Международное усыновление (удочерение) и принцип субсидиарности

(Влаардингербройк П.) («Семейное и жилищное право», 2006, N 4)

МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) И ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ <1>

П. ВЛААРДИНГЕРБРОЙК

——————————— <1> Перевод О. А. Дюжевой.

Влаардингербройк Пол, президент Международного общества семейного права, профессор семейного и ювенального права отделения частного права Тильбургского университета, заместитель судьи Апелляционного суда в Ден Боше и заместитель судьи районного суда г. Роттердама (Нидерланды).

1. Введение

Настоящая статья посвящена вопросу о том, следует ли развивать международное усыновление или, напротив, отказывать ему в поддержке? Является ли право усыновлять и быть усыновленным одним из прав человека и следует ли практиковать его все в новых и новых странах? Каковы позитивные и негативные правовые и социальные последствия международного усыновления? Сначала я затрону общие вопросы института усыновления, а затем покажу, почему международное усыновление стало явлением, распространенным во всем мире, и почему все страны должны стремиться к тому, чтобы усыновление разрешалось только в случаях, когда невозможно найти иные решения, наилучшим образом отвечающие интересам ребенка.

2. Краткий экскурс в историю развития института усыновления в Европе

Усыновление в западной культуре прослеживается начиная с римских источников («adrogatio», «adoptio plena»). В начале XIX в. Франция включила возможность усыновления в свой Гражданский кодекс, после чего усыновление получило распространение во всем западном мире. Нидерланды стали одной из первых стран, предусмотревших для себя этот институт, который, однако, имел небольшое практическое значение, принимая во внимание незначительное число усыновлений. Многие юристы считали в те времена, что усыновление «несовместимо с нашим национальным характером». По этой причине усыновление не было включено в ГК Нидерландов 1838 г. Оно впервые стало регулироваться законом лишь в 1956 г., что объясняется наличием в стране довольно хорошей системы охраны детства (welfare), а также тем, что многие в стране придерживались догматического принципа «мать и дитя принадлежат друг другу» <2>. ——————————— <2> Marianne Meijdam-Slappendel. De adoptie in Nederland (ISBN: 90-9000069-7), 1996. P. 326.

Другие страны ввели усыновление в свое законодательство в XIX и XX вв., причем в большинстве стран усыновление рассматривалось как помощь именно ребенку и потому правовые связи между ребенком и семьей его происхождения сохранялись, несмотря на усыновление (простое усыновление). Сегодня, однако, большинство стран благоволят к полному усыновлению (adoption plena), т. е. к усыновлению, которое влечет не только полную интеграцию ребенка в новую семью, но и прерывает все правовые связи с семьей происхождения (биологической семьей) <3>. ——————————— <3> Guus E. Schmidt. Sterke en zwakke adopties. Een rechtsvergelijkend onderzoek, T. M.C. Asser-Insituut (ISBN: 90 6704 099 1). P. 247.

Еще одна современная тенденция заключается в том, что постепенно усыновление превращается из способа охраны ребенка в последнюю возможность для бездетных супругов получить своего «собственного» ребенка. Эта тенденция подвергается серьезной критике, и все больше юристов выступают за новую (хотя на самом деле старую) форму усыновления, при которой сохраняются правовые связи между ребенком и его биологическими родителями. Предлагаются новые альтернативы. Так, голландский юрист Шмидт предлагает усыновление со следующими характеристиками: — ребенок остается членом семьи своего происхождения, хотя некоторые права и обязанности прекращаются: опека/попечительство, уплата алиментов, наследование и др.; — ребенок становится членом новой семьи и в большинстве случаев приобретает те же права и обязанности, как если бы он родился в этой семье; — возможно сохранение определенных прав между ребенком и членами семьи его происхождения; возможно также сохранение ребенком его первоначального имени (фамилии) либо их последующее возвращение; — существенно расширяются основания отмены усыновления <4>. ——————————— <4> Schmidt. P. 249 — 250.

