О некоторых вопросах, связанных с назначением выплат в счет возмещения вреда здоровью гражданам из числа военных пенсионеров, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (по материалам судебной практики)

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 3)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С НАЗНАЧЕНИЕМ ВЫПЛАТ В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНАМ ИЗ ЧИСЛА ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрена судебная практика по вопросам взыскания с военных комиссариатов недополученных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ключевые слова: военные пенсионеры, Чернобыльская АЭС, выплаты, возмещение вреда здоровью.

On some issues related to the appointment repayments harm the citizens of the number of military retirees who have suffered from radiation exposure due to the Chernobyl accident A. V. Efremov

In the article the case law on the recovery from the military commissariat uncollected amounts of compensation injury incurred as a result of the Chernobyl disaster.

Key words: military retirees, the Chernobyl nuclear power plant, payments, damages health.

Дополнительные социальные гарантии гражданам, в том числе военнослужащим и иным категориям граждан, перечисленным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подвергшимся воздействию радиации, установлены рядом законов, основным из которых является Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон N 1244-1). Указанным Законом предусмотрены меры социальной поддержки и возмещения вреда гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., в том числе денежные выплаты. Как правило, наибольшее количество споров, разрешаемых, в частности, в судебном порядке, связано именно с вопросами назначения, расчета, производства, индексации таких выплат. В настоящей статье приводится судебная практика по вопросам взыскания с военных комиссариатов недополученных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая, на взгляд автора, будет интересна читателям. Так, решением Кимрского городского суда Тверской области от 27 января 2012 г. удовлетворены исковые требования Л. и С. о взыскании с военного комиссариата Тверской области недополученных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 15 февраля 2001 г. по 31 декабря 2011 г. Судом установлено, что Л. и С. принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС: Л. с 5 августа 1986 г. по 2 октября 1986 г., С. — с 30 ноября 1987 г. по 30 января 1988 г. Истцы являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации: Л. — с мая 1992 г., С. — с декабря 1996 г., получающими пенсии за выслугу лет. В апреле 1997 г. Л. признан инвалидом второй группы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с утратой профессиональной трудоспособности на срок до 1 мая 2002 г. в размере 100%, в дальнейшем при переосвидетельствовании Л. установлена вторая группа инвалидности в связи с аварией на Чернобыльской АЭС с утратой профессиональной трудоспособности в размере 80% бессрочно. С. в сентябре 1997 г. признан инвалидом третьей группы в связи с заболеванием, полученным при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с утратой профессиональной трудоспособности в размере 60%, в дальнейшем при переосвидетельствовании С. с 29 сентября 2008 г. установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при выполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с утратой профессиональной трудоспособности в размере 60% бессрочно. До 15 февраля 2001 г. истцам не назначались и не выплачивались ежемесячные денежные суммы в возмещение вреда здоровью. С 15 марта 2001 г. истцам в счет возмещения вреда здоровью на основании их заявлений о выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью по п. 25 ст. 14 Закона N 1244-1 военным комиссариатом Тверской области назначены выплаты в твердой денежной сумме в размере: Л. — 2500 руб., С. — 1000 руб., которые в дальнейшем индексировались как на основании решений судов, так и на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Так, Л. получал ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с 1 марта 2002 г. в размере 5048 руб. 75 коп., с 1 марта 2003 г. в размере 6154 руб. 43 коп., с 1 января 2006 г. в размере 10124 руб. 54 коп., с 1 января 2007 г. в размере 10934 руб. 50 коп., с 1 января 2008 г. — 12082 руб. 62 коп., с 1 января 2009 г. — 13653 руб. 36 коп., с 1 ноября 2009 г. — 10934 руб. 50 коп., с 1 января 2010 г. — 10934 руб. 50 коп., с 1 января 2011 г. — 10934 руб. 50 коп., с 1 января 2012 г — 10934 руб. 50 коп. С. получал ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с 1 марта 2002 г. в размере 2019 руб. 50 коп., с 1 марта 2003 г. в размере 2461 руб. 77 коп., с 1 января 2010 г. в размере 2476 руб. 76 коп., с 1 января 2011 г. в размере 2637 руб. 75 коп., с 1 января 2012 г. в размере 2796 руб. 02 коп. Кроме того, военным комиссариатом Тверской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы» истцам выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период со 2 июня 1998 г. по 14 февраля 2001 г., исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Л. было выплачено единовременно 149292 руб. 44 коп., С. — 110867 руб. 17 коп. Разрешая спор, суд, сославшись на положения ст. 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1, п. 3 и п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также на письмо Фонда социального страхования от 26 ноября 2002 г., пришел к выводу о том, что исчисление размера подлежащих ко взысканию сумм возмещения вреда здоровью допускается исходя из размера денежного довольствия за период выполнения истцами работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При этом суд, руководствуясь положениями ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы», ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 455-О, исходил из того, что поскольку государство после 15 февраля 2001 г. признавало право военнослужащих на получение недополученных денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью, вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возмещению, то истцы имеют право на возмещение вреда, исчисленного из размера денежного довольствия за период работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС с 15 февраля 2001 г. Судебная коллегия не согласилась с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на неправильном толковании норм материального права, а также противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 декабря 2010 г. N 21-П. Законом N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности (п. 25 ч. 1 ст. 14), однако было установлено, что при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась (абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 29). Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» абз. 4 подп. 1 п. 23 ст. 1 данного Закона в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, признан противоречащим ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 42 и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и утрачивающим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления. Соответствующие изменения в п. 2 ст. 29 Закона N 1244-1 были внесены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 указанного Закона. Также ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что выплата гражданам недополученных денежных компенсаций производится в течение 2001 — 2003 гг. Исчисление указанных денежных компенсаций осуществляется со 2 июня 1998 г. в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу ст. 42 Конституции Российской Федерации, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. В силу положений пункта 25 части 1 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции от 24 ноября 1995 г.) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. С 6 января 2000 г. порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), регулируется Федеральным законом «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1 изложен в новой редакции: чернобыльцам-инвалидам гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации в твердых денежных суммах: инвалидам I группы — 5000 руб., инвалидам II группы — 2500 руб., инвалидам III группы — 1000 руб. При этом ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в первоначальной редакции) устанавливала, что лица, которые ранее (до 15 февраля 2001 г.) получали возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, имели право на выплату ежемесячных денежных компенсаций в твердых суммах либо по их выбору исчисленных в прежнем порядке, — исходя из заработка, денежного довольствия. Право указанного выше выбора предоставлялось инвалидам-чернобыльцам, которые обращались за назначением возмещения вреда до 15 февраля 2001 г. и которым соответствующие выплаты были назначены. Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П, согласно которой положения п. 25 ч. 1 ст. 14 и абз. 2 п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 1244-1 (в редакции от 12 февраля 2001 г.) в системной связи с ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ в части, не предоставляющей инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г., возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия, были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации. Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления названного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 г. (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 — 2003 гг. — определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 г. недополученных денежных сумм за предшествующий период начиная со 2 июня 1998 г., исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Таким образом, в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П инвалиды-чернобыльцы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, которые не обращались за установлением соответствующих выплат, имеют право на денежную компенсацию в твердой денежной сумме или в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, т. е. исходя из денежного довольствия на момент расчета задолженности. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в указанном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике. С учетом изложенного вывод суда об исчислении сумм возмещения вреда исходя из денежного довольствия истцов за период работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС не может быть признан правомерным в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П и ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, предусматривающей возможность сохранения после введения нового правового регулирования только ранее установленной денежной суммы. Кроме того, взыскивая с военного комиссариата Тверской области в пользу истцов денежную компенсацию за 11 лет, суд сослался на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 445-О, согласно которой положения ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона N 1244-1 не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Между тем в рассматриваемой ситуации вины военного комиссариата Тверской области в назначении и выплате истцам с 15 февраля 2001 г. ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы, а не из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности нет, назначение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме производилось военным комиссариатом в соответствии с действующим законодательством. Исковые требования о переходе на иной способ исчисления ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью основаны истцами на Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П, которое вступило в силу с момента его провозглашения, и, следовательно, конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный в этом Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике именно с момента его провозглашения. Таким образом, учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П, инвалиды-чернобыльцы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, которые не обращались за установлением соответствующих выплат, имеют право на пересмотр ежемесячной денежной компенсации в том размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 г. N 21-П, т. е. с 20 декабря 2010 г. С учетом изложенного вывод суда о необходимости взыскания с военного комиссариата в пользу истцов недоначисленной денежной компенсации за период с 15 февраля 2001 г. по 19 декабря 2010 г. не может быть признан правомерным. При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд апелляционной инстанции, рассчитав размеры ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с учетом позиции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П и сравнив их с получаемыми истцами в настоящее время денежными компенсациями возмещения вреда здоровью, пришел к выводу, что Л. получал в спорный период и в настоящее время получает ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в большем размере, чем, если ее рассчитывать, учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П, и какой-либо задолженности по выплате у военного комиссариата Тверской области перед истцом Л. нет. Размер получаемой истцом С. денежной компенсации возмещения вреда здоровью не соответствует требованиям законодательства. С учетом изложенного судебная коллегия Определением от 24 мая 2012 г. оставила без удовлетворения исковые требования Л., поскольку в случае их удовлетворения будет снижена его материальная защищенность и нарушено его право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в большем размере. В отношении истца С. решение городского суда было изменено в части размера ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, установленного С. с 1 января 2012 г., в части размера недополученной суммы возмещения вреда здоровью и периода, за который указанная сумма подлежит взысканию <1>. ——————————— <1> Обобщение причин отмены и изменения в апелляционном порядке судебных постановлений районных (городских) судов Тверской области по трудовым и социальным спорам во втором квартале 2012 года.

——————————————————————