Советское правосудие по делам несовершеннолетних: основные этапы развития

(Штыкова Н. Н.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 4)

СОВЕТСКОЕ ПРАВОСУДИЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Н. Н. ШТЫКОВА

Штыкова Н. Н., доцент кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, кандидат юридических наук, доцент.

Современный период социально-экономического развития России характеризуется углублением противоречий в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, а также обострением проблем социальной дезадаптации детей и подростков. Серьезной проблемой Российского государства становится увеличение числа безнадзорных детей, потерявших семейные и родственные связи, брошенных родителями. Не меньшим бичом Российского государства является ежегодный рост количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Обращает на себя внимание малоэффективная и разрозненная деятельность существующих институтов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Очень медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита подростковая наркологическая служба. Совершенно очевидным становится поиск путей решения этих проблем в исторических аналогиях и примерах. Значительный вклад в исследование сущности, структуры, состава, компетенции и процессуальных особенностей советского правосудия по делам несовершеннолетних внесли Э. Б. Мельникова, М. Николаев, В. Бойцова, Н. Е. Борисова, Л. И. Нека и др. Реформирование ювенальной системы правосудия началось уже после Октябрьской революции 1917 г.: 14 января 1918 г. принимается Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, а 4 марта 1920 г. — Декрет о суде над несовершеннолетними. Эти два акта определили содержание первого этапа становления советского правосудия по делам несовершеннолетних — с 1918 по 1935 г. Декрет о комиссиях для несовершеннолетних 1918 г. ликвидировал суды по делам несовершеннолетних, отменил тюремное заключение для детей и подростков, предусмотрел применение к несовершеннолетним только медико-педагогических мер, но, что наиболее важно, заложил основы административного рассмотрения дел о проступках и правонарушениях несовершеннолетних. В ст. 2 Декрета 1918 г. определялось, что «дела несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежали ведению комиссий о несовершеннолетних» <1>. Все дела, касающиеся этой возрастной группы, которые к тому времени находились в производстве каких-либо судов, а также закончились осуждением, подлежали пересмотру указанными комиссиями (ст. 6 Декрета). Комиссии также рассматривали дела о жестоком обращении с детьми, эксплуатации детского труда, охране прав ребенка. Эти дела могли возбуждаться по сигналам судей, представителей общественности, школы, членов общества «Друг ребенка». ——————————— <1> Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990. С. 13.

Межведомственная инструкция о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, принятая по исполнение Декрета, признав отказ от судебного порядка рассмотрения дел о серьезных правонарушениях подростков нецелесообразным, предусмотрела передачу несовершеннолетнего «вместе с делом» народному судье в случае упорных рецидивов, систематических побегов из детских домов, явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе, если комиссией признано недостаточным применение к нему медико-воспитательных мер. В обязанности комиссий входило обстоятельное изучение личности несовершеннолетнего, освидетельствование его здоровья, обследование условий воспитания. На рассмотрение комиссий выносился материал, тщательно подготовленный специальным штатным педагогом-обследователем для принятия решения по определению меры медико-педагогического характера. По усмотрению комиссии в случае большой степени социальной запущенности несовершеннолетнего и безуспешности других воспитательно-профилактических мер несовершеннолетний направлялся в трудовой дом для перевоспитания и получения профессии. Заседания комиссий для несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних. Межведомственная инструкция требовала, чтобы решения, принимаемые комиссиями, были мотивированными и излагались письменно. Принятый же 4 марта 1920 г. Декрет <2> восстановил судебную юрисдикцию по делам несовершеннолетних, но только не в рамках автономного специального суда, а наделив такими правами специальные составы общих народных судов (судебных коллегий). Декрет установил в качестве общего правила передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия по делам несовершеннолетних пришла к выводу о невозможности применить к ним медико-воспитательные меры. Примечанием к Декрету предусматривалось помещать этих несовершеннолетних отдельно от взрослых. Суд получил право по результатам рассмотрения дела помещать несовершеннолетних в реформатории — в качестве воспитательной меры. Восстановлен был и процессуальный порядок проведения по таким делам предварительного и судебного следствия. ——————————— <2> Собрание узаконений РСФСР. 1920. N 13. Ст. 83.

Как известно, качественность и эффективность положений декретов и инструкций в области правосудия по делам несовершеннолетних проверяются временем. В начале 20-х гг. XX в. ряд исследователей проанализировали работу комиссий по делам несовершеннолетних. Ими были выявлены следующие негативные моменты: 1. У комиссий по делам несовершеннолетних отсутствовали полномочия по воздействию на родителей и иных лиц, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних. Комиссии обладали правом выступать в качестве обвинителя указанных лиц при рассмотрении их дел в судах, однако Уголовно-процессуальный кодекс каких-либо указаний на этот счет не содержал. 2. Комиссии не имели права лишать или ограничивать в правах родителей. 3. Юридическая сила постановлений комиссий была не определена. Они не зачитывались несовершеннолетнему и не сообщались ему каким-либо иным образом. Не был предусмотрен порядок их обжалования. 4. Комиссия не могла принять решение о возмещении несовершеннолетним причиненного вреда. В этом случае потерпевший должен был обращаться в общем порядке в народный суд. 5. Указанные недостатки влекли за собой в ряде случаев неисполнение предписаний комиссии <3>. ——————————— <3> Николюк М. В Россию надо вернуть суды для несовершеннолетних // Рос. юстиция. 1997. N 4. С. 56.

