Трудовой стаж работы на медицинских должностях в военных комиссариатах должен засчитываться в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии
(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 4)
ТРУДОВОЙ СТАЖ РАБОТЫ НА МЕДИЦИНСКИХ ДОЛЖНОСТЯХ В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ ДОЛЖЕН ЗАСЧИТЫВАТЬСЯ В ЛЬГОТНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ
А. В. ЕФРЕМОВ
Ефремов Андрей Валентинович, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.
В статье рассмотрен вопрос о зачете трудового стажа на медицинских должностях в военных комиссариатах в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии, который обусловливает проблемы правоприменительной практики.
Ключевые слова: досрочная пенсия, трудовая пенсия, медицинский стаж, военный комиссариат, военно-медицинская служба.
Seniority of work for medical positions in the military commissariat should be counted toward the preferential seniority for purposes of early retirement A. V. Efremov
The article addressed the issue of classification seniority in the medical positions in the military commissariat in the preferential seniority for purposes of early retirement, which leads to problems of law enforcement.
Key words: early retirement benefits, retirement pension, medical record, Military Commissariat, military-medical service.
В ранее действовавшем пенсионном законодательстве право на досрочное назначение трудовой пенсии называли правом на льготную пенсию. В настоящее время если трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) (мужчины — 60 лет, а женщины — 55 лет), то ее называют досрочной. С 1 января 2002 г. в России началась полномасштабная пенсионная реформа. С этой даты вступили в силу новые пенсионные законы, в соответствии с которыми производится назначение пенсий. В пенсионной системе Российской Федерации можно выделить два типа пенсий. Первый из них — это пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Они предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования и выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Второй, основной, тип пенсий — это трудовые пенсии. Право на получение трудовой пенсии возникает в связи с уплатой в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Установление трудовых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Трудовые пенсии за выслугу лет, согласно прежнему пенсионному законодательству, могли устанавливаться различным категориям работников, в частности работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Указанные пенсии предусматривались ст. 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Формальная отмена с 1 января 2002 г. пенсий за выслугу лет как института трудовых пенсий не означает, что указанные работники лишились особенностей в пенсионном обеспечении. В новом пенсионном законодательстве эти пенсии трансформировались в трудовые пенсии по старости, назначаемые досрочно (т. е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин). Соответственно, и упомянутым работникам, занимавшимся лечебной деятельностью, Законом о трудовых пенсиях предоставлено право на досрочные трудовые пенсии по старости. При этом для назначения такой пенсии, как и ранее для установления пенсии за выслугу лет, возраст гражданина значения не имеет, а требуется лишь выработать медицинский стаж определенной продолжительности. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью (ранее — правом на пенсию за выслугу лет) пользуются не все работники, которые такой деятельностью занимаются. Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости медицинским работникам указаны в ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Согласно п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, как и в период действия Закона о государственных пенсиях, новое пенсионное законодательство делегировало Правительству Российской Федерации полномочия принимать очень важные документы по вопросам досрочного пенсионного обеспечения. С момента вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (1 января 2002 г.) при назначении досрочных пенсий медицинским работникам применялись нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые в период действия прежнего пенсионного законодательства: Список профессий и должностей, Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги, соответственно утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066. Установление досрочных пенсий по старости медицинским работникам с применением указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации производилось на основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных Федеральных законов, могли применяться в части, не противоречащей этим Федеральным законам. С 14 ноября 2002 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 29 октября 2002 г. N 781 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Постановление от 29 октября 2002 г.). Постановление от 29 октября 2002 г., наряду с решением других вопросов пенсионного обеспечения различных категорий граждан, утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Список, утвержденный Постановлением от 29 октября 2002 г.), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Правила, утвержденные Постановлением от 29 октября 2002 г.). Соответственно, прежние нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления пенсий за выслугу лет медицинским работникам, которые применялись при назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения до вступления в силу Постановления от 29 октября 2002 г., при определении права на указанную пенсию в настоящее время не применяются. Как и по прежнему законодательству, право на льготы в пенсионном обеспечении имеют только врачи и соответствующие медицинские работники, относящиеся к среднему медицинскому персоналу. Среди врачей правом на рассматриваемую пенсию пользуются все врачи-специалисты независимо от наименования (на что специально указано в Списке; в Списке, утвержденном Постановлением от 22 сентября 1999 г., такого уточнения не было), кроме врачей-статистиков, в том числе врачи — руководители учреждений и их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность. Соответственно, правом на «медицинскую» пенсию как руководитель учреждения имеет главный врач, но, естественно, при том условии, что он занимается врачебной деятельностью; это, как правило, подтверждается приказом по учреждению. Аналогично решается вопрос и в отношении заместителя главного врача. