Ненуждающиеся нуждающиеся (о статусе «нуждающийся в улучшении жилищных условий» в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих)
(Белов В. К.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2006, N 9)
НЕНУЖДАЮЩИЕСЯ НУЖДАЮЩИЕСЯ
(О СТАТУСЕ «НУЖДАЮЩИЙСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ»
В РАМКАХ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
В. К. БЕЛОВ
В. К. Белов, руководитель дирекции Юридического управления ОАО «Военно-страховая компания», кандидат юридических наук.
Как уже неоднократно отмечалось в публикациях по рассматриваемой проблеме, одной из особенностей накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) является ее своего рода «уравнительный» подход, своеобразная «жилищная презумпция». Решение жилищной проблемы участника НИС не зависит от его реальных потребностей в жилье и его семейного положения.
Подобный подход к реализации права военнослужащего на жилище, без сомнения, направлен на повышение его заинтересованности в прохождении военной службы.
Наличие статуса нуждающегося в жилых помещениях как принципиальное условие при рассмотрении права военнослужащего на государственный жилищный сертификат вообще не имеет значения при решении вопроса о включении военнослужащего в реестр участников НИС (при наличии соответствующей даты заключения первого контракта о прохождении военной службы).
Казалось бы, в таких условиях какие-либо взаимоотношения участников НИС и органов, ведущих учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях (жилищных комиссий воинских частей и довольствующих КЭЧ), в рамках накопительно-ипотечной системы исключены. Однако это не так. Такие взаимоотношения приобретают новое содержание в том случае, если участник НИС для решения своей жилищной проблемы захочет получить дополнительные денежные средства сверх тех, которые учтены на его именном накопительном счете.
Напомним, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, предусмотрена выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет. Выплата этих дополнительных денежных средств производится участникам НИС, нуждающимся в улучшении жилищных условий:
а) имеющим продолжительность военной службы от 10 до 20 лет:
— увольняемым с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
— увольняемым с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе;
— увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями;
— увольняемым с военной службы по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
б) членам семей участников НИС в случае исключения участников из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника НИС принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу).
При этом участники НИС или члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по 2 основаниям:
1) в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) в случае приобретения жилых помещений за счет ипотечного кредита с использованием целевого жилищного займа и наличия на момент увольнения непогашенных обязательств по ипотечному кредиту (п. 1 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686; далее — Правила).
Именно органы, уполномоченные вести учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны выдавать участнику НИС справку о нуждаемости в жилом помещении (подп. «а» п. 6 Правил).
Категории граждан, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, органы, уполномоченные вести учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, поставлены в новые «условия» работы по присвоению военнослужащим статуса «нуждающегося в улучшении жилищных условий».
Новые условия работы определяются тем, что указанные органы должны вести 2 вида учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1) учет по условиям, определенным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации,
2) учет по условиям, определенным п. 1 Правил, т. е. учет участников НИС, имеющих непогашенные обязательства по ипотечному кредиту.
По всей видимости, будут нередки случаи, когда участник НИС, желающий получить дополнительные денежные средства, вынужден будет «ставить перед фактом» органы, уполномоченные вести учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Ведь он будет обращаться в эти органы только тогда, когда ему будет необходимо получить соответствующую справку. Как, например, жилищная комиссия будет определять у обратившегося к ней участника НИС наличие или отсутствие непогашенных обязательств по ипотечному кредиту? Требовать у обратившегося какие-то документы? Запрашивать необходимую информацию в банках? Пока нет нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.
Остается открытым вопрос и о порядке применения органами, уполномоченными вести учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан) в отношении участников НИС. Ведь к ним должны применяться условия, установленные законодательством Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, возникают проблемы, которые необходимо срочно регулировать правовыми нормами.
По мнению автора, более целесообразен иной подход к разрешению обозначенной проблемы: путем внесения в пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и пункт 1 Правил соответствующих изменений. Суть этих изменений: исключить правовые нормы, определяющие необходимость приобретения участником НИС, желающим получить дополнительные денежные средства, статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Подобный подход вполне обоснован. Законом уже определен один из основных принципов реализации военнослужащим своей жилищной проблемы посредством НИС: государство гарантирует военнослужащему накопления для жилищного обеспечения вне зависимости от его реальных потребностей в жилье и семейного положения. Он освобожден от необходимости доказывать и обосновывать свою потребность в жилье.
Данный принцип един для всех участников НИС. Предоставление денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника НИС, — это один из способов реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. При его осуществлении также должен соблюдаться указанный выше принцип НИС.
Представляется, что выделение из всех участников НИС тех, кто желает получить дополнительные денежные средства, и создание им дополнительных проблем (приобретение статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий) является попыткой соблюдения неких правил, ориентированных на социальную справедливость. Но и без приобретения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий нормы, определяющие категории участников НИС, имеющих право на дополнительные денежные средства, вполне социально обоснованны. Наличие определенной выслуги лет, соответствующих оснований увольнения с военной службы, а также исключение участника НИС из списков личного состава воинской части в связи со смертью — эти условия уже учитываются в качестве оснований для реализации ряда социальных выплат (например, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих).
——————————————————————