Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние «альтернативных форм семейной жизни» и практика Европейского суда по правам человека

(Борминская Д. С.) («Семейное и жилищное право», 2010, N 1)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) В СТРАНАХ ЕВРОПЫ: ВЛИЯНИЕ «АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» И ПРАКТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА <*>

Д. С. БОРМИНСКАЯ

——————————— <*> Borminskaya D. S. Adoption of son (daughter) in the countries of Europe: influence of alternative forms of family life and practice of the European court of human rights.

Борминская Д. С., магистр права.

Предлагаемая статья имеет целью ознакомить читателя с законодательством об усыновлении несовершеннолетних в следующих странах Европы: Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Румынии, Франции, Чехии, Швейцарии и Швеции. При этом автором не рассматриваются случаи усыновления внутри семьи, под которым понимается усыновление мужем (женой) биологического родителя ребенка. В статье анализируется, кто может быть усыновлен (1); какие требования предъявляются к потенциальным усыновителям (2): их возраст, семейное положение, состав семьи, религиозные убеждения. Особый акцент сделан на так называемые альтернативные формы семейной жизни и их влияние на институт усыновления. Материал рассматривается в свете практики Европейского суда по правам человека.

Ключевые слова: семейное право, усыновление несовершеннолетних, состав семьи.

The purpose of the present article is to familiarize the reader with the legislation on adoption of minors in the following countries of Europe: Austria, Belgium, Germany, Denmark, Ireland, Spain, Italy, Netherlands, Norway, Romania, France, Czechia, Switzerland and Sweden. The author does not consider the cases of adoption inside the family, where the adoption is made by biological parent of a child. The article analyses who can be adopted (1); what requirements are made to potential adopters (2); their age, family status, family composition, confession. The special accent is made to so called alternative forms of family life, their influence on the institute of adoption. The material is considered in light of the practice of the European Court of Human Rights.

Key words: family law, adoption of minors, family composition.

1. Усыновляемые

В отношении каких детей допускается усыновление? Специалисты опираются на такое понятие, как «способность» лица быть усыновленным (adoptability), причем эта способность может рассматриваться с социально-психологической и с юридической точек зрения <1>. ——————————— <1> В следующих странах возможно усыновление совершеннолетних: в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Румынии, Франции, Швеции, Швейцарии.

1.1. «Способность» быть усыновленным с социально-психологической точки зрения означает такое психическое состояние ребенка, которое позволит ему интегрироваться в семью усыновителя; прежде всего здесь важна сила эмоциональной привязанности ребенка к его родителям. Но не менее важно и то, какие именно мотивы движут усыновителями. Так, психологи предостерегают от двух распространенных ошибок: — отношение к усыновленному ребенку не должно выражаться в следующих словах: «за неимением своего», «на худой конец». Если это так, то эмоциональная привязанность усыновителей не выдержит первых же трудностей; — усыновление не должно восприниматься усыновителями как «благодеяние»; они не должны думать, что, усыновив ребенка, тем самым спасли его от несчастного детства. Если это так, то у ребенка не сможет развиться стабильная эмоциональная привязанность к усыновителям <2>. ——————————— <2> См.: Mattei J.-F., 1995. Enfant d’ici, enfant d’ailleur: l’adoption sans frontiere, Collection des rapports officiels, Ed. De la documentation francaise. P. 37.

1.2. «Способность» быть усыновленным с юридической точки зрения означает, что ребенок отвечает всем установленным законом условиям, необходимым для производства усыновления. Эти условия касаются возраста ребенка, наличия или отсутствия у него братьев и сестер и др. Возраст. В первой половине XX в. охотнее усыновляли детей в возрасте четырех — шести лет, так как с точки зрения психологии считалось, что в этом возрасте уже виден характер ребенка и уровень его интеллекта. В 50-х годах, напротив, именно новорожденные стали объектом пристального внимания усыновителей, так как психологические исследования показали всю важность первых лет жизни и значимость эмоциональной привязанности, возникающей в как можно более ранний период жизни ребенка <3>. ——————————— <3> См.: Ibid. P. 48.

