О некоторых правовых аспектах Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ (соответствует ли Конституции Российской Федерации установление с 1 января 2012 года понижающего коэффициента для исчисления размера «военных» пенсий?)

(Терехин А. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 3)

О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 НОЯБРЯ 2011 ГОДА N 309-ФЗ (СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНОВЛЕНИЕ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА ПОНИЖАЮЩЕГО КОЭФФИЦИЕНТА ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА «ВОЕННЫХ» ПЕНСИЙ?)

А. М. ТЕРЕХИН

Терехин А. М., юрист, кандидат юридических наук, подполковник запаса.

Проведен анализ отдельных положений Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, выявлены положения, которые, по мнению автора, не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: военная служба, денежное довольствие военнослужащих, военные пенсии.

About some legal aspects of the Federal law from November, 8th, 2011 N 309-FZ A. M. Terekhin

In article the analysis of separate positions of the Federal law from November, 8th, 2011 N 309-FZ, is carried out, positions which Constitutions of the Russian Federation, according to the author, don’t correspond are opened.

Key word: military service, monetary contentment of military men, military pensions.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ). Однако еще 7 ноября 2011 г. на совещании с руководством Вооруженных Сил Российской Федерации Президент Российской Федерации сообщил о подписании закона об увеличении пенсий военным пенсионерам с 1 января 2012 г. <1>. В частности, он сказал, что с 1 января 2012 г. размер пенсий военных пенсионеров увеличится в 1,5 раза или даже в 1,7 раза. ——————————— <1> URL: http://президент. рф/новости/13390.

Средства массовой информации многоголосно известили всех граждан России, в том числе и военных пенсионеров, о небывалом в истории постсоветской России повышении «военных» пенсий. У людей, далеких от Вооруженных Сил Российской Федерации, данная весть вызвала разные чувства: у кого-то гордость, у кого-то зависть. А вот у самих военных пенсионеров, по данным тех же СМИ и интернет-ресурсов, это известие вызвало противоречивые чувства: чувство радости в связи с долгожданным и заслуженным повышением пенсий перемешивается с чувствами обмана и разочарования <2>. ——————————— <2> См., например: Владыкин О. Кремль недооценил военных пенсионеров. Партия власти окончательно потеряла доверие 4,5 миллионов самых активных избирателей. URL: http:// nvo. ng. ru/ forces/ 2011-11-25/ 1_pensionery. html.

Чем же недовольны военные пенсионеры? Разве могут они быть недовольны столь значительным повышением? Давайте изучим Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ и ответим на поставленные вопросы. В первую очередь необходимо обратить внимание на ст. 2 данного Закона. В ней предусмотрено внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»). Так, ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» дополняется ч. 2 следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Что это означает? Эти изменения в первую очередь касаются денежного довольствия, которое учитывается при исчислении пенсии. С 1 января 2012 г. для исчисления размера пенсии оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) будет учитываться в размере только 54 процентов, в отличие от 100 процентов до 1 января 2012 г., с 1 января 2013 г. — в размере 56 процентов, с 1 января 2014 г. — в размере 58 процентов и т. д. до 1 января 2035 г., когда оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) будут учитываться для исчисления размера пенсии в размере 100 процентов, как в настоящее время. Таким образом, государство на 23 года сознательно и значительно уменьшает «базу» (денежное довольствие для исчисления пенсий) для исчисления размера «военных» пенсий. Кроме того, в соответствии с ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих») ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: — 10 процентов — при выслуге от 2 до 5 лет; — 15 процентов — при выслуге от 5 до 10 лет; — 20 процентов — при выслуге от 10 до 15 лет; — 25 процентов — при выслуге от 15 до 20 лет; — 30 процентов — при выслуге от 20 до 25 лет; — 40 процентов — при выслуге 25 лет и более. Однако п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащего») в отличие от Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих» до 1 января 2012 г. устанавливал процентную надбавку за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге: — от полугода до 1 года — 5 процентов; — от 1 до 2 лет — 10 процентов; — от 2 до 5 лет — 25 процентов; — от 5 до 10 лет — 40 процентов; — от 10 до 15 лет — 45 процентов; — от 15 до 20 лет — 50 процентов; — от 20 до 22 лет — 55 процентов; — от 22 до 25 лет — 65 процентов; — 25 лет и более — 70 процентов. Таким образом, в настоящее время для исчисления размера пенсии, например, военному пенсионеру, прослужившему в Вооруженных Силах 25 календарных лет, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания будет засчитываться в размере не 70 процентов, а только 40. Из всего вышеизложенного вполне логичен следующий вывод: если уменьшается одна из частей денежного довольствия для исчисления пенсий, а также уменьшается размер денежного довольствия для исчисления пенсий, то и сама пенсия должна уменьшиться. Налицо явное ущемление прав, уменьшение материальных и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы с правом на пенсию, а также других категорий граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». Однако почему же в СМИ твердят о значительном, в 1,5 — 1,7 раза, повышении пенсий военным пенсионерам? За счет чего они повысятся? Все очень просто! Размеры военных пенсий повысятся (в абсолютных цифрах) за счет значительного повышения окладов по воинским должностям (должностных окладов) и окладов по воинским званиям. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (должностные оклады), и единые размеры окладов по воинским званиям на основании ч. ч. 4, 5 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих» устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данным Законом Правительство Российской Федерации издало Постановление от 5 декабря 2011 г. N 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих»), которым установило размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; размеры окладов по типовым воинским должностям в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту; размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлены в приложении N 3 к названному Постановлению. Приведем выдержку из данного приложения.

Размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Воинское звание Оклад (рублей)

Генерал-майор, контр-адмирал 20000 Полковник, капитан 1 ранга 13000 Подполковник, капитан 2 ранга 12000 Майор, капитан 3 ранга 11500 Капитан, капитан-лейтенант 11000 Старший лейтенант 10500 Лейтенант 10000 Младший лейтенант 9500 Прапорщик, мичман 8000 Сержант, старшина 1 статьи 6500 Рядовой, матрос 5000

Размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, установлены в приложении N 1 к названному Постановлению. Приведем выдержку из данного приложения.

Размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими военную службу по контракту

Наименование типовой воинской должности Оклад (рублей)

Командир мотострелкового (танкового) корпуса, 32500 начальник управления в управлении объединенного стратегического командования военного округа

Командир: мотострелковой (танковой) дивизии, 30500 дивизии внутренних войск МВД России; начальник спасательного центра МЧС России (российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования)

Командир: мотострелковой (танковой) бригады, 29000 отдельной бригады внутренних войск МВД России; начальник отдела в управлении общевойсковой армии; начальник управления дорожного строительства Спецстроя России

Командир: мотострелкового (танкового) полка, 26500 полка внутренних войск МВД России; начальник спасательного центра МЧС России

Командир: мотострелкового (танкового) 24000 батальона, ракетного (артиллерийского) дивизиона, стрелкового батальона внутренних войск МВД России, спасательного отряда МЧС России

Командир: мотострелковой (танковой, 22000 спасательной) роты, зенитно-ракетной батареи, стрелковой роты внутренних войск МВД России

Командир: мотострелкового (танкового, 20000 спасательного) взвода, стрелкового взвода внутренних войск МВД России

Командир отделения: в мотострелковом (танковом, 15000 спасательном) взводе, в стрелковом взводе внутренних войск МВД России

Первичные воинские должности солдат и матросов, 10000 проходящих военную службу по контракту (за исключением воинских должностей курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования)

Теперь давайте сравнивать. Например, офицер в воинском звании подполковника, уволившийся с должности командира батальона, имеющий выслугу в календарном исчислении 25 лет, до 1 января 2012 г. получал пенсию в размере 9249 руб. (3031 руб. <3> (оклад по воинскому званию) + 4434 руб. <4> (оклад по воинской должности) + 5225,72 руб. (выслуга лет — 70 % от окладов по воинскому званию + по воинской должности) x 65 % (50 % (за 20 лет выслуги) + 5 x 3 % (по 3 % за каждый последующий год) + 1000 руб. (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г. N 176). ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 N 837 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации». <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих».

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих» этот же офицер с 1 января 2012 г. получает пенсию в размере 17690,4 руб. (12000 руб. (оклад по воинскому званию) + 24000 руб. (оклад по воинской должности) + 14400 руб. (выслуга лет — 40 % от окладов по воинскому званию + по воинской должности) x 0,54 = 27216 x 65 %) <5>. ——————————— <5> 1000 руб., которая доплачивалась к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г. N 176, теперь не выплачивается, хотя данный Указ не отменен.

Из представленных расчетов видно значительное увеличение размера пенсии данного офицера. Однако если пересчитать размер пенсии исходя из требований Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», действовавших до 1 января 2012 г., но исходя из новых окладов, то размер пенсии составил бы 39780 руб. (12000 руб. (оклад по воинскому званию) + 24000 руб. (оклад по воинской должности) + 25200 руб. (выслуга лет — 70 % от окладов по воинскому званию + по воинской должности) x 65 %). Пенсия могла быть больше той, которая начисляется сейчас, на 22089,6 руб. Эта сумма больше суммы пенсии, которая назначена данному офицеру с 1 января 2012 г.! Однако пенсию в полном размере (39780 руб.) данный офицер сможет получать только через 23 года, т. е. с 1 января 2035 г. Даже если этому офицеру сейчас 43 года (18 лет в год поступления на военную службу + 25 лет выслуги на военной службе), еще не факт, что он доживет до данного времени (43 + 23 = 66 лет), так как средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 62,7 лет <6>. А если ему 50, 60 лет или больше? ——————————— <6> Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. URL: http:// www. gks. ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat/ rosstatsite/ main/ population/ demography/#

Так вот чем недовольны военные пенсионеры! Большинство из сегодняшних военных пенсионеров не доживут до заслуженной ими полной «военной» пенсии! Как же назвать такие действия нашего государства? На русском языке они называются обманом, намеренным искажением действительности, мошенничеством <7>. На юридическом языке такие действия называются умалением и ограничением права военнослужащих, граждан, находящихся в запасе, уволенных с военной службы с правом на пенсию, а также других категорий граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». ——————————— <7> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 331, 358, 431.

