Ответственность военнослужащих за административные правонарушения в вооруженных силах зарубежных государств

(Лумпов Е. А.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 11)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Е. А. ЛУМПОВ

Лумпов Евгений Анатольевич, сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас».

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, присущие ответственности военнослужащих за административные правонарушения в вооруженных силах зарубежных государств. Показано, что вопросы данной ответственности в Российской Федерации находятся на достаточно высоком уровне развития.

Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность.

Responsibility of military men for administrative violations in the armed forces of foreign states E. A. Lumpov

The paper considers relevant and important problems inherent responsibility of military personnel for administrative violations in the armedforces of foreign States. It is shown that questions of this responsibility in the Russian Federation are at a fairly high level of development.

Key words: administrative responsibility, disciplinary responsibility.

Анализ проблемы ответственности военнослужащих за административные правонарушения требует обращения к опыту вооруженных сил зарубежных государств. При рассмотрении данного вопроса необходимо в первую очередь поделить страны на определенные группы: — государства, входившие в состав СССР: Украина, Казахстан; — государства Европейского союза: Франция, Германия; — отдельно рассмотрим США. Выделение данных групп, на наш взгляд, позволит более разносторонне рассмотреть те или иные особенности привлечения военнослужащих к ответственности за административные правонарушения, т. к. уровень развития данных государств различен, соответственно, и уровень развития военного законодательства у всех разный. Рассматривая Украину и Казахстан, следует отметить, что данные страны имеют правовую систему, наиболее схожую с Российской Федерацией. Согласно Закону Украины от 25 марта 1992 г. N 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе», правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Украины, настоящий Закон, Законы Украины «Об обороне Украины», «О Вооруженных силах Украины», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», другие законы Украины, а также принятые в соответствии с ними указы Президента Украины и иные нормативно-правовые акты об обеспечении обороноспособности государства, исполнении воинской обязанности, прохождении военной службы и статусе военнослужащих, а также международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины <1>. ——————————— <1> Закон Украины от 25 марта 1992 г. N 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» (принят Верховной Радой Украины 25 марта 1992 г.) (по сост. на 14 мая 2013 г.) // Официальный вестник Украины. 2013. N 44. Ст. 1568.

Согласно ст. 59 Конституции Украины, «каждый имеет право на правовую помощь. В предусмотренных законом случаях эта помощь предоставляется бесплатно» <2>. ——————————— <2> Статья 59 Конституции Украины. Киев, 1996.

В статье 61 данной Конституции указано: «Никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер» <3>. ——————————— <3> Статья 61 Конституции Украины. Киев, 1996.

Также в Конституции прописаны обязанности по прохождению военной службы. Так, в ст. 65 говорится: «Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов являются обязанностью граждан Украины. Граждане несут военную службу в соответствии с законом» <4>. ——————————— <4> Статья 65 Конституции Украины. Киев, 1996.

Что касается привлечения военнослужащих Вооруженных сил Украины к ответственности за административные правонарушения, то в ст. 15 Кодекса Украины об административных правонарушениях сказано: «Военнослужащие, военнообязанные и резервисты во время прохождения сборов, а также лица рядового и начальствующего составов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, органов внутренних дел и Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушения правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершение коррупционных правонарушений, нарушение тишины в общественных местах, неправомерное использование государственного имущества, незаконное хранение специальных технических средств негласного получения информации, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи, или представлению прокурора, уклонение от выполнения законных требований прокурора, нарушение законодательства о государственной тайне, нарушение порядка учета, хранения и использования документов и других носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены общественные работы, исправительные работы и административный арест. Другие, кроме указанных в ч. 1 этой статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях. При нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств Вооруженных сил Украины или иных образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и Государственной специальной службы транспорта — военнослужащими срочной службы — штраф как административное взыскание к ним не применяется. В случаях, указанных в настоящей статье, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, передают материалы о правонарушении соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности» <5>. ——————————— <5> Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 дек. 1984 г. N 8073-X (по сост. на 4 июля 2013 г.). URL: www. http://continent-online. com.