Однако исключением являются страны, где законодатель счел нужным установить максимально возможный возраст ребенка. Так, в Ирландии ребенок не должен быть старше семи лет <4>. В Нидерландах в случае межгосударственного усыновления ребенок не должен быть старше шести лет <5>. ——————————— <4> См.: ст. 10 (b) Акта об усыновлении 1952 г. <5> См.: Vonk M. J. Tensions Between Legal, Biological and Social Conceptions of Parenthood in Dutch Family Law // Electronic Journal of Comparative Law, vol 11.1 (May 2007). P. 17.

В деле против Нидерландов заявители, супружеская пара, утверждали, что запрещение законодательством Нидерландов усыновления иностранных детей старше возраста начала обучения в школе и/или их усыновление супружескими парами, которые на 40 и более лет старше усыновляемого ребенка, является нарушением их права на создание семьи согласно ст. 12 Европейской конвенции по правам человека. Комиссия установила, что для принятия такого законодательства правительство имело объективную и обоснованную цель и что принятые меры не являются непропорциональными по отношению к этой цели <6>. ——————————— <6> См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 332.

Наличие братьев и сестер (fratrie, siblings). Только в Италии, Румынии и во Франции законодательно установлен принцип нераздельности братьев и сестер при усыновлении. От данного принципа можно отойти, только если к этому «вынуждают серьезные причины» (Италия, ст. 22 Закона 1983 г.); «если обстоятельства делают это требование невозможным или если интерес ребенка требует другого решения» (Франция, ст. 371-5 ГК); «если этого требует интерес ребенка» (Румыния, ст. 6 Закона об усыновлении 2004 г.). Европейский суд по правам человека в деле Олссон от 24 марта 1988 г. признал, что родные братья и сестры могут иметь право на семейную жизнь, констатировав нарушение шведским правительством ст. 8 Европейской конвенции, которое шведское правительство допустило в результате разлучения трех родных братьев, взятых под государственную опеку <7>. ——————————— <7> См.: Ibid. P. 307.

Факт состояния в родстве. Что касается возможности усыновить ребенка, признаваемой за лицами, состоящими с ним в родстве, законодательство весьма различается. Родители. До сих пор в ряде стран сохранился запрет на усыновление своего ребенка — в Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Швейцарии. Причины такого запрета двояки. С одной стороны, это следы влияния канонического права, которое запрещало усыновление незаконнорожденных детей их родителями. С другой стороны, опасение, что возможность усыновления своего ребенка приведет к искажению цели института усыновления, которая состоит в создании отношений родства именно между лицами, не связанными отношениями кровного родства <8>. ——————————— <8> См.: Lammerant I. L’adoption et les droits de l’homme en droit compare. Bruxelles, 2001. P. 207.

Другие родственники. В Испании (ст. 175.3 и 176.2 ГК), Нидерландах (ст. 228.1.b) запрещается усыновлять брату/сестре и бабушке/дедушке ребенка. В Румынии (ст. 8 Закона об усыновлении 2004 г.) запрещается усыновление между братьями и сестрами, но межгосударственное усыновление разрешается, только если кандидатом в усыновители выступает бабушка или дедушка ребенка (ст. 39 Закона). В Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Италии, Ирландии, Франции, Швеции родственники ребенка могут его усыновить <9>. Судебная практика во Франции и Бельгии различается в том, что касается возможности усыновить бабушке/дедушке ребенка, в зависимости от того, живы ли родители ребенка или нет <10>. ——————————— <9> Ibid. P. 236. <10> См.: Ibid. P. 239.

Факт рождения в браке или вне брака. В Ирландии может быть усыновлен ребенок, оставшийся сиротой или рожденный вне брака (ст. 10 (c) Акта об усыновлении 1952 г.). Начиная с 1988 г. Верховный суд может произвести усыновление детей, рожденных в браке <11>. ——————————— <11> Такое исключительное внимание, придаваемое факту рождения в браке или вне брака, объясняется тем, что согласно ст. 42.1 Конституции родители, состоящие в браке, пользуются неотчуждаемым правом и обязанностью воспитывать собственных детей.