3. Правовое регулирование усыновления в Нидерландах

3.1. Общие вопросы

Как уже указывалось выше, первоначально усыновление появилось в законодательстве Нидерландов в 1956 г. в качестве меры защиты прав и интересов ребенка. С тех пор, однако, усыновление все больше становится правовой конструкцией, направленной на появление ребенка у бездетных родителей. Усыновление может быть совершено, только если оно отвечает наилучшим интересам ребенка и если очевидно, что положение ребенка в биологической семье не улучшится. Усыновление производится решением районного суда, а не путем заключения договора с биологическими родителями и усыновителями (ст. 1:227).

3.2. Основные черты усыновления в Нидерландах

1 апреля 1996 г. было отменено устаревшее ограничение, предоставлявшее право усыновлять лишь супружеским парам. Начиная с этой даты усыновление одинаково доступно как совместно проживающим парам (состоящим в браке либо находящимся в фактических брачных отношениях), так и одиноким людям. С признанием в Нидерландах однополых браков изменилось и законодательство об усыновлении (1 апреля 2001 г.). Начиная с этой даты две женщины или двое мужчин могут усыновить ребенка <5>. Это правило касается лишь детей, постоянно проживающих в Нидерландах. ——————————— <5> Не является ли новый Акт об усыновлении средством осуществления родительства для гомосексуальных пар? Правительство ответило на вопрос следующим образом: правоотношения, вытекающие из происхождения ребенка, основаны на биологическом родстве, тогда как при усыновлении отношения между родителем(ями) и ребенком основаны на заботе (опеке) о ребенке, чему закон предоставляет юридическое признание.

Сегодня усыновителями ребенка из другой страны могут быть только разнополые супружеские пары. Однако уже в 2006 г. это правило, возможно, будет изменено. Социальные родители (например, опекуны, приемные родители и т. п. — Прим. пер.) могут усыновлять «своего» ребенка, которого они фактически воспитывают. Это дает возможность социальным родителям превратиться в родителей юридических. Причем в большинстве случаев усыновление производится одним лицом, когда «социальный родитель» является партнером биологического родителя усыновляемого ребенка (так называемое партнерское усыновление, которое раньше называлось «усыновление отчимом/мачехой»). При партнерском усыновлении усыновляет новый партнер родителя (фактический или юридический супруг. — Прим. пер.). Правоотношение между этим родителем и ребенком при этом не изменяется. Только правоотношение с другим родителем (если этот родитель или эти правоотношения существуют) прекращается. На практике партнер, как правило, уже проживает одной семьей с родителем и ребенком/детьми. Необходимый период совместного проживания и заботы о ребенке партнером (фактическим или юридическим супругом родителя) такой же, как при усыновлении двумя лицами: совместное проживание с родителем ребенка — не менее трех лет, период осуществления заботы о ребенке — не менее одного года. Это последнее требование (годичный срок) не обязательно, если ребенок родился в лесбийском союзе и женщина — партнерша матери хочет его усыновить. Последняя может подать заявление об усыновлении сразу же после рождения ребенка. Это правило применяется независимо от формы сожительства (брак, зарегистрированное партнерство, фактические брачные отношения). Однако две женщины также должны прожить друг с другом не менее трех лет. Допускается усыновление партнером (супругом) пасынка/падчерицы другого партнера (ст. 1:228, параграф 2). Лицо, усыновившее ребенка, становится его юридическим родителем, а правовые связи с биологическими родителями прерываются. Это радикальный шаг, который может иметь место лишь при соблюдении определенных условий, однако интересы ребенка находятся на первом месте. Если ребенка хотят усыновить двое, то они должны предоставить доказательства: (а) совместного проживания не менее трех лет и (б) заботы о ребенке не менее одного года. Усыновлять могут: (а) лица, состоящие в браке, (б) лица, состоящие в зарегистрированном партнерстве, и (в) лица, находящиеся в фактических брачных отношениях. Одинокий человек должен заботиться о ребенке не менее трех лет (ст. 1-288, параграф 1, подпараграф «f»). Начиняя с 12 лет ребенок обладает правом наложить вето на усыновление, а мнение ребенка младше этого возраста может быть выслушано в суде, если судья считает, что это соответствует его интересам. Со стороны биологических родителей важно, чтобы они не оспаривали усыновление и чтобы они не осуществляли опеку/попечительство над ребенком во время усыновления. При наличии определенных условий возражения родителей могут не приниматься во внимание (ст. 1:228,2). Усыновление обрывает связь ребенка с его прежними родителями и устанавливает правовую связь с социальными родителями. Благодаря усыновлению между ребенком и усыновителем(ями) возникает новая юридическая семейная связь, а семейные связи с семьей происхождения прерываются, что делает усыновление радикальной мерой. Отправной момент усыновления: оно может состояться только в том случае, если нет возможности поддерживать семейные связи по происхождению (об этом будет сказано ниже). По этой причине усыновление может иметь место только при соблюдении установленных законом условий. При этом основным требованием является соответствие усыновления интересам ребенка. В этом не должно быть никакого сомнения. Следующее условие — это достоверное подтверждение того, что положение ребенка в семье его происхождения не улучшится. Этот вопрос выясняет судья. Судья также делает окончательные выводы о том, может ли конкретный биологический родитель выполнять родительские обязанности и что он представляет собой в глазах ребенка. Ответы на эти вопросы могут быть отрицательными, несмотря на то что, например, контакты между родителем и ребенком существуют. Заявление об усыновлении подается в суд, причем если усыновляют двое, то подается совместное заявление. Помощь адвоката является обязательной. Законом предусмотрены следующие правила усыновления, имеющие непосредственное отношение к самому ребенку: — он должен быть несовершеннолетним <6>; ——————————— <6> Однако Апелляционный суд г. Амстердама вынес решение об удочерении девушки, которой на момент первичного обращения в суд было 20 лет (Hof Amsterdam 16 March 2000, NJ Kort 39).

