Взаимосвязь обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения в сфере реализации пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, и членов их семей
(Антипьева Н. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 2)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
Н. В. АНТИПЬЕВА
Антипьева Н. В., советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Проведен анализ пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, которое традиционно развивалось обособленно от пенсионирования лиц, работавших по трудовому договору.
Ключевые слова: лица, проходившие военную службу, пенсионное обеспечение, взаимосвязь с обязательным пенсионным страхованием.
The relationship of compulsory pension insurance and state pension provision in the implementation of the pension lights of those performing military service, and their families N. V. Antip’eva
The analysis of pensions of citizens to perform military service, which has traditionally been developed separately from pensionirovaniya persons working under an employment contract.
Key words: a person in military service, pensions, the relationship with the mandatory pension insurance.
Современная пенсионная система Российской Федерации включает в себя обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение, которые входят в ее состав в качестве относительно обособленных друг от друга элементов, по своей природе представляющих собой два различных механизма формирования и реализации пенсионных прав граждан. Обязательное пенсионное страхование охватывает лиц, работающих по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающих себя работой. Возникающие в связи с этим общественные отношения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <1>, а назначение и выплата страхового обеспечения регламентируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <2>. ——————————— <1> Далее — Закон о пенсионном страховании. <2> Далее — Закон о трудовых пенсиях.
В рамках государственного пенсионного обеспечения осуществляется пенсионирование различных категорий граждан, определенных Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» <3>. Во-первых, это представители особых профессиональных категорий, в числе которых государственные служащие (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов), космонавты, работники летно-испытательного состава. Во-вторых, к числу получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, а именно участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». В-третьих, право на пенсию предоставлено жертвам радиационных или техногенных катастроф (в первую очередь катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции). В-четвертых, пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам, в силу разных причин не имеющим права на пенсию в связи с осуществлением трудовой деятельности. ——————————— <3> Далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении.
Круг лиц, обеспечиваемых пенсиями, является одним из критериев <4>, позволяющих отграничить друг от друга обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Среди иных критериев можно назвать, например, виды предоставляемых пенсий, а также условия возникновения права на них; правила определения размеров и выплаты пенсий; финансовые основы пенсионирования и т. д. При этом, несмотря на имеющиеся различия, между элементами российской пенсионной системы существует взаимосвязь, обусловленная, в частности, значительной продолжительностью периода формирования пенсионных прав, разнообразием предусмотренных законом форм реализации права на труд, а также динамичностью общественных отношений, предполагающих, что гражданин может менять род деятельности и профессию, приобретая пенсионные права как в системе пенсионного страхования, так и в рамках государственного пенсионного обеспечения. ——————————— <4> Этот критерий может быть сформулирован более широко в целях изучения различий между обязательным пенсионным страхованием и государственным пенсионным обеспечением не только с точки зрения состава получателей пенсий, но и с учетом иных субъектов, являющихся участниками соответствующих правоотношений.
В законодательстве предусмотрены возможности учета указанных факторов, что можно продемонстрировать на примере нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по пенсионированию лиц, проходивших военную службу и обеспечиваемых пенсиями по Закону о государственном пенсионном обеспечении (в случае поступления на военную службу по призыву) и по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в случае прохождения службы по контракту). Современное законодательство о пенсиях сформировалось относительно недавно. При этом пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, традиционно развивалось обособленно от пенсионирования лиц, работавших по трудовому договору. Законодательное закрепление оснований и условий назначения пенсий осуществлялось по-разному. Так, в Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» были включены нормы, касающиеся всех категорий граждан (рабочих и служащих, военнослужащих, учащихся высших и средних специальных учебных заведений и т. д.), за исключением колхозников, обеспечивавшихся пенсиями в соответствии со специальным законом <5>. Впоследствии был принят Закон СССР от 28 апреля 1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих», тогда как пенсионное обеспечение иных лиц стало осуществляться на основании Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». ——————————— <5> Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов».
