Альтернативная гражданская служба

(Шарафутдинова Р.)

(«Законность», 2006, N 7)

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Р. ШАРАФУТДИНОВА

Р. Шарафутдинова, начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Чувашской Республики.

Конституция РФ провозглашает, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина РФ. В то же время ст. 59 Конституции устанавливает право гражданина РФ на альтернативную гражданскую службу.

С 1 января 2004 г. вступил в силу ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Институт альтернативной гражданской службы в России может рассматриваться, с одной стороны, как новый элемент политической свободы в контексте закрепленных Конституцией прав граждан нашей страны, а с другой — как институт, компенсирующий дефицит рабочей силы в определенных сферах труда.

При реализации Закона на государственные органы и органы военного управления возлагаются задачи, связанные с мобилизацией трудовых ресурсов, которые сегодня сложно привлечь в отдельные организации из-за невысокой заработной платы (например, в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения).

Одновременно Закон обязывает работодателей обеспечить граждан жильем, заработной платой, необходимой для самостоятельного проживания вдали от дома, надлежащими бытовыми условиями.

Органы исполнительной власти Чувашской Республики, службы занятости, работодатели и другие организации ответственно подошли к реализации указанного Закона.

Между Департаментом ФГСЗН по Чувашской Республике и Военным комиссариатом Чувашской Республики было заключено соглашение о сотрудничестве по реализации ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». В рамках этого соглашения стороны договорились о координации своих усилий в реализации мероприятий, связанных с призывом и направлением граждан на альтернативную гражданскую службу, подготовке информационно-методических материалов, осуществлении взаимного обмена оперативной и иной информацией.

В Чувашии были подтверждены скорректированные плановые задания по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу в организации, подведомственные Минспорту Чувашии. В этих организациях гражданам созданы необходимые условия для прохождения альтернативной гражданской службы: есть благоустроенное жилье, бассейны, бани, спортивные залы и тренажеры для желающих заниматься спортом. Оздоровительные центры расположены в живописных лесных массивах на берегу Волги.

К примеру, с Ч., имеющим основное общее образование, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы по направлению Красногвардейского райвоенкомата Республики Адыгея, 6 декабря 2004 г. заключен срочный трудовой договор на 42 месяца. В соответствии с трудовым договором он был принят на работу в качестве сторожа. В настоящее время работает водителем, заработная плата составляет 3000 руб. в месяц.

Учитывая просьбу гражданина, администрация оздоровительного комплекса в декабре 2004 г. приняла на работу его жену в качестве администратора хозяйственной службы с заработной платой 2000 руб. в месяц. Для совместного проживания в корпусе для отдыхающих на территории оздоровительного комплекса им предоставлена жилая комната площадью 12 квадратных метров. В связи с этим молодой семье не приходится оплачивать ежедневный проезд до места работы и обратно.

Вместе с тем прохождение гражданином альтернативной гражданской службы, прежде всего, конституционная обязанность. Наличие определенных обязанностей, безусловно, должно предполагать наличие соответствующих норм, регулирующих ответственность гражданина за их нарушение либо ненадлежащее исполнение.

Зачастую у работодателей возникают проблемы в отношении с гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, но злостно нарушающими нормы Трудового кодекса и Правила внутреннего трудового распорядка организации. Такие работники самовольно оставляют места прохождения альтернативной гражданской службы без уважительных причин на 2 — 3 суток, не выходят на работу, не подчиняются приказам и распоряжениям работодателя и т. п.

В соответствии с законодательством на граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, распространяются нормы ТК, в то же время применение предусмотренных ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка дисциплинарных взысканий не дает желаемых результатов. Работодатель не имеет права снизить таким гражданам зарплату и уволить по сокращению штатов, а граждане не могут расторгнуть срочный трудовой договор с работодателем. Эти обстоятельства делают участие работодателей в реализации ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» малопривлекательным и в дальнейшем неизбежно приведут к дефициту рабочих мест для желающих проходить такую службу.

В отношении граждан, проходящих военную службу по призыву, такой проблемы не существует, поскольку вопросы их ответственности урегулированы на законодательном уровне.

Так, в соответствии со ст. 2.5 КоАП военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Согласно ч. 1 ст. 337 УК самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, влекут уголовную ответственность и наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Таким образом, налицо несоответствие ответственности гражданина, проходящего службу по призыву, и гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.

Введение административной ответственности и применение административного наказания, вплоть до административного ареста, равно как и законодательное закрепление возможности увеличения срока прохождения альтернативной гражданской службы в случаях злостного нарушения трудовой дисциплины, позволило бы значительно улучшить качество службы и усилить заинтересованность работодателей.

Возникают проблемы при проведении медицинского освидетельствования граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, если в процессе прохождения у них ухудшилось здоровье. Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г., не предусмотрено прохождение военно-врачебной экспертизы такими гражданами. В связи с этим возникает ряд вопросов. Какой медицинский центр будет обследовать и давать заключение о непригодности для службы гражданина? Кто должен нести расходы по его обследованию?

К примеру, в настоящее время на рассмотрении Московского районного суда г. Чебоксары находится заявление Е., проходящего альтернативную гражданскую службу в оздоровительном центре «Росинка», об оспаривании решения военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Чувашской Республики о годности истца по состоянию здоровья к прохождению альтернативной гражданской службы. При направлении на службу он был признан годным к альтернативной гражданской службе, однако при следовании на службу из Курганской области заболел геморрологической лихорадкой, вследствие чего приобрел гипертонию I степени. Согласно заключению медкомиссии профильного медицинского учреждения к работе в качестве охранника он годен. В настоящее время Е. является гражданским лицом и не подлежит направлению на военно-врачебную экспертизу. Такая проблема возникла из-за того, что нет нормативных правовых документов, определяющих статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и порядок их направления на военно-врачебную экспертизу.

——————————————————————