Что гарантирует гарантия, или Четыре важных факта о гарантийном сроке
(Смирнов А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 42)
ЧТО ГАРАНТИРУЕТ ГАРАНТИЯ,
ИЛИ ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ ФАКТА О ГАРАНТИЙНОМ СРОКЕ
А. СМИРНОВ
Алексей Смирнов, юрист, г. Москва.
«Гарантийный срок — 30 дней» — такое объявление наверняка приходилось видеть каждому в магазине непродовольственных товаров. Но что значит это объявление? Какие права есть у покупателя в течение срока гарантии и как правильно эти сроки определять?
Зачем нужна гарантия
Начнем с основополагающего вопроса: зачем нужен гарантийный срок, если и Закон о защите прав потребителей, и Гражданский кодекс говорят, что производитель должен обеспечить возможность использования товара по назначению в течение всего срока его службы (ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»)?
Разница же между поломкой в гарантийный срок и вне гарантии заключается в том, что, если вещь сломалась во время гарантийного срока, она априори считается некачественной и покупатель не должен это доказывать (п. 6 ст. 5 и п. 6 ст. 18 Закона N 2300-1). Наоборот, продавец или производитель должен будет доказать, что причина поломки никак не связана с качеством проданного товара (например, что причиной поломки стала неправильная эксплуатация: прибор на 12 вольт был включен в сеть на 220 или товар был подвергнут механическому воздействию — падению, воздействию кислоты, жидкости и т. п.).
Если же товар сломался вне срока гарантии, то бремя по доказыванию причины поломки и ее связи с качеством товара целиком ложится на плечи покупателя (п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ). Таким образом, наличие гарантии существенно облегчает жизнь покупателю — достаточно прийти и сказать: «Сломалось». Все остальное — уже проблема продавца или изготовителя.
Всему свое время
С тем, что такое гарантийный срок и зачем он нужен, мы разобрались. Давайте теперь поговорим о не менее важном: как определять срок гарантии? Тут есть несколько нюансов. Первый из них — это дата начала срока.
Отсчет срока по большинству вещей начинается со дня, следующего за покупкой, то есть день покупки в срок гарантии не входит. В то же время есть исключения, когда срок гарантии начинает отсчитываться с более позднего момента.
Так, по сезонным вещам (шубам, например, или летней обуви), купленным не в сезон, сроки гарантии начинают отсчитываться не со дня, следующего за днем покупки, а с первого дня соответствующего сезона (п. 2 ст. 19 Закона N 2300-1). Установление этих дат отнесено к компетенции органов власти субъектов РФ. Например, в Москве зимний сезон начинается с 1 ноября, весенний — с 1 марта, летний — с 1 мая, а осенний — с 1 сентября (Постановление Правительства г. Москвы от 16.07.2013 N 466-ПП). Это значит, что если вы купили шубу со скидкой в мае, то гарантийный срок на нее начнется только 1 ноября.
Попутно следует рассказать еще об одном излюбленном ходе продавцов: на вещи, проданные со скидкой, гарантия не распространяется. Это действительно может быть так, если скидка предоставлена из-за изъяна товара, что оговорено при продаже (письменно, конечно). В таком случае наличие оговоренного дефекта, из-за которого предоставлена скидка, не может быть основанием для обращения к продавцу (ст. 18 Закона N 2300-1). Если же скидка предоставляется вне связи с качеством товара, то на него распространяются общие правила о гарантии.
Особые правила установлены для тех вещей, которые требуют подключения, — для стиральных машин, газовых плит, смесителей, сантехники и тому подобных вещей, если по договору продавец обязался их подключить. В таком случае срок годности начнет действовать с даты подключения (п. 2 ст. 19 Закона N 2300-1). Аналогичное правило распространяется и на товары, которые поставляются в разобранном виде (например, на мебель), при наличии обязательства продавца провести сборку.
Что касается товаров, которые продаются по образцам или дистанционно, на них сроки гарантии начинают исчисляться с момента доставки товара покупателю (п. 2 ст. 19 Закона N 2300-1).
Второй важный момент при исчислении срока — это его приостановление на время ремонта. Так, в срок гарантии не включается время, которое товар находился в ремонте (п. 3 ст. 20 Закона N 2300-1), то есть срок гарантии продлевается на время ремонта.
И еще один нюанс: гарантийный срок может начать течь заново, если продавец или изготовитель бракованного товара решит его не ремонтировать, а заменить на новый. Так что, даже если вещь сломалась в последний день гарантийного срока, а продавец решил, что отремонтировать вещь нельзя и заменил ее новой, срок гарантии начнет течь заново (п. 2 ст. 21 Закона N 2300-1).
Мало не бывает
Вернемся к объявлению о гарантийном сроке в 30 дней. Нам предстоит разобраться: какой продолжительности может быть гарантийный срок, кто его устанавливает и в каком документе это закрепляется?
