Отдельные вопросы статуса руководителя акционерного общества и его гражданско-правовой ответственности в акционерных обществах по законодательству Франции

(Чеховская С. А.) («Юридический мир», 2011, N 3)

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА <1> И ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ <*>

С. А. ЧЕХОВСКАЯ

——————————— <1> В статье речь пойдет о societe anonyme (SA), которые условно можно рассматривать как эквивалент открытого акционерного общества по российскому законодательству. <*> Chekhovskaya S. A. Certain issues of status of director of joint-stock society and his civil-law responsibility in joint-stock societies under the legislation of France.

Чеховская Светлана Алексеевна, доцент кафедры предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора журнала «Труды молодых исследователей по сравнительному праву», кандидат юридических наук.

Статья посвящена общим правовым вопросам, связанным с определением статуса руководителя в акционерных обществах, создаваемых по законодательству Франции, а также порядку привлечения указанного лица к гражданско-правовой ответственности. В статье затрагиваются проблемы понятия «ошибки управления» как одного из оснований привлечения руководителя к ответственности по французскому законодательству.

Ключевые слова: руководитель акционерного общества, генеральный директор, зарубежное законодательство.

The article is devoted to general legal issues related to determination of status of director of joint-stock society created under legislation of France and also to the procedure of bringing of the said person to civil-law responsibility. The article touches upon the problems of concept «mistakes in management» as one of the grounds for bringing of director to responsibility under the French legislation.

Key words: director of join-stock society, general director, foreign legislation.

Законодательный статус руководителя

Вопрос об ответственности лица, выступающего от имени хозяйственного общества (далее по тексту мы будем употреблять обобщенное понятие «руководитель» <2>), в современный период приобретает в любом правопорядке важнейшее значение <3>. Руководитель, как любое физическое лицо, связанное либо не связанное с юридическим лицом, всегда лично отвечает за свое поведение. Вопрос только об основаниях такой ответственности. В корпоративном законодательстве возникает главный вопрос: как найти баланс между установлением усиленной ответственности руководителя и стимулированием его профессионального поведения, основанного на разумном риске и самостоятельности? Установление личной ответственности руководителя продиктовано прежде всего защитой интересов кредиторов, обеспечением инвестиционной привлекательности общества. ——————————— <2> Термин «руководитель» выбран в качестве обобщающего, поскольку во Франции имеется несколько терминов (directeur general, dirigeant), обозначающих лицо, выступающее от имени общества, кроме того, может использоваться модель управления, не имеющая аналогий в российском праве. <3> См., например: Philippe Jehasse. Responsabilite du dirigeant d’entreprise; Helen Anderson. Directors’ Personal Liability for Corporate Fault. Wolters Kluwer, 2008. В России представлен в Государственную Думу законопроект N 394587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ».

Во французском корпоративном праве, так же как и в российском, используется несколько терминов для обозначения лица, выступающего от имени общества, — directeur general, dirigeant. В российском праве руководитель или единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) — это единственное лицо, которое без доверенности действует от имени общества и в соответствии со ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» <4> представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Во Франции же в соответствии с Коммерческим кодексом Франции (далее — КК Франции) текущее управление в SA может строиться на основе двух моделей. Первая модель предполагает, что руководство обществом может осуществлять Административный совет, возглавляемый Президентом (ст. L225-17), либо другое лицо — генеральный директор (directeur general), назначаемое Административным советом (ст. L225-51-1). Выбор второй модели во Франции стал возможен с 1 января 2002 г. Суть ее состоит в том, что в соответствии со ст. L225-58 КК Франции руководит обществом Директорат, состоящий не более чем из 5 членов. Если акции обращаются на регулируемом рынке, то уставом количество членов Директората может быть