Понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (по материалам судебной практики автора статьи)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 8)

ПОНЯТИЕ «ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОНЯТИЯ «ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ», ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СТАТЬЯМИ 12 И 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ», И ИМЕЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НОРМАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ И ЕЕ ПЕРЕСМОТРА ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ АВТОРА СТАТЬИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

А. В. Ефремов, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены актуальные вопросы по применению социального законодательства по перерасчету военных пенсий в судебной практике.

Ключевые слов: военная служба, контракт, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), пенсия, денежное довольствие, военнослужащий, первичная воинская должность, воинские звания, военные пенсионеры.

The concept of «pay for calculation of pension of Armed Forces» is different from the concept of «pay soldiers»… A. V. Efremov

In the article deals with current issues on the application of social legislation on recalculation of military pensions in judicial practice.

Key words: military servise, contract, the minimum wage (SMIC), a pension, allowance, a soldier, the primary military post, military ranks, military retirees.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. В противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты граждан. Принцип определенности закона является неотъемлемым элементом принципа верховенства права и в полной мере распространяется на регулирование социального обеспечения военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как правило, военные пенсионеры обращаются в суды с исками к военным комиссариатам по различным вопросам перерасчета пенсий. На некоторых аспектах судебной практики по указанной категории споров, в частности споров о перерасчете военных пенсий в период с 1 января по 30 июня 1999 года, автор остановится в настоящей статье. Напомню, что в рассматриваемой период п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» действовал в редакции, в соответствии с которой оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Со ссылкой на указанную норму ряд военных пенсионеров обратились в суды с требованием к военным комиссариатам о перерасчете размеров назначенных пенсий. На сегодняшний день складывается противоречивая судебная практика по данной категории споров в разных регионах, т. е. имеются как решения судов, вынесенные в пользу военных пенсионеров (более подробно рассмотрено в журнале N 2 за февраль 2011 г. на примере Определения Свердловского областного суда от 13 января 2009 г. по делу N 33-106/2009), так и решения судов, вынесенные в пользу военных комиссариатов, в частности в таком субъекте Российской Федерации, как Чувашская Республика. Изначально судебная практика и в Чувашской Республике сложилась аналогично судебной практике Свердловского областного суда (Определение Свердловского областного суда от 13 января 2009 г. по делу N 33-106/2009). На взгляд автора настоящей статьи, это стало возможным вследствие того, что суды не учли, что правила исчисления и пересмотра пенсий лицам, проходившим военную службу <1>, федеральным законодателем не изменялись, в том числе посредством приостановления действия устанавливающих эти правила норм названного Закона. Содержащееся в них понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого ст. ст. 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам: увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе оклада по воинскому званию как конкретной формы денежного довольствия действующих военнослужащих, предполагает пересмотр пенсии. Однако в рассматриваемый период оклады по воинским званиям военнослужащих не увеличивались, т. е. отсутствовало предусмотренное законом основание для пересмотра назначенных пенсий. ——————————— <1> См. ст. ст. 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

Допущенные судом нарушения норм материального права повлияли на исход дела, т. е. суд, по мнению автора настоящей статьи, ошибочно удовлетворил исковые требования, заявленные истцом. Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 военные пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Военные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (ст. 49 указанного Закона). В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим. При этом ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным указанным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном п. п. 8 — 10, 12 и 13 указанного Постановления Правительства Российской Федерации. В феврале 2011 г. Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики вынес решение, в котором указал следующее. Непосредственно в специальном Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих не установлены соотношения должностного оклада и оклада по воинскому званию, учитываемые при назначении и перерасчете пенсии. Закон связывает возникновение оснований для пересмотра пенсий, в частности, с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. Аналогичные положения зафиксированы и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» . В подп. «а» п. 9 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 данного Постановления, включаются: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подп. «в», «г» и «д» п. 9) — оклад по последней штатной должности (с учетом абз. 2 подп. «а»), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Кроме того, если оклад по воинской должности представляет собой оплату, устанавливаемую в зависимости от квалификационных требований, сложности, ответственности работы, и устанавливается в виде определенных минимальных и максимальных размеров, напрямую связанных с квалификационными требованиями к военнослужащему (квалификационные разряды), то оклад по званию представляет собой фиксированную денежную сумму. Таким образом, производство перерасчета пенсий военным пенсионерам без учета наличия или отсутствия фактического повышения денежного довольствия военнослужащих, учитываемых при исчислении пенсии, не будет соответствовать законодательству, так как будет приводить к неравенству прав военнослужащих, которым денежное довольствие повышалось лишь в рамках принятых нормативных положений Правительства Российской Федерации, и военных пенсионеров. Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать размеры окладов по воинским званиям, так как это находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в спорные периоды размеры окладов по воинским званиям не изменяло. При таких обстоятельствах вины ответчика в невыплате недополученной, по мнению истца, пенсии нет. На основании изложенного суд решил: в удовлетворении исковых требований гр. Ж. к военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с военного комиссариата Чувашской Республики недоплаты пенсии за период с 1 февраля 1993 г. по 31 марта 1993 г. в сумме __ руб., за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. в сумме __ руб., взыскании расходов на представителя — отказать. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики оставила в силе решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу истца — без удовлетворения. Установление окладов по воинским званиям находится в компетенции Правительства Российской Федерации. В спорные периоды Правительство Российской Федерации размеры окладов по воинским званиям не изменяло.

——————————————————————