Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности
(Антипьева Н. В.) («Журнал российского права», N 2, 2004)
НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
Н. В. АНТИПЬЕВА
Антипьева Наталья Валерьевна — старший преподаватель кафедры социального права юридического факультета Омского госуниверситета, кандидат юридических наук.
С введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <*> пенсионное обеспечение в связи с инвалидностью претерпело ряд существенных изменений. Их содержание и значение для развития пенсионных отношений заслуживают подробного изучения и оценки, так как затрагивают интересы большого числа граждан. Официальная статистика свидетельствует, что в России в последнее время сохраняется тенденция к увеличению численности инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн. инвалидов, то в 2001 году, по данным Госкомстата РФ, на территории России проживало свыше 10 млн. инвалидов <**>. К тому же модель пенсионного обеспечения по инвалидности во многом является основой для пенсий по случаю потери кормильца. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 52. Ч. 1. Ст. 4920. <**> См.: Постановление Государственной Думы РФ от 16 мая 2001 г. «О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2178.
Актуальность исследования новой системы пенсий по инвалидности связана с тем, что в процессе подготовки и обсуждения реформы рассматривались в основном вопросы пенсионного обеспечения по старости. В Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ <*> (разд. IV) лишь отмечалось, что пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости. Однако с научной точки зрения это предложение никак не обосновывалось. В развитие положений Концепции была утверждена Программа пенсионной реформы в РФ <**>, где этим видам пенсий вообще не уделено внимания. ——————————— <*> Утв. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. // Бюллетень Министерства труда (БМТ). 1995. N 9. <**> Утв. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 21. Ст. 2239.
Как юридический факт инвалидность по-прежнему может служить основанием для выплаты и трудовых, и социальных пенсий, хотя с 1 января 2002 г. их назначение производится по нормам разных законов. Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливаются уже упоминавшимся Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальные пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» <*>. Таким образом, если прежде данные отношения регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то теперь приняты и действуют два законодательных акта. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
По нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» выплачиваются не только социальные, но и другие виды пенсий (за выслугу лет, по старости, по инвалидности) различным категориям граждан. Среди них — военнослужащие и члены их семей, государственные служащие, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, участники Великой Отечественной войны. Это позволяет сделать вывод, что наличие связи между трудовой деятельностью гражданина и возникшим у него правом на пенсию не было определяющим фактором при разграничении сферы действия двух Федеральных законов. На первый взгляд может показаться, что основная причина, которой руководствовался в данном случае законодатель, заключалась в источнике финансирования пенсионных выплат. Для пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», таковым преимущественно являются средства обязательного пенсионного страхования. Пенсии согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» финансируются за счет федерального бюджета. Способ финансирования социальных выплат представляет собой один из критериев разграничения организационно-правовых форм социальной защиты населения. Более подробный анализ норм пенсионного законодательства дает основания утверждать, что трудовые пенсии назначаются в рамках такой организационно-правовой формы социальной защиты населения, как обязательное социальное страхование, а пенсии по государственному пенсионному обеспечению — в рамках социального обеспечения за счет средств федерального бюджета. Принятие двух Законов обусловлено, таким образом, использованием разных организационно-правовых форм социальной защиты. Пенсионное обеспечение в связи с инвалидностью по нормам обоих Законов имеет некоторое сходство, обусловленное тем, что инвалидность является основанием для назначения и выплаты пенсии. В целом правовой статус инвалида в системе социальной защиты населения зависит от множества обстоятельств. Юридическое значение, в частности, имеют время наступления инвалидности, ее причина и тяжесть. В новом пенсионном законодательстве условия назначения трудовых пенсий по инвалидности почти не дифференцированы и по сравнению с ранее действовавшими положениями существенно упрощены. Так, в ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено, что трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения. До 1 января 2002 г. при назначении пенсий учитывались такие причины инвалидности, как общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма и заболевание, полученное в период военной службы. Две последние причины и сегодня по-прежнему используются при определении размера пенсий по государственному пенсионному обеспечению для данной категории граждан. Право на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания для лиц, достигших 20-ти лет, прежде возникало только при наличии общего трудового стажа определенной продолжительности <*>. Однако его длительность не учитывалась, если причиной инвалидности было профессиональное заболевание или трудовое увечье, которые в сфере пенсионного обеспечения имели равное юридическое значение. С принятием нового законодательства работники, пострадавшие при осуществлении трудовых обязанностей, утратили привилегированное положение в пенсионной системе. Причиной этого послужило введение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, позволившее выровнять правовое положение застрахованных лиц при осуществлении пенсионного страхования. Таким образом, для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду достаточно подтвердить сам факт наличия страхового стажа, продолжительность которого может быть минимальной — один день. ——————————— <*> В то же время на основании ст. 34 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия по инвалидности могла назначаться и при неполном общем трудовом стаже.
