Чем больше граждан с «А» и «Б», тем крепче наша оборона

(Белов В. К.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 8, 2003)

ЧЕМ БОЛЬШЕ ГРАЖДАН С «А» И «Б», ТЕМ КРЕПЧЕ НАША ОБОРОНА

(Новое в организации военно-врачебной экспертизы.

О Постановлении Правительства Российской Федерации

«Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»

от 25 февраля 2003 г. N 123)

В. К. БЕЛОВ

В. К. Белов, руководитель группы правового обеспечения Юридического департамента ОАО «Военно-страховая компания».

С 1 июля 2003 г. вступило в силу новое Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

Данное Постановление вызвало большой интерес в обществе, неоднократно обсуждалось и обсуждается в средствах массовой информации. В основном темы всех обзоров и анализов, посвященных новому Положению о военно-врачебной экспертизе, связаны с одной единственной проблемой — проблемой призыва граждан на военную службу. Некоторые авторы публикаций, имея весьма скудные познания в медицине, еще меньшие в военно-врачебной экспертизе, но большую «озабоченность» о боеготовности армии, пытаются «анализировать» диагнозы болезней, указанные в статьях Расписания болезней, делая «глубокомысленные» выводы типа: «Справедливость восторжествовала! Теперь геев в армию брать не будут».

В данной статье автор не может претендовать на столь «глубокий анализ проблемы» не только потому, что не имеет медицинского образования, но и потому, что не ставит целью рассматривать положения Расписания болезней.

Истины ради следует отметить принципиальный момент, раскрывающий причину принятия нового Положения о военно-врачебной экспертизе. Это необходимость приведения Расписания болезней в соответствие с Международной классификацией болезней (МКБ-10), принятой 43-й ассамблеей Всемирной организации здравоохранения. Одновременно приведены в соответствие с действующим законодательством, накопленным опытом работы и некоторые нормы самого Положения о военно-врачебной экспертизе.

Положение о военно-врачебной экспертизе состоит из семи глав:

I. Общие положения.

II. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

III. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, службу в органы.

IV. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, учебные заведения.

V. Медицинское освидетельствование военнослужащих.

VI. Медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.

VII. Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах.

Начиная рассматривать основные нормы нового Положения о военно-врачебной экспертизе (далее — Положение), следует подчеркнуть, что его цель осталась неизменной: определение категории годности граждан России по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также определение причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением военной службы, службы в органах. Остался неизменным и перечень федеральных министерств и ведомств, где проводится военно-врачебная экспертиза, в том числе и тех гражданских ведомств, служба в которых, вернее сказать, оценка влияния службы в которых приравнивается к оценке влияния на здоровье военной службы: федеральные органы налоговой полиции (пока никаких изменений, связанных с упразднением этих федеральных органов, не вносилось) и таможенные органы Российской Федерации (п. 1 Положения).

В Положении уточнены задачи военно-врачебной экспертизы. Так, подп. «г» п. 3 Положения установлено, что теперь ВВК будут определять причинную связь увечий и заболеваний, в том числе и приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.

Конкретизация полномочий ВВК связана с тем, что в ряде случаев члены семей умерших граждан, проходивших военную службу (службу), испытывали затруднения в получении всех необходимых документов, подтверждающих их право на получение страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, других категорий государственных служащих, единовременных пособий. Для получения соответствующего заключения по случаю смерти бывших военнослужащих приходилось обращаться в органы МСЭК, которые нередко имеют весьма приблизительное представление о военно-врачебной экспертизе и не могут правильно установить причинную связь.

Напомню читателям, что Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих) определены и такие страховые случаи по обязательному государственному страхованию военнослужащих, как смерть застрахованного лица в течение года после увольнения из армии вследствие повреждения здоровья, полученного в период прохождения военной службы. Согласно же п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» члены семьи бывшего военнослужащего имеют право на единовременное пособие в случае его смерти в течение года после увольнения с военной службы, наступившей вследствие повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Принципиально решен вопрос о методическом руководстве всей военно-врачебной экспертизой. Теперь высшим арбитром для всех ВВК, в том числе и соответствующих гражданских ведомств (Государственного таможенного комитета Российской Федерации), является Центральная военно-врачебная комиссия Министерства обороны Российской Федерации (абз. 2 п. 5 Положения).

Практически не изменились нормы гл. II Положения, определяющей порядок медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу. Категории годности и их обозначение не изменились: А — годен к военной службе, Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями, В — ограниченно годен к военной службе, Г — временно не годен к военной службе, Д — не годен к военной службе.

Немного изменилась норма, определяющая порядок вынесения заключения о временной негодности к военной службе.

