Право военнослужащих на медико-психологическую реабилитацию получило законодательное оформление

(Корякин В. М., Кондаков А. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ПОЛУЧИЛО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

В. М. КОРЯКИН, А. А. КОНДАКОВ

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Кондаков А. А., помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, капитан юстиции.

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих». С его принятием восполнен существенный пробел, имевшийся в военном законодательстве России, связанный с отсутствием законодательного регулирования вопросов восстановления психического и физического здоровья военнослужащих, оказавшихся под воздействием неблагоприятных факторов военной службы (реабилитация — от позднелат. rehabilitatio — восстановление). Рассматриваемый Федеральный закон разработан в целях закрепления права на медицинскую (медико-психологическую) реабилитацию и профилактический отдых и проезд на безвозмездной основе к месту проведения указанной реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими учебно-боевых задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье, за счет средств Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Следует отметить, что п. 10 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, изначально предусматривал, что военнослужащие из числа плавающего, летного состава и некоторых других специалистов после выполнения ими неблагоприятно отражающихся на здоровье задач (работ, упражнений) должны направляться на медицинскую (медико-психологическую) реабилитацию (профилактический отдых) в санатории, дома (базы) отдыха Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России), иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Однако на практике реализация указанных норм была существенно затруднена в связи с отсутствием, во-первых, законодательного регулирования данного вопроса, а во-вторых, целевого финансирования данных мероприятий. Практика показала, что для реализации мероприятий по медико-психологической реабилитации в полном объеме для всех категорий военнослужащих, подвергающихся неблагоприятному воздействию условий военной службы, необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и некоторые другие законодательные акты, что и было осуществлено комментируемым Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ. Мероприятия медико-психологической реабилитации включают в себя: а) медицинскую реабилитацию — комплекс медицинских и общих оздоровительных мероприятий по восстановлению работоспособности (боеспособности) военнослужащих. Она проводится в отношении военнослужащих, имеющих выраженные признаки утомления, отклонения в функциональном состоянии организма и (или) заболевания, не требующие стационарного лечения; б) медико-психологическую реабилитацию — комплекс медицинских и общих оздоровительных мероприятий в сочетании с методами психологической и психофизиологической коррекции. Она проводится в отношении военнослужащих, у которых, кроме признаков утомления и отклонений в физиологическом состоянии организма, имеются изменения в психофизиологическом статусе; в) профилактический отдых — комплекс оздоровительных мероприятий общего характера по восстановлению работоспособности (боеспособности) военнослужащих. Профилактический отдых проводится в отношении здоровых и практически здоровых военнослужащих с незначительными проявлениями утомления без признаков ухудшения функционального состояния и изменения психофизиологического статуса. Указанные оздоровительные мероприятия носят обязательный характер, проводятся по медицинским показаниям и направлены на восстановление здоровья и боеспособности (профессиональной работоспособности) военнослужащих и сохранение их профессионального долголетия. Медицинская реабилитация отдельных категорий военнослужащих в зависимости от ее продолжительности проводится в санаториях, домах отдыха (на базах отдыха) Минобороны России, иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Система профилактического отдыха отдельных категорий военнослужащих функционирует в отечественных Вооруженных Силах более сорока лет и показала свою достаточно высокую эффективность. Для обеспечения ее функционирования создана необходимая инфраструктура, сформированы базы отдыха и профилактории для летного состава авиации Вооруженных Сил, а также военнослужащих Военно-Морского Флота, прежде всего моряков-подводников. В военных санаториях подготовлена необходимая материально-техническая база, разработаны научно обоснованные методики проведения оздоровительных мероприятий в отношении этих категорий военнослужащих. Однако правовое регулирование функционирования данной системы до сих пор осуществлялось на ведомственном уровне, что не могло не отражаться отрицательно на качестве и эффективности мероприятий реабилитации. Восполняя возникший правовой пробел, Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ предусматривает: а) предоставление права на медицинскую реабилитацию военнослужащим, подвергающимся неблагоприятному воздействию условий военной службы, за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) предоставление указанным военнослужащим права на проезд на безвозмездной основе к месту проведения комплекса медицинских и оздоровительных мероприятий; в) сохранение за военнослужащими, направляемыми на медицинскую реабилитацию, права на ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом; г) установление единого источника финансирования расходов на проведение реабилитационных мероприятий. Суть изменений и дополнений, внесенных в отдельные законодательные акты Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ, состоит в следующем. Статья 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 дополнена нормой, касающейся возложения на военно-врачебную экспертизу функции по определению видов, объемов и сроков медико-психологической реабилитации военнослужащих. В ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесено весьма важное уточнение, согласно которому дополнительные сутки отдыха, предоставляемые военнослужащим в качестве компенсации их участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени <1>, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются. Кроме того, указанная статья дополнена пунктом, которым узаконен новый вид дополнительного отпуска, который может быть предоставлен военнослужащему, — реабилитационный отпуск. Порядок предоставления указанного отпуска определен Положением о порядке прохождения военной службы. Важно заметить при этом, что согласно ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе к местам проведения дополнительных отпусков и обратно. В полной мере указанная социальная гарантия теперь распространяется и на случаи предоставления военнослужащим реабилитационных отпусков. ——————————— <1> Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержден Приказом министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492.