Вместе с тем, проанализировав содержание ст. ст. 10 — 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где перечислены периоды, включаемые в страховой стаж, и определен порядок его исчисления, придется признать неудачность такого решения. Это можно проиллюстрировать на примере. Предположим, при заключении трудового договора сторонами было установлено, что впервые трудоустраивающийся гражданин должен приступить к работе на следующий день. Утром перед уходом на работу в результате своей неосторожности он получил травму и был госпитализирован. После длительного стационарного лечения учреждение медико-социальной экспертизы вынесло решение о признании данного лица инвалидом. Существует ли возможность назначения ему трудовой пенсии по инвалидности? В соответствии с этим Федеральным законом в страховой стаж включаются не только время работы (ч. 1 ст. 10), но и периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 11). Для включения в страховой стаж периодов, не сопровождавшихся уплатой взносов, требуется соблюдение специального правила: им должны предшествовать и (или) за ними должны следовать периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 данного Закона. Следовательно, период временной нетрудоспособности работника в приведенном примере не может быть засчитан в страховой стаж, так как прежде гражданин не работал. При полном отсутствии у инвалида стажа ему должна назначаться социальная пенсия (ч. 4 ст. 8). Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» <*> отношения по всем видам обязательного социального страхования у застрахованного лица возникают с момента заключения трудового договора. Вряд ли назначение социальной пенсии застрахованному лицу можно считать обоснованным. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
Из всех предусмотренных современным законодательством видов обязательного социального страхования право на получение страхового обеспечения связано с наличием стажа только в пенсионном страховании и страховании на случай временной нетрудоспособности. В системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения, но в данном случае оно предоставляется независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. Правила его назначения и выплаты аналогичны тем, что предусмотрены Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года. Непрерывный трудовой стаж, которым обусловлен размер пособий по временной нетрудоспособности, исчисляется иначе, чем страховой. В частности, условия включения в него периодов работы и периодов получения пособий по социальному страхованию одинаковы <*>, так как время получения пособия из периода работы по трудовому договору специально не выделяется. При этом пособие выдается, если право на него наступило в период работы (п. 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию). Поэтому, возвращаясь к рассматриваемому примеру, заметим, что пособие по временной нетрудоспособности будет в подобной ситуации выплачено гражданину. ——————————— <*> См. подробнее: Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию. Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. // СП СССР. 1973. N 10. Ст. 51.
На первый взгляд, возникшей проблемы можно было бы избежать, закрепив в пенсионном законодательстве, что право на пенсию по инвалидности возникает у гражданина, если он стал инвалидом после вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию или после регистрации его в качестве застрахованного лица. Уже отмечалось, что момент заключения трудового договора и момент возникновения правоотношений по социальному страхованию совпадают. Однако нормы современного трудового законодательства позволяют разграничить эти моменты. Согласно ч. 1 ст. 61 ТрК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором. Продолжительность периода времени, разделяющего подписание договора и вступление его в силу, не ограничена и может быть как незначительной (один-два дня), так и весьма существенной (несколько месяцев). В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании в течение этого времени следует считать гражданина застрахованным лицом, но с теоретической точки зрения это не вполне обоснованно. Прежде всего необходимо помнить, что главной целью системы социального страхования является компенсация последствий ухудшения материального положения у лиц, имеющих трудовой доход. До вступления трудового договора в силу гражданин, не исполняя своих обязанностей, не получает заработной платы и поэтому не подвержен страховому риску. До вступления в силу трудового договора нельзя осуществлять права и обязанности застрахованного лица, установленные Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» и законами об отдельных видах страхования. Наиболее ярко это проявляется по отношению к основным правам, например, праву на получение страхового обеспечения. Гражданин, заключивший трудовой договор, в период до вступления его в силу может заболеть, стать инвалидом или умереть. Однако даже признание этих обстоятельств страховыми случаями (хотя в системе страхования профессиональных рисков, например, это невозможно) не позволит застрахованному лицу и членам его семьи реализовать право на получение страхового обеспечения. В различных видах социального страхования это обусловлено разными факторами: отсутствием страхового стажа или тем, что гражданин не приступил к работе. Застрахованное лицо в этот период в принципе может реализовать некоторые права, предоставленные ему социально-страховым законодательством, но в большинстве случаев — нет. Например, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <*> (ч. 1 ст. 15) установлено, что застрахованные вправе получать от работодателя информацию о начисленных страховых взносах. Но с учетом того обстоятельства, что взносы начисляются на вознаграждение по трудовому договору, это будет информация о том, что взносы не начислены. Иными субъектами социального страхования в этот период также не осуществляются установленные для них законом права и обязанности в отношении данного застрахованного лица. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; 2002. N 22. Ст. 2026.