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения осуществляется по нормам подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В соответствии с ним, как уже указывалось, право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Право выхода на трудовую пенсию по старости независимо от возраста и требование к стажу работы сохранились из предыдущего законодательства. Причем в новом законодательстве не дается четкой формулировки понятия «стаж на соответствующих видах работ». Исходя из правового смысла данной формулировки, стаж на соответствующих видах работ — это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следует указать, что до 1 января 2009 г. ст. 28 Закона о трудовых пенсиях содержала условие о работе медицинских работников только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Норма подп. 11 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях была признана Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 3 июня 2004 г. N 11-П) противоречащей Конституции Российской Федерации. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях были внесены соответствующие изменения, действие которых в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяется на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 г. Как было указано выше, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, регулируют Правила, утвержденные Постановлением от 29 октября 2002 г., которые по своей структуре трансформированы, но в целом по существу принципиальных изменений не претерпели. Работа в любой должности, поименованной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением от 29 октября 2002 г. В соответствии с п. 4 Правил в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только те периоды, когда медицинский работник выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, по занимаемой им должности. Данное правило распространяется на периоды работы после 1 ноября 1999 г. Однако для медицинских работников, занятых в должности «главная медицинская сестра», это требование применяется ко всем периодам работы в этой должности. Периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Постановлением от 29 октября 2002 г., засчитываются с 1 ноября 1999 г. в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Что касается сокращенной продолжительности рабочего дня, установленной для отдельных должностей, то согласно ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности» утверждены Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов, условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю. Данными Перечнями установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности, характера и условий труда продолжительность рабочего времени может составлять 36, 33, 30 и 24 часа в неделю. Если работа выполнялась в нескольких должностях и учреждениях, указанных в Списке, на условиях неполного рабочего дня, то производится суммирование объема работы работника в должностях, предусмотренных Списком, по всем местам работы. Действующими Правилами, так же как и ранее, сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций (воинских частей) независимо от их наименования и ведомственной принадлежности (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781). Однако в отличие от ранее действовавших Правил в указанный п. 6 включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, а также группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы, стационары. Наиболее характерные проблемные ситуации при назначении пенсий медицинским работникам заключаются в следующем. Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периодов работы до 1 ноября 1999 г., работники территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) зачастую неправомерно пользуются Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, полагая, что отсутствие в ней определенной должности является основанием для отказа в назначении пенсии. Между тем эта Номенклатура принята в 1999 г. и в нее не включено большое количество должностей, существовавших в 1970, 1980 и 1990 гг.; Территориальный орган ПФР в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан применяет несколько вариантов подсчета пенсии. Распространенный вариант: «в рамках Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года» и «без учета этого Постановления». В результате в каждом из вариантов какие-то периоды включаются, какие-то — нет, и в итоге ни один из вариантов не дает права на назначение досрочной пенсии. На самом деле вариант может быть только один — на основании закона, с учетом правовых позиций, изложенных в этом и других постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Работники территориального органа ПФР нередко произвольно применяют разные правила и списки к различным периодам, нарушая правила действия нормативных правовых актов во времени. Это, конечно же, самые распространенные препятствия на пути к назначению досрочной пенсии. Есть и другие: например, отсутствие статуса юридического лица у медицинского учреждения в какой-то период времени или трудность правильного подсчета стажа медикам, которые какое-то время проходили военную службу на медицинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации или на гражданских должностях в различных подразделениях военно-медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам автор хотел бы в качестве примера привести решение по делу N 2-334/10, рассмотренное в судебном заседании 12 августа 2010 г. в Комаричском районном суде Брянской области <1>, который, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периодов работы в должности диетсестры, фельдшера и медицинской сестры, установил буквально следующее: ——————————— <1> URL: http:// komarichsky. brj. sudrf. ru/ modules. php? name= docum_sud&id;=267&cl;=1