— он не может являться юридическим внуком усыновителей (иными словами, усыновление внуков их бабушками/дедушками запрещено); — начиная с 12 лет у ребенка есть абсолютное право вето на свое усыновление; — дети старше 12 лет должны лично выразить суду свое отношение к готовящемуся усыновлению. При этом судья должен составить свое мнение о том, достаточно ли информирован ребенок о своем настоящем статусе в приемной семье, которая намеревается его усыновить. Смысл получения такого рода информации заключается в том, что ребенок может быть серьезно морально травмирован, если кто-либо из посторонних случайно расскажет ему о том, что он не является биологическим ребенком в своей семье. Считается, что для него будет гораздо лучше, если об этом ему расскажут его родители. Эта обязанность информировать ребенка сложилась в судебной практике и не отражена в актах законодательства <7>. ——————————— <7> See: Masha Antokolskaya, ibid. P. 796 — 799.

Иногда усыновление невозможно или нежелательно. С 1 января 1998 г. один из родителей может разделять ответственность за ребенка вместе со своим партнером (партнершей), который не является родителем ребенка. Это, например, случаи, когда мать ребенка сформировала семью со своим партнером (партнершей) либо если отец сформировал семью со своей партнершей/партнером. Совместная ответственность предоставляет партнеру/партнерше те же права и те же обязанности, что и родителю. Он/она, таким образом, несет полную ответственность за условия жизни и воспитание ребенка.

3.3. Последствия усыновления

Решение суда об усыновлении означает приобретение несовершеннолетним правового статуса ребенка усыновивших его лиц (ст. 1:229 Гражданского кодекса). Ребенок утрачивает все правовые связи со своей биологической семьей. Законом, однако, предусмотрена возможность отмены усыновления. Инициировать отмену может лишь сам ребенок в течение непродолжительного периода — от двух до пяти лет после достижения им совершеннолетия. Отмена допускается лишь в интересах самого усыновленного (ст. 2:231 и 232). Однако случаи отмены усыновления крайне редки.

3.4. Усыновление гомосексуальными парами

Закон от 1 апреля 2001 г. предусматривает усыновление также и гомосексуальными парами. Поэтому дети, воспитывающиеся двумя лицами, принадлежащими к одному полу, находятся под защитой закона вне зависимости от того, состоят ли эти лица в браке или нет. Единственное требование: до подачи заявления об усыновлении они должны проживать вместе не менее трех лет и не менее одного года совместно осуществлять воспитание ребенка.

