Представительство трудовых прав граждан при прохождении альтернативной гражданской службы

(Васильев В. А.) («Трудовое право», 2010, N 12)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

В. А. ВАСИЛЬЕВ

Васильев В. А., заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, доцент (ЮУрГУ, ЧИ УрАГС).

Право граждан на замену военной службы в случаях, если ее несение противоречит убеждениям или вероисповеданию граждан, на альтернативную гражданскую службу относится к числу конституционных прав и закреплено в ст. 59 Конституции РФ.

Служба, о которой идет речь, узаконена в некоторых европейских странах, где наиболее распространены три вида альтернативной службы: трудовая повинность (низкооплачиваемый, малопрестижный, но социально значимый труд в сфере социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения), помощь развивающимся странам и служба в интересах обороны. Например, в Дании, Норвегии и Германии альтернативная гражданская служба проходит преимущественно в социальной сфере. В Германии в соответствии с законом «Об отказниках от военной службы» призывник в заявлении должен изложить причины отказа от действительной военной службы и дать согласие служить на три месяца дольше, чем в бундесвере <1>. ——————————— <1> См.: Электронный ресурс: http:// www. temadnya. ru/ spravka/ 02jun2004/ 3990.htm/.

В соответствии с российским законодательством альтернативная гражданская служба является особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. Ее обеспечению способствует осуществление этой деятельности в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти. Виды работ, профессий, о которых идет речь, постоянно обновляются. Перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 19 июня 2009 г. N 330н <2>, включает 100 рабочих профессий и 51 должность служащих. В числе последних — библиотекари, судебно-медицинские эксперты, врачи-психиатры, учителя и др. Широкий спектр работ, профессий способствует обеспечению кадрами организаций, где ощущается их нехватка, и позволяет использовать работников не только на неквалифицированных, трудоемких работах, но и учитывать профессиональные интересы служащих. Молодые люди, приходящие на службу, не имеют, как правило, опыта служебной деятельности, достаточной квалификации. Эти, как и ранее названные обстоятельства, обусловливают необходимость обеспечения представительства, защиты их прав и интересов. Характер представительства определен особенностями трудовых отношений, возникающих при прохождении альтернативной гражданской службы. ——————————— <2> Российская газета. 2009. 25 августа.

В ст. 349 Трудового кодекса РФ определен круг лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, условия труда которых регулируются Кодексом. Эти категории работников отнесены к субъектам трудового права. Часть 1 названной статьи является отсылочной, поскольку в ней определено, что трудовое законодательство на указанных в статье работников распространяется с особенностями, установленными не только Кодексом, но и другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изм. и доп.) <3> условия труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируются Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, содержащихся в названном Федеральном законе. В связи с этим некоторые ученые отмечают, что позиция законодателя о договоре с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, неоднозначная. С одной стороны, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности, регулируемый нормами трудового права, а с другой — предусматривает особенности и ограничения трудовых прав указанных лиц, ставящие под сомнение заключение с ними именно трудового договора, так как его содержание будет существенно отличаться от трудового договора с обычными работниками <4>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030. <4> См.: Федякина Е. Л. Соглашение об альтернативной гражданской службе как вид трудового договора // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К. Н. Гусова. М.: ТК Велби, 2007. С. 333.

Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности и трудовые отношения не полностью совпадают. Отношения по осуществлению альтернативной гражданской службы возникают из сложного фактического состава. При этом под фактическим составом понимается, по определению С. С. Алексеева, «система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения)» <5>. ——————————— <5> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 179.

Возникновение трудовых правоотношений гражданина, направленного для прохождения альтернативной гражданской службы, отличается от общих правил заключения трудового договора. Трудовая функция, место прохождения службы определяются не по соглашению сторон, а по решению военного комиссариата, направляющего гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы. В основе рассматриваемых отношений лежат нормы трудового и административного права. В данном случае отрасли права выступают не как изолированные образования, а как части единого целого, дополняющие друг друга, что способствует усилению их регулятивного воздействия на данный участок общественных отношений с особенностями, присущими отрасли. Например, разногласия по поводу определения места, вида работы не относятся к числу трудовых споров. Конфликты применительно к названной ситуации могут быть урегулированы в соответствии с нормами административного права. Решения, с которыми гражданин не согласен, могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в судебном порядке. Характер правовых отношений, возникающих при прохождении альтернативной гражданской службы, позволяет определить субъекты представительства в этих отношениях. Ими являются представители государства в лице военных комиссариатов, представители работников, представители работодателей. Отношения по представительству могут возникнуть до направления гражданина на альтернативную гражданскую службу, поскольку для реализации права выбора такой службы необходимы определенные условия. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ такое право у гражданина возникает в случае, когда несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповедованию гражданина. Наличие необходимых условий, как писал В. Г. Харащо, является предпосылкой возникновения отношений при прохождении альтернативной гражданской службы <6>. К числу других условий или оснований реализации названного права, определенных Законом «Об альтернативной гражданской службе», следует отнести: достижение призывного возраста, действия гражданина, направленные на реализацию имеющегося у него права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. ——————————— <6> См.: Харащо В. Г. Особенности возникновения трудовых правоотношений лиц, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 3.