2. Усыновители

Во всех странах кандидаты в усыновители должны отвечать строгим требованиям. Эти требования, при всем их разнообразии, можно разбить на следующие категории: возраст (2.1), семейное положение усыновителей (2.2), состав семьи (2.3), религиозные убеждения (2.4). 2.1. Возраст. Требование достижения определенного возраста и/или наличия определенной разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым предусмотрено во всех странах и было известно еще в римском праве — Adoptio naturam imitatur <12>. Это требование может рассматриваться под разным углом зрения: в абсолютных числах (минимальный/максимальный возраст усыновителя) либо в относительных (минимальная/максимальная разница между усыновителем и усыновляемым). ——————————— <12> См.: Институции 1.11.4.

Для того чтобы усыновление было успешным, усыновители должны проявить достаточную психологическую гибкость и способности к адаптации, которые с возрастом уменьшаются. Отсюда стремление законодателя установить определенные возрастные границы, позволяющие учитывать естественную разницу в возрасте между родителями и детьми и добиваться взвешенного, разумного подхода к усыновлению, в то же время ограждая ребенка от возможных негативных последствий. Но таблица убедительно демонстрирует, что национальные законодательства весьма различаются в данном вопросе.

Таблица 1. Возраст кандидатов в усыновители <13>

——————————— <13> Таблица, за исключением данных по Чехии и Румынии, приведена в докладе по усыновлению Федерального совета Швейцарии (Rapport du Conseil Federal sur les adoptions en Suisse, 1 fevrier 2006. P. 8).

Страна Минимальный Максимальный Минимальная Максимальная возраст возраст разница разница

Австрия 30 лет (муж.) 45 лет на 18 лет — 28 лет (жен.) практике

Бельгия 25 лет 45 — 50 лет 15 лет — на практике

Германия 25/21 — супруги 45 лет на соответствующая 40 лет 25 — не в браке практике на практике рекомендуемая

Дания 25 + 2,5 года в — 14 лет на 40 лет на браке, в искл. практике практике случаях — 18

Ирландия 30 лет — супруги — — — 21 год — не в браке и родственник ребенка

Испания 25 лет — 14 лет —

Италия — 63 года на 18 лет 45 лет практике

Нидерланды — 45 лет 18 лет 40 лет (межгос. усыновление <14>)

Норвегия 25 лет + 2 года 45 лет 20 лет на — в браке, в искл. практике случаях — 20 лет

Румыния совершеннолетие — 18 лет (в искл. — случаях — 15)

Франция 28 лет или 2 — 15 лет — года в браке

Чехия совершеннолетие — соответствующая — <15>

Швейцария 35 лет или 5 лет — 16 лет — в браке

Швеция 25 лет, в искл. 45 лет — — — случаях — 18 рекомендуемый

——————————— <14> В Нидерландах только в случае межгосударственного усыновления установлены следующие возрастные границы: когда усыновитель достигает определенного возраста, его (ее) способность выступить в роли усыновителя оценивается только в отношении возможности усыновить: в 41 год — ребенка старше 1 года; в 42 — 45 лет — ребенка старше 2 лет; в 44 года — уже не может обращаться за разрешением. Если не получил(а) ответ до 46 лет, то вычеркивается из списка кандидатов в усыновители. <15> См.: § 65 Семейного кодекса.

