Понятие и правовая природа усыновления

(Арутюнова Э. В.) («Семейное и жилищное право», 2010, N 2)

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА УСЫНОВЛЕНИЯ <*>

Э. В. АРУТЮНОВА

——————————— <*> Arutyunova E. V. Concept and legal nature of adoption.

Арутюнова Э. В., аспирант кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета потребительской кооперации.

Статья посвящена анализу правовой природы института семейного права — усыновления. В современном семейном законодательстве РФ обеспечение интересов детей является основной целью, осуществлению которой способствуют все нормы института усыновления.

Ключевые слова: институт, усыновление, законодательство, закон, поддержание, дети.

Article is devoted the analysis of the legal nature of institute of a family law — adoption. In the modern family legislation of the Russian Federation maintenance of interests of children is a main objective which realization is promoted by all norms of institute of adoption.

Key words: institute, adoption, legislation, maintenance, children.

В семейном праве РФ регламентированы институты, направленные на обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью <1>. В субъектах РФ активно развиваются новые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приняты специальные законы <2>. При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание. Как справедливо заметил австрийский педагог Х. Райнпрехт, «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен» <3>. Исследования в различных областях знаний (медицине, психологии, социологии) убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играют родительская любовь и забота о ребенке <4>. ——————————— <1> В течение 2000 — 2001 гг. принято большое количество нормативных актов, посвященных проблемам защиты интересов ребенка (см., например: Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «О детском доме семейного типа» // РГ. 2001. 30 марта; Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // РГ. 2001. 20 апр. и др.). <2> См., например: Закон Белгородской области от 26 февраля 2004 г. «О семейном детском доме» // Материалы субъектов РФ. М., 2004. <3> Райнпрехт Х. Воспитание без ограничений / Пер. Н. Брусковой // Защити меня. 2004. N 3. С. 33 — 34. <4> См.: Иванов Н. В. Как в хорошей семье // Семья и школа. 1995. N 1. С. 9, 11.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество <5>. При выборе способа охраны детства ребенка, лишенного родительского попечения, важно видеть перспективу его развития с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии и других наук. Закрепив приоритет семейного воспитания в законе (ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка; п. 3 ст. 1, ст. 123 Семейного кодекса РФ), государство обязано обеспечить его реализацию. Действие этого принципа рассчитано не только на условия мирного времени. Проблему защиты интересов детей в условиях войны должно решать международное гуманитарное право, предусматривающее особую охрану детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях, и особую защиту — как наиболее уязвимых лиц <6>. Нормы международного гуманитарного права направлены на сохранение семьи во время вооруженных конфликтов, что обусловливает их особое значение <7>. Этот принципиальный вывод сделан в рамках исследований ЮНЕСКО по вопросу о детях и войне. ——————————— <5> См.: Государственный отчет Минтруда России «О положении детей в Российской Федерации в 2004 году». М., 2005. <6> См.: Свердлов Г. М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943. С. 43; Рейхель М. О. Законодательство военного времени по дальнейшему укреплению семьи // Сборник советского семейного права в период Великой Отечественной войны. М., 1946. Ч. 1. С. 188 — 189. <7> См.: Платтнер Д. Дети и война: Сб. ст. М., 1995. С. 5, 10.

Российское законодательство называет усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к опеке и попечительству, приемной семье. Изучение семейно-правовой литературы позволяет сделать вывод о неоднозначном понятии усыновления <8>. В науке семейного права не было глубоких исследований и, следовательно, четких аргументов и выводов о содержании понятия усыновления. Семейный кодекс РФ не содержит легального определения усыновления. Однако, исходя из анализа норм семейного законодательства, наиболее полное определение дано Л. М. Пчелинцевой, с которым мы согласны. Итак, под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению <9>. То есть усыновление является правообразующим и правопрекращающим юридическим фактом <10>. Усыновление является формой максимальной правовой ассимиляции несовершеннолетнего в чужой семье, отвечающей той бытовой, психологической, духовной близости, которая обычно устанавливается в жизни при этой форме принятия детей в семью. Бессрочный характер правоотношений, возникающих при усыновлении (наследственные права — ст. 1147 Гражданского кодекса РФ, право на взаимное алиментирование — п. 4 ст. 143 Семейного кодекса РФ), обусловливает и особый подход к избранию этой формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, усыновление устанавливается для обеспечения надлежащего воспитания ребенка, лишенного родительского попечения. Вместе с тем бывают ситуации, когда в целях защиты интересов ребенка целесообразно передать его в семью будущего усыновителя до вынесения решения об усыновлении. Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких одинаково важных условий. Большинство ученых, специалистов в области семейного права, рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты <11>. Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства. ——————————— <8> См.: Рясенцев В. А. Семейное право. М., 1967. С. 191; Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1978. С. 211; Комментарий к Кодексу о браке и семье РСФСР / Под ред. Н. А. Осетрова. М., 1982. С. 164. <9> См.: Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 2001. С. 482. <10> См.: Иоффе О. С. Советское гражданское право: Учебник. Т. 3. Л., 1965. С. 251. <11> См.: Рясенцев В. А. Семейное право. М., 1971. С. 255; Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 253; Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С. 195.

Как известно, всякое понятие формируется из определенных признаков. К таким признакам понятия «условие усыновления» относятся следующие: 1) условия усыновления — это определенные требования, установленные в законе; 2) эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие правила поведения, не допускающие отклонения в регулируемом поведении. Императивный характер обусловлен публичным интересом к усыновлению детей; 3) эти требования предъявлены к строго определенному кругу лиц (к ним относятся не только усыновители, но и органы опеки и попечительства, детские учреждения), т. е. они строго персонифицированы. Исходя из этих признаков, можно дать следующее определение понятия «условия усыновления». Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления. Все условия связаны между собой, но их единство обусловлено и поставлено в зависимость от одного условия, выступающего в качестве факта-условия, — согласия усыновителя на усыновление. Представляется, что именно с момента волеизъявления кандидата в усыновители начинается формирование этого состава и развитие сложного правоотношения по усыновлению. Данное положение отчасти совпадает с традиционным мнением, высказанным в доктрине семейного права. Так, ряд авторов <12> под условиями усыновления понимали определенные юридические факты, одни из которых являются действиями лица, другие относятся к категории событий. Вместе с тем очевидно, что каждый факт необходимо анализировать как самостоятельное правовое явление, как элемент сложного состава юридических фактов, и не только с точки зрения выполняемых ими функций. Например, Е. М. Ворожейкин считал, что условия усыновления с точки зрения выполняемых ими функций относятся как к категории правоподготавливающих фактов (например, заявление усыновителя), так и к категории фактов правопрекращающих (согласие родителей на усыновление их ребенка) <13>. Юридические факты (условия усыновления) необходимо анализировать, во-первых, с учетом субъектного состава, который не является неизменным на разных стадиях сложного правоотношения усыновления; во-вторых, с учетом вида правовых последствий, так как с каждым из условий усыновления связываются определенные правовые последствия; в-третьих, с учетом природы и особенностей возникающих правоотношений. Только совокупность этих обстоятельств позволит всесторонне, детально и наиболее полно исследовать природу усыновления. ——————————— <12> См.: Рясенцев В. А. Указ. соч. С. 255; Матвеев Г. К. Указ. соч. С. 200. <13> См.: Ворожейкин Е. М. Указ. соч. С. 300.

——————————————————————