Как уже отмечалось выше, ныне действующей редакцией Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). Однако механизм предоставления указанного реабилитационного отпуска не был проработан, поскольку отсутствовала соответствующая законодательная основа. Теперь с вступлением в силу с 1 января 2009 г. Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ все встало на свои места: сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, являются, по сути, дополнительным отпуском, поэтому после участия в данных мероприятиях военнослужащие приобретают право на предоставление им реабилитационного отпуска. Статья 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом, определяющим условия предоставления реабилитационного отпуска военнослужащим. Законодательно установлено, что военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат бесплатной медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток. Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации должны определить Минобороны России и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В п. 7 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесено дополнение, которым Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по определению порядка финансирования расходов, связанных с проведением медико-психологической реабилитации военнослужащих. Изменения и дополнения затронули также ст. 19 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ. Суть указанных изменений и дополнений состоит в том, что военнослужащие, участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом, отнесены к лицам, имеющим право на медико-психологическую реабилитацию. Следует заметить, что в предыдущие годы законодателем предпринимались отдельные попытки проработать вопрос медико-психологической реабилитации военнослужащих, однако только сейчас на законодательном уровне закреплена система мер, направленных на организацию указанного вида реабилитационных мероприятий. Так, например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении «О мерах по улучшению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 25 октября 2000 г. N 278-СФ рекомендовал Правительству Российской Федерации создать государственную систему медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий и жертв чрезвычайных ситуаций. В период «первой чеченской кампании» было принято Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О создании системы медико-психологической реабилитации военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в Чеченской Республике, и членов их семей» от 20 июля 1995 г. N 1068-1ГД, согласно которому Правительству Российской Федерации было предложено в месячный срок рассмотреть вопрос о создании системы медико-психологической реабилитации военнослужащих, проходивших службу в Чеченской Республике, и членов их семей. Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на атомном подводном крейсере «Курск» от 1 сентября 2000 г. N 650 Минтруду России и Минздраву России было предписано совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации обеспечить бесплатно необходимую медико-психологическую реабилитацию членов семей погибших военнослужащих. Указание на возможность назначения военнослужащему, находящемуся под диспансерным динамическим наблюдением, курса медико-психологической коррекции или реабилитации в настоящее время содержится в п. 48 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1. Однако данное Руководство не определяет ни перечень показаний к медико-психологической реабилитации, ни перечень категорий военнослужащих, подлежащих медико-психологической реабилитации, ни порядок и места проведения медико-психологической реабилитации. Таким образом, право на получение военнослужащими медико-психологической реабилитации объективно существует, и с принятием Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ появилась реальная возможность создания эффективной системы медико-психологической реабилитации военнослужащих. Однако в полной мере указанная система начнет функционировать только тогда, когда будет создана соответствующая подзаконная нормативная правовая база. В частности, должны быть разработаны и приняты следующие подзаконные акты: а) указ Президента Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Положение о порядке прохождения военной службы в части, касающейся порядка предоставления военнослужащим реабилитационного отпуска; б) постановление Правительства Российской Федерации о внесении в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, дополнения, предусматривающего возложение на органы военно-врачебной экспертизы функции по определению видов, объемов и сроков проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих; в) постановление Правительства Российской Федерации о внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей» от 26 сентября 1994 г. N 1093 (в части, касающейся порядка финансирования медико-психологической реабилитации военнослужащих); г) приказ министра обороны Российской Федерации (руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба), определяющий перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ финансирование расходов на медико-психологическую реабилитацию военнослужащих производится за счет средств, выделяемых Минобороны России (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Социальную значимость принятых нормативных решений трудно переоценить. Согласно проведенным при подготовке проекта вышеназванного Федерального закона подсчетам ежегодно в медицинской реабилитации нуждаются около 9325 человек из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Кроме того, ежегодно в медико-психологической реабилитации нуждаются 10500 сотрудников ФСБ России и 1500 сотрудников МВД России, что потребует для ее проведения выделения 144,98 млн. руб. и 24,7 млн. руб. соответственно. Реализация вышеназванного Закона позволит провести медико-психологическую реабилитацию порядка 21325 человек из числа военнослужащих и сотрудников силовых структур, что потребует ежегодного выделения 323,18 млн. руб.

——————————————————————