Минимальный возраст. Законодатель всегда указывает минимальный возраст усыновителя, при этом он значительно варьируется в разных странах — от 18 лет как исключение в Дании и Швеции, совершеннолетия в Румынии и Чехии до 35 лет в Швейцарии в случае усыновления одним лицом. Минимальный возраст зависит от нескольких факторов, таких, как пол (Австрия), состояние в браке (Германия, Ирландия, Норвегия, Франция, Швейцария), факт родства по отношению к ребенку (Ирландия). Максимальный возраст. Больше всего сомнений у специалистов в области усыновления вызывает стремление людей пожилого возраста усыновить совсем маленьких детей. На практике специалисты следуют своим критериям и даже в отсутствие прямого указания в законе отсеивают заявителей старше 45 лет — в Австрии, Бельгии (старше 45 — 50 лет), Германии <16>, Ирландии, Норвегии, Швеции. Особняком стоит Италия, где максимально возможным считается возраст 63 года. Только в Нидерландах максимальный возраст усыновителей (45 лет), желающих усыновить ребенка из иностранного государства, установлен в законе <17>. ——————————— <16> Когда в 2004 г. бывший канцлер Германии Герхард Шредер (60 лет) и его жена Дорис (41 год) удочерил и трехлетнюю Вику в одном из детских домов Санкт-Петербурга, это вызвало оживленную дискуссию о том, следует ли агентствам рассматривать заявления от лиц старше 40 лет. <17> Когда в 2006 г. Министерство юстиции выступило с предложением поднять максимальный возраст усыновителя (ребенка из иностранного государства) до 50 лет, Совет Министров отказал, мотивируя свой отказ тем, что предложение разрешить усыновлять детей людям старше 46 лет явно в интересах усыновителей, а не в интересах ребенка (см. пресс-релиз на сайте Министерства юстиции: URL: http://english. justitie. nl/currenttopics/pressreleases/archives2006/-advice-on-maximumage-foradoption. aspx).

Разница в возрасте. В большинстве стран критерий возраста рассматривается двояко: кроме требования достижения определенного возраста кандидатов в усыновители требуется наличие разницы в возрасте между ними и ребенком. Эта разница варьируется: 14 лет — в Испании и Дании, 15 лет — в Бельгии и Франции, 16 лет — в Швейцарии, 18 лет — в Австрии, Италии, Нидерландах, 20 лет — в Норвегии. В Чехии разница должны быть «соответствующей». Только в Италии и Нидерландах законодательно установлена максимальная разница в возрасте — 40 лет. Такую же разницу соблюдают на практике в Германии, Дании. Специалисты в области усыновления считают, что целесообразнее с точки зрения охраны интересов ребенка требование существования определенной разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым, поскольку такой подход позволяет добиться большей гибкости, и склоняются к разнице в 16 лет <18>. ——————————— <18> См.: Final Activity Report of the European Committee on Legal Cooperation. Strasbourg, 22 March 2004. P. 15.

2.2. Семейное положение усыновителей. Вопрос о семейном положении усыновителей напрямую связан с желанием законодателя создать между усыновителями и усыновленным отношения, максимально приближенные к отношениям между родителями и детьми. Отсюда именно совместное усыновление лицами, состоящими в стабильном и гармоничном браке, рассматривается как идеальное с точки зрения психического и эмоционального благополучия ребенка. В ФГК 1804 г. ст. 346 гласила, что «никто не может быть усыновлен несколькими лицами, если это не супруги» (nul ne peut etre adopte par plusieurs personnes, si ce n’est par deux epoux). Это вполне логично: действительно, как могут установить правовую связь с ребенком лица, которые не могут или не хотят установить правовую связь между собой? И в настоящее время этому принципу следуют Австрия (§ 179.2 АГУ), Германия (§ 1741 (2) 2 ГГУ), Дания (ст. 5.2 Акта об усыновлении), Ирландия, Швейцария (ст. 264a ГК), Франция (ст. 346 ГК), Чехия (§ 66.1 Семейного кодекса). Однако само понятие «семья» претерпевает изменения. Все больше стран придает тот или иной правовой статус так называемым альтернативным формам семейной жизни, под которыми понимаются фактические брачные отношения (конкубинат) и законные внебрачные союзы <19>. ——————————— <19> См.: Борминская Д. С. Новые тенденции в развитии семейного права: внебрачные союзы на примере отдельных европейских стран // Семейное и жилищное право. 2007. N 2. С. 19 — 26.