3.5. Совместная ответственность за воспитание ребенка вместо усыновления

Иногда усыновление бывает либо невозможно, либо нежелательно. С 1 января 1998 г. родитель может разделять на паритетных началах ответственность за воспитание ребенка со своим партнером, который не является родителем ребенка. Это, например, случаи, когда мать ребенка сформировала семью со своим партнером/партнершей либо если отец сформировал семью со своей партнершей/партнером. Совместная ответственность предоставляет партнеру/партнерше те же права и те же обязанности, что и родителю. Он/она, таким образом, несет ответственность за содержание и воспитание ребенка.

4. Международное усыновление

В Нидерландах в основном усыновляют детей из Китая и Южной Америки. Эти усыновления в большей степени регулируются законоположениями о статусе иностранных граждан, а не частным правом. Усыновители детей-иностранцев в основном имеют дело с циркулярами об иностранцах и с Актом об устройстве иностранных детей для усыновления, принятым в 1988 г. и введенным в действие 15 июля 1989 г. Этот Акт содержит также правила о деятельности граждан и организаций, выполняющих посреднические функции, в том числе правила о лицензировании такой деятельности.

4.1. Последние тенденции

Число детей, приезжающих в Голландию для последующего усыновления, продолжает расти (в основном за счет детей из Китая). В связи с этим Министерство юстиции исследует вопрос о том, как обеспечить наилучший баланс между приезжающими детьми и числом взрослых, готовых усыновлять этих детей. Ежегодно Министерство рассматривает 1500 заявлений от лиц, желающих усыновить иностранных детей. Не следует ли увеличить эту цифру до 1800 в год? Одновременно изучаются еще два вопроса: (а) нужно ли проводить более глубокое обследование семей, готовящихся к усыновлению, и (б) не следует ли преобразовать обязательный для будущих усыновителей общий информационный курс в занятия небольшими группами для лучшей подготовки? Стоимость обследования семей-усыновителей, подсчитанная Голландским правлением по защите детей (Dutch Child Protection Board), полностью покрывается самими усыновителями, поскольку является их личным свободным решением. В настоящее время Министром юстиции внесено предложение в Нижнюю палату Парламента о законодательном закреплении этого вопроса. В 2005 г. Министр также заявил о том, что планирует усилить действенность процедуры усыновления, увеличив с трех до четырех лет срок действия официального документа, удостоверяющего принципиальное согласие потенциальных родителей на усыновление иностранного ребенка. Министр также намерен добиваться разрешения для усыновителей усыновлять одновременно двоих детей. Министерство также предлагает, чтобы Центральный орган Нидерландов выдавал декларацию согласия для каждого усыновления, предварительно установив, подходят ли друг другу усыновители и усыновляемый. Будет подготовлена анкета, на вопросы которой обязаны отвечать все будущие усыновители. К анкете будут прилагаться все необходимые документы. Максимальная возрастная разница между усыновляемым и усыновителем — 40 лет. Дети, въезжающие в Нидерланды, должны быть в возрасте шести лет или младше. Это означает, что усыновитель не должен быть старше 46 лет. Министерство не видит необходимости изменять это общее правило, однако при усыновлении второго ребенка максимальный возраст, возможно, повысят до 48 лет. По действующему законодательству при усыновлении одиноким родителем ребенок должен находиться под его опекой не менее трех лет. Министр юстиции считает, что это слишком долгий срок, и предлагает сократить его до одного года, как при усыновлении супружеской парой.

4.2. Некоторые цифры

Статистика усыновлений в Нидерландах в 2004 г.: — В 2004 г. голландские семьи усыновили 1368 иностранных детей, что почти на 20 процентов больше по сравнению с 2003 г. (в конкретном выражении количество усыновлений увеличилось более чем на 200 случаев в сравнении с 2003 г.). Наибольшее число детей, обретших семью в Нидерландах, приходилось на Китай (60% от общего числа усыновленных иностранных детей, причем 87% из них — девочки). — Из общего числа 1368 усыновлений 1116 случаев приходилось на семьи, в которых оба родителя не имели родственных отношений с ребенком, а в 252 случаях речь шла об усыновлении отчимом или мачехой. — Как правило, международные усыновления относятся к категории неродственных. — Только 7 процентов неродственных усыновлений приходятся на долю голландских детей. — Половина усыновлений отчимом или мачехой осуществляется в семьях, состоящих из однополых партнеров. — В 2004 г. были усыновлены почти 300 голландских детей. В 252 случаях (каждом третьем из четырех) речь шла об усыновлениях отчимом или мачехой. В 130 случаях в роли приемного родителя выступала женщина — партнер матери ребенка.

