Защита социальных прав лиц, подвергшихся политическим репрессиям

(Тимуш А.)

(«Законность», 2006, N 11)

ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЦ,

ПОДВЕРГШИХСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ

А. ТИМУШ

А. Тимуш, прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.

Государственная защита от злоупотреблений властью гарантируется каждому Конституцией РФ. Основной Закон закрепляет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. ст. 52 и 53).

Поскольку политические репрессии в нашей стране имели многолетний и массовый характер, 18 октября 1991 г. принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», призванный установить основные механизмы реабилитации всех жертв политических репрессий на территории России, начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 г., определить порядок восстановления в гражданских правах, устранения иных последствий произвола в том числе посредством компенсационных выплат.

Закон установил упрощенные процедуры восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, получение ими определенных льгот и компенсаций.

Так, в ранее действовавшей редакции ст. 16 Закона был установлен перечень льгот для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных, имеющих инвалидность и являющихся пенсионерами.

Теперь механизм осуществления мер социальной поддержки реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается Законом РФ от 18 октября 1991 г. и законами субъектов Федерации. Определен и порядок финансирования мер социальной поддержки подвергшихся политическим репрессиям из бюджетов соответствующих субъектов РФ.

Законом Санкт-Петербурга от 8 мая 2003 г. были установлены ежемесячные пожизненные компенсационные выплаты в размере 125% от величины базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, подвергшихся политическим репрессиям не только в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе «рабочих колоннах НКВД», но и в виде иных ограничений прав и свобод.

Эта компенсационная выплата была предусмотрена и принятым позже Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге».

Между тем в начале 2005 г. в прокуратуру города стали поступать многочисленные обращения граждан по фактам отказа районных отделов социальной защиты населения в постановке на учет как получателей компенсационных выплат от лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а впоследствии реабилитированных в установленном порядке. Поводом для такого отказа стало отсутствие в перечне льготных категорий детей репрессированных.

Изучение доводов граждан показало, что эта категория лиц, безусловно подвергшихся ограничениям прав и свобод по политическим мотивам, была незаконно исключена из сферы действия Закона Санкт-Петербурга «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным».

По итогам проверки прокуратура города внесла представление вице-губернатору Санкт-Петербурга об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, которое, однако, было оставлено без удовлетворения.

Используя полномочия, предоставленные прокурору Гражданским процессуальным кодексом и Законом о прокуратуре, руководствуясь Приказом Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве», в 2005 г. прокуроры обратились в суды Санкт-Петербурга с исковыми заявлениями в защиту интересов лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных.

В течение 2005 г. прокурор Санкт-Петербурга и прокуроры районов города предъявили в суды 1757 заявлений в защиту интересов граждан на сумму 19911 тыс. руб. Среди них 323 заявления — о защите нарушенных пенсионных и иных социальных прав. Из этого числа следует выделить 307 заявлений с требованием обязать администрации районов Санкт-Петербурга назначить гражданам компенсационные выплаты в соответствии с Законами Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» и «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным».

В обоснование заявленных исковых требований было указано, что ст. ст. 1.1-3 Закона РФ от 18 октября 1991 г. устанавливают круг лиц, признаваемых подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, а также пострадавшими от политических репрессий.

Поскольку лица, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, ст. 1.1 Закона отнесены к подвергшимся политическим репрессиям, а в ст. 1 этот вид репрессий отдельно не упоминается, следовательно, реабилитированные граждане этой категории признаются подвергшимися иным ограничениям прав и свобод.

Кроме того, все дети репрессированных лиц Оперативным Приказом НКВД СССР N 00486 от 15 августа 1937 г. фактически признавались социально опасными и к ним применялись существенные ограничения прав и свобод, в том числе: принудительное лишение родительской опеки, жилой площади, имущества, лишение возможности получить необходимое образование и реализовать свое право на труд, лишение возможности выбирать место жительства, установление наблюдения НКВД за учебой и воспитанием и т. п.

Правильность подхода прокуратуры города, обоснованность доводов исковых заявлений, предъявляемых прокурорами в защиту социальных прав граждан, подтверждена решениями судов, удовлетворивших предъявленные требования. В 2005 г. судами Санкт-Петербурга рассмотрено 1443 иска (заявления) прокуроров, из них удовлетворено 1219 заявлений на сумму 16840 тыс. руб., 190 дел прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора на сумму 2034 тыс. руб.

В защиту пенсионных и иных социальных прав в 2005 г. рассмотрено 71 исковое заявление прокурора, из них удовлетворено 67 исков на сумму 311 тыс. руб. и 4 дела прекращены ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора на сумму 59 тыс. руб.

Последовательная, основанная на требованиях действующего законодательства позиция прокуратуры привела к долгожданным изменениям в законодательстве города о компенсационных выплатах. Законом Санкт-Петербурга от 16 января 2006 г. N 747-2 в Закон Санкт-Петербурга от 8 мая 2003 г. N 181-20 «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным», неточность формулировок которого привела к многочисленным нарушениям прав граждан, внесены необходимые изменения. С 4 февраля 2006 г. лица, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, включены в перечень категорий граждан, подвергшихся политическим репрессиям, установлен размер соответствующих компенсационных выплат.

Такие результаты достигнуты в значительной степени благодаря выступлениям прокуроров в средствах массовой информации, которые позволили донести необходимые сведения до большого круга граждан, ограниченных в силу возраста и иных причин в возможности самостоятельно защищать свои интересы.

Следует отметить, что только системный и последовательный подход к организации исковой работы со стороны районных прокуроров и заинтересованность каждого работника позволят прокуратуре реально защитить права тех лиц, которые в этом нуждаются.

Основная задача на этом участке работы — активизация использования гражданско-правовых мер защиты прав граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья и других уважительных причин не могут самостоятельно защитить свои интересы в суде. Эффективность работы будет зависеть от максимального сокращения сроков с момента выявления нарушений законодательства до дня обращения с соответствующим заявлением в суд, принятия предусмотренных законом мер к скорейшему рассмотрению судами исков и заявлений прокуроров, постоянного внимания к вопросам реального исполнения решений об удовлетворении требований прокурора.

——————————————————————