К вопросу о правовом регулировании статуса курсанта женского пола военного образовательного учреждения профессионального образования

(Терешин А. П.) («За права военнослужащих», 2007)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СТАТУСА КУРСАНТА ЖЕНСКОГО ПОЛА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. П. ТЕРЕШИН

Терешин А. П., преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, капитан.

Военная служба традиционно считалась исключительно мужским занятием. Женщина же всегда воспринималась как хранительница домашнего очага, ее основной задачей была забота о детях. Случаи прохождения военной службы женщинами носили единичный характер. Однако в XX в. были сломаны многие стереотипы, коснулось это и армии. Число военнослужащих-женщин постоянно возрастает. Так, за период с 1985 г. по 1995 г. численность военнослужащих-женщин в Российской Федерации увеличилась в десять раз <1>. На начало 2005 г. в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, иных воинских формирований и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, служат на различных должностях уже 500 тыс. женщин, что составляет около 10% всего личного состава. Таким образом, Российская Федерация вышла на уровень аналогичных показателей США, Франции и ряда других государств, где женщинам разрешено прохождение военной службы. Следует отметить, что прием женщин на военную службу — это не результат эмансипации, не дань моде, а объективная необходимость. Ни для кого не секрет, что в последние годы все ведомства, в которых предусмотрена военная служба, столкнулись с проблемой недоукомплектования личным составом. Привлечение женщин на военную службу позволяет хотя бы частично решить эту проблему. ——————————— <1> См.: Женщины и Вооруженные Силы Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Российской Федерации от 13 апреля 1999 года. М., 1999. С. 4.

Таким образом, появилась необходимость в подготовке офицеров женского пола. Так, во многие военные образовательные учреждения профессионального образования (далее — военно-учебные заведения) для обучения стали приниматься на конкурсной основе женщины. Например, в Московском пограничном институте ФСБ России набор курсантов женского пола проходит с 1995 г. по профилю «управление подразделениями пограничного контроля», с 2003 г. — «управление подразделениями оперативно-розыскной деятельности». Однако, несмотря на достаточно длительный период подготовки офицеров женского пола, статус курсанта женского пола не получил достаточного правового регулирования. В настоящей статье мы хотели бы рассмотреть некоторые вопросы, связанные с поступлением женщин на военную службу при поступлении в военно-учебное заведение и прохождением ими военной службы до заключения контракта. С приемом женщин на военную службу возникает ряд проблем. В первую очередь возникает противоречие между репродуктивной функцией женщины, ее семейными обязанностями, с одной стороны, и выполнением обязанностей военной службы, поддержанием боеготовности и боеспособности воинских частей, с другой стороны. При поступлении в военно-учебное заведение женщины приобретают статус военнослужащего. Но каков этот статус? Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (п. 1 ст. 2) устанавливает, что военнослужащие могут иметь два вида правового статуса: а) статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; б) статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Однако, как совершенно справедливо отмечает Х. М. Ахметшин, способ комплектования военной организации не всегда автоматически определяет и статус военнослужащих <2>. ——————————— <2> См.: Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под общ. ред. Н. А. Петухова. М., 2004. С. 56.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Но здесь необходимо разграничить понятие призыва как способа поступления на военную службу и как вида правового статуса военнослужащего. Исходя из определения призыва как способа поступления на военную службу, курсанты женского пола не могут ему подвергаться, так как в законодательстве Российской Федерации, а именно в ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определено, что: призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — граждане, не пребывающие в запасе); б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (далее — граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера). Приведенный перечень является исчерпывающим, следовательно, женщины не подлежат призыву, но, в свою очередь, курсанты женского пола приобретают статус военнослужащего по призыву при зачислении в военно-учебное заведение. Так как курсанты женского пола при поступлении в военно-учебное заведение не достигли совершеннолетнего возраста, то здесь мы считаем необходимым затронуть вопрос дееспособности данной категории военнослужащих <3>. На наш взгляд, поступление в военно-учебное заведение должно являться основанием приобретения воинской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. ——————————— <3> См.: Терешин А. П. Актуальные проблемы правового регулирования статуса курсантов // Сборник научных статей МПИ ФСБ России. М., 2005.

