О некоторых актуальных правовых вопросах, связанных с выдачей гражданам удостоверений ветерана Великой Отечественной войны

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 6)

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВЫДАЧЕЙ ГРАЖДАНАМ УДОСТОВЕРЕНИЙ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Ключевые слова: военные комиссары, юридическое обеспечение деятельности, проблемные вопросы.

Some relevant legal issues associated with the issuance of permits to citizens of the Great Patriotic War veteran A. V. Efremov

Key words: military commissioners, the legal provision of activities of concern.

В последнее время участились случаи обращения граждан в суды с заявлениями об оспаривании решений военных комиссаров субъектов Российской Федерации, выразившихся в отказе в выдаче удостоверений ветеранов Великой Отечественной войны. Так, в частности, граждане обращаются в судебные органы с заявлениями об оспаривании решений об отказе в выдаче удостоверений ветеранов Великой Отечественной войны, мотивируя свои требования тем, что подп. «в» п. 2 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны», определено, что выдача удостоверения гражданам, которым оно ранее не выдавалось, производится в соответствии с подп. «е» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» лицам из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и лиц командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, в том числе: — гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», — органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение; — гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, — государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации; — гражданам из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и лиц командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., а также из числа лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, — уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства; — гражданам из числа лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г., — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автор настоящей статьи считает необходимым ознакомить читателей журнала со следующим интересным судебным решением, которое является типичным и показательным по данной категории дел. Так, судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда, рассмотрев 15 июня 2009 г. гражданское дело N 33-1045 по кассационной жалобе гр. Ц. на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 28 апреля 2009 г. по заявлению гр. Ц. об оспаривании решения военного комиссара Фрунзенского и Ленинского районов г. Иванова от 14 апреля 2009 г. об отказе в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, в своем определении установила следующее. Гражданин Ц. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения военного комиссара Фрунзенского и Ленинского районов г. Иванова от 14 апреля 2009 г. об отказе в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, мотивировав требования следующим. В марте 1949 г. в период работы в г. Кохтла-Ярве Эстонской ССР заявитель на основании Постановления Центрального комитета Коммунистической партии Эстонии и Правительства Эстонской ССР был включен в группу и наравне с военнослужащими принимал участие в ликвидации бандитизма — националистического подполья на территории Эстонской ССР в период с 1 по 30 марта 1949 г. В 1981 г. ему Ленинским районным военным комиссариатом было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны как принимавшему участие в ликвидации бандитизма на территории Эстонской ССР. Однако в 2002 г. по решению комиссии военного комиссариата Ивановской области удостоверение было изъято как выданное неправильно, поскольку заявитель не подпадает под категорию лиц, указанных в подп. «е» п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Заявитель полагает, что в соответствии с указанной нормой Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), которым были внесены изменения и дополнения в указанный Закон, под формулировку «…а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года» подпадает категория гражданских лиц, принимавших участие в борьбе с бандитизмом в указанный период, к которой относится и он, в связи с чем гр. Ц. просит признать решение военного комиссара Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново от 14 апреля 2009 г. незаконным и разрешить военному комиссару Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново выдать ему удостоверение участника Великой Отечественной войны как принимавшему участие в ликвидации националистического подполья на территории Эстонии в период с 1 по 30 марта 1949 г. Решением суда в удовлетворении заявления гр. Ц. отказано в полном объеме. Гражданин Ц. с решением не согласен, в кассационной жалобе просит решение суда отменить по тем основаниям, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и судом неправильно применен и истолкован материальный закон. Проверяя законность и обоснованность решения, исходя из изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены решения не усматривает. Из дела следует, что гр. Ц., 1925 года рождения, в рядах Советской Армии не служил, в январе 1945 г. был зачислен в запас Лядковским райвоенкоматом Псковской области, в годы войны он работал и военнослужащим не являлся. В период его работы в г. Кохтла-Ярве Эстонской ССР на сланцевоперерабатывающем заводе был мобилизован на выполнение специального задания ЦК КПЭ и Правительства Эстонской ССР по борьбе с бандитизмом и кулачеством на территории Вырусского и Иыхвинского уездов Эстонской ССР и участвовал в этой операции с 1 по 30 марта 1949 г. В соответствии с подп. «е» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Согласно указанной норме названного Закона (в редакции от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Таким образом, из буквального толкования данной нормы вышеназванного Закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лишь лица, обладавшие соответствующим статусом, как принимавшие участие в боевых операциях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии в годы войны, так и принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в период с 1944 по 1951 г., а не гражданские лица, привлекаемые к указанным операциям. Такое толкование подтверждается и сообщением секретариата Конституционного Суда Российской Федерации на письмо гр. Ц., в котором указывается, что разрешение вопроса об отнесении к ветеранам Великой Отечественной войны граждан, не являвшихся военнослужащими, но выполнявших специальные правительственные задания и ставших инвалидами вследствие ранений, полученных на территории Польши в зоне боевых действий борьбы с бандитизмом пограничных частей СССР, так же как и предоставление мер социальной поддержки лицам, принимавшим в 1949 г. участие в борьбе с бандитизмом на территориях прибалтийских республик СССР, связано с внесением изменений в действующее законодательство о социальном обеспечении. Ссылки в жалобе на сообщение Комитета по делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по мнению коллегии, несостоятельны. В данном случае высказывается лишь мнение первого заместителя председателя Комитета о том, что гр. Ц. может быть отнесен к участникам Великой Отечественной войны по подп. «е» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». Не может быть принято во внимание и грамматическое толкование подп. «е» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», данное доцентом кафедры журналистики и рекламы филологического факультета ИвГУ, поскольку оно является расширительным и противоречит его буквальному толкованию. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что военным комиссаром Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново было правомерно отказано гр. Ц. в выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны по подп. «е» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», так как в годы войны заявитель работал и не обладал статусом лиц, указанных в данной норме Закона. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, достаточно мотивированы. С выводами суда коллегия полностью согласна. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор. Оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, влекущих отмену или изменение решения суда, в жалобе не приводится. Автор настоящей статьи считает необходимым также напомнить читателям журнала о том, что действующим законодательством органам исполнительной власти, в том числе и их представительствам (военным комиссариатам субъектов Российской Федерации как территориальным представительствам Министерства обороны Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации), на которых возложена обязанность по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, не предоставлено право выдачи таких удостоверений на основании свидетельских показаний. Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, включая и показания свидетелей, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты. Из содержания приведенных норм ГПК РФ следует, что они регламентируют лишь деятельность судов при разрешении конкретных гражданских дел и на органы исполнительной власти при решении ими вопросов, связанных с выдачей удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, не распространяются. При отсутствии архивных документов, подтверждающих участие лица в действиях, позволяющих отнести его к ветеранам Великой Отечественной войны, он не лишен возможности обратиться в соответствующий районный суд с заявлением об установлении данного факта, предоставив суду все имеющиеся у него доказательства об этом, включая и свидетельские показания. В случае удовлетворения такого заявления принятое судом решение будет являться основанием для выдачи соответствующим органом исполнительной власти удостоверения ветерана Великой Отечественной войны <1>. ——————————— <1> Более подробно см. решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2005 г. N ГКПИ05-191 «Об отказе в признании недействующим п. 2.4 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69″.

