Отстранение военнослужащего от должности как мера государственного принуждения: основания, порядок, правовые последствия применения
(Ковалев А. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 1)
ОТСТРАНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ОТ ДОЛЖНОСТИ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
А. С. КОВАЛЕВ
А. С. Ковалев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции.
Отстранение от должности <1> — мера пресечения нарушения воинской дисциплины или преступления, применяемая в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т. е. когда очевидно не только несоответствие лица занимаемой должности, но и то обстоятельство, что его дальнейшее пребывание в занимаемой должности несовместимо с исполнением служебных обязанностей, поскольку им причинен или высока вероятность причинения имущественного ущерба или нематериального вреда интересам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов <2>. ——————————— <1> Статья 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. <2> Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003. С. 140.
Представляется возможным выделить два основания отстранения военнослужащего от должности: 1) совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства); 2) наличие обстоятельств, изложенных в материалах внутрипроверочной комиссии и ревизии, проводимой по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающих факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления (в дисциплинарном порядке). Отстранение от должности по первому основанию будет являться мерой уголовно-процессуального принуждения (ст. 111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), по второму основанию — мерой дисциплинарного пресечения. В первом случае отстранение осуществляется на основании вынесенного в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора <3> следователем военной прокуратуры (с согласия военного прокурора) ходатайства перед судом об отстранении от должности при привлечении военнослужащего в качестве подозреваемого или обвиняемого <4>. Причем командир воинской части, являющийся органом дознания, таким правом не наделен. ——————————— <3> Статья 111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. <4> Статья 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Необходимость отстранения от должности возникает при наличии оснований полагать, что обвиняемый военнослужащий может: а) продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения; б) препятствовать установлению истины (изъять документы, воздействовать на свидетелей из числа подчиненных и т. д.). В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление об отстранении от должности, вынесенное в установленном порядке, может быть обжаловано обвиняемым и его защитником. Получив постановление военного суда об отстранении военнослужащего от должностных обязанностей, следователь военной прокуратуры направляет копии судебного акта командиру воинской части и соответствующему должностному лицу органов военного управления, уполномоченному в силу содержания ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначать на должность военнослужащего, в отношении которого применена данная мера уголовно-процессуального принуждения (в силу требования ст. 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации правом отстранения военнослужащих от должности наделены только те должностные лица, которые обладают правом назначения их на должности). На основании полученного постановления военного суда указанное должностное лицо органов военного управления в соответствии с требованиями ст. 392 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает меры по его немедленному исполнению. По общему правилу военнослужащий проходит военную службу на воинской должности или в распоряжении соответствующего командира (начальника). В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается на следующие сроки: «в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу». Таким образом, исполнение постановления суда об отстранении военнослужащего от должности в данном случае осуществляется, как правило, не путем издания приказа об отстранении от должности, а путем освобождения его от должности и зачисления в распоряжение соответствующего командира (начальника) до вынесения решения судом. В то же время зачисление военнослужащего в распоряжение, в том числе по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, является правом, а не обязанностью командира. Если он не реализует это право, то во исполнение постановления суда он обязан издать приказ о временном отстранении военнослужащего от должности. Отстранение от должности отменяется, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость <5>. Соответственно признается утратившим силу приказ о временном отстранении военнослужащего от должности. Нахождение военнослужащего в распоряжении на основании, предусмотренном подп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, в любом случае продолжается до вынесения решения по возбужденному в отношении его уголовному делу. ——————————— <5> Статья 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Применение указанной меры дисциплинарного пресечения в отношении нарушителя влечет за собой следующие правовые последствия, связанные с уменьшением размера денежного месячного содержания. Так, ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, ст. 13 указанного Федерального закона предусматривает дополнительные выплаты, которые при отстранении от занимаемой должности не выплачиваются, что следует из содержания Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации <6>, определяющего, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, указанных выше, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности и процентная надбавка за выслугу лет. В таком же порядке выплачивается денежное довольствие военнослужащим, отстраненным от воинских должностей. ——————————— <6> Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» от 30 июня 2006 г. N 200 (пп. 46, 64 — 67 Порядка).
Таким образом, военнослужащий, зачисленный в распоряжение (отстраненный от должности), до рассмотрения вопроса о его виновности (невиновности) в совершении преступления, ежемесячно будет получать денежное месячное содержание, почти втрое меньшее получаемого им до этого денежного месячного содержания. Другим основанием отстранения военнослужащего от должности могут являться обстоятельства, изложенные в материалах внутрипроверочной комиссии и ревизии, проводимой по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающих факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления. В этом случае соответствующее должностное лицо должно издать письменный приказ (или иной акт) об отстранении военнослужащего от должности и возложении этих обязанностей на другое лицо. Особым случаем отстранения военнослужащего от должности является причинение им существенного вреда интересам военной службы или дискредитация своими действиями звания военнослужащего, например, систематическое появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Отстранение от должности не является дисциплинарным взысканием. Отстранение от должности как мера дисциплинарного пресечения, по мнению автора, является особым случаем временного освобождения от исполнения должностных обязанностей. Правом на отстранение военнослужащих от должности обладают только должностные лица, которые имеют право назначения их на должности. Статья 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации вносит некоторую неопределенность в указанное положение, поскольку обязывает командира (начальника), отстранившего подчиненного от должности, немедленно доложить об этом по команде, подробно изложив причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от должности. Указанное правило перенесено из ранее действовавшего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР, которым такое право предоставлялось не только должностным лицам, имевшим право назначения на должность, но и иным лицам. Таким образом, указанное правило утратило свое практическое значение, но поскольку оно является действующей нормой, то подлежит обязательному исполнению. В случае необходимости немедленного отстранения военнослужащего от должности командир (начальник), не имеющий соответствующих правомочий, обязан доложить о целесообразности немедленного отстранения по команде для принятия решения соответствующим должностным лицом. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации не определяет статус военнослужащего, отстраненного в дисциплинарном порядке от занимаемой им должности. Военнослужащий, отстраненный в дисциплинарном порядке от занимаемой им должности, не исполняет должностных обязанностей, но продолжает исполнять общие и специальные обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, следовательно, фактически имеет статус военнослужащего, находящегося в распоряжении соответствующего командира (начальника), однако юридически такого статуса не имеет. Это подтверждает ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, дающая исчерпывающий перечень оснований зачисления военнослужащего в распоряжение. При зачислении в распоряжение военнослужащий освобождается от воинской должности. Отстранение же от должности не является освобождением от должности, а является освобождением от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. Такое освобождение являет собой волю соответствующего командира на ограничение полномочий отстраняемого военнослужащего.
——————————————————————