Некоторые положения Декретов 1918 и 1920 гг. были консолидированы в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, принятом в 1922 г. <4>. УПК РСФСР 1922 г. окончательно закрепляет существование наряду с административным порядком рассмотрения дел несовершеннолетних судебный порядок, а также вводит ряд новых процессуальных норм. В частности, суд, рассматривая дело о правонарушении несовершеннолетнего, был обязан установить его возраст и имел право запретить присутствие несовершеннолетних в зале судебного заседания. ——————————— <4> Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1923.

Нормы УПК РСФСР 1922 г. сближали судебную процедуру в отношении взрослых и несовершеннолетних подсудимых, поскольку был установлен единый порядок судебного заседания в уголовном процессе. Наряду с этим сохранялся приоритет административного органа — комиссий по делам несовершеннолетних. Так, рассмотрение судом дел несовершеннолетних обвиняемых в возрасте 14 — 16 лет могло иметь место только по постановлению этой комиссии. В ст. 40 УПК было предусмотрено выделение дел в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, при наличии в деле нескольких обвиняемых и передача их на рассмотрение в комиссии для несовершеннолетних. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. <5> предусмотрел применение всех видов уголовного наказания к несовершеннолетним в возрасте 16 — 17 лет, но, защищая их права, в ст. 22 запретил назначение высшей меры наказания — расстрела. УК РСФСР в редакции 1926 г. в ст. 50 предусмотрел обязательное уменьшение сроков наказания несовершеннолетним: в возрасте от 14 до 16 лет — наполовину, а в возрасте от 16 до 18 лет — на одну треть. Впоследствии внесенные дополнения в УК РСФСР усиливают ответственность родителей и взрослых подстрекателей. ——————————— <5> Уголовный кодекс РСФСР. М., 1938.

Итак, первый этап (1918 — 1935) становления системы ювенального правосудия в СССР, начавшийся с ликвидации детских судов Российской империи, в результате сформировал две параллельно существующие и эффективно работающие системы рассмотрения дел, касающихся прав и интересов несовершеннолетних, — административную (в лице комиссий по делам несовершеннолетних) и судебную (в лице специальных составов общих судов). История второго этапа (1935 — 1951), получившего характеристику «карательного», берет начало с известного Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. N 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» <6>, в преамбуле которого четко была сформулирована необходимость быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних. Это Постановление снизило возраст уголовной ответственности до 12 лет в отношении несовершеннолетних, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, и предусмотрело привлечение их к ответственности с применением всех мер уголовного наказания. Особо оговаривалось, что не допускается расширительное толкование этой нормы. Все остальные случаи нарушений со стороны детей в возрасте от 12 до 16 лет по нормам Постановления от 7 апреля 1935 г. в уголовном порядке не наказывались. Ответственность за них несли родители, опекуны, а также подстрекатели и организаторы преступлений несовершеннолетних. Норма о применении к несовершеннолетним, признанным виновными по приговору суда в совершении указанных преступлений, всех видов уголовных наказаний, вплоть до смертной казни, противоречила не отмененному положению ст. 22 УК РСФСР о неприменении к несовершеннолетним расстрела. Это же Постановление отменило обязательное применение к несовершеннолетним мер медико-педагогического воздействия, а также закрепило карательную направленность в отношении организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних. ——————————— <6> Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1935. N 81.

20 июня 1935 года издается Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» <7>, которое прекратило существование комиссий по делам несовершеннолетних. В этот период принимается много инструкций, директивных писем и приказов Наркомата юстиции, Верховного Суда, Прокуратуры СССР, предписывавших необходимость подбора специализированных народных заседателей по делам несовершеннолетних, выделения в составе прокуратур крупных городов специализированных следователей по этим делам, усиления прокурорского надзора, обеспечения участия в делах о преступлениях несовершеннолетних квалифицированных адвокатов, имеющих опыт работы по этим делам. ——————————— <7> Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1935. N 127.

