Гражданский брак в Российской империи: историко-правовой аспект

(Дорская А. А.) («История государства и права», 2008, N 6)

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

А. А. ДОРСКАЯ

Дорская А. А., кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой международного права ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

Начиная со времен Древней Руси вопросы семьи и брака находились в юрисдикции Церкви. Существовала только церковная форма брака. Данное правило пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Еще в 893 г. император Лев Мудрый постановил считать законными лишь браки, благословленные Церковью. В Российской империи церковная форма брака состояла из двух актов. Во-первых, обыска, который с 1765 г. состоял в том, что священник требовал от желающих вступить в брак паспорт, метрическое свидетельство, разрешение начальства для служащих, кроме того, для православных — удостоверение о присутствии на исповеди и причастии. Далее священник сообщал о предстоящем браке во время трех воскресных или праздничных служб. Если невеста была из другого прихода, оглашение должно было проводиться и там. Прихожане, знавшие о препятствиях к браку, должны были сообщить об этом. Вторым актом было бракосочетание, состоявшее из обручения (стороны давали друг другу клятву вступить в брак) и венчания. Согласно указу Святейшего Синода от 5 августа 1775 г. обручение и венчание совершались вместе. Браки не венчались во время постов, по вторникам, четвергам и субботам, а также накануне коронования или восшествия на престол Императора. Условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались Церковью, однако в имперский период государство стало активно вторгаться в данную сферу. Как отмечает Н. С. Нижник, «XVIII — начало XX в. — новый этап в развитии семейного права, важнейшими чертами которого стали усиление роли светского законодательства и попытки устранения с его помощью пробелов в существующем каноническом праве» <1>. Во-первых, в первой половине XIX в. к Российской империи были присоединены новые районы, населенные представителями различных вероисповеданий. Естественно, возникал вопрос о смешанных браках. Российскому правительству необходимо было не вызвать сопротивления местного населения, но при этом — унифицировать законодательство. Введение гражданской формы брака и развода могло бы значительно упростить решение данного вопроса. Во-вторых, во многих европейских странах эта проблема уже была решена (Нидерланды, Англия, Франция, Германия, Румыния, Италия, Испания, Швейцария, Португалия). ——————————— <1> Нижник Н. С. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России (IX — XX вв.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 2003. С. 35.

Демократизация семейного законодательства в России началась в эпоху Александра II. 19 апреля 1874 г. были изданы Правила, по которым старообрядцам-беспоповцам было разрешено регистрировать браки в полицейских участках. В Правилах прямо было закреплено, что «браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего метрические книги, силу и последствия законного брака» <2>, поэтому сначала их толкование не вызвало разногласий специалистов. Даже обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев в своем «Курсе гражданского права» писал: «Семейные отношения раскольников представлялись не более как фактическим состоянием, не имевшим юридической твердости и определенности» <3>. Однако в 70 — 80-х годах XIX в. эти Правила скорее существовали формально. В 1894 г. начался новый всплеск интереса к Правилам 1874 г. в связи с рассмотрением дела Василия Алексеева (Парфенова). Московская судебная палата считала его виновным в том, что он, состоя с 13 мая 1883 г. в браке с К. Суконщиковой, заключенном по раскольническому беспоповскому обряду и записанном в метрическую книгу, 20 июля 1892 г., приняв православие, вступил в новый брак с крестьянкой Е. Я. Кутилиной. Адвокат В. Парфенова Розенблюм считал несправедливым применение к его подзащитному ст. 1554 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 г.), предусматривающей как преступное деяние вступление во второй брак при существовании другого брака, совершенного по обрядам христианской церкви <4>. ——————————— <2> Высочайше утвержденные Правила о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников от 19 апреля 1874 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. XLIX. Отделение I. N 53391. С. 653. <3> Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Ч. 2. СПб., 1889. С. 66 — 67. <4> Бердников И. С. Вторая заметка по вопросу о раскольническом браке. Казань, 1896. С. 10.