5. Меры, направленные на облегчение усыновления иностранных детей однополыми парами

Опрос, проведенный по этой проблеме в 25 странах, показал, что однополое усыновление детей из этих стран вряд ли возможно. В настоящее время лишь некоторые государства (в их числе США) допускают международное усыновление как для однополых пар, так и для одинокого усыновителя — гомосексуалиста, проживающего в другой стране. Осенью 2005 г. Министр юстиции Нидерландов Пиент Хайн Доннер (Piet Hein Donner) представил в Нижнюю палату Парламента законопроект, разрешающий усыновление однополыми парами детей из других стран, как следует из письма, направленного Министром в Нижнюю палату по итогам совещаний с членами Парламента, которые состоялись ранее и были посвящены этому вопросу. В ходе прошедших совещаний Министр юстиции заявил, что распространит на однополые пары действие Закона о приеме иностранных детей, находящихся на воспитании. Предполагаемые меры включают уменьшение периода ухода, предшествующего усыновлению ребенка одним родителем, с трех лет до одного года. На практике это означает, что процесс усыновления ребенка, родившегося за границей, одним мужчиной или одной женщиной может завершиться на два года ранее, чем это происходит сейчас. Действующим законодательством предусматривается, что лицо, осуществляющее уход за ребенком, становится его приемным родителем через три года. Изменение продолжительности периода ухода за ребенком благоприятно также для партнера приемного родителя, если таковой принимает решение об усыновлении (удочерении) ребенка из другой страны позднее. В этом случае также применяется положение об одногодичном периоде ухода за ребенком, предшествующем моменту получения статуса приемного родителя, однако в результате предполагаемого изменения общая продолжительность процедуры для обоих родителей может сократиться с четырех до двух лет. По инициативе Министра юстиции предполагается также отменить требование о совместном проживании в течение как минимум трех лет, действующее в отношении приемных родителей, желающих усыновить (удочерить) ребенка своего партнера. Эта поправка сделает возможным завершить усыновление ребенка, родившегося в лесбийской семье, сразу же после его рождения. При этом начать процедуру необходимо будет еще до рождения малыша, что позволит усыновить или удочерить его при появлении на свет. В том случае, если партнерша матери примет решение об усыновлении после рождения ребенка, акту усыновления возможно будет придать обратную силу с тем, чтобы его действие начиналось с момента рождения ребенка. Таким образом, правовой статус детей, родившихся в лесбийских семьях, будет тождественен статусу детей, родившихся от брака между мужем и женой.

