Об антиинфляционном механизме защиты денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий
(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 12)
ОБ АНТИИНФЛЯЦИОННОМ МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ВОЕННЫХ ПЕНСИЙ
В. М. КОРЯКИН
Корякин В. М., доктор юридических наук.
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования защиты от инфляции денежных доходов военнослужащих и военных пенсионеров.
Ключевые слова: денежное довольствие; инфляция; индексация денежного довольствия и пенсий.
Mechanism of protection from inflation of the money food troops and military pensioners V. M. Korjakin
The article covers issues of legal regulation of protection from inflation of cash income of servicemen and military pensioners.
Key words: salaries and inflation; indexation of the money allowances and pensions.
С 1 января 2012 г. вступили в силу два важнейших законодательных акта, которые, судя по всему, будут определять социальную составляющую нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. Речь идет о Федеральных законах от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с существенным ростом размеров денежного довольствия военнослужащих (в 3 — 5 раз) и военных пенсий (в 1,5 — 1,7 раза) как аналитиками, так и самими военнослужащими высказываются вполне обоснованные опасения относительно того, не повлечет ли указанный рост денежных доходов всплеск инфляции <1> и не окажутся ли данные доходы «съеденными» этой самой инфляцией. ——————————— <1> Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006).
Определенную надежду относительно того, что этого не произойдет, дает то обстоятельство, что в вышеназванных законодательных актах предусмотрен определенный механизм защиты денежных доходов военнослужащих и военных пенсионеров от инфляции. Так, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям будут ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих будут приниматься Правительством Российской Федерации. Определенный механизм индексации предусмотрен и для военных пенсий: в ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) сказано, что с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодное увеличение денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%. Правда, в данной норме обращает на себя внимание неопределенность формулировки. Законодатель употребляет термин «может быть», т. е. получается, что в отличие от индексации денежного довольствия военнослужащих индексация военных пенсий не носит обязательного характера. Впрочем, определенный оптимизм в данном случае внушает тот факт, что размеры военных пенсий жестко привязаны к размерам окладов денежного довольствия военнослужащих; поэтому если будут проиндексированы размеры окладов денежного довольствия, то это автоматически повлечет за собой рост размеров военных пенсий, т. е. индексация произойдет в любом случае, если даже не будет специального решения относительно индексации пенсий. Вместе с предусмотренным вышеназванным Законом ежегодным увеличением на 2% «пенсионнообразующей» базы это обеспечит защиту пенсий от инфляции. Для того чтобы представить, в каких размерах возможна индексация денежного довольствия военнослужащих, обратимся к официальным данным, характеризующим уровень инфляции за последние годы. Размер инфляции, как известно, определяется федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и за последние годы характеризуется следующими данными (см. таблицу 1):
Таблица 1
Уровень инфляции в Российской Федерации в 2006 — 2012 гг.
Год Уровень инфляции Федеральный закон
2006 9,0% Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ
2007 6,5 — 8,0% Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ
2008 10,5% Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ
2009 13,0% Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ
2010 8,0% Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ
2011 6,5% Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ
2012 6,0% Проект Федерального закона
Следует заметить, что согласно ранее действовавшему правовому регулированию (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») механизм индексации размеров денежного довольствия военнослужащих был несколько иным: эта индексация проводилась в случае повышения (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих. В свою очередь, согласно п. 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Как видим, рассматриваемая норма Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» практически полностью повторяет действующую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», т. е. ничего принципиально нового в механизме индексации денежного довольствия военнослужащих не появилось. Проблема состоит в том, как исполнялись и как будут исполняться эти нормы на практике. Если сделать небольшой экскурс на пять-шесть лет назад, то можно убедиться, что предусмотренный законом механизм индексации (повышения) денежного довольствия военнослужащих на практике в полной мере не выполнялся. Индексация проводилась нерегулярно и бессистемно (например, в 2010 г. индексация не проводилась вовсе, хотя размер официально предусмотренной инфляции составил в данном году 8,0%), а размеры повышения не имели прямой связи с уровнем инфляции в стране (см. таблицу 2). Основным способом повышения реальных доходов военнослужащих в указанный период являлось введение различного рода надбавок и дополнительных выплат при неизменном размере окладов по воинской должности и по воинскому званию.