После издания Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и других крупных городах были созданы специализированные народные суды для рассмотрения дел несовершеннолетних. Советские исследователи того периода отмечали отсутствие у судей этих судов необходимых знаний в области педагогики и психологии. Необходимо сказать, что политика советского правительства этого периода была очень непоследовательной и нерациональной. Отменив в 1935 г. комиссии по делам несовершеннолетних и учредив специализированные народные суды для рассмотрения дел о несовершеннолетних, советское правительство уже в 1938 г. их ликвидирует, а рассмотрение этих дел передает в районные народные суды. В каждом из них был выделен один из участковых судей. Реакция общественности на данный шаг была выдержана в том духе, что «дела несовершеннолетних были возложены на судей в качестве нагрузки к основной работе». В связи с подобной реорганизацией Д. Горвиц отмечает еще один отрицательный момент — теперь в большинстве своем население лишилось возможности обжаловать решения этих судов. Во время существования специализированных судов по делам несовершеннолетних при них открывались юридические консультации, помогающие гражданам найти решение того или иного процессуального вопроса. Ученые говорили также о редком, по сравнению с предыдущей практикой, вызове в суд для экспертизы несовершеннолетних врачей-психиатров <8>. ——————————— <8> Горвиц Д. Рассмотрение дел о несовершеннолетних в Москве // Соц. законность. 1938. N 12. С. 84.

В последующие годы законодательство в области борьбы с преступностью несовершеннолетних развивается все более в сторону ужесточения их ответственности. Законодательные акты, определившие карательную направленность осуществления суда над несовершеннолетними 30 — 50-х годов, были отменены после XX Съезда КПСС, ознаменовавшего начало третьего этапа становления правосудия по делам несовершеннолетних в СССР. 27 октября 1960 г. принимается новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР <9>, раздел VII которого специально был посвящен производству по делам несовершеннолетних. Этот Кодекс закрепил компетенцию в отношении дел о преступлениях несовершеннолетних за судами общей юрисдикции, их специальными составами. Нормы этого закона были ориентированы более на охранительное, чем на воспитательное производство по делам несовершеннолетних. ——————————— <9> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 592.

В целях воспитательного воздействия на несовершеннолетних Пленум Верховного Суда РСФСР в 1965 г. рекомендовал проводить выездные заседания суда, учитывая при этом характер дела, личность подсудимого и аудиторию. Подобная судебная практика, существующая исключительно в СССР, имела положительные результаты. Кроме всего прочего, выездные заседания оказывали в большей степени влияние на его родителей, что подтверждало целесообразность применения таких судебных заседаний именно в отношении их. Здесь прослеживается акцент на конфиденциальности рассмотрения дел, касающихся несовершеннолетних. Однако в УПК РСФСР 1960 г. отсутствовали особые указания о специализации судей. В 1967 г. в СССР были восстановлены комиссии по делам несовершеннолетних. Комиссии рассматривали дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших 14 лет (в определенных случаях и 16 лет), о большинстве административных правонарушений, аморальных поступках и других правонарушениях несовершеннолетних. Если принципами деятельности судов при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних были общие принципы уголовного процесса — законность, презумпция невиновности, неприкосновенность личности, жилища, охрана личной жизни и тайны переписки, равенство граждан перед законом и судом, коллегиальность, независимость судей и подчинение их только закону, гласность, то в деятельности комиссий как специфических органов по предупреждению и борьбе с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков были сформулированы иные принципы: простота и доступность обращения в комиссии, полнота исследования материалов, широкий демократизм и гуманизм, обоснованность применяемых мер воздействия, оперативность <10>. ——————————— <10> Смирнова Л. Е. Комиссии по делам несовершеннолетних (социально-правовые вопросы предупреждения и борьбы с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 1968. С. 10.

В СССР на борьбу с преступностью несовершеннолетних, кроме суда и комиссий, были активизированы многочисленные органы и организации — детская комната милиции, товарищеские суды на предприятиях, учреждениях и организациях, общественные суды над родителями, не занимающимися воспитанием детей, администрации учебных заведений (педагоги и воспитатели), комсомольские организации, советы общественности, оперативные комсомольские отряды дружинников и др. Особое распространение имела практика установления шефства над «провинившимися» подростками и их родителями. Итак, Правительство СССР избрало путь ступенчатой борьбы с преступностью несовершеннолетних и последовательно определило роль каждого органа: — комиссии по делам несовершеннолетних и другие органы занимались ранней профилактикой и предупреждением правонарушений, а также рассмотрением аморальных поступков и административных правонарушений подростков и детей; — суды разбирали дела о более серьезных и тяжких правонарушениях и преступлениях. Третий этап становления правосудия по делам несовершеннолетних оказал влияние на развитие и совершенствование нормативно-правовой базы правосудия в отношении несовершеннолетних, на организацию системы специальных служб и органов (государственных и общественных), занимающихся проблемами детей. Созданная система правосудия по делам несовершеннолетних характеризовалась охранительно-карательной направленностью: с одной стороны, суды действовали в целях защиты и охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, а с другой — презюмировалась неизбежность наказания при совершении преступления, назначение справедливых и обоснованных наказаний, пусть и в смягченной форме. Перед народным судом при рассмотрении дел несовершеннолетних ставились задачи воспитания несовершеннолетних и предупреждения новых преступлений. Особое внимание при разрешении дел данной категории акцентировалось на исследовании специально квалифицированными работниками личности, здоровья, условий жизни и воспитания юных правонарушителей.

——————————————————————