Правовые аспекты иностранного усыновления несовершеннолетних российских граждан
(Берлявский Л. Г., Тарабан Н. А.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 4)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНОСТРАННОГО УСЫНОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН <*>
Л. Г. БЕРЛЯВСКИЙ, Н. А. ТАРАБАН
——————————— <*> Berlyavskij L. G., Taraban N. A. Legal aspects of foreign adoption of minor Russian citizens.
Берлявский Леонид Гариевич, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), доктор исторических наук, кандидат юридических наук.
Тарабан Николай Александрович, студент юридического факультета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), государственно-правовая специализация.
Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является важным механизмом государственной защиты детства. Указанный институт призван обеспечивать интересы детей, не выступая средством дипломатического давления. Практика иностранного усыновления неумолимо демонстрирует все новые факты нарушения прав несовершеннолетних в иностранных государствах.
Ключевые слова: иностранное усыновление, права несовершеннолетних, международные отношения, вопросы гражданства, конституционные основы, национальное законодательство.
Adoption as the form of the device of children without parental support, is the important mechanism of the state protection of the childhood. The specified institute is urged to guard only interests of children, without acting as the lever of diplomatic game. Practice of foreign adoption inevitably shows us new facts of violation of the rights of minors in the foreign states.
Key words: foreign adoption, rights of minors, international relations, nationality questions, constitutional bases, national legislation.
Двадцать первого декабря 2012 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в ответ на принятый в США «Акт Магнитского» приняла Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» N 272-ФЗ, который 28 декабря 2012 г. был подписан Президентом Российской Федерации. Одним из ключевых положений данного нормативного документа стал запрет на усыновление гражданами Соединенных Штатов Америки детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Как определено в ст. 4 данного Закона, запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей. Также с учетом данного запрета прекращается (денонсируется) от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в Вашингтоне 13 июля 2011 г. Принятие данного Федерального закона вызвало достаточно оживленную общественную дискуссию в российском обществе. Затронутыми оказались как вопросы взаимоотношений России, США, иных государств, так и проблемы усыновления и государственной опеки детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с этим, по данным американской прессы, настороженное отношение к международным усыновлениям свойственно не только России, но и КНР, Вьетнаму, Лаосу, целому ряду африканских стран. «В последние несколько лет правительства других стран тоже ужесточили регламент международных усыновлений, обнаружив, что «спрос» Запада на сирот в лучшем случае превышает предложение, а в худших влечет за собой широкое мошенничество», — говорится в статье американского журналиста О. Хазан в «Вашингтон Пост» <1>. ——————————— <1> Hazan O. Why are other countries wary of American adoptions? // Washington Post. 2012. 27 December.
Тринадцатого июля 2011 г. в Вашингтоне было подписано Соглашение между Россией и США об иностранном усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное Соглашение вступило в силу 1 ноября 2012 г. Соглашение было разработано с учетом российского законодательства, прежде всего, Семейного кодекса Российской Федерации и опыта двусторонних отношений в этой области с другими государствами, в частности с Италией. В документе был определен порядок усыновления и установлен механизм контроля за условиями жизни и воспитания приемных детей. В частности, передача ребенка на усыновление в другое государство должна была рассматриваться только в том случае, если на родине для него невозможно было найти подходящую семью. При этом усыновление ребенка из России могло осуществляться только при содействии уполномоченной организации, кроме случаев усыновления ребенка родственниками. Устанавливалась обязанность кандидатов в усыновители предварительно пройти соответствующую подготовку и представить социально-психологическое заключение в порядке, установленном законодательством договаривающихся сторон. Также определялся порядок согласования исполнительными органами сторон мер при переустройстве ребенка в другую семью, а также принятия решения о возвращении ребенка на родину. Стимулом к разработке проекта данного Соглашения послужил ряд происшествий с усыновленными американцами российскими детьми, в частности, после того, как весной 2010 г. приемная мать-американка вернула в Россию на самолете с «отказной» запиской семилетнего мальчика. Позже от рук приемных родителей в США пострадал Даниил Кручин из Тульской области, при усыновлении которого родители — Мэтью и Эми Суини — дали ему свою фамилию и имя Дэниел Александер. Семья живет сейчас в городке Бристоу (штат Вирджиния). По данным местных властей, мальчик убежал от приемных родителей. Полиция обнаружила на его теле следы телесных повреждений. Против супругов Суини возбудили уголовное дело по признакам издевательства над ребенком <2>. ——————————— <2> По данным официального сайта МИД России. URL: http://www. mid. ru (дата обращения: 30 марта 2013 г.).