Представительство на первом этапе отношений по реализации права на замену военной службы по призыву альтернативной может заключаться в оказании юридической помощи представляемому, представлении его интересов в военном комиссариате. Законодательство не называет круг лиц, которые могут быть в этих случаях представителями. Если лицо, в отношении которого этот вопрос решался, состоит в трудовых отношениях с какой-либо организацией, представителями могут быть профсоюзные органы, иные представители, уполномоченные работниками на представительство (ст. 31 ТК РФ). К числу представителей в этих случаях правомерно отнести адвокатов, членов самодеятельных общественных организаций по месту жительства и др. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. После принятия одностороннего акта — направления гражданина на альтернативную гражданскую службу и заключения трудового договора между ним и работодателем — возникают отношения, основанные на этом договоре и предусмотренные ст. 15 ТК РФ. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». Заключение договора является необходимым, поскольку его отсутствие могло бы ухудшить положение лица, проходящего гражданскую службу, усложнить осуществление представительства его интересов. Представительство в отношениях, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы, отличается следующими особенностями. С учетом сложного состава их возникновения расширяется сфера применения представительства. Как отмечалось, оно может осуществляться в отношениях с Федеральной службой по труду и занятости, военным комиссариатом по поводу определения контрагента для заключения, последующего изменения трудового договора, определения его срока. То есть речь идет о представительстве в административно-правовых отношениях. Что касается представительства в трудовых отношениях, то оно носит ограниченный характер. Согласно ст. 20 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» при участии в мероприятиях, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, исполнение им трудовых обязанностей при необходимости осуществляется без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, без учета требований ТК РФ. При участии гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, в таких мероприятиях для привлечения его к сверхурочным работам не требуется его письменного согласия, учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В то же время в комплексе отношений, возникающих при прохождении альтернативной гражданской службы, социально-трудовым отношениям отведено значительное место. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» за гражданами, на которых он распространяется, сохраняется прежнее место работы, а также право после увольнения на продолжение обучения в образовательном учреждении, где они обучались до направления на службу (п. 5 ст. 19). Предусматривает Закон право названных работников на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях с предоставлением социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных для лиц, совмещающих работу с обучением. На граждан, проходящих указанную службу, распространяется законодательство об охране труда. Право на охрану труда является конституционным: Конституция РФ устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством (ст. 7), а граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья. Эти положения нашли отражение в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе». Он предусматривает, что работникам, о которых идет речь, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 7 ст. 19), обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение (п. 4 ст. 20). В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» представительство и защита первичными профсоюзными организациями и их органами осуществляются в отношении членов профсоюзов. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, в соответствии со ст. 3 Закона вправе вступить в профсоюз. Некоторые ограничения для тех, кто проходит альтернативную гражданскую службу, установлены при разрешении трудовых споров, а следовательно, в осуществлении представительства. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» они не вправе участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций (п. 2 ст. 21 Закона). К числу специфичных споров могут быть отнесены неурегулированные разногласия, связанные с неполным включением в срок альтернативной гражданской службы периодов нахождения в учебных отпусках, исключением из этого срока периодов отстранения от работы по причине алкогольного, наркотического опьянения, прогулов и др. Это вытекает из Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256 <7> (далее — Положение). В этих случаях согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.), необходимо выяснить соответственно причины отсутствия работника на рабочем месте, доказательства нахождения в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, правильность установления периода нахождения работника в учебном отпуске. ——————————— <7> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309.