6. Международное усыновление как последнее решение

Всегда ли усыновление за границей отвечает наилучшим интересам ребенка и если да, то следует ли поощрять и стимулировать граждан к усыновлению детей? Сначала посмотрим, как на этот вопрос отвечает Конвенция ООН о правах ребенка. Согласно ст. 20 Конвенции каждый ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения, либо тот, кому не может быть разрешено оставаться в семейном кругу, исходя из наилучших интересов самого ребенка, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства. Государства — участники Конвенции обязаны в соответствии с национальными законодательствами обеспечить такому ребенку альтернативный уход. Такой уход может включать среди прочего передачу ребенка на воспитание, учреждение режима «кафала», усыновление либо при необходимости помещение ребенка в специальное детское воспитательное учреждение. При выборе различных вариантов следует учитывать желательность сохранения преемственности в воспитании ребенка, а также его этнические, религиозные, культурные и лингвистические корни. Мы называем это принципом субсидиарности. Каждый ребенок должен — насколько это возможно — расти в окружении своей собственной (нуклеарной) семьи, включающей обоих родителей, братьев и сестер. Если же воспитание собственными родителями невозможно (по самым разным причинам), то прежде всего следует попытаться поместить ребенка в семью родственников (к тете/дяде, бабушке и дедушке и т. д.) либо в семью друзей или знакомых. Только в тех случаях, когда для этого нет возможностей (по причине отсутствия такой семьи либо из-за отсутствия у такой семьи желания или финансовых возможностей принять на себя заботу о ребенке), мы должны искать другие решения, в максимальной степени отвечающие интересам ребенка <8>. По моему мнению, в этом случае следует попробовать найти другую семью, которая имеет возможности и желание вырастить ребенка и позаботиться о нем. Если найти приемную семью не удается (например, из-за отсутствия оплаты за воспитание чужого ребенка со стороны его родителей, государства или иных лиц), надлежит искать другие решения. Можно, например, передать ребенка на воспитание в детский дом (правда, детские дома, как правило, переполнены), либо отпустить его жить на улице (есть страны, где немало бездомных, уличных детей), либо… попытаться найти для ребенка приемных родителей у себя на родине или за рубежом. ——————————— <8> Невзирая на прямое признание принципа субсидиарности, следует заметить, что могут быть ситуации, когда наилучшие интересы ребенка требуют его усыновления (удочерения) за границей, несмотря на наличие семьи в стране происхождения (в частности, в случае, когда ребенок имеет то или иное физическое или психическое отклонение и нуждается в особом уходе, который не может быть ему обеспечен родственниками). См.: Парра-Арангурен Г. Пояснительный отчет к Гаагской конвенции 1993 г. об усыновлении (удочерении) детей в зарубежных странах. Публикации HCCH. 1994. Параграф 123 (G. Parra-Aranguren. Explanatory Report on the 1993 Hague Intercountry Adoption Convention. HCCH Publications. 1994. Par. 123).

Принцип субсидиарности означает, что воспитание должно осуществляться при максимальном учете интересов ребенка, т. е. быть для него наиболее благоприятным. Генеральный секретарь Гаагской конференции по международному частному праву Ханс Ван Лун (Van Loon) отмечает: «Во всем мире ширится понимание того, что в процессе воспитания следует, исходя из соображений преемственности, прежде, чем отдать предпочтение приемной семье за рубежом, внимательно рассмотреть альтернативные планы устройства ребенка в родной стране, учитывая трудности перемещения из одного общества в другое» <9>. Из вышесказанного следует, что можно составить своего рода шкалу, определяющую, что именно отвечает наилучшим интересам ребенка в процессе его воспитания и обучения. Родители обязаны следить за своими несовершеннолетними детьми и заботиться о них. Они отвечают за психическое и физическое здоровье детей и за развитие их индивидуальностей. То же самое относится к опекуну или родителю, принявшему ребенка на воспитание. ——————————— <9> Дж. Х.А. ван Лун. Гаагская конференция по частному международному праву. Семнадцатая сессия. 10 — 29 мая 1993 г. Том II: Сотрудничество в области усыновлений (удочерений). Отчет о международных усыновлениях (удочерениях). Предварительный документ N 1 от апреля 1990 г. С. 55 (J. H.A. van Loon. Hague Conference on private international law. Proceedings of the Seventeenth Session 10 to 29 may 1993. Tome II Adoption — cooperation. Report on intercountry adoption. Preliminary document N 1 of April 1990. P. 55).

Разработанная мною шкала предпочтительности для ребенка различных вариантов воспитания выглядит следующим образом: 1 — собственная нуклеарная семья; 2 — семья родственников; 3 — семья друзей или других знакомых; 4 — семья, принимающая ребенка на воспитание; 5 — детский дом или интернат; 6 — усыновление в стране происхождения; 7 — усыновление за рубежом. Принцип, в соответствии с которым усыновлению за границей подлежит «ребенок, которому не может быть найдена подходящая семья в государстве происхождения», направлен на то, чтобы ребенок всегда помещался в первую очередь в семью, а не в какое-либо учреждение или в окружение, отличное от семейного <10>. Этот принцип изложен в ст. 4 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, которая определяет обязанности государства происхождения по проверке своими компетентными органами до выдачи разрешения на усыновление согласно Конвенции выполнения существенных требований, как-то: (a) возможности усыновления (удочерения) данного ребенка; (b) соблюдения принципа субсидиарности; (c) получения необходимого согласия других лиц, помимо ребенка, и (d) наличия пожеланий, мнений или согласия ребенка. ——————————— <10> Парра-Арангурен Г. Пояснительный отчет к Гаагской конвенции по вопросам международных усыновлений (удочерений). Публикации HCCH. 1994. С. 10 (G. Parra-Aranguren. Explanatory Report on the 1993 Hague Intercountry Adoption Convention. HCCH Publications. 1994. P. 10).