Из этого следует, что, как и в Российской Федерации, при совершении военнослужащим административного правонарушения не во всех случаях он будет нести административную ответственность, а понесет дисциплинарную ответственность, которая регулируется Законом Украины от 24 марта 1999 г. N 551-XIV «О дисциплинарном уставе Вооруженных сил Украины» <6>. ——————————— <6> Закон Украины от 24 марта 1999 г. N 551-XIV «О дисциплинарном уставе Вооруженных сил Украины» принят Верховной Радой Украины 24 марта 1999 г. (по сост. на 16 мая 2013 г.) // Официальный вестник Украины. 2013. N 44. Ст. 1570.

Раздел III «Взыскания за нарушение воинской дисциплины» данного Устава посвящен вопросам привлечения военнослужащих Вооруженных сил Украины к дисциплинарной ответственности. Проанализировав данный раздел, можно сделать вывод, что данные вопросы практически совпадают с вопросами, которые прописаны в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации. Делая вывод по порядку привлечения военнослужащих Вооруженных сил Украины к ответственности за административные правонарушения, следует сказать, что накладывает свой отпечаток то, что до недавнего времени, а именно до 1991 г., Украина входила в состав СССР, и основная нормативная правовая база, в т. ч. и касающаяся вопросов привлечения военнослужащих к ответственности, берет свое начало еще из СССР, и в связи с этим имеется существенное совпадение с нормами, которые действуют на территории Российской Федерации. Согласно Закону Республики Казахстан от 16 февраля 2012 г. N 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих», правовую основу воинской службы в Вооруженных силах составляют Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными настоящим Законом, законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность правоохранительных органов, и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан <7>. ——————————— <7> Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 г. N 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих» (по сост. на 4 июля 2013 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2012. N 5. Ст. 40.

В статье 36 Конституции Республики Казахстан сказано: «Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом» <8>. ——————————— <8> Конституция Республики Казахстан: принята на респ. референдуме 30 авг. 1995 г. (по состоянию на 2 февр. 2011 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. N 4. Ст. 217.

Рассматривая вопросы привлечения военнослужащих Вооруженных сил Республики Казахстан к ответственности за административные правонарушения, следует обратиться к Кодексу Республики Казахстан за административные правонарушения, где в ст. 35 говорится: «Военнослужащие и находящиеся на воинских сборах военнообязанные несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, за исключением случаев, предусмотренных ст. 512-1 — 512-5 настоящего Кодекса. Прокуроры, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники финансовой полиции, специальных государственных органов и таможенных органов за административные правонарушения несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в соответствующих органах. За нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и таможенную границу Таможенного союза, законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требований пожарной безопасности, правил дорожного движения, таможенных правил вне места службы, законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, бюджетного и налогового законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, правил охоты, рыболовства, других правил и норм рационального использования и охраны природных ресурсов лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде лишения права ношения и хранения огнестрельного и холодного оружия и административного ареста. К военнослужащим, проходящим срочную воинскую службу, и курсантам военных и специальных учебных заведений не может быть применено административное взыскание в виде административного штрафа. Лица, кроме указанных в ч. 1 настоящей статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе, в случаях, прямо предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях. Органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения административных взысканий на лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности» <9>. ——————————— <9> Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 янв. 2001 г. N 55-II (по сост. на 4 июля 2013 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. N 5/6. Ст. 24; N 17/18. Ст. 241; N 21/22. Ст. 281; 2002. N 4. Ст. 33; N 17. Ст. 155.

Из этого следует, что, как и в законодательстве Российской Федерации, военнослужащие Вооруженных сил Республики Казахстан несут административную ответственность не за все административные правонарушения — происходит замена на дисциплинарную ответственность. Обратимся к Дисциплинарному уставу Вооруженных сил Республики Казахстан. Глава III «Дисциплинарные взыскания» данного Устава регулирует вопросы привлечения военнослужащих Вооруженных сил Республики Казахстан к дисциплинарной ответственности. Проанализировав нормативную базу, касающуюся порядка привлечения военнослужащих к ответственности за административные правонарушения в государствах, которые входили в состав СССР, можно сказать о том, что законодательства данных стран находятся практически на таком же уровне, что и в Российской Федерации. Нормативной базой регулирования воинских правоотношений Франции являются Конституция, правовые нормы, подтверждающие право военнослужащего на труд и свободный выбор профессии, Кодекс о национальной повинности, Закон об общем статусе военнослужащих и Дисциплинарном уставе, специальные акты министерства обороны, Кодекс общественного здравоохранения, Уставы и другие нормативные акты <10>. ——————————— <10> Туганов Ю. Н. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 95 — 96. См. об этом также: Мигачев Ю. И. Механизмы и институты защиты прав военнослужащих в зарубежных странах // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 2; N 3; Он же. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравн.-правовое исслед.): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999.