Определенные особенности отличают прекращение срочного трудового договора с рассматриваемой категорией работников. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», ст. 56 Положения трудовой договор прекращается: а) по истечении срока службы; б) вследствие признания работника военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе; в) по причине осуществления им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием работника депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и реализацией указанных полномочий на постоянной основе; г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы. В случае смерти работника в период прохождения альтернативной гражданской службы трудовой договор прекращается по этому основанию (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Возможно увольнение с альтернативной гражданской службы лица, использующего в период ее прохождения отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Работодатель не вправе отказать такому гражданину в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет при условии, что матерью ребенка отпуск не использован. Если в период отпуска истек срок службы, то в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» это влечет увольнение. В. И. Миронов обоснованно полагает, что порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, определяется нормами трудового права и названного Федерального закона, эти лица имеют конституционное право на использование отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет <8>. ——————————— <8> Миронов В. И. Правовое заключение по вопросу использования отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет лицом, проходящим альтернативную гражданскую службу // Трудовое право. 2009. N 3. С. 101 — 103.

Как видно, перечень оснований прекращения трудового договора в отношении названной категории работников ограничен. Увольнение по иным, помимо названных, основаниям нельзя считать правомерным. Работник в таких ситуациях вправе рассчитывать на судебную защиту, так же как и в случаях, когда приказ об увольнении издан ненадлежащим должностным лицом. Решение об увольнении названных категорий работников принимается не работодателем, а должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с лицом, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке работника о причинах прекращения трудового договора (п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»). При несогласии с формулировкой об увольнении она может быть обжалована в судебном порядке. Представительство в этом случае может осуществлять либо профорган, либо другое лицо по усмотрению истца (адвокат, члены правозащитных организаций и др.). Вопросы представительства прав и интересов лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, не исследовались в трудовом праве, что связано в определенной степени с их небольшой численностью, временным характером прохождения службы. Совершенствование этого правового механизма должно осуществляться с учетом интересов государства, работодателей и этой категорий работающих независимо от особенностей их правового положения, численности.

——————————————————————

Вопрос: Уволен из ВС РФ по организационно-штатным мероприятиям. Календарная выслуга составляет 11 лет 11 месяцев (в период с 8 апреля 1996 г. по 19 апреля 1998 г. и с 5 октября 1999 г. по 19 сентября 2009 г. — отдаленная местность: один месяц службы за полтора). Имею ли я право на пенсию, если обучался в гражданском вузе 4 года 10 месяцев, в том числе на военной кафедре 2 года 4 месяца? Какова будет моя выслуга в льготном исчислении? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 12)

Вопрос: Уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям. Календарная выслуга составляет 11 лет 11 месяцев (в период с 8 апреля 1996 г. по 19 апреля 1998 г. и с 5 октября 1999 г. по 19 сентября 2009 г. — отдаленная местность: один месяц службы за полтора). Имею ли я право на пенсию, если обучался в гражданском вузе 4 года 10 месяцев, в том числе на военной кафедре 2 года 4 месяца? Какова будет моя выслуга в льготном исчислении?

Ответ: В настоящее время п. 2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941 предписано засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения. Вы не указали полных данных для расчета Вашей выслуги лет. Поэтому ответ будет примерным, основанным на приведенных Вами сведениях. Период обучения — 2 года 5 месяцев. Период с 8 сентября 1996 г. по 19 апреля 1998 г. — 2 года (по-видимому, служба по призыву). Период с 5 октября 1999 г. по 19 сентября 2009 г. из расчета 1 месяц за 1,5 — 14 лет 9 месяцев. Итого: 19 лет 2 месяца. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет необходимо минимум 20 лет выслуги в льготном исчислении.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

——————————————————————

Вопрос: Является ли должность «слушатель интернатуры» Саратовского Военно-медицинского института офицерской и какими документами это подтверждается? («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 12)

Вопрос: Является ли должность «слушатель интернатуры» Саратовского Военно-медицинского института офицерской и какими документами это подтверждается?

Ответ: В ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлено, что граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном данным Законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 7 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, имеющий воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), зачисленный в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, и подлежащую замещению офицерами или прапорщиками (мичманами) соответственно. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера или прапорщика (мичмана), зачисленный в военно-учебное заведение, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность курсанта или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, и подлежащую замещению солдатами, матросами, сержантами или старшинами. Гражданин, зачисленный в военно-учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, в соответствии с присвоенным ему воинским званием.

С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук

——————————————————————