Такая ситуация сложилась в силу ряда обстоятельств. Серьезной недоработкой пенсионного законодательства можно считать закрепление различных условий включения в страховой стаж периодов работы и получения пособий по государственному социальному страхованию. При определении условий назначения трудовых пенсий по инвалидности это не было учтено. К сожалению, законодательство о социальном страховании оказалось во многих случаях недостаточно согласованным с нормами трудового права. В ранее действовавшем КЗоТ РФ вопросы о процедуре заключения и вступления в силу трудового договора не были детально прописаны. Анализ Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и Примерной формы трудового договора <*> показывает, что время начала и окончания работы оговаривалось лишь при заключении договора на определенный срок. Теперь подход изменился, но в конце 2001 года при принятии Трудового кодекса РФ в ряд нормативных актов, напрямую связанных с ним, не были внесены необходимые коррективы. ——————————— <*> Утв. Постановлением Министерства труда РФ от 14 июля 1993 г. // БМТ. 1993. N 9 — 10.
Предложение увязать возникновение отношений по социальному страхованию с регистрацией гражданина в качестве застрахованного лица также не может решить проблему окончательно. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» <*> связывает момент регистрации застрахованного лица с поступлением (ч. 2 ст. 7) или приемом на работу (ст. 9), причем неясно, как эти термины соотносятся с заключением трудового договора и вступлением его в силу. В части 4 ст. 65 ТрК РФ закреплено: свидетельство пенсионного страхования оформляется при заключении трудового договора впервые. Таким образом, выдача страхового свидетельства может произойти и до вступления трудового договора в силу. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 1401; 2001. N 44. Ст. 4149.
С учетом того, что социально-страховые отношения производны от трудовых, в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» целесообразно внести изменения. Моментом возникновения у застрахованного лица отношений по социальному страхованию следует считать день вступления в силу трудового договора. С этого времени, при условии установления инвалидности, гражданину должно предоставляться право на получение трудовой пенсии по инвалидности. Вызывает определенные возражения и правило о том, что трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Назначение пенсии гражданину, ставшему инвалидом до поступления на работу, невозможно в силу отсутствия у него страхового стажа. Если толковать приведенную норму буквально, придется признать, что, трудоустроившись после наступления инвалидности и проработав какое-то время, он сможет обратиться за пенсией. На самом деле это не так. Такой вывод противоречит природе страхования, поскольку оно осуществляется на случай наступления какого-либо события в будущем. Очевидно, законодатель имел в виду, что при наличии страхового стажа трудовая пенсия по инвалидности будет назначена застрахованному лицу даже в том случае, если на момент установления ему инвалидности оно не состояло в трудовых отношениях, не занималось предпринимательской деятельностью и не выполняло работы по гражданско-правовым договорам. Новое пенсионное законодательство придает большое значение тому, при каких обстоятельствах произошло повреждение здоровья гражданина, повлекшее за собой признание его инвалидом. В случае наступления инвалидности вследствие совершения гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему назначается социальная пенсия. Схожее правило существует в гражданско-правовом страховании, при осуществлении которого, согласно ч. 1 ст. 963 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умышленных действий иных субъектов страхования. На условия пенсионного обеспечения влияют и другие факторы, например, тяжесть инвалидности. В новом пенсионном законодательстве для ее определения вместо группы инвалидности стала использоваться категория «ограничение способности к трудовой деятельности». Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она применяется с 1 января 2004 г. Именно к этому моменту в учреждениях медико-социальной экспертизы закончится переосвидетельствование всех граждан, ставших инвалидами до введения в действие нового пенсионного законодательства (I группа инвалидности устанавливается на два года). Ограничению способности к трудовой деятельности III, II и I степени соответствуют I, II и III группы инвалидности. Впрочем, такой подход законодателя не вполне правомерен. Критерии установления той или иной группы инвалидности в зависимости от ограничений жизнедеятельности определены в Классификациях и временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1997 г. <*>. Изучение этого документа позволяет констатировать: ограничение способности к трудовой деятельности второй и третьей степени является основанием для установления II группы инвалидности, а первой степени — для установления III группы инвалидности. В соответствии с п. 2.1.1 способность к трудовой деятельности вообще не является критерием при установлении I группы инвалидности. Таким образом, соотношение категорий «группа инвалидности» и «ограничение способности к трудовой деятельности» в названном выше Федеральном законе осуществляется произвольно и не соответствует нормативным актам о медико-социальной экспертизе. Ограничение способности к труду второй и третьей степени имеет одинаковые юридические последствия, поэтому оснований для того, чтобы использовать их в качестве критерия для дифференциации правового регулирования общественных отношений, нет. ——————————— <*> См.: БМТ. 1997. N 2.
