Реализуемо ли право на дополнительный отдых?

(Зенкин М. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 12)

РЕАЛИЗУЕМО ЛИ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ?

М. В. ЗЕНКИН

Каждый имеет право на отдых, но каждый ли сможет этим правом воспользоваться — вот в чем вопрос.

М. В. Зенкин, юрисконсульт юридической группы Службы по надзору за оборотом оружия в Вооруженных Силах Российской Федерации, лейтенант юстиции.

Военнослужащие пользуются установленными для граждан Российской Федерации правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы, и с учетом действующего законодательства. На них возлагаются конституционные, другие общегражданские обязанности, а также общие, должностные и специальные обязанности, выполнение которых порой связано с риском для здоровья и жизни военнослужащего. Выполнение обязанностей военной службы сопряжено в некоторых случаях с привлечением военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени <1>, причем привлечение к различным мероприятиям может проводиться как с ограничением общей продолжительности еженедельного служебного времени, так и без такового. ——————————— <1> Общая продолжительность еженедельного служебного времени в соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации не может превышать 40 часов в неделю.

При ограничении еженедельного служебного времени учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах) а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах), ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию, предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, определяются приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках — 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. В соответствии с п. 3 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, дополнительные сутки отдыха (время отдыха) в количестве не более 30 суток, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ продолжительность основного отпуска устанавливается: — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток; — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, — 35 суток; — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, — 40 суток; — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток. Необходимо учесть, что общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. Поэтому если военнослужащей к концу календарного года имеет право на реализацию дополнительных суток отдыха (времени отдыха) в количестве более 30 суток, то в полной мере при присоединении к основному отпуску, по мнению автора, они предоставлены быть не могут. Так, в случае наличия у военнослужащего выслуги общей продолжительностью, к примеру, более 20 лет количество возможных предоставляемых суток отдыха сокращается до 15. В данном случае вместо увеличения продолжительности основного отпуска или его части, по желанию военнослужащего, ему может быть предоставлено до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчета одни сутки отдыха за каждые сутки увеличения отпуска. Также дополнительные сутки отдыха (времени отдыха) могут быть предоставлены в следующем году из расчета не более 30 (при условии, что общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно). В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (в момент написания автором статьи такие порядок и условия не определены). В соответствии с п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы до дня истечения срока военной службы при увольнении могут быть предоставлены военнослужащему только лишь основной и дополнительные отпуска, поэтому в случае если суммарное количество дополнительных суток отдыха (времени отдыха) в год увольнения будет более 30 суток, военнослужащий может лишиться права на использование превышающей части в случае присоединения дополнительных суток отдыха к основному отпуску. В правоприменительной практике нередки случаи, когда военнослужащий, проходящий военную службу в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, обращаясь в установленном порядке к командованию с рапортом о предоставлении положенных суток отдыха, получает отказ или резолюцию командира воинской части на рапорте: «Только по решению суда». Дело не в том, что кто-то не до конца и не в полной мере исполняет свои служебные обязанности (в соответствии со ст. 91 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации командир полка (корабля 1 ранга) обязан утверждать в воинских коллективах гласность, социальную справедливость, взаимное доверие между военнослужащими, создавать в подразделениях обстановку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности), просто количество суток отдыха, о предоставлении которых ходатайствует военнослужащий после прохождения военной службы в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта в течение нескольких лет, достигает большого размера. Следует напомнить, что в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 г. N 4328-I <2> военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, ежегодно предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней, а выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах — 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывалось. К концу каждого календарного года нереализованными оставались 55 дней дополнительного отпуска. В данном случае отказ командира будет являться правомерным. Даже и по решению суда дополнительные сутки отдыха не будут предоставлены <3>. Представляется, что проблема состоит в том, что военнослужащий, путая понятия «дополнительные дни отдыха (дополнительные сутки отдыха)» и «дополнительные отпуска», до конца не разобрался в различии этих понятий и оснований предоставления данного отдыха, но в полной мере прочувствовал разницу при реализации своих законных прав. В рапорте военнослужащего должна содержаться просьба не о предоставлении дополнительных дней отдыха, а о предоставлении дополнительных отпусков или же о предоставлении дополнительных дней отдыха и о предоставлении дополнительных отпусков <4>. ——————————— <2> Указанная статья ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ признана утратившей силу. <3> Решение Грозненского военного суда от 21 ноября 2003 г. по делу о взыскании с воинской части в пользу группы военнослужащих полевых (суточных) денег в тройном размере, окладов по должности и окладов по воинскому званию в двойном размере и предоставлении дополнительных дней отдыха. <4> Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне вооруженного конфликта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 действие Постановления Правительства от 11 декабря 1995 г. N 1210 было прекращено. Основываясь на общеправовом принципе, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты, за исключением улучшающих положение человека и гражданина, обратной силы не имеют, можно сделать вывод, что Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 не имеет обратной силы. Следовательно, по мнению автора, только с января 2002 г., а не с 1996 г., как указано в Постановлении, территория Чечни не относится к зоне вооруженного конфликта, и соответственно действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 г. N 4328-I не распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу в данных условиях, только с января 2002 г.

——————————————————————