Статья 4 определяет условия, которые должны выполняться во всех случаях независимо от требований применимого законодательства. В рамках общей структуры Конвенции эта статья формулирует обязанности, которые возложены на государство происхождения ребенка. Так, в соответствии с Конвенцией разрешение на усыновление как в стране происхождения, так и в любой другой принимающей стране может быть предоставлено только после того, как компетентные органы страны происхождения убедятся в выполнении особых условий, изложенных выше. Эти условия представляют собой минимальные меры предосторожности, которые нельзя игнорировать. Разумеется, государство, выступающее в качестве принимающей стороны, вправе ввести дополнительные требования к выдаче разрешений на усыновление (удочерение), поскольку условия, предусмотренные ст. 4, являются не более чем минимальным набором защитных мер, признанных необходимыми для того, чтобы «обеспечить соблюдение наилучших интересов ребенка и его фундаментальных прав при его усыновлении (удочерении) приемными родителями из другой страны» <11>. ——————————— <11> Там же. С. 21.

Правило, сформулированное в ст. 4 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, уточняет нормативные требования, содержащиеся в ст. 21, подп. «а», Международной конвенции о правах ребенка, которая возлагает на страны-участницы обязанность «обеспечить, чтобы усыновление ребенка было санкционировано исключительно компетентными органами, которые определяют в соответствии с действующим законодательством и процедурами на основании всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление может быть разрешено, исходя из положения ребенка, определяемого наличием или отсутствием родителей, родственников и опекунов по закону, и что, при необходимости, соответствующие заинтересованные лица предоставили свое обоснованное согласие на усыновление, получив при этом все необходимые разъяснения». Проверка соблюдения мер предосторожности, требуемая ст. 4, не обязательно должна проводиться центральным органом, создание которого предусмотрено гл. III Конвенции о международном усыновлении. Ее могут провести «компетентные органы» страны происхождения. Государство происхождения вправе самостоятельно определять, какие именно органы являются «компетентными» — административные, судебные или тот же центральный орган. В соответствии со ст. 17, подп. «с», принимающее государство также имеет право предоставить согласие или отказать в согласии на отправление процедуры усыновления (удочерения) и, таким образом, имеет возможность не то чтобы навязывать государству происхождения неприемлемые для последнего действия по усыновлению, а, скорее, отказаться от сотрудничества в таких случаях, которые не соответствуют его собственным нормам (включая нормы частного международного права), либо обусловить сотрудничество соблюдением норм принимающего государства государством происхождения. Вышесказанное, на мой взгляд, означает, что усыновление детей за рубежом по-прежнему является такой мерой защиты ребенка, которая может применяться только в ситуации, когда невозможно найти другие (лучшие) решения и когда такое усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. В тех случаях, когда выбор сделан в пользу усыновления, следует обеспечить надлежащее соблюдение процедурных требований. В соответствии со ст. 21 Международной конвенции о правах ребенка государства-участники признают и (или) разрешают такую систему усыновлений, которая в первую очередь и превыше всего гарантирует соблюдение наилучших интересов ребенка, и должны: (а) обеспечить, чтобы усыновление ребенка санкционировалось только компетентными органами, которые определяют в соответствии с действующим законодательством и процедурами на основании всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление может быть разрешено исходя из положения ребенка, определяемого наличием или отсутствием родителей, родственников и опекунов по закону, и что при необходимости соответствующие заинтересованные лица предоставили свое обоснованное согласие на усыновление, получив при этом все необходимые разъяснения; (б) признавать, что усыновление детей за рубежом может рассматриваться как альтернативный способ ухода за ребенком в том случае, если ребенок не может быть помещен в детское воспитательное учреждение или в приемную семью или не может быть обеспечен надлежащим уходом в стране своего происхождения; (в) обеспечить, чтобы в отношении ребенка, усыновление которого происходит за рубежом, действовали те же гарантии защиты и стандарты, что и предусмотренные в случае усыновления в стране происхождения; (г) предпринимать все надлежащие меры для того, чтобы в результате помещения ребенка в иностранную семью ни одна из сторон, участвующих в этом процессе, не получала неподобающей финансовой выгоды; (д) содействовать во всех случаях, когда это уместно, достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений или договоров и предпринимать усилия в рамках настоящей Конвенции, направленные на то, чтобы помещение ребенка в семью в другой стране осуществлялось компетентными инстанциями или органами.