Неизбежно возник вопрос: разрешить ли лицам, которые предпочли браку конкубинат или законный внебрачный союз, усыновлять детей? Если разрешить, то следует ли проводить различие между национальным и межгосударственным усыновлением? Отвечая на эти вопросы, законодатель должен был сделать определенный выбор и решить, что более важно для общества — интересы ребенка или интересы лиц, которые не могут или не желают вступить в брак, но хотят совместно усыновить ребенка? Проводимые в разных странах медицинские и социологические исследования указывают, что дети, воспитываемые лицами одного пола, намного чаще испытывают следующие проблемы: — проблемы психологического характера: низкая самооценка, отторжение партнера своего биологического родителя, нежелание или неумение создать свою семью в будущем; — сложности с половой самоидентификацией; — поведенческие проблемы: наркозависимость, неумеренность в еде, низкая успеваемость в школе <20>. ——————————— <20> См.: Fontana M., Martinez P., Romeu P. Ce n’est pas pareil: rapport sur le developpement de l’enfant au seine de couples de meme sexe. Mai 2005. P. 3 — 4.

Кроме того, согласно исследованию, проведенному в США, дети, воспитываемые двумя мужчинами, становятся жертвами сексуальных злоупотреблений с их стороны в 29% случаев, в то время как дети, воспитываемые отцом и матерью, становятся жертвами сексуальных злоупотреблений в 0,6% случаях. Другие исследования также подтверждают высокий риск злоупотреблений <21>. ——————————— <21> См.: Ibid.

Тем не менее, несмотря на обеспокоенность большей части населения, в ряде стран законодатель разрешил совместное усыновление не только лицам, состоящим в браке, — в Бельгии <22>, Испании <23>, Нидерландах <24>, Швеции <25>, Норвегии <26>. ——————————— <22> Закон от 24 апреля 2003 г. разрешил совместное усыновление лицам разного пола, как находящимся в фактических брачных отношениях, так и заключившим договор о статутном совместном проживании (cohabitation legale) (ст. 343 § 1 ГК). Закон от 18 мая 2006 г. разрешил совместное усыновление и лицам одного пола, находящимся в фактических брачных отношениях или заключившим договор о статутном совместном проживании, в том числе и детей из иностранных государств. С момента вступления Закона в силу во фламандской части произведено пять совместных усыновлений лицами одного пола, во французской части — одно усыновление. <23> См.: Закон от 1 июля 2005 г. <24> Акт 2001 г. о разрешении усыновления лицам, состоящим в однополом браке, зарегистрированным партнерам или находящимся в фактических брачных отношениях. С ноября 2008 г. были внесены изменения в Акт об усыновлении детей из иностранных государств, в результате которых стало возможным усыновлять ребенка из иностранного государства. <25> См.: ст. 3 гл. 4 Кодекса о родителях и детях; ст. 1 гл. 3 Закона о зарегистрированном партнерстве. <26> См.: Закон от 11 июня 2008 г.

В Швейцарии, наоборот, Закон о зарегистрированном партнерстве прямо запрещает партнерам усыновлять детей (ст. 28 Закона). В Румынии ст. 462 ГК запрещает лицам не в браке усыновлять совместно. В Чехии законом запрещено межгосударственное усыновление детей партнерами <27>. ——————————— <27> См. информацию на сайте Совета по охране детей в случае межгосударственного усыновления: URL: www. umpod. cz/myweb/guidelines_en. pdf.