Таблица 2
Индексация (повышение) размеров денежного довольствия военнослужащих в 2006 — 2011 гг.
Дата Размер Решение Правительства повышения повышения Российской Федерации
С 01.01.2006 1,15 раза Постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2005 г. N 759
С 01.01.2007 1,1 раза Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 857
С 01.12.2007 1,15 раза Постановление Правительства (должностные Российской Федерации от 1 оклады) декабря 2007 г. N 837 <2>
С 01.02.2008 1,09 раза Постановление Правительства С 01.10.2008 1,09 раза Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 35
С 01.08.2009 1,085 раза Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 603
С 01.04.2011 1,065 раза Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 225
——————————— <2> Одновременно указанным Постановлением Правительства Российской Федерации установлены новые оклады по воинским званиям военнослужащих путем включения в их состав размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка.
При знакомстве с приведенными данными о повышении денежного довольствия военнослужащих в прошлые годы обращает на себя внимание тот факт, что если в законах о федеральном бюджете на соответствующий год размер инфляции исчисляется в процентах, то размеры повышения окладов денежного довольствия определяются в разах. Данный прием затрудняет ответ на вопрос, в какой мере при повышении размеров денежного довольствия учитывалась величина инфляции. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, мы провели соответствующие расчеты, переведя разы в проценты, и получили следующие результаты (см. таблицу 3).
Таблица 3
Соотношение предусмотренной законом индексации денежного довольствия военнослужащих с фактическим повышением размеров денежного довольствия военнослужащих в 2006 — 2011 гг.
Уровень Размер повышения, Год инфляции который должен был Фактическое повышение быть по закону
2006 9,0% 9% с 01.01.2006 15% с 01.01.2006
2007 6,5 — 8,0% 6,5 — 8,0% 10% с 01.01.2007 с 01.01.2007 15% с 01.12.2007 (только должностные оклады)
2008 10,5% 10,5% с 01.01.2008 9% с 01.02.2008 9% с 01.10.2008
2009 13,0% 13% с 01.01.2009 8,5% с 01.08.2009
2010 8,0% 8% с 01.01.2010 Не производилось
2011 6,5% 6,5% с 01.01.2011 6,5% с 01.04.2011
Анализ данных, приведенных в таблице, наглядно показывает, что если в 2006 — 2008 гг. законодательно предусмотренная норма о ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих в целом выполнялась, причем даже с некоторым превышением размера запланированной инфляции, то в последующие годы имело место невыполнение требований закона об индексации. Так, на 2009 г. был запланирован 13-процентный уровень инфляции. Однако оклады денежного довольствия военнослужащих были увеличены лишь на 8,5%, причем с семимесячным опозданием: вместо 1 января 2009 г. оклады были проиндексированы только с 1 августа 2009 г. В 2010 г., как уже указывалось выше, несмотря на 8-процентную инфляцию, индексация денежного довольствия не производилась вовсе. А в 2011 г. денежное довольствие военнослужащих было повышено на 6,5% с опозданием на три месяца: вместо 1 января повышение произошло с 1 апреля 2011 г. Повышенные оклады за январь — март 2011 г., как шутят военнослужащие, «Родина им простила». Все приведенные выше факты из нашей недавней истории позволяют с достаточным скептицизмом относиться к предусмотренному ч. 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежегодному увеличению (индексации) размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Наиболее целесообразный способ практической реализации указанных норм видится в том, чтобы одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной годы издавалось постановление Правительства Российской Федерации об увеличении с 1 января соответствующего года окладов денежного довольствия на величину инфляции. Как все будет происходить на самом деле, покажет время.
——————————————————————