Начнем с того, что установление гарантийного срока — это право (а не обязанность!). И этим правом Закон N 2300-1 наделяет в первую очередь изготовителя товара. Продавец может устанавливать гарантийный срок в двух случаях:
— когда гарантийный срок не установлен изготовителем;
— когда речь идет о дополнительном гарантийном сроке.
Остановимся на этих двух моментах чуть подробнее.
Срок гарантии, установленный изготовителем, согласно требованиям ст. ст. 10 и 19 Закона N 2300-1, должен содержаться в информации о товаре. В переводе с юридического языка это означает, что узнать о сроке гарантии покупатель может из инструкции к товару, иных прилагаемых документов или информация о гарантийном сроке должна содержаться на этикетке. Соответственно, если такой информации нет, можно считать, что изготовитель не установил срок гарантии. А значит, такое право имеется у продавца. Но и в этом случае информация о сроке гарантии должна содержаться не в объявлении, а в информации о товаре, например на кассовом или товарном чеке.
Однако тут есть небольшая хитрость — чаще всего производители все же устанавливают сроки гарантии на свои товары, но не всегда размещают эту информацию в сопроводительных документах. Особенно если речь идет об импортном товаре. В таком случае при поломке вещи за пределами гарантийных сроков, установленных продавцом, можно попробовать узнать, какой же был гарантийный срок изготовителя. Эту информацию возможно найти в сертификатах соответствия и в таможенных документах. Заметим, что информацию о сертификатах продавец обязан представлять покупателю в силу требований ст. 10 Закона N 2300-1. Ну а таможенные документы всегда можно попросить представить через суд (если дело дойдет до него).
Если выяснится, что изготовитель изначально установил больший срок, чем продавец, то действовать будет срок, установленный изготовителем. И тут возникает вопрос: можно ли считать гарантию, установленную продавцом, в таком случае дополнительной? К сожалению, закон не дает нам такой возможности, поскольку в п. 7 ст. 5 Закона N 2300-1 говорится, что дополнительная гарантия от продавца должна оформляться договором между продавцом и покупателем. Причем договор должен включать в себя условия о содержании дополнительного обязательства продавца, сроке его действия и порядке осуществления потребителем прав по такому обязательству. А это значит, что надписи о гарантии на кассовом чеке или вложения условий гарантии в коробку с покупкой для признания ее дополнительной может оказаться недостаточно, если в данном документе не перечислены все вышеназванные условия.
На подмену
Наконец, еще одна немаловажная особенность гарантийного срока. Согласно п. 2 ст. 20 Закона N 2300-1 в тех случаях, когда сломавшаяся вещь передается в ремонт, покупатель имеет право потребовать предоставления ему на время ремонта подменной вещи, то есть другой с аналогичными свойствами. Правда, это правило распространяется не на все товары, а только на товары длительного пользования, за исключениями, установленными Правительством РФ. К этим исключениям относится различная авто — и мототехника, товары личной гигиены и медицинские товары (электробритвы, электрофены, электрические зубные щетки и т. п.), электроприборы для термической обработки пищи и гражданское оружие. С полным Перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Точно такой же порядок действует и при замене бракованного товара, если для такой замены нужно более семи дней.
Надо отметить, что подменный товар предоставляется не автоматически, а лишь по требованию клиента. Поэтому нужно подготовить соответствующее заявление в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю, сервисной организации), а на втором делается отметка о том, что продавец данное заявление получил. Если продавец такую отметку ставить отказывается, придется воспользоваться услугами почты или курьерских служб (обязательно составляйте опись вложения, чтобы иметь документ, подтверждающий вручение не просто письма, а письма с заявлением!).
Закон отводит продавцу три дня на предоставление замены. Если продавец заявление проигнорировал и не предоставил подменный товар, потребитель вправе взять похожий товар в аренду, а расходы на нее впоследствии взыскать с продавца. Тут, несомненно, возникает большой соблазн арендовать нужную вещь у родственника или знакомого. Но прежде чем поступить так, надо учесть два момента:
1. С таким арендодателем нужно будет заключить официальный письменный договор, а факт получения денег зафиксировать распиской.
2. Этот документ предполагает публичность: его придется предъявлять продавцу и, возможно, в суде. А значит, этими деньгами вполне может заинтересоваться налоговая. И как следствие, родственнику или знакомому нужно будет в срок до 30 апреля года, следующего за тем, которым датирована расписка о получении денег, подать декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговую инспекцию по месту жительства. И потом по требованию инспекции заплатить налог 13% от суммы, указанной в расписке. При этом надо помнить, что уплата налога никак не связана с тем, удастся ли вам, как потребителю, взыскать эти деньги с продавца.
——————————————————————