Приостановление военной службы
(Московец Т. А.)
(«За права военнослужащих», 2006)
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Т. А. МОСКОВЕЦ
Московец Т. А., майор юстиции, адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета.
Во все времена существования Российского государства воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству — высшим смыслом жизни и службы воина.
Верность долгу и присяге, самоотверженность, честь, порядочность, самодисциплина — вот традиции российского воинства. Ими по праву дорожили наши отцы и деды, прошагавшие огненными дорогами Великой Отечественной войны. Становление Российской армии, ее реформирование и сокращение идут в сложных условиях. Она в полной мере испытывает трудности, которые переживает страна. Ей сегодня, может быть, тяжелее, чем многим другим структурам государства, и многое держится на понимании и терпении военнослужащих, на воспитанном чувстве долга.
Под прохождением военной службы имеется в виду изменение служебно-правового положения военнослужащих, обусловленное определенными юридическими фактами (явлениями, событиями), в период исполнения военной службы. Под условиями прохождения военной службы следует понимать урегулированные правовыми нормами обстоятельства и факты, образующие в своей совокупности порядок прохождения военной службы.
Таким образом, прохождение военной службы — это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания.
Содержание прохождения военной службы составляют юридические факты, связанные:
— с поступлением граждан на военную службу;
— с определением должностного положения;
— с присвоением, лишением воинских званий, снижением воинских званий и восстановлением в воинских званиях;
— с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации);
— с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, определением и предоставлением им времени отдыха;
— с аттестацией военнослужащих;
— с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;
— с выполнением военнослужащими особых обязанностей при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
— с другими обстоятельствами (событиями), с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации связано изменение служебно-правового положения военнослужащих, в том числе и в связи с реализацией конституционных прав граждан.
В соответствии с принципом всеобщего избирательного права, закрепленного Конституцией Российской Федерации, все без исключения дееспособные и свободные граждане Российской Федерации, независимо от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений обладают избирательным правом.
Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает в некоторых случаях для реализации пассивной избирательной правосубъектности ценз оседлости, т. е. требование постоянного проживания в данной местности до начала выборов в течение определенного срока, а также достижения определенного возраста.
В выборах не могут участвовать лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В то же время лица, в том числе военнослужащие, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда, могут избирать и быть избранными. Лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, не считаются содержащимися в местах лишения свободы и участвуют в выборах на общих основаниях.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ командир воинской части, в которой служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов обязан по рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В данном случае соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию. Вид, размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе командования уволен с военной службы или без его согласия переведен на другую должность.
Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в стаж военной службы.
Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. В случае если на основании федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации соответствующая избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
В случае если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено проведение повторного голосования и при этом после назначения, но до проведения повторного голосования остается только один кандидат, место выбывшего кандидата занимает кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально было назначено повторное голосование; этот кандидат вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.
Военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы.
Порядок приостановления военной службы определен ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Военнослужащие, которым приостановлена военная служба, освобождаются от занимаемых воинских должностей.
Срок приостановления военной службы засчитывается в выслугу лет военнослужащего и в срок службы в присвоенном воинском звании.
В период приостановления военной службы очередное воинское звание военнослужащим не присваивается.
Военнослужащим, исполняющим обязанности по выборной должности в местности, где для военнослужащих установлено льготное исчисление выслуги лет, срок службы засчитывается в льготном исчислении.
Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, при прекращении оснований для приостановления военной службы заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы.
Военнослужащие, заключившие новый контракт, назначаются на прежнюю воинскую должность или с их согласия на иную воинскую должность.
Указанные военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, при прекращении оснований для приостановления военной службы:
— увольняются с военной службы, если срок их военной службы по призыву истек;
— продолжают прохождение оставшейся части срока военной службы по призыву, если срок их военной службы по призыву не истек.
Таким образом, военнослужащие наравне с другими гражданами Российской Федерации имеют право воспользоваться конституционным правом быть избранными в органы государственной власти. При этом для указанной категории военнослужащих военная служба приостанавливается и на них в полном объеме распространяются гарантии по восстановлению на военной службе.
——————————————————————