Между тем следует согласиться с мнением Ю. Н. Туганова, который указывает: «Специфическим воинским формированием является Иностранный легион. Формально — юридически легионер имеет такой же статус, денежное содержание и обязан чтить тот же Дисциплинарный устав, что и солдат регулярных Вооруженных сил Франции. Однако практика утверждает обратное. Декларированные права на практике не реализуются, поскольку легионер не является, как правило, гражданином Франции» <11>. ——————————— <11> Туганов Ю. Н. Указ. соч. С. 97.

Военное дисциплинарное законодательство Франции предусматривает обязательность письменной формы проведения расследования о дисциплинарных проступках военнослужащих и подробно регламентирует процедуру его проведения. Также предусмотрены и сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Следует отметить, что, согласно ст. 37 Дисциплинарного устава Вооруженных сил Франции, военный дисциплинарный суд перед тем, как подвергнуть военнослужащего аресту с содержанием на гауптвахте, обязан выслушать мнение согласительной комиссии. Также необходимо сказать, что, по мнению Ю. Н. Туганова, дисциплинарные проступки в Вооруженных силах Франции составляют большую часть правонарушений <12>. ——————————— <12> Там же. С. 99.

Нормативной базой регулирования воинских правоотношений в Германии является Конституция 1949 г., в которой нашли свое закрепление конституционные права граждан Германии, права и обязанности военнослужащих бундесвера. В Основном Законе закреплена обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин. Статья 12 Конституции Германии определяет, что «мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут призываться на службу в Вооруженные силы, Федеральную пограничную охрану или части гражданской обороны». Воинские правоотношения также регулируются Законом о правовом положении военнослужащих в ред. 1975 г., Положением о дисциплинарной практике в бундесвере, воинским Дисциплинарным уставом и другими нормативными правовыми актами <13>. ——————————— <13> Там же. С. 92.

Как справедливо отмечает Ю. Н. Туганов, особенность законодательства Германии, в отличие от других стран, заключается в более детальном регулировании прохождения военной службы военнослужащими-женщинами <14>. ——————————— <14> Там же. С. 93.

Рассматривая порядок привлечения военнослужащих Вооруженных сил Германии к дисциплинарной ответственности, следует отметить, что он определяется воинским Дисциплинарным уставом и Положением о дисциплинарной практике в бундесвере, которые предусматривают совокупность различных мер дисциплинарного воздействия. На военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, могут быть наложены два вида взыскания: простые дисциплинарные взыскания и взыскания, налагаемые в судебном порядке. К простым дисциплинарным взысканиям отнесены: выговор, денежный штраф, неувольнение из расположения воинской части до 3 недель, арест с содержанием на гауптвахте, налагаемые непосредственным или вышестоящим начальником. К взысканиям, налагаемым в судебном порядке, относятся: сокращение денежного содержания, задержка в продвижении по службе и присвоении очередного воинского звания, понижение в воинском звании, досрочное увольнение в запас, лишение пенсии. Указанные дисциплинарные взыскания характерны для армий западных стран и фактически не применяются в системе дисциплинарного принуждения в Вооруженных Силах Российской Федерации <15>. ——————————— <15> Там же. С. 93.

Рассмотрев ответственность военнослужащих за административные правонарушения в западных странах, следует сделать вывод о том, что данные вопросы имеют существенные отличия по сравнению с российским законодательством. Это обусловлено рядом факторов: во-первых, наличием во Франции Иностранного легиона, во-вторых, существует целый ряд наказаний, которые в законодательстве Российской Федерации либо вообще отсутствуют, либо применяются несколько в ином порядке и, как правило, другими органами или должностными лицами. Основными источниками военного законодательства США в настоящее время являются: Конституция США, Единый кодекс военной юстиции, принятый в 1951 г. Единый кодекс военной юстиции регулирует все основные вопросы, связанные с уголовной и дисциплинарной ответственностью военнослужащих, а также с защитой военнослужащими своих прав. В нем в общей форме предусмотрены вопросы дисциплинарной практики (ст. 15), военно-уголовного права и процесса, административного права. Единый кодекс военной юстиции подписывается Президентом США и применяется как в мирное, так и в военное время <16>. ——————————— <16> Там же. С. 102.