«Заявительница обратилась в суд с заявлением об установлении периода ее работы в должности диетсестры пищеблока Керченской городской больницы N 2 с 28 марта 1986 г. по 5 августа 1986 г., фельдшера военного комиссариата Комаричского района Брянской области с 26 января 2000 г. по 1 марта 2001 г., медицинской сестры МОУ «Комаричская средняя школа N 2» со 2 марта 2001 г. по 9 января 2006 г., указывая на то, что на данных должностях ее деятельность была направлена на охрану здоровья населения, в связи с чем данные периоды работы должны быть включены в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании заявительница поддержала свои требования и просила их удовлетворить. Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Комаричском муниципальном районе Н. и С. заявленные требования не поддержали и просили их оставить без удовлетворения, так как должность диетической сестры пищеблока не поименована Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, работа в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района не может быть включена в стаж, так как учреждение «военный комиссариат» не поименовано в Списках учреждений здравоохранения, работа в должности медицинской сестры МОУ «Комаричская средняя школа N 2» также не поименована в списках учреждений здравоохранения. Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, судом установлено. К. работала в период с 28 марта 1986 г. по 5 августа 1986 г. в должности диетсестры пищеблока Керченской городской больницы N 2, с 26 января 2000 г. по 1 марта 2001 г. — в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района, со 2 марта 2001 г. по 9 января 2006 г. — в должности медсестры МОУ «Комаричская средняя школа N 2», что подтверждается копией трудовой книжки и другими материалами дела. Согласно должностным обязанностям фельдшера военкомата К. осуществляла работу по обследованию граждан, проходящих службу в ВС Российской Федерации, подготовку и проведение диспансерных осмотров, планирование и проведение лабораторных исследований и профилактических прививок всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, производила контрольные осмотры призывников и осуществляла другие мероприятия, направленные на организацию профилактики и лечения призывников. Согласно должностным обязанностям медицинской сестры МОУ «Комаричская средняя школа N 21» К. обеспечивала соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в школе, оказывала неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим вызовом врача к больному или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, принимала участие в медицинских осмотрах школьников, проводя ежедневно амбулаторный прием заболевших учеников и сотрудников школы, оказывала неотложную доврачебную помощь, проводила осмотр детей на педикулез, инфекционные заболевания, участвовала в обследовании детей на туберкулез, осуществляла контроль за соблюдением санитарно-эпидемического режима школы и пищеблока, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, проводила плановые профилактические прививки учащимся, а также выполняла другие мероприятия, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни в школе. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным тем же Постановлением, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке. В судебном заседании установлено, что заявительница, работая в Комаричской средней школе N 2 медицинской сестрой и военном комиссариате Комаричского района фельдшером, непосредственно занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанные должности предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. В данном Списке должность «диетсестра» не предусмотрена. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК Российской Федерации, суд решил: заявленные требования К. удовлетворить частично. Включить в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы К. с 26.01.2000 по 01.03.2001 в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района Брянской области, с 02.03.2001 по 09.01.2006 — в должности медсестры МОУ «Комаричская средняя школа N 2″ Брянской области. В остальной части иска отказать». Таким образом, рассматривая основные причины серьезных затруднений в назначении медицинским работникам досрочных трудовых пенсий по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на то, что они связаны с тем, что претерпело изменения не только законодательство, регулирующее пенсионные вопросы, но и отраслевые нормативные правовые акты. В силу различных причин произошедшие изменения не учитываются работодателем. Вследствие этого наименования должностей медицинских работников и учреждений здравоохранения (их структурных подразделений) не соответствуют Спискам должностей и учреждений, а также Перечню структурных подразделений, поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. А ведь именно в соответствии с ними назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с применением правил льготного исчисления стажа). Еще одно важное обстоятельство, на которое автору настоящей статьи хотелось бы обратить внимание читателей: в Закон о трудовых пенсиях и в подзаконные акты внесены некоторые изменения, ограничивающие право медицинских работников на досрочные трудовые пенсии по старости. Между тем органы ПФР при рассмотрении заявлений медицинских работников о назначении им досрочных пенсий занимают нередко ошибочную позицию. Нередко они руководствуются лишь новым пенсионным законодательством о порядке и условиях назначения пенсий на льготных условиях и правилах исчисления «специального» стажа работы. По мнению автора, такая их позиция противоречит законодательству, поскольку законы не имеют обратной силы. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П было определено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение), на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. Указанным документом Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что при решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства.
——————————————————————