Как в армию сходить и место не потерять
(Захаров Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 24)
КАК В АРМИЮ СХОДИТЬ И МЕСТО НЕ ПОТЕРЯТЬ
Н. ЗАХАРОВ
Никита Захаров, студент юридического факультета Российской академии правосудия, г. Москва.
В настоящее время государство стремится вывести российскую армию на новый уровень развития. Реализация этой задачи невозможна без повышения уровня социальной поддержки военнослужащих и всесторонней защиты их прав и интересов. Одним из направлений такой защиты должно стать принятие норм, регулирующих трудовые права бывших военнослужащих по призыву.
Социальная политика
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством и ставит одной из приоритетных его задач обеспечение достойного уровня жизни человека. Для этого требуется создание необходимых условий и возможностей для свободного развития личности, сглаживание социальных противоречий, справедливое перераспределение национального дохода.
Государство проводит социальные программы, устанавливает различного рода социальные платежи и льготы, предоставляет социальную помощь и обеспечение тем категориям населения, которые нуждаются в особой заботе со стороны общества и государства.
Целый ряд нормативно-правовых актов непосредственно посвящен регулированию предоставления социальных гарантий и реализации социальной политики государства, например Федеральные законы «О социальной защите населения», «О социальной защите инвалидов», «О социальных гарантиях сотрудникам полиции», «О социальных пособиях гражданам, имеющим детей» и т. д., а также нормативно-правовые акты регионального характера.
Помимо этого, нормы, посвященные социальным гарантиям и социальному обеспечению, содержатся в ТК РФ, в основном в разделе 12 «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».
Государственная поддержка военнослужащих
Военнослужащие — одна из тех категорий граждан, которые находятся под усиленной социальной опекой со стороны государства. Специфика деятельности военнослужащих, особая важность их службы для страны и граждан в целом, высокая ответственность и возможное выполнение задач с риском для жизни обязывают государство всесторонне и надлежащим образом обеспечить жизнедеятельность этой категории населения и защиту их прав. Приняты Федеральные законы, посвященные социальной защите военнослужащих: «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», «О статусе военнослужащих», «О накопительно-ипотечной системе жилищного обслуживания военнослужащих», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» и др.
Кроме того, множество иных нормативно-правовых актов содержат нормы, касающиеся социальных прав военнослужащих.
Необходимо добавить, что социальная поддержка военнослужащих осуществляется после увольнения лиц, проходящих военную службу, в запас. Данные нормы позволяют повысить престиж воинской службы и обеспечить военнослужащим уверенность в будущем. Но в первую очередь это касается офицерского состава.
Учитывая низкий уровень общественного мнения относительно службы в армии и нежелание лиц призывного возраста идти служить, государству следует защищать права лиц, призывающихся на военную службу.
Трудовые права призывников
В целях защиты прав лиц, призывающихся на военную службу, необходимо отменить норму, содержащуюся в п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в соответствии с которой лицо, призванное на военную службу, подлежит увольнению с работы вне зависимости от воли сторон, и одновременно ввести норму, обязывающую работодателя сохранять за призывником его рабочее место на все время прохождения им службы.
Также считаем целесообразным обеспечить бывших военнослужащих по призыву такой формой социальной поддержки, как приоритет перед иными лицами при поступлении на службу в государственные и муниципальные органы сразу после прохождения срочной службы.
За время службы военнослужащий может утратить определенное количество связей, как личных, так и профессиональных. Возвращаясь со службы, срочник попадает в изменившийся мир, к которому ему бывает трудно адаптироваться. Если бывший военнослужащий занимался до призыва профессиональной деятельностью, то, вернувшись домой после службы, он оказывается и без работы, и с изрядно понизившимися за время службы трудовыми навыками, и, если он планирует заняться трудовой деятельностью сразу после демобилизации, ему также проблематично трудоустроиться ввиду отсутствия опыта работы.
