Состояние здоровья военнослужащего и его право на жилье

(Белов В. К.)

(«За права военнослужащих», 2005)

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И ЕГО ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

В. К. БЕЛОВ

Белов В. К., руководитель отдела правового обеспечения Юридического департамента ОАО «Военно-страховая компания», кандидат юридических наук.

Конституционное право военнослужащего на жилище, гарантированное государством, реализуется на основании прежде всего ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Гарантии жилищных прав, определенные данной законодательной нормой и обусловленные особым статусом военнослужащего, включают жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих — граждан Российской Федерации за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

При этом обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, а граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, — за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Считается, что особый характер и специфика военной службы определяют и некоторые особенности реализации жилищных прав указанной категории граждан, в частности учет состояния здоровья военнослужащего на день его увольнения с военной службы.

Увольнение военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья вместе с некоторыми другими основаниями увольнения (увольнение с военной службы по достижении предельного возраста и в связи с организационно-штатными мероприятиями) определяет те «льготные» основания увольнения с военной службы, при наличии которых военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, получают определенные льготы при реализации своего права на жилище. Члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период военной службы или после увольнения, также приобретают определенные права на жилище.

1. Военнослужащим — гражданам Российской Федерации при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства (ч. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

2. Офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

3. Гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов (п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

4. Военнослужащие — граждане Российской Федерации, увольняемые с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями (абз. 2 п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

5. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

6. Граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы имеют право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы (подп. «б» п. 2 ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ).

7. Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

8. За членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилой площади. При этом жилая площадь указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Указанные члены семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеют право на компенсационные выплаты по оплате общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах (п. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

9. Семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих, участвовавших в контртеррористических операциях и обеспечивавших правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются во внеочередном порядке жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 9 февраля 2004 г. N 65).

Напомним, что формулировка основания увольнения с военной службы «по состоянию здоровья» означает, что военнослужащий признан военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе (подп. «в», «г» п. 1, подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Как видно из приведенных норм, при оценке состояния здоровья военнослужащего применительно к возможности его увольнения с военной службы учитывается только один «параметр» — категория годности к военной службе. Вопрос же о причинной связи заболевания, повреждения здоровья, по которому военнослужащий увольняется из армии, именно с военной службой, с факторами военного труда вообще не исследуется и не учитывается.

Подобная ситуация с неустановлением причин получения повреждения здоровья имеет место и при определении жилищных прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья.

Подобное «игнорирование» причин полученного повреждения здоровья не соответствует социальной ориентации льгот, установленных государством в области жилищного обеспечения для определенной категории военнослужащих, получивших повреждение здоровья из-за непосредственного влияния факторов военной службы.

Не исключены случаи, когда заболевание, которое имеет военнослужащий, возникает и развивается вне зависимости от особых условий военной службы. Это касается и иных повреждений здоровья, особенно тех, которые диагностируются у граждан уже после увольнения с военной службы.

Согласно ст. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, заключение о причинной связи увечий и заболеваний военнослужащих, граждан, проходивших военную службу, может быть вынесено в том числе и в формулировках «заболевание получено в период военной службы» (не связано с исполнением обязанностей военной службы), «общее заболевание» (вообще не связано с военной службой).

Как указывалось выше, у членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилой площади в первоочередном порядке. Но после увольнения с военной службы гражданин может погибнуть по причинам, не связанным с имеющимся заболеванием, полученным в период военной службы (например, гибель в ДТП). Тем не менее для членов семьи такого гражданина сохраняются те же льготы в области жилищного обеспечения, что и для членов семьи военнослужащего, погибшего при выполнении боевой задачи в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона России.

Некорректные редакции рассматриваемых законодательных норм позволяют лишь предполагать наличие причинной связи полученного военнослужащим повреждения здоровья, в том числе и приведшего к смерти, с факторами военной службы. Но предположение не относится к нормам материального права.

Представляется, что при установлении льгот в жилищном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей необходимо учитывать не только категорию их годности к военной службе, но и причинную связь имеющегося повреждения здоровья с военной службой.

——————————————————————