В новом Положении появился 7-й пункт, связанный с необходимостью реализации права на бесплатный проезд за счет средств федерального органа исполнительной власти. Данной нормой определено, что право на бесплатный проезд по соответствующим основаниям будет подтверждаться специальными заключениями ВВК:

а) о необходимости лечения члена семьи военнослужащего, проходящего службу по контракту;

б) о необходимости стационарного лечения офицера, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более — вне зависимости от основания увольнения;

в) о необходимости сопровождения (с указанием количества сопровождающих лиц):

военнослужащего, следующего на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни или к избранному месту жительства при увольнении с военной службы;

членов семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, следующих на лечение в лечебное или санаторно-курортное учреждение;

г) о необходимости проезда освидетельствованного и сопровождающих его лиц воздушным, железнодорожным или водным транспортом в зависимости от состояния его здоровья, потребности в медицинской помощи и постороннем уходе;

д) о необходимости проезда больного, требующего изоляции, и сопровождающих его лиц в отдельном купе жесткого купейного вагона скорого или пассажирского поезда, в каютах III категории или на местах II категории транспортных линий.

В отдельный пункт в Положении выделен общий порядок взаимодействия с различными медицинскими организациями, обладающими сведениями о гражданах, подлежащих постановке на воинский учет, призыву на военную службу, поступающих на военную службу и в ВВУЗы, не только военных комиссариатов, но и кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, штатных ВВК. Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны сообщать в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов, кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатных военно-врачебных комиссий сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), а также представлять медицинские карты амбулаторных больных и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т. п.), характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу (службу в органы) по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные (учебные) заведения, училища, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В гл. VI Положения, определяющей порядок медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, появилась новая норма, касающаяся реализации прав граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, уволенных со службы без проведения медицинского освидетельствования или заявивших о несогласии с заключением ВВК о категории годности на момент их увольнения с военной службы, со службы. Они также имеют право на освидетельствование ВВК для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения независимо от причин и времени увольнения.

Появление данной нормы явилось следствием совершенствования социальной защиты граждан, уволенных с военной службы (со службы), направленной на полную реализацию их прав, некоторые из которых напрямую связаны с наличием конкретной категории годности к военной службе. Так, в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право гражданина, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, на единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания зависит и от наличия определенной категории годности. Чтобы гражданин получил право на единовременное пособие (наряду с иными обязательными условиями) при увольнении из армии, он должен быть признан негодным к военной службе.

В гл. VII Положения содержатся новые подходы к определению причинной связи увечий, заболеваний военнослужащих, граждан, проходивших военную службу (службу).

Более конкретно сформулированы условия, когда ВВК определяет причинную связь заочно (по документам). Она вправе это делать в случае, если:

а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах) по состоянию здоровья;

б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;

в) вследствие увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо до истечения одного года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, гражданину была установлена инвалидность либо наступила смерть.

В гл. VII Положения в п. 41 определены формулировки заключений о причинной связи, которые выносят военно-врачебные комиссии. Этот пункт (в старом Положении — п. 46) «прошел испытание и судебной практикой». 4 сентября 1998 г. решением Верховного Суда Российской Федерации по делу N ГКПИ 98-395 по жалобе С. формулировки причинной связи заболевания, указанные в п. 46 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390, признаны соответствующими ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». 27 февраля 2003 г. решением Верховного Суда Российской Федерации N ВКПИ 02-138 в части требования гр. Л. о признании не соответствующим ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» п. 46 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390, дело производством прекращено на основании ст. 248 ГПК РФ.

В новой редакции п. 41 изменилось количество формулировок и некоторые основания для их вынесения. Раньше ВВК могла выносить только 4 формулировки о причинной связи увечья и заболевания: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «общее заболевание».

Теперь таких формулировок 5. Три из них остались без изменения: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «общее заболевание». Что же касается заболеваний, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, то основания для вынесения таких формулировок расширились и теперь существуют две отдельных формулировки причинной связи:

— «заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС»;

— «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Основания вынесения данных формулировок отличаются тем, что в первом случае ВВК определяет, что освидетельствуемый получил заболевание непосредственно при исполнении служебных обязанностей, а во втором случае ВВК определяет, что заболевание явилось результатом радиационного воздействия.

Таким образом, в настоящее время из пяти формулировок причинной связи три (ранее две) свидетельствуют о наличии причинной связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (с исполнением служебных обязанностей).

В Положении изложены новые основания вынесения формулировок.

Так, формулировка «военная травма» может быть вынесена не только по заболеваниям, возникшим на фронте, в период службы в государствах, где велись боевые действия, или при охране государственной границы, но и по заболеваниям, возникшим в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии — 1 месяц службы за 3 месяца).

Кроме того, в указанной формулировке выносятся заключения и в случаях:

— если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала — вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

— если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным.

Добавилось еще одно основание, по которому ВВК выносит заключение в формулировке «общее заболевание»: если заболевание возникло у освидетельствуемого после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах.

В период написания статьи ожидалось издание соответствующего приказа министра обороны Российской Федерации о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в свете нового Положения. При издании этого приказа, видимо, будут учтены и решения Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N ВКПИ 01-17 и от 20 февраля 2003 г. N ВКПИ 02-121, которыми были признаны не соответствующими Положению о военно-врачебной экспертизе некоторые нормы Приказа министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 22 сентября 1995 г. N 315. Но это тема уже для другой публикации.

——————————————————————