Зарегистрированные партнеры активно отстаивают свое так называемое право стать усыновителями, или право на усыновление. Европейский суд по правам человека в 1997 г. в деле Frette v. France констатировал, что компетентные в производстве усыновления органы Франции не допустили нарушения, отказав в выдаче разрешения на усыновление Филиппу Фретте на том основании, что его образ жизни не позволит создать ребенку нормальные семейные условия. Суд подчеркнул, что в рамках Европейской конвенции по правам человека не существует так называемого права на усыновление. 2.3. Состав семьи. Исторически усыновление было призвано обеспечить переход фамилии и имущества в отсутствие законных наследников, поэтому наличие последних делало производство усыновления невозможным. По мере эволюции института усыновления, изменения его целей данный запрет постепенно терял свое значение. Тем не менее до сих пор законодательство ряда стран особо оговаривает, что усыновление ребенка не должно вступать в противоречие с интересами детей усыновителя (усыновителей). Так, суд должен отказать в производстве усыновления, если оно противоречит интересам детей усыновителя (§ 1745 ГГУ, § 180bis АГУ). Во Франции (ст. 353 ФГК) до производства усыновления суд проверяет, не повредит ли производство усыновления семейной жизни ребенка (детей) усыновителя. В Швейцарии усыновление производится, если не нанесет непоправимого ущерба детям усыновителей (ст. 265 ГК). В Италии суд заслушивает мнение детей усыновителя старше 14 лет (ст. 25 Закона 1983 г.). При этом под интересами детей усыновителей, которые не должны пострадать от производства усыновления, подразумевается не их имущественный интерес, а сложившиеся семейные отношения <28>. ——————————— <28> См.: Lammerant I. Op. cit. P. 188.

2.4. Религиозные убеждения. Пункт 3 статьи 20 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что необходимо должным образом учитывать религиозную и культурную принадлежность ребенка. Только в Ирландии забота о сохранении религиозных убеждений ребенка возведена в ранг абсолютного требования: в этой стране усыновитель должен принадлежать к той же религиозной конфессии, что и ребенок, и его родители, или к одной из следующих церквей: католическая церковь, пресвитерианская церковь, методистская церковь, Религиозное общество друзей Ирландии, Баптистский союз, Плимутские Братья (ст. 12 Акта об усыновлении 1952 г.). В Германии рекомендации по размещению детей с целью усыновления оговаривают, что усыновители должны обеспечить ребенку возможность сохранить его религию <29>. ——————————— <29> См.: Empfehlungen zur Adoptionsvermittlung. 2003. N 3.316.

В Норвегии в ордере на усыновление может быть оговорено условие о религиозном воспитании ребенка (ст. 14 Акта об усыновлении 1986 г.). В Румынии (ст. 25 (2) Закона) и Швейцарии <30> отношение усыновителей к религии также имеет значение. ——————————— <30> См.: Lammerant I. Op. cit. P. 190.

С другой стороны, принадлежность усыновителей к религиозным сектам может пагубно сказаться на благополучии ребенка. Так, во Франции Государственный совет признал законным отказ кандидатам в усыновители, которые принадлежали к Свидетелям Иеговы <31>. ——————————— <31> См.: Ibid. P. 191.

Заключение

Строгие требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители, направлены на то, чтобы специалисты на практике отбирали «идеальных» усыновителей, которые смогут для данного ребенка создать семью. Смогут ли лица, выбравшие «альтернативные формы семейной жизни», стать если не «идеальными», то хотя бы «хорошими» усыновителями? Социологические и медицинские исследования заставляют сильно в этом сомневаться. Несмотря на эти сомнения, в ряде стран законодатель разрешил совместное усыновление конкубинам и/или зарегистрированным партнерам: сначала на национальном уровне, а затем, учитывая, что национальное усыновление в этих странах выражается в весьма скромных цифрах, и усыновление детей из иностранных государств. Здесь кажется уместным процитировать высказывание, сделанное президентом Палаты представителей Бельгии: «Проблема наших демократий в том, что они живут под властью меньшинства» <32>. ——————————— <32> Renchon J.-L. L’avenement du mariage homosexuel dans le Code Civil Belge. Revue de droit international et droit compare, август 2004.

Эта тенденция кажется тем более тревожной, что льет воду на мельницу сторонников существования так называемого права на ребенка, в то время как существующая система защиты прав ребенка построена на принципе «права во имя ребенка».

——————————————————————