В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает основания гражданской дееспособности: вступление в брак и эмансипация. Помимо приведенных выше положений, в процессе службы, после поступления в военно-учебное заведение возникают некоторые проблемы с элементами статуса курсантов женского пола. Так, сразу же мы хотим определиться с особенностями назначения в наряды. В соответствии со ст. 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УГ и КС ВС РФ) военнослужащие-женщины к несению гарнизонной и караульной служб не привлекаются, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий. Несмотря на, казалось бы, ясную формулировку данного положения, допускается неправильное понимание данной нормы, о чем свидетельствует Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации <4>. Несколько военнослужащих женского пола были осуждены военным судом Реутовского гарнизона за нарушение уставных правил караульной службы, повлекшее причинение вреда охраняемым караулом объектам. Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке надзора по протесту ее председателя, признала вывод суда о виновности осужденных в нарушении уставных правил караульной службы не основанным на законе, так как военнослужащие-женщины не должны привлекаться к несению караульной службы. ——————————— <4> См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации «Осуждение военнослужащих-женщин за нарушение уставных правил караульной службы признано необоснованным, поскольку их привлечение к несению этой службы было незаконным» от 23 сентября 1999 г. N 1н-447/99.

Привлечение женщин к несению внутренней службы также имеет ряд особенностей. Вопрос о возможности привлечения военнослужащих-женщин к несению службы в составе суточного наряда был предметом дискуссий <5>. ——————————— <5> См.: Иванова Л. Е. Обязанности военнослужащих-женщин // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 4. С. 48 — 49.

Ранее действовало Положение о прохождении военной службы женщинами. Согласно п. 53 данного Положения был наложен запрет на привлечение военнослужащих-женщин, не относящихся к категории офицеров, к несению службы в суточных нарядах, за исключением наряда по женскому общежитию. Согласно ст. 1 Общих положений УВС ВС РФ внутренняя служба организуется в соответствии с положениями данного Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации. В УВС ВС РФ нет прямого запрета на привлечение женщин к несению внутренней службы. Вместе с тем отсутствует четкая регламентация порядка заступления в суточный наряд военнослужащих-женщин, за исключением ст. 262 УВС ВС РФ, где сказано, что состав суточного наряда по общежитию военнослужащих-женщин, а также его обязанности определяются применительно к суточному наряду роты, и ст. 267, устанавливающей, что военнослужащие-женщины, входящие в состав суточного наряда по общежитию, не вооружаются штыками-ножами в ножнах. Однако с учетом требований трудового законодательства возможны ограничения по привлечению военнослужащих-женщин к несению службы в составе суточного наряда. Это связано с ограничениями по привлечению к сверхурочным и ночным работам, предусмотренными ст. 259 ТК РФ. В соответствии с данной статьей запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей до трех лет, допускается только с их письменного согласия, при условии, что им это не запрещено медицинскими рекомендациями. Данное положение распространяется также на женщин, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Хотя в нормах военного права данное положение не продублировано, оно распространяется на военнослужащих-женщин, о чем свидетельствует судебная практика. Отказ такой военнослужащей-женщины от выезда в командировку является правомерным и не влечет за собой возможность наложения дисциплинарного взыскания <6>, т. е. в состав суточного наряда не могут быть включены беременные военнослужащие-женщины, а военнослужащие-женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет, — только с их письменного согласия, если привлечение к таким работам не запрещено им по медицинским показаниям. Во всех остальных случаях военнослужащие-женщины могут привлекаться к несению службы в составе суточного наряда. ——————————— <6> См.: п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» от 25 декабря 1990 г. N 6.

Имеет свои особенности порядок предоставления отпусков по беременности и родам курсантам женского пола. Репродуктивная функция является естественной для женщины. В военно-учебные заведения разрешено поступление лиц, достигших на год поступления 16 лет, предельный возраст — 21 год. Возраст поступления и обучения в военно-учебном заведении совпадает с тем периодом в жизни женщины, когда наиболее вероятно рождение детей. Поэтому вполне естественно, что некоторые курсанты-женщины используют отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком в данный период. Согласно действующему российскому законодательству в период нахождения в указанных отпусках должность за военнослужащей-женщиной сохраняется, она не может быть уволена с военной службы. Но ведь статус курсанта-женщины в данный период приравнен к статусу военнослужащего по призыву, соответственно она не может занимать должность курсанта. Поэтому мы предлагаем для более четкого разграничения прав курсанта женского пола в период обучения в военно-учебном заведении до заключения контракта о прохождении военной службы с курсантами женского пола заключать договор об оказании образовательных услуг, в котором, помимо пунктов о предоставлении образовательных услуг, указывать вопросы, связанные с исполнением с их стороны обязанностей военной службы, а также ответственностью за невыполнение данных обязанностей. Соответственно, мы снова возвращаемся к вопросу дееспособности курсантов. Здесь мы предлагаем законодателю внести дополнение в законодательство о военной службе Российской Федерации, а именно ввести новое понятие — «военная эмансипация» — объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при зачислении в военно-учебное заведение. Таким образом, мы видим, что статус курсантов женского пола не в полной мере определен и имеет свои особенности. На наш взгляд, законодателю необходимо более детально регламентировать его, в частности, по тем вопросам, которые мы осветили в настоящей статье.

——————————————————————