Вместе с этим важно отметить, что Российская Федерация не первой выступила против запрета иностранного усыновления своих юных граждан в Соединенные Штаты. Китайская Народная Республика еще в 2006 г. ввела жесткие требования к приемным родителям. Принятые в КНР правила ввели для них образовательный и финансовый ценз. Возраст приемных родителей — до 50 лет, они должны состоять в браке, не страдать патологическим ожирением, не принимать антидепрессанты последние два года, не иметь косметических дефектов лица. С 2005 г. по 2008 г. число усыновлений китайских детей американцами снизилось вдвое. В ряде африканских стран разрешено усыновление лишь в случае, если приемные родители предварительно прожили в стране несколько лет. Некоторые государства вообще перестали поощрять международные усыновления после того, как выяснилось, что посредники силой или подкупом побуждают бедняков отдавать детей состоятельным западным людям, как указывается в ряде публикаций в зарубежной прессе на основе анализа практики Вьетнама и Эфиопии. Установленный в Федеральном законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» N 272-ФЗ запрет усыновления российских детей иностранными гражданами заставляет задуматься о соответствии процедуры иностранного усыновления Основному Закону Российской Федерации. Как определяет ст. 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его <3>. ——————————— <3> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в посл. ред., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993; 21.01.2009.
Конституционный запрет лишения гражданства является непосредственно действующей гарантией, составляющей, применительно к ст. 16 Конституции Российской Федерации, одну из основ конституционного строя Российской Федерации, которая не может быть изменена иначе, как путем пересмотра Конституции Российской Федерации, которой в настоящее время не могут противоречить не только отдельные положения федерального законодательства, но и остальные главы Конституции Российской Федерации. Гражданство определено в ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей <4>. ——————————— <4> Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации возникает по рождению, либо в результате приема в гражданство Российской Федерации, либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица. Корреспондируя с конституционными основами неприкосновенности гражданства Российской Федерации, принцип добровольности выхода из него является ключевым. В случае усыновления иностранным гражданином несовершеннолетнего, не обладающего дееспособностью, т. е. способностью самостоятельно своими действиями совершать юридически значимые действия, направленные на изменение своего правового статуса, нерешенным остается вопрос сохранения за ним гражданства Российской Федерации, предусмотренного ст. 6 Конституции Российской Федерации. Сама по себе возможность усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами выступает в системе действующего правового регулирования дополнительным способом их устройства. Как установлено в ч. 4 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников <5>. ——————————— <5> Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 3 ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Данные ограничения корреспондируют с нормами ст. 21 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Согласно им, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 20 апреля 2006 г. N 8 рекомендовал судам при разрешении дел об усыновлении детей иностранными гражданами устанавливать, предлагался ли он на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление его родственникам, и если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью) <6>. ——————————— <6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 20 апреля 2006 г. N 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6.
Деятельность иностранных организаций, осуществляющих посредническую деятельность на территории Российской Федерации по организации усыновления российских детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» от 4 ноября 2006 г. N 654 <7>. ——————————— <7> Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» от 4 ноября 2006 г. N 654 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 46. Ст. 4801.
Вопросы гражданства детей при усыновлении определены в ст. 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»: ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Таким образом, действующее законодательство о гражданстве допускает по волеизъявлению усыновителя лишение малолетнего ребенка фактически против его воли гражданства Российской Федерации. С одной стороны, законодатель, устанавливая данный порядок изменения гражданства усыновленных детей путем прекращения гражданства Российской Федерации, исходил из того, что усыновитель, являясь де-юре родителем усыновленного ребенка, действует в интересах последнего. С другой стороны, усыновленный ребенок в силу малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно выразить собственное волеизъявление по столь важному для него самого вопросу. Как показала практика, иностранное усыновление отнюдь не в полной мере действительно служило интересам усыновляемых детей. Поэтому представляется вполне оправданным сохранение гражданства Российской Федерации усыновленным ребенком на основании ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации. Право выхода из российского гражданства следует предоставлять усыновленным исключительно по достижении ими совершеннолетия. В соответствии с ч. 2 ст. 61 Конституции России несовершеннолетним усыновленным, находящимся за границей, должны быть гарантированы защита и покровительство Российской Федерации, порядок предоставления которых следует регламентировать соответствующим федеральным законом. Помимо этого, представляется настоятельно необходимым проведение переговоров с американской стороной с целью разработки нового, более детализированного соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, в котором должны быть детально урегулированы обязательства каждой из сторон в данной сфере.
——————————————————————