Жилье — бывшим военнослужащим. Проект закона Московской области
(Тишин Р. В.)
(«Жилищное право», 2011, N 4)
ЖИЛЬЕ — БЫВШИМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ.
ПРОЕКТ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Р. В. ТИШИН
Тишин Р. В., Московская областная Дума, консультант Комитета по труду и социальной политике.
При посещении микрорайона Кузнечики в подмосковном Подольске, где строятся дома для военнослужащих, 12 января 2011 г. Президент Российской Федерации подчеркнул, что вопрос обеспечения военнослужащих жильем должен решаться строго в рамках президентского поручения: получившие увольнение военные должны быть обеспечены жильем в течение 2011 и 2012 гг., и в декабре 2010 г. в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» уже были внесены изменения. Каким образом субъекты Федерации намерены реализовывать на своей территории положения Федерального закона? В Московской области уже рассматривается проект Закона на эту тематику.
В последние месяцы (совещание в Подольске в январе 2011 г., передача «Итоги года с Президентом России» в декабре 2010 г., беседа с журналистами «Российской газеты» в ноябре 2010 г.) Президент Российской Федерации обращает особое внимание на выделение в субъектах Российской Федерации жилья для военнослужащих. Несомненно, в течение все продолжающейся реформы Вооруженных Сил вопрос о выделении жилья тем, кто в период военной службы скитался по России и гарнизонам, как никогда становится актуальным при увольнении со службы (как, собственно, и вопрос о дальнейшем трудоустройстве).
Именно для решения этих задач в декабре 2010 г. были внесены изменения в Закон «О статусе военнослужащих», согласно которым, говоря официальным языком, совершенствуется порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г., а также передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных граждан и средства федерального бюджета на их реализацию.
Во исполнение этого Федерального закона в Московскую областную Думу губернатором Московской области был внесен соответствующий законопроект, устанавливающий, кто и как будет обеспечивать бывших военнослужащих жилыми помещениями. Если вкратце, то Российской Федерацией передаются, а субъектом принимаются следующие полномочия по обеспечению жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Далее, проектом закона определяются:
— категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями;
— условия и порядок предоставления гражданам жилых помещений;
— очередность предоставления жилых помещений;
— норма предоставления площади жилого помещения;
— формы обеспечения граждан жилыми помещениями.
Если с очередностью предоставления жилых помещений (в хронологическом порядке) и формами обеспечения (сообразно передаваемым Федерацией полномочиям) все достаточно понятно, то относительно категорий, условий и норм необходимы дополнительные разъяснения.
На жилые помещения или денежную выплату могут претендовать лишь нуждающиеся в улучшении жилищных условий, т. е. те, кто встал на учет в муниципальном образовании в качестве нуждающихся в жилье до 1 января 2005 г. и подтвердил это свое качество на момент наступления своей очереди на получение жилья или денежной выплаты. Норма предоставления жилого помещения устанавливается в проекте закона исходя из нормы предоставления площади жилого помещения 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Эта норма может быть увеличена, если гражданин по иным федеральным законам претендует на дополнительную площадь, а также может быть уменьшена, если:
1) гражданин и (или) члены его семьи имеют жилое помещение для постоянного проживания (уменьшается на размер общей площади имеющегося жилья);
2) гражданином, проживающим в жилом помещении на основании договора социального найма, и членами его семьи не принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (также уменьшается на размер общей площади имеющегося жилья);
3) гражданином и членами его семьи не принимается обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения для постоянного проживания, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (уменьшается на размер общей площади имеющегося в собственности жилья).
Несмотря на то что Российская Федерация передает все указанные мной выше полномочия на уровень субъектов Российской Федерации, реализовывать их необходимо на уровне муниципальных образований, так как именно органы местного самоуправления ставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведут соответствующий реестр. Кроме того, квартиры выделяются также на территории муниципальных образований. Проектом Закона предусматривается передача полномочий по составлению и ведению списка нуждающихся и выделению жилых помещений органам местного самоуправления только муниципальных районов и городских округов. Московская же область сохраняет за собой контроль за исполнением этих полномочий и за расходованием предоставляемых им в качестве субвенций средств.
В целом же проект закона призван закрыть те дыры в исполнении государственных обязанностей по обеспечению военных и бывших военных жильем, которые существуют уже достаточно давно. По данному проекту, повторяющему собой Федеральный закон, право на жилое помещение предоставлено нуждающимся в нем, которые встали на очередь до 1 января 2005 г. По состоянию на 1 февраля 2011 г. в 71 муниципальном образовании Московской области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 2033 гражданина и совместно проживающих с ними членов их семей, и если данный проект закона, который, конечно же, будет принят в ближайшее время, подписан губернатором и опубликован, не изменит фактическую ситуацию с жильем бывших военных, то первым лицам государства только и останется, что из года в год повторять слова, не меняющиеся с 2005 г. про постановку на учет и необеспеченность граждан, уволенных с военной службы, жильем.
——————————————————————