Несмотря на такую обособленность, в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих взаимосвязь между обязательным пенсионным страхованием и государственным пенсионным обеспечением проявляется в первую очередь при определении продолжительности стажа, дающего право на пенсию. Согласно Закону о трудовых пенсиях одним из обязательных условий возникновения права на трудовую пенсию по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа (п. 2 ст. 7). Правила его исчисления предполагают возможность включения в стаж не только периодов работы и (или) иной деятельности, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях), но и периодов прохождения военной (либо иной приравненной к ней) службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих (подп. 1 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях). Важно подчеркнуть, что время военной службы, как и иные периоды, не связанные с уплатой страховых взносов («нестраховые»), может засчитываться в страховой стаж только в том случае, если до или после поступления на службу гражданин был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования. Военная служба и прежде включалась в стаж, дающий право на получение трудовых пенсий. Так, согласно ранее действовавшему Закону от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж наравне с работой засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому). Аналогичным образом решался вопрос и в отношении периода пребывания в партизанских отрядах в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. При этом служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы засчитывались в общий трудовой стаж в тройном размере, а военная служба по призыву — в двойном (ст. 90, ст. 94 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Следует отметить, что юридическое значение общего трудового стажа изменилось с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях. Прежде его продолжительность учитывалась при разрешении вопроса о приобретении гражданином права на трудовую пенсию. В настоящее время, как уже отмечалось выше, данную функцию выполняет страховой стаж, тогда как общий трудовой стаж используется для осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц на основании ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Потребность в оценке пенсионных прав граждан, получающих трудовые пенсии или подлежащих обязательному пенсионному страхованию, была обусловлена пенсионной реформой, начавшейся в 2002 г., и появлением нового механизма определения размера пенсий, основанного на страховых принципах. Под общим трудовым стажем стала пониматься суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществлявшейся до 1 января 2002 г. (т. е. до момента вступления в силу Закона о трудовых пенсиях и иных законодательных актов, на основании которых была осуществлена реформа пенсионного обеспечения). Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях военная служба и в настоящее время включается в общий трудовой стаж, используемый для оценки пенсионных прав получателей трудовых пенсий. Вместе с тем общий трудовой стаж сохранил свое значение не только для целей пенсионирования застрахованных лиц. Данная категория применяется и в системе пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу. Вообще, наличием определенной продолжительности стажа обусловливается право военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел на пенсию за выслугу лет, которая предоставляется лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной (приравненной к ней) службе 20 лет и более (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих), либо уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшим на день увольнения 45-летнего возраста, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная (приравненная к ней) служба (п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих). Указанные условия, дающие военнослужащим право на получение пенсии за выслугу лет, остаются неизменными в течение долгого времени. После вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, ограничившего юридическое значение общего трудового стажа целями оценки пенсионных прав застрахованных лиц, в Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих не вносились какие-либо изменения, касающиеся правил исчисления данного вида стажа при определении права на пенсию за выслугу лет. Поскольку в законодательном порядке было определено и юридическое значение данного вида стажа, и время, до наступления которого он мог быть выработан, при исчислении общего трудового стажа для пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, возникали сложности <6>. ——————————— <6> В учебной литературе и комментариях к пенсионному законодательству данный вопрос практически не освещался, и лишь отдельные ученые указывали на его актуальность. В частности, Ю. В. Васильева справедливо подчеркнула, что состав периодов, включавшихся в общий трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, значительно отличается от того круга периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, что включаются в общий трудовой стаж по Закону о трудовых пенсиях. См. об этом: Васильева Ю. В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, 2006. С. 291 — 292.
Необходимые коррективы были предусмотрены лишь Федеральным законом от 3 декабря 2007 N 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Теперь в ч. 2 ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих установлено, что при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 13 указанного Закона в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом о трудовых пенсиях. Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что пенсионное законодательство учитывает возможность приобретения гражданином пенсионных прав, имеющих различную природу. Как правило, такой учет необходим, если лицо не приобрело права на пенсию ни в порядке обязательного пенсионного страхования, ни по государственному пенсионному обеспечению. Вместе с тем возможны и противоположные случаи, поскольку у некоторых граждан возникает право на получение двух пенсий одновременно. У военнослужащих нередко складывается такая ситуация, ведь увольнение со службы обычно происходит в трудоспособном возрасте <7>. ——————————— <7> Согласно ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих, имеющих воинские звания до подполковника включительно, составляет 45 лет; для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе — 45 лет независимо от воинского звания.
По общему правилу, закрепленному в положениях различных законодательных актов <8>, гражданину, имеющему право на получение двух пенсий, по его выбору выплачивается только одна из них. Вместе с тем из этого правила есть исключения, причем большинство случаев предоставления права на одновременное получение двух пенсий предусмотрено в отношении военнослужащих и членов их семей, что можно признать существенной особенностью пенсионирования данной категории граждан. ——————————— <8> См.: п. 2 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, ч. 1 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, п. 1 ст. 4 Закона о трудовых пенсиях.
К числу таких исключений, в частности, относится установленная ч. 4 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих возможность получения лицами, уволенными с военной службы, пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, назначаемых в соответствии с указанным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера ее страховой части <9>). Данная норма появилась в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих с принятием Федерального закона от 22 июля 2008 N 156-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», на основании которого соответствующие положения включены и в п. 6 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении. ——————————— <9> Трудовая пенсия по старости, согласно п. 2 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях, может состоять из страховой и накопительной части. При этом, страховая часть трудовой пенсии по старости включает в свой состав фиксированный базовый размер, установленный в твердой сумме и выплачиваемый за счет средств федерального бюджета. Так как трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца не предполагают страховой части, фиксированный базовый размер непосредственно входит в состав указанных пенсий.