Следовательно, возможна ситуация, когда два гражданина, являющиеся инвалидами II группы, но имеющие разную степень ограничения способности к труду, будут получать пенсию одинакового размера, хотя с учетом нового показателя тяжести инвалидности трудовая пенсия одного из них должна быть выше. Кроме того, инвалиды I группы вообще не должны получать пенсию, так как степень ограничения способности к труду не учитывалась при установлении им группы инвалидности. Без необходимых изменений законодательства о медико-социальной экспертизе использовать новый критерий тяжести инвалидности будет сложно. Однако время для внесения необходимых поправок уже упущено. Лица, которым инвалидность I группы была установлена в 2002 году, должны пройти переосвидетельствование только в 2004 году, когда размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности уже будет определяться исходя из степени ограничения способности к труду. Закрепление ограничения способности к труду в качестве фактора, определяющего тяжесть инвалидности, нельзя оценить однозначно. Обстоятельства, являющиеся основанием для выплаты страхового обеспечения, можно разделить на две части. Первая связана с постоянной либо временной нетрудоспособностью или смертью застрахованного лица, а вторая — с наступлением социально значимых обстоятельств, которые в соответствии с законом рассматриваются в качестве страхового случая. Так или иначе, но в те периоды, когда эти обстоятельства имеют место, гражданин не может исполнять трудовые обязанности. Такова природа социального страхования, и с этой точки зрения применение степени ограничения способности к трудовой деятельности при назначении трудовых пенсий по инвалидности обоснованно. Однако в этом вопросе пенсионное законодательство отходит от общих принципов правового института социальной защиты инвалидов, в котором сформулировано определение понятия «инвалидность». Она рассматривается как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Нетрудоспособность в числе других критериев инвалидности входит в комплексное понятие «ограничение жизнедеятельности». К ним при осуществлении медико-социальной экспертизы относят: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, к ориентации, к общению и способность контролировать свое поведение. Анализ указанных критериев позволяет сделать вывод, что каждый из них имеет отношение к трудоспособности в целом. К примеру, ограничение способности к обучению затрудняет повышение квалификации работника, а существенное ограничение способности к общению в ряде профессий (секретарь, продавец, менеджер, учитель) может стать непреодолимым препятствием к выполнению работником его трудовой функции. Такое положение делает ограничение способности к трудовой деятельности собирательным и в общем-то излишним критерием. Группа инвалидности, как результат общей оценки всех критериев инвалидности, с этой точки зрения выглядит более предпочтительно. Трудовая пенсия по инвалидности, так же как и трудовая пенсия по старости, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной (ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в твердой сумме в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности и наличия у гражданина иждивенцев и подлежит индексации в установленном законом порядке. Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности определяется по специальной формуле: СЧ = ПК / (Т x К). Используемые в ней условные обозначения расшифровываются следующим образом: 1) СЧ — страховая часть трудовой пенсии; 2) ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии; 3) Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части пенсии; 4) К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Порядок расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности отличается от расчета трудовой пенсии по старости только благодаря использованию коэффициента К. В остальном две установленные законом формулы идентичны. Необходимо подчеркнуть, что формула расчета страховой части пенсии по старости чрезвычайно проста. Общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (расчетный пенсионный капитал), делится на ожидаемый период выплаты пенсии, то есть на время, в течение которого гражданин будет получать пенсию по старости. С учетом того, что она назначается пожизненно, — это время со дня установления пенсии до дня смерти гражданина, определенное нормативно. Механизм расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности усложняется в связи с тем, что инвалидность может быть установлена гражданину в любом возрасте и на любой период. По сути дела, в Положении о порядке признания лица инвалидом <*> (п. 20) определен минимальный срок, на который устанавливается инвалидность, — один год. По истечении этого времени при проведении переосвидетельствования учреждение медико-социальной экспертизы вправе его продлить. Коэффициент К, как отношение нормативной продолжительности страхового стажа к 180 месяцам, призван учесть данное обстоятельство при определении размера страховой части пенсии по инвалидности. ——————————— <*> Утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4127; 2000. N 39. Ст. 3880; БМТ. 2000. N 11.
Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19-ти лет составляет 12 месяцев и увеличивается на четыре месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19-ти лет, но не более чем до 180 месяцев. Максимальная величина его продолжительности равна 180 месяцам не случайно. Она соответствует шестидесятилетнему возрасту, по достижении которого мужчины приобретают право на получение трудовой пенсии по старости. Страховая часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности у гражданина пенсионного возраста равны <*>. Это позволяет нивелировать проблему выбора одной из двух полагающихся инвалиду пенсий. Таким образом, коэффициент К не имеет никакого отношения к фактически имеющемуся у гражданина страховому стажу, определяя соотношение возраста застрахованного лица на момент установления инвалидности и пенсионного возраста. ——————————— <*> Аналогичный механизм подсчета общего трудового стажа был предусмотрен прежде для определения права на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания. Для назначения пенсии гражданам в возрасте от 20 до 23 лет требовался трудовой стаж продолжительностью 1 год с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не больше 15 лет в общей сложности. Максимальная величина требуемого общего трудового стажа тоже, таким образом, была равна 180 месяцам.
Право на получение трудовой пенсии по старости возникает у женщин на пять лет раньше. В возрасте 55-ти лет женщине, являющейся инвалидом, выгоднее получать трудовую пенсию по инвалидности. Это подтверждают несложные расчеты. Урегулировав данный вопрос подобным образом, законодатель поступил непоследовательно. Увязывая максимальную величину нормативной продолжительности страхового стажа с пенсионным возрастом, следовало отразить и дифференциацию пенсионного возраста в зависимости от пола гражданина. В целом анализ формулы расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности позволяет констатировать, что при равенстве расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц выше будет страховая часть трудовой пенсии у того гражданина, который моложе, в силу наличия следующих закономерностей: 1) максимальный размер К может быть равен 1; 2) чем меньше К, тем выше размер страховой части пенсии; 3) чем старше гражданин, тем выше К. При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается ему по достижении 55(60)-ти лет. Тот факт, что накопительная часть к пенсии по инвалидности может назначаться не ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, объясняется необходимостью гарантировать достаточную продолжительность периода инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, данный период должен быть прогнозируемым, и только при соблюдении этого условия управляющие компании смогут гарантировать высокий доход. Из этого правила есть два исключения. Лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается по достижении возраста, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Право на такую пенсию для указанных категорий граждан закреплено в п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Строго говоря, это не является исключением в собственном смысле слова, так как продолжительность периода инвестирования, хотя и сокращается, но по-прежнему тесно связана с правом на трудовую пенсию по старости. По непонятной причине для граждан, признанных инвалидами вследствие военной травмы и имеющих право на получение трудовой пенсии по старости по достижении 55(50)-ти лет (п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона), снижение возраста назначения накопительной части к пенсии по инвалидности предусмотрено не было. Инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности назначается независимо от возраста. Представляется, что в процессе реализации этого положения Федерального закона могут возникнуть н екоторые проблемы. Важнейшая из них связана с необходимостью обеспечить приемлемый размер накопительной части пенсии. Поскольку в Законе не установлен даже минимальный период, в течение которого будет осуществляться инвестирование пенсионных накоплений, сделать это непросто. Размер накопительной части трудовой пенсии по инвалидности определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной ее части. Данный показатель пока не определен, но очевидно, что при назначении накопительной части пенсии по инвалидности он должен рассчитываться особо — с учетом состояния здоровья гражданина и тяжести инвалидности. Это обязательно следует закрепить в законе, несмотря на то, что с учетом возможного изменения степени тяжести инвалидности такие расчеты будут сложными. Итак, действующая в рамках обязательного пенсионного страхования система пенсионного обеспечения в связи с инвалидностью нуждается в совершенствовании. При внесении изменений в законодательство необходимо, прежде всего, учесть, что особенности страховой системы во многом определяются спецификой того события, на случай наступления которого осуществляется страхование. Между фактом достижения гражданином определенного возраста и возможным установлением ему инвалидности имеются принципиальные различия. Наступление старости как страхового случая обычно неизбежно, а закрепление в законе возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии, значительно упрощает страховую деятельность. Вероятность ухудшения здоровья гражданина и, как следствие, признания его инвалидом, зависит от множества факторов. В большей степени она индивидуализирована. Поэтому механизм пенсионного страхования на случай старости во многом неприменим к страхованию на случай инвалидности. Это в значительной степени относится и к накопительному элементу формирующейся пенсионной системы.
——————————————————————