниже которого смертный приговор не может быть приведен в исполнение. Статья 77 Протокола I, затрагивающая интересы детей, поясняет следующее. Во-первых, п. п. 2 и 3 налагают ограничение на прямое участие детей в военных действиях. Дети, «не достигшие 15-летнего возраста», не должны принимать непосредственного участия в военных действиях. Во-вторых, в случае если в нарушение этой ясно выраженной нормы дети моложе указанного возраста «принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают под власть противной стороны», то согласно п. 3 «они продолжают пользоваться особой защитой, предоставляемой настоящей статьей, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет». Элементами этой особой защиты являются: особое уважение, а также защита и помощь, «которые им требуются» (п. 1), содержание, как правило, в помещениях, «отделенных от помещений для взрослых» (п. 4), а также ограничения на приведение в исполнение смертного приговора в отношении таких детей (п. 5). Защита, предоставляемая детям в соответствии с международным гуманитарным правом, была подтверждена в Конвенции о правах ребенка, принятой ООН 20 ноября 1989 г. Она содержит особую статью (ст. 38), касающуюся положения детей во время вооруженных конфликтов. Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что женщины и дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. В последние годы заметно возрос интерес к защите женщин и детей. В значительной мере это явилось результатом освещения событий, происходящих в нашей стране и за рубежом, что вызывает серьезную озабоченность международного сообщества. Но, замечу, что мы не преуспеем в улучшении этой ситуации, ограничиваясь лишь принятием новых правил. Прежде всего нужно следить за тем, чтобы соблюдались уже действующие нормы. Это относится в первую очередь и в наибольшей мере к государствам, подписавшим Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и обязавшимся соблюдать и обеспечивать эти нормы.
——————————————————————