Кому положены льготные пенсии. Собрался на пенсию завтра — проверь документы сегодня
(Герасимов А.)
(«Административное право», 2012, N 3)
КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТНЫЕ ПЕНСИИ.
СОБРАЛСЯ НА ПЕНСИЮ ЗАВТРА — ПРОВЕРЬ ДОКУМЕНТЫ СЕГОДНЯ
А. ГЕРАСИМОВ
Александр Герасимов, практикующий юрист.
Трудовые пенсии по старости по общему правилу назначаются при достижении мужчинами 60 лет, женщинами — 55 лет. Вместе с тем законодатель предусмотрел и более ранние возрасты, при достижении которых мужчинам и женщинам назначаются пенсии. Перечень условий труда, профессий и должностей, работа на которых дает право на получение пенсии по старости на льготных условиях, определены в ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В общем, эту льготную категорию граждан можно разделить на две группы.
К первой группе следует отнести работников, проработавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Мужчины имеют право на назначение пенсии по старости при достижении ими возраста 50 лет и стаже работы в перечисленных условиях труда не менее 10 лет. Женщины вправе требовать назначения им пенсии при достижении 45 лет и стаже работы в перечисленных условиях не менее 7,5 года.
Если работники проработали в перечисленных условиях труда не менее половины льготного стажа, пенсия по старости может быть назначена таким работникам ранее установленного общего возраста, но так, что общий требуемый возраст уменьшается на один год за каждый отработанный год в перечисленных условиях. Покажем на примере. Мужчина отработал на подземных работах 8 лет. Для требуемого льготного стажа работы в данных условиях мужчине не хватает 2 лет (10 лет требуется по закону, мужчина работал в подземелье только 8 лет), и в то же время имеется превышение половины льготного стажа на 3 года. Пенсия по старости в данном случае может быть назначена при достижении мужчиной возраста 57 лет. (60 лет — общий возраст назначения пенсии по старости, но учитывая, что мужчина превысил половину льготного стажа на 3 года, понижается, соответственно, и возраст назначения пенсии на три года.)
Ко второй группе граждан относятся лица, проработавшие в тяжелых условиях труда. Мужчинам пенсия назначается по достижении 55 лет и стажа работы в тяжелых условиях труда не менее 12,5 года. Женщинам пенсия назначается по достижении ими 50 лет и стаже работы в указанных производствах не менее 10 лет. Но в отличие от правила назначения пенсии по первому варианту, когда работники отработали не менее половины требуемого стажа, пенсия на льготных условиях этой категории работников назначается по следующему правилу. У таких людей возраст назначения пенсии по старости уменьшается на один год за каждые отработанные сверх половины полного требуемого стажа: мужчинами — 2,5 года, женщинами — 2 года. Например, женщина отработала в тяжелых условиях всего 8 лет, т. е. больше половины требуемого для назначения льготной пенсии стажа на 3 года. Пенсия по старости может быть назначена при достижении женщиной возраста 54 лет.
Автор статьи не ставит цель перечислить все условия труда, профессии и должности, работа на которых дает право на назначение льготной пенсии по старости, т. е. при пониженном возрасте. Их читатели могут найти в названных статьях Закона «О трудовых пенсиях», а также в следующих Постановлениях Правительства:
— Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости…»;
— Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей, показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
— Постановление Совета Министров СССР от 1956 года N 1173, в отношении льготного стажа, заработанного до 1 января 1992 года;
— Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При отказе в назначении льготной пенсии граждане могут обратиться с иском в районный суд по месту нахождения пенсионного органа, давшего такой отказ.
Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения заявлений граждан с несогласием этих граждан с отказом в назначении трудовой пенсии на льготных условиях и свои руководящие указания изложил в Постановлении Пленума от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», с отдельными выдержками из которого автор считает необходимым ознакомить читателей.
Высокий Суд РФ записал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 — 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых работал истец и т. п.).
Далее Верховный суд записал, как следует рассматривать иски медицинских, педагогических работников и иски людей творческих профессий театрально-зрелищных организаций.
При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 — 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу части 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 35, частей 1 и 3 статьи 37, частей 1 и 2 статьи 39 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 — 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закрепленное за учреждениями имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания частей 1 и 2 статьи 19, частей 1 и 2 статьи 39 и частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Практика рассмотрения судами исков граждан на отказ органов пенсионного обеспечения принять во внимание льготный стаж работы и таким образом досрочно назначить пенсию по старости показывает, что уже сейчас граждане, намеревающиеся обратиться в пенсионный фонд для досрочного назначения пенсии и полагающие, что имеют соответствующий стаж работы для назначения льготной пенсии, должны ознакомиться с перечисленными нормативными документами, определяющими специальный стаж работы гражданина. Ознакомившись, необходимо проверить свои документы, определяющие право на досрочное назначение пенсии по старости на предмет их соответствия требованиям, установленным перечисленными нормативными актами. Суды спрашивают все: и приказы о приеме (переводе) на работу, и приказы об увольнении с работы, и учетные формы Т-2 (карточки личного учета работников), и наряды выполненной работы, и лицевые счета по начислению заработной платы. Эти документы необходимо представить суду.
——————————————————————