7. Выводы. Новые вопросы

По-прежнему сохраняется вопрос о целесообразности права на усыновление, поскольку оно влечет далеко идущие последствия разрушения правовых связей. Не существует ли других, возможно, лучших решений для приемных родителей? На мой взгляд, было бы лучше, если бы полное усыновление допускалось только в тех случаях, когда у ребенка нет законных родителей или родственников (т. е. для детей-подкидышей). Следовало бы не разрушать правовые связи с (известными) биологическими и законными родителями ребенка, а предусмотреть (более) широкие права для тех, кто занимается воспитанием и образованием ребенка или детей других родителей. Это было бы возможно осуществить путем введения (или возрождения?) системы «adoption-minusplena». В результате простого усыновления по этой системе ребенок остается членом своей первоначальной семьи, хотя при этом, как правило, прекращают действовать особые права и обязанности, касающиеся опекунства, алиментов, наследования и т. п. При этом ребенок становится членом новой семьи и в большинстве случаев получает те же права и обязанности, как если бы он родился в этой семье. Новые приемные родители должны заниматься воспитанием и образованием ребенка, который не может быть у них отнят (иначе как в качестве меры защиты ребенка). Разумеется, люди, воспитывающие приемного ребенка, должны пользоваться финансовой и социальной поддержкой властей, потому что воспитание ребенка от других родителей — это тяжкий труд. Кроме того, конечная ответственность должна быть возложена на государство с тем, чтобы государственные органы, осуществляющие надзор и контроль за семьями с приемными детьми, проявляли должное усердие и были независимы от давления извне. Такая модель организации воспитания, по моему мнению, наилучшим образом отвечает интересам ребенка: правовые связи с биологическими родителями (если они известны) сохраняются, а приемные родители, занимающиеся воспитанием и образованием ребенка, несут полную ответственность за то, чем они занимаются. При этом биологический родитель не вправе забрать ребенка из его социальной семьи. В тех случаях, когда у детей нет ни родителей, ни семьи вообще (например, когда речь идет о детях-подкидышах), традиционное усыновление и уже упоминавшаяся система «аль-кафала» по-прежнему являются единственными правильными решениями, которые позволяют дать ребенку надежную семью, в которой он будет расти и получит воспитание. Если такую семью нельзя найти в стране происхождения ребенка, то следует применить процедуру усыновления в иностранной семье постольку, поскольку на данный момент это является единственным выходом, обеспечивающим бездомных детей продолжительным уходом в домашних условиях. К счастью, по-прежнему есть семьи, которые готовы принять ребенка от других родителей как своего собственного и сделать для него все, что отвечает его наилучшим интересам. Правительства должны делать все от них зависящее в направлении поиска наиболее оптимальных решений для тех детей, чьи родители не могут о них хорошо позаботиться. Но до тех пор, пока у нас нет лучших решений для детей, лишенных семьи и дома, не следует проявлять излишний критицизм в отношении зарубежных усыновлений. Конечно же государственные органы обязаны устанавливать адекватные процедуры, тщательно следить за их выполнением и регулярно контролировать как приемных родителей, так и агентства, выступающие посредниками между государствами происхождения детей и приемными родителями. Усыновление (удочерение) должно отвечать наилучшим интересам ребенка. Если это не так, органы власти должны искать другие решения. Таков реальный принцип субсидиарности и такова основная задача в работе по устройству детей в приемные семьи.

——————————————————————