Помощь бывшему военнослужащему по возвращении со службы, особенно в сфере его трудоустройства, — важная государственная и общественная задача. По сути, существующей нормой п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ и отсутствием в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» нормы, предоставляющей бывшему военнослужащему льготы при поступлении на работу после прохождения службы, законодатель отказывает призывникам и лицам, проходящим службу по призыву, в защите их социальных прав после завершения ими службы, чего быть не должно, особенно в свете стремления государства к повышению престижа военной службы и воспитанию положительного отношения к армии со стороны общества и допризывной молодежи. Введение нормы о сохранении рабочего места за лицом, призванным на срочную службу, позволит призывникам, начавшим трудовую деятельность до призыва, максимально быстро и безболезненно влиться в ритм той жизни, к которой они привыкли до призыва в армию.
Как известно, уже имеется норма о сохранении рабочего места в отношении женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Степень предоставляемой социальной защиты обусловлена важнейшей ролью матери для общества и необходимостью всесторонней поддержки семьи и материнства со стороны государства. Полагаем, что роль военнослужащих для государства и общества также является чрезвычайно важной, поэтому распространение нормы о сохранении рабочего места за призывниками на время службы и введение льгот при поступлении на службу лиц, прошедших военную службу, будут являться разумными мерами, подтверждающими высокий социальный статус военнослужащих и стремление государства как можно более полноценно защитить их права и интересы.
Судебная практика
Рассмотрение споров, связанных с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в практике судов общей юрисдикции не обнаруживается. Это естественно, ведь указанная норма носит предельно понятный и однозначный характер, является «неспороемкой».
Что же касается практики КС РФ по данному вопросу, то обращений непосредственно с вопросом о конституционности п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не было. Однако имели место обращения в КС РФ по поводу конституционности иных пунктов первой части указанной статьи.
Так, 15 июля 2010 года КС РФ рассматривал жалобу о нарушении конституционных прав п. 5 (прекращение трудового договора вследствие признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности), а 29 сентября 2011 года — жалобу о нарушении конституционных прав п. 11 (прекращение трудового договора вследствие отмены решения инспекции или суда о восстановлении работника на работе).
В обоих случаях КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что данные нормы по своей сути не могут нарушать конституционные права заявителей. Из этого можно сделать вывод, что и иные обращения, касающиеся различных пунктов ч. 1 ст. 83 ТК РФ, ожидает аналогичная правовая судьба, поскольку КС РФ рассматривает данные нормы как технические, то есть те, которые регулируют последствия наступления определенных событий, не зависящих от воли человека. Это, однако, не означает соответствия п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ стремлению государства к укреплению социальных гарантий в обществе и в сфере социальной защиты военнослужащих.
Что можно изменить?
Предлагаем внести следующие изменения в нормативно-правовое регулирование вопроса защиты трудовых прав лиц, призванных или прошедших срочную службу:
— признать утратившим силу п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ («Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам… 1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу»);
— признать утратившим силу п. 2 ч. 3 ст. 178 ТК РФ («Выходное пособие… выплачивается… в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу»);
— дополнить главу 55 ТК РФ «Особенности регулирования труда других категорий работников» статьей 350.1 «Особенности регулирования труда лиц, призываемых на срочную военную службу»;
— в ст. 350.1 предусмотреть обязанность работодателя сохранять рабочее место за работником, призванным на срочную военную службу, на все время прохождения данным гражданином срочной военной службы;
— дополнить ст. 13 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» частью 5, в которой установить преимущества для призывников, ранее не работавших, при приеме на работу на государственные или муниципальные предприятия после прохождения службы.
Реализация вышеуказанных положений позволит в полной мере защитить права лиц, занимающихся трудовой деятельностью и призывающихся на военную службу, а также лиц, желающих получить работу после прохождения срочной службы; укрепит престиж военной службы и послужит одной из ступенек к росту авторитета армии и военной службы в целом.
——————————————————————