Дисциплинарная практика в Вооруженных силах США осуществляется по двум направлениям: судебному и административному, когда речь идет о менее серьезных проступках. Офицерскому составу предоставлены большие дисциплинарные права. Командир роты и равные ему в звании не ниже майора имеют право понижать военнослужащим воинское звание (от капрала и ниже) на одну ступень. Офицеры, равные по должности командиру полка, могут понизить на одну ступень военнослужащих в звании сержанта, сержанта 1-го класса и мастер-сержанта. К военнослужащим могут применяться и другие взыскания, налагаемые без проведения судебного процесса. К ним относятся: — неувольнение из части до двух недель; — ежедневная сверхурочная работа продолжительностью до 2 часов в день в течение того же срока; — обычный арест сроком до 7 суток и строгий арест до 3 суток (на кораблях). Что касается офицерского состава, то они в дисциплинарном порядке могут быть лишены половины денежного оклада в месяц <17>. ——————————— <17> Там же. С. 105.

Что касается Единого военно-юридического кодекса, то он, видимо, в связи с традициями англосаксонской правовой семьи, не содержит четкого определения преступления. Также он не содержит и четкого разграничения между уголовными преступлениями и дисциплинарными проступками. Право решения вопроса о серьезности правонарушения фактически принадлежит командиру, поэтому виновность зачастую не является, по сути, определяющим фактором, т. к. сначала смотрят на то, полезен или нет данный военнослужащий для армии. Также следует согласиться с Ю. Н. Тугановым, который выделяет систему увольнения личного состава Вооруженных сил армии США. В Вооруженных силах армии США существует пять видов увольнения рядового, сержантского и унтер-офицерского состава, в т. ч. «увольнение за недостойное поведение», а также «увольнение с позором», которому подвергается военнослужащий по приговору общего суда <18>. ——————————— <18> Там же. С. 106.

Делая вывод по результатам рассмотрения вопросов, связанных с ответственностью военнослужащих Вооруженных сил США, необходимо сказать о самом главном отличии по отношению к Российской Федерации и тем странам, о которых шла речь ранее. Заключается оно в том, что США принадлежат совершенно к другой правовой семье. Также существенно влияет на развитие законодательства в США и их Конституция, которая, во-первых, является самой старой из ныне существующих писаных конституций (была принята в XVIII в.), во-вторых, создана очень сложная система по принятию поправок в данную Конституцию. И за все время было принято всего 22 поправки, первые десять из которых называются Биллем о правах. Проведя анализ ответственности военнослужащих за административные правонарушении в вооруженных силах зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что вопросы данного характера в Российской Федерации находятся на достаточно высоком уровне развития, а в некоторых странах требуют незначительной переработки, более детального разграничения и усовершенствования рассматриваемого нами направления.

Список литературы

1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 янв. 2001 г. N 155-II (по сост. на 4 июля 2013 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. N 5/6. Ст. 24; N 17/18. Ст. 241; N 21/22. Ст. 281; 2002. N 4. Ст. 33; N 17. Ст. 155. 2. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 дек. 1984 г. N 8073-X (по сост. на 4 июля 2013 г.). URL: www. http://continent-online. com. 3. Конституция Республики Казахстан: принята на респ. референдуме 30 авг. 1995 г. (по состоянию на 2 февр. 2011 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. N 4. Ст. 217. 4. Мигачев Ю. И. Механизмы и институты защиты прав военнослужащих в зарубежных странах // Право в Вооруженных Силах. 1999. N 2; N 3. 5. Мигачев Ю. И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравн.-правовое исслед.): Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. 6. Закон Украины от 25 марта 1992 г. N 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» принят Верховной Радой Украины 25 марта 1992 г. (по сост. на 14 мая 2013 г.) // Официальный вестник Украины. 2013. N 44. Ст. 1568. 7. Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 г. N 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих» (по сост. на 4 июля 2013 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2012. N 5. Ст. 40. 8. Закон Украины от 24 марта 1999 г. N 551-XV «О дисциплинарном уставе Вооруженных сил Украины» принят Верховной Радой Украины 24 марта 1999 г. (по сост. на 16 мая 2013 г.) // Официальный вестник Украины. 2013. N 44. Ст. 1570. 9. Туганов Ю. Н. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности военнослужащих при переходе Вооруженных сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

——————————————————————