Защита права на получение трудовой пенсии по выслуге лет
(Мирина Н. В.) («Цивилист», 2011, N 2)
ЗАЩИТА ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ
Н. В. МИРИНА
Мирина Нина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета.
Прошло девять лет с того момента, как Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <1> (далее — Постановление N 781) были утверждены новые правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости <2>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920. <2> СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4393.
Согласно указанному Постановлению при назначении трудовой пенсии по старости досрочно в специальный стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений лишь за период до 1 ноября 1999 г. Как показывает практика, несмотря на то, что эта норма явно противоречит основам Конституции РФ, а в частности ч. 1 ст. 15; ч. 2 ст. 19; ст. 39; ст. 55 Конституции РФ, управлениями Пенсионного фонда всех субъектов РФ продолжают нарушаться права и законные интересы лиц, работающих в сфере дошкольного образования в нашей стране. В связи с этим суды, в частности Волгоградской области, переполнены исковыми заявлениями заведующих и методических работников детских садов, пытающихся отстоять свое право на получение досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих исковых заявлений заведующие и методические работники указывают, что ГУ-УПФ РФ по Волгоградской области нарушаются положения Конституции РФ. Как правило, суды удовлетворяют требования работников дошкольных образовательных учреждений и обязывают ГУ-УПФ РФ назначить выплату досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих решений суды ссылаются на недопустимость нарушения положений Конституции РФ, а также в отдельных случаях положений Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П <3>. Однако процесс защиты прав занимает у педагогов длительное время. ——————————— <3> СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2476.
Вот какую оценку судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда дала решению ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет заведующей детского дошкольного учреждения г. Волгограда. М. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование своего заявления М. указала на то, что она с января 1978 г. работала воспитателем в детском саду, а с сентября 1988 г. и по настоящее время работает в должности заведующей муниципальным дошкольным учреждением. Однако решением ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда от 17 марта 2005 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии на том основании, что отдельные периоды работы в детских комбинатах не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку наименование «Детский комбинат» в соответствии с Постановлением N 781 не является нормативным и не предусмотрено Списком должностей работников, педагогическая деятельность которых в учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет. Кроме того, отдельные периоды работы в должности заведующей детским садом также не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением N 781, работа в должности заведующего детским садом засчитывается в специальный стаж до 1 ноября 1999 г. Данное решение, по мнению истицы, является незаконным. Судом первой инстанции требования М. удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда назначить М. досрочную трудовую пенсию. С принятым судебным актом ГУ-УПФ РФ не согласилось и в кассационной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда пришла к следующему выводу. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2010 г.) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях «заведующий» в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах и дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в детских садах всех наименований и яслях-садах. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Исходя из смысла ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд РФ в Определении от 6 декабря 2001 г. N 310-О указал, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом <4>, запрет дискриминации в области образования <5>, равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала <6>. Реализуя эти принципы, ст. 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 г. прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране. ——————————— <4> См.: статью 26 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» от 23 марта 1976 г. // http://www. online. lexpro. ru. <5> См.: Конвенция ООН от 14 декабря 1960 г. «О борьбе с дискриминацией в области образования» // http://www. online. lexpro. ru. <6> См.: ст. ст. 9, 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // http://www. online. lexpro. ru.
Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. Поэтому исключение должности заведующего дошкольного образовательного учреждения с 1 ноября 1999 г. из Списка должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, является неправомерной. Как установлено судом, М. с 1978 г. и по настоящее время работает в учреждениях для детей и занимается педагогической деятельностью, и включение в стаж ее работы лишь отдельных периодов при их тождественности суд правильно признал незаконным, нарушающим права гражданина. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ учреждения и организации создаются в любой форме, предусмотренной законом, вследствие чего детский комбинат, как и ясли-сад либо школа-сад, исходя из задач и выполняемой деятельности, является организацией, связанной с образованием детей. Кроме того, в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. N 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений — яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название «Ясли-сад», поэтому учредители детских дошкольных учреждений должны были использовать именно такое наименование. Таким образом, судебной коллегией по гражданским делам был сделан вывод о правомерности требований М. и обоснованности решения суда первой инстанции о понуждении ГУ-УПФ РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда о назначении М. досрочной трудовой пенсии по выслуге лет.
——————————————————————