Другая категория граждан, претендующих на право получения удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, мотивирует свои требования следующим. Начиная с 1995 г. в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. N 63 «О восстановлении законных прав российских граждан — бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период», Министерству обороны предписано обеспечить выдачу бывшим советским военнослужащим, перечисленным в п. 1 названного Указа и не признанным участниками Великой Отечественной войны, удостоверения участника Великой Отечественной войны на основе записей в военных билетах и учетных карточках о пребывании в плену и окружении, архивных справок о прохождении проверок и фильтрации, других документов, подтверждающих эти обстоятельства. В п. 1 вышеназванного Указа перечислены российские граждане — бывшие советские военнослужащие, попавшие в плен и окружение в боях при защите Отечества. При этом действие данного Указа не распространяется на бывших советских военнопленных и гражданских лиц, которые служили в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, а также на иных лиц, не подлежащих реабилитации согласно Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». При этом основанием выдачи удостоверений участника Великой Отечественной войны бывшим советским военнослужащим, необоснованно репрессированным в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, служит Директива Министра обороны Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. N Д-9, предписывающая относить вышеуказанную категорию граждан к участникам Великой Отечественной войны. Автор настоящей статьи помнит один из случаев, когда в 2011 г. одному из проверяющих приходилось доказывать правомерность выдачи вышеуказанного удостоверения бывшему советскому военнопленному в 1997 г. Можно также привести случай из судебной практики, когда столетний участник Великой Отечественной войны, бывший советский военнопленный, смог добиться в Советском районном суде Республики Татарстан присвоения ему звания ветерана Великой Отечественной войны и перерасчета соответствующей пенсии, но не дожил до вступления решение суда в законную силу <2>. ——————————— <2> Более подробно см.: Брайловская С. Ушел непризнанным // Российская еженедельная газета. 2011. 5 мая. С. 13.

Следующая категория граждан, претендующих на право получения удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, мотивирует свои требования следующими основаниями: работали на военных заводах в период войны, имели воинские звания, но судебная практика такой категории граждан чаще отказывает в удовлетворении их требований. Для установления факта, имеющего юридическое значение, — факта работы на военных заводах в период войны лицам, имевшим соответствующие воинские звания, прежде всего, необходимо собрать и представить суду доказательства, подтверждающие право на получение такого статуса, а для этого необходимо привлечь свидетелей, которые смогли бы подтвердить, что в период Великой Отечественной войны обратившееся лицо действительно работало на таком военном предприятии, при этом в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации необходимо получить документы, подтверждающие факт работы на военном предприятии.

——————————————————————