Это вызвало серьезную дискуссию в печати о том, закрепляют ли Правила от 19 апреля 1874 г. процесс заключения брака или только придают браку законную силу. Выделилось три точки зрения. Первой придерживался Н. А. Заозерский, считавший, что «закон придает раскольническому браку особое значение — значение исключительно гражданского брака» <5>, т. е. что это первый пример светского (гражданского) брака в России. Похожая позиция была и у другого известного специалиста Н. С. Суворова <6>. Второй точки зрения придерживался А. Ф. Кони, выступавший на процессе Парфенова (Алексеева) в качестве прокурора Сената. Он считал, что «брак раскольников совершается вовсе не записью в метрической книге — он ею лишь узаконяется» <7>. Третью точку зрения можно продемонстрировать на примере работ профессора Казанского университета И. С. Бердникова. Ее суть состоит в неопределенности юридической природы, закрепленной в Правилах <8>. Кассационный департамент поддержал мнение Московской судебной палаты, Василий Алексеев (Парфенов) был признан виновным в двоеженстве. Несмотря на то что старообрядцы-беспоповцы фактически имели гражданскую форму брака, в отношении остальных подданных Российское государство придерживалось другого подхода. Например, когда в 1878 г. к России отошла часть Бессарабии, в томе X (часть I) Свода законов появилось приложение к статье 25: все лица, вступившие при действии на данном участке Бессарабии румынского законодательства в браки без подтверждения их церковным бракосочетанием, обязывались вступить в брак по чину Православной Церкви <9>. ——————————— <5> Заозерский Н. А. Что такое раскольничий брак // Богословский вестник. 1895. Февраль. С. 268. <6> Суворов Н. С. Курс церковного права. Ярославль, 1890. Т. 2. С. 330 — 331. <7> Цит. по: Заозерский Н. А. Что такое раскольничий брак // Богословский вестник. 1895. Февраль. С. 272. <8> См.: Заозерский Н. А. Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольничьем браке // Богословский вестник. 1896. Январь. С. 133; Бердников И. С. Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии. Казань, 1887. С. 40; Бердников И. С. Вторая заметка по вопросу о раскольническом браке. Казань, 1896. С. 4. <9> Суворов Н. С. Гражданский брак. СПб., 1896. С. 118.

Снова вопрос о введении гражданского брака остро встал на повестке дня в годы первой российской революции. Согласно пункту 11 Указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с инословными относительно заключения браков с православными. Определением Святейшего Синода от 26 октября 1905 г. удовлетворение ходатайств о таких браках передавалось епархиальным архиереям. Однако Определением Святейшего Синода от 12 — 17 июля 1907 г. было разъяснено, что «смешанные браки православных с раскольниками и сектантами могут быть разрешаемы лишь в том случае, когда лицо… принадлежит к таким раскольничьим толкам и сектам, которые исповедуют Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божьим, Искупителем мира и принимают водное крещение, правильно совершенное» <10>. ——————————— <10> Цит. по: Красножен М. Е. Новейшее законодательство по делам Православной Русской Церкви. Юрьев, 1909. С. 3 — 4.

Запрет на заключение браков между христианами и нехристианами существовал в России всегда. Только в 1906 г. Правительство П. А. Столыпина разработало семь законопроектов о свободе совести, в одном из которых — «О семейственных правах» — разрешались браки христиан с нехристианами, но только совершенные по христианскому обряду, устанавливалось правило, что если один из брачующихся был православным, то венчание производилось только по православному обряду, а во всех остальных случаях (кроме браков с сектантом) венчание происходило по правилам веры жениха или невесты по их соглашению, отменялись подписки о вере детей, рожденных в смешанных браках <11>. Данный законопроект был внесен на рассмотрение II, а затем — III Государственной Думы, однако так и не был принят. ——————————— <11> Государственная Дума II созыва. Законопроекты, внесенные министром внутренних дел. СПб., 1907. С. 269 — 270.

Таким образом, в дореволюционный период законодатели пошли по другому пути, нежели введение в Российской империи гражданской формы брака. Вплоть до 1917 г. существовали ограничения относительно браков между представителями разных вероисповеданий, хотя процесс отделения семейного права от церковного был ощутим. В связи со сращиванием государственных и церковных структур Российской империи серьезной демократизации семейного законодательства не произошло. Фактически гражданская форма брака была введена только для старообрядцев-беспоповцев, и то на практике она мало использовалась. Вопрос введения в России гражданского брака и развода был одним из ключевых в правовом регулировании взаимоотношений государства и личности, являясь одним из важнейших критериев определения социального статуса гражданина и свободы его изменения. Гражданская форма брака была введена большевиками 20 декабря 1917 г. и была воспринята российскими гражданами абсолютно спокойно, что в дальнейшем способствовало быстрой подготовке декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в январе 1918 г.

——————————————————————