Однако ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Умаление как правовая категория в законодательстве не квалифицируется, однако в юридической науке умаление понимается либо как разновидность ограничения (невозможность воспользоваться правами и свободами или невозможность защищать свой интерес), либо как сознательное или несознательное несоздание условий для реализации уже закрепленного права. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Какая цель данного ограничения права военных пенсионеров? Конечно же, она никак не связана с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечением обороны страны и безопасности государства. Цель очень проста — как можно дальше оттянуть время выплаты «военных» пенсий в полном размере и выплачивать «военные» пенсии в полном размере как можно меньшему числу лиц. Данная цель обусловлена только одним обстоятельством: желанием Министерства финансов Российской Федерации сэкономить на пенсионном обеспечении вышеуказанных лиц. Думается, что авторы вышеназванного Закона и все лица, причастные к его принятию и вступлению в силу, совершенно забыли (а может, и не знают) ст. 18 Конституции Российской Федерации, которая четко и однозначно гласит: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Теперь перейдем к рассмотрению ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ. Особый интерес вызывает ч. 6 данной статьи. Она звучит следующим образом: «Положения части второй статьи 43 и пункта «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции настоящего Федерального закона) и частей 8 — 11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей». Что же это значит на простом языке? Это означает, что при пересмотре размеров военных пенсий судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей в новых размерах устанавливается только оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет (оклад по воинской должности остается прежним — он и так был намного больше окладов «обычных военнослужащих» <8>). А вот что самое главное — понижающий коэффициент 54 процента к полученному денежному довольствию для исчисления их пенсий не применяется! ——————————— <8> Пункт 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 г. N 467 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации».

Юридический язык не знает таких слов, которые хотела бы сказать огромная армия военных пенсионеров Вооруженных Сил нашему государству! Оказывается они, те, которые с оружием в руках отстояли свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, те, которые несли боевое дежурство и боевые вахты по защите нашей Родины и «зарабатывали» неизлечимые болезни, те, которые заживо сгорали при запусках баллистических ракет, те, которые погибли на подводной лодке «Курск», те, которые умирали, защищая свою Отчизну в «горячих точках», и многие, многие другие — «ненастоящие» военные. Они и их близкие могут «потерпеть» 23 года для того, чтобы получать полную «военную» пенсию. «Настоящие» военные — это судьи, прокурорские работники и сотрудники следственных органов. Именно они, и только они, обеспечивают национальную безопасность и поддерживают обороноспособность страны с оружием в руках. Они поэтому ждать не могут. Чем же объяснить такую логику законодателя? Все очень просто. Военные судьи, работники военной прокуратуры и сотрудники военных следственных органов — профессиональные юристы, имеющие достаточные позиции и связи в юридических кругах. Они смогут легко доказать неконституционность ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ. И тогда придется платить всем военнослужащим полную «военную» пенсию. А так есть шанс, что большинство военных пенсионеров, получив повышенную пенсию, успокоятся и не будут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации, требуя отмены понижающего коэффициента, установленного в ч. 2 ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». Однако данная норма (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) также противоречит Конституции Российской Федерации. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом. Кроме того, государство обязано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. И хотя принцип равенства, закрепленный в ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, однако данные различия должны быть объективно оправданными, обоснованными и соответствовать конституционно значимым целям <9>. ——————————— <9> См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 233-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Чем объективно оправданы различия, которые установлены ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ? Каким конституционно значимым целям они соответствуют? Ответ достаточно прост: таких различий и конституционно значимых целей нет! Данным Законом военнослужащие разделяются на две социальные группы: «простые» и «привилегированные». Причем разделение на группы идет именно по их социальной принадлежности (одна — военные судьи, прокуроры, следователи, другая — остальные военнослужащие), а не по правовому статусу <10>. ——————————— <10> По правовому статусу эти категории военнослужащих и так разделены; например, у них различные оклады по должности, которые учитываются для назначения пенсии: у военных судей, прокуроров, следователей должностные оклады больше, чем у остальных военнослужащих, следовательно, и пенсии у них выше.

Однако статья 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Вместе с тем наличие в Федеральном законе от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ рассмотренной нормы подтверждает вывод, сделанный в первой части статьи, о том, что ч. 2 ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» не соответствует Конституции Российской Федерации. Однако из неконституционности части 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ не следует, что для устранения нарушения прав основной массы военнослужащих необходимо отменить выплату полной пенсии военным судьям, прокурорам и следователям и ввести и для данной категории военнослужащих понижающий коэффициент к денежному довольствию для исчисления пенсии. Для того чтобы устранить нарушения конституционных прав военнослужащих и членов их семей, необходимо отменить понижающий коэффициент к денежному довольствию для исчисления пенсии для всех остальных военных пенсионеров. Таким образом, для того чтобы военнослужащим получать полную пенсию, которую они заслужили, и выплату которой государство неконституционно отложило на 23 года, необходимо отменить ч. 2 ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». Признать данную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации и, соответственно, не подлежащий применению на территории России может Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам военнослужащих на нарушение вышеназванным Законом их конституционных прав и свобод.

——————————————————————