До этого отношения в указанной сфере регламентировались следующим образом. Инвалиды вследствие военной травмы, проходившие службу по призыву, на основании п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении имели право как на пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, так и на трудовую пенсию по старости, что соответствовало общим принципам социальной защиты лиц, пострадавших при исполнении служебных или трудовых обязанностей. В частности, обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве предоставляется наряду с пенсией. Для бывших военнослужащих-контрактников, признанных инвалидами вследствие военной травмы, право на получение двух пенсий первоначально не предусматривалось. Вместе с тем лицо, проходившее военную службу по контракту, кроме права на пенсию по инвалидности, могло иметь право на пенсию за выслугу лет и (или) трудовую пенсию по старости. Так, военнослужащий-контрактник, признанный инвалидом вследствие военной травмы, увольняясь из Вооруженных Сил Российской Федерации в молодом возрасте, не успевал приобрести право на пенсию за выслугу лет. В этом случае ему назначалась пенсия по инвалидности. Если впоследствии у такого гражданина возникало право на трудовую пенсию по старости, ему приходилось выбирать, какую пенсию он будет получать в дальнейшем. При назначении пенсии по старости бывший военнослужащий исключался из системы государственного пенсионного обеспечения. Отказ от трудовой пенсии по старости лишал гражданина возможности воспользоваться пенсионными правами, сформированными благодаря осуществлению трудовой деятельности. Указанная проблема неоднократно затрагивалась в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Первоначально на предмет соответствия Конституции Российской Федерации рассматривались нормы Закона о пенсионном страховании, в силу которых пенсионеры-военнослужащие, являющиеся адвокатами и индивидуальными предпринимателями, обязывались уплачивать страховые взносы <10>. ——————————— <10> Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По запросам мирового судьи судебного участка N 2 г. Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 мая 2005 г. N 223-О «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также по жалобам граждан И. А. Стародубова и В. Н. Шишова на нарушение их конституционных прав положениями п. 2 ст. 14 и п. п. 1 — 3 ст. 28 названного Федерального закона».
Опираясь на ранее сформулированные правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что взаимосвязанные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. п. 1 — 3 ст. 28 Закона о пенсионном страховании утрачивают силу и не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие нормам Конституции Российской Федерации в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат. Впоследствии в Конституционный Суд Российской Федерации обратился гражданин В. В. Наумчик, также являющийся военным пенсионером, но при этом после назначения пенсии работавший по трудовому договору. Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 N 187-О, нормативные положения п. п. 2 и 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие положениям Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г. Такой механизм, обеспечивающий выплату бывшим военнослужащим страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, был установлен упомянутым Федеральным законом от 22 июля 2008 N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». Помимо этого, Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих по-прежнему предусмотрено увеличение пенсии за выслугу лет гражданам, признанным инвалидами (ст. 16). По существу, увеличение пенсии за выслугу лет долгое время являлось эквивалентом праву на получение второй пенсии. Теперь военнослужащему-контрактнику может назначаться и увеличение пенсии за выслугу лет, и трудовая пенсия по старости (кроме фиксированного базового размера страховой части). Завершая анализ вопроса о взаимосвязи обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения применительно к праву на получение двух пенсий одновременно, следует отметить, что в законодательстве и прежде закреплялась возможность частичной реализации права на получение двух пенсий одновременно. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсии, предусмотренные указанным Законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Законом о трудовых пенсиях накопительной части трудовой пенсии. Рассмотренными примерами не исчерпываются взаимосвязи, существующие между двумя элементами российской пенсионной системы. В частности, Закон о государственном пенсионном обеспечении (ст. 13) предусматривает возможность прямого применения норм Закона о трудовых пенсиях при регулировании отношений, касающихся назначения пенсий по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению в части порядка и условий назначения пенсии семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением членов семей умерших. Это возможно, если необходимые положения не закреплены непосредственно в Законе о государственном пенсионном обеспечении. С учетом круга лиц, на которых непосредственно распространяется действие Закона о государственном пенсионном обеспечении, следует сделать вывод о том, что данное правило имеет значение лишь для отношений по пенсионному обеспечению семей военнослужащих из числа призывников, поскольку при назначении пенсий по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу по контракту, применяется Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, содержащий все необходимые для этого положения. В данном случае единство правового регулирования в пенсионировании указанных категорий граждан обеспечивается закреплением в Законе о трудовых пенсиях и Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих общих подходов к вопросам, перечисленным в ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении. С учетом сказанного можно сделать вывод о том, что взаимодействие обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения осуществляется в трех направлениях: 1) в вопросах исчисления страхового стажа, дающего право на получение трудовых пенсий, и общего трудового стажа, сохраняющего свое значение для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 1 января 2002 г., а также при определении права на получение военнослужащими пенсии за выслугу лет на основании п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих; 2) в установлении и реализации права на получение двух пенсий одновременно; 3) в регулировании отдельных отношений, связанных с назначением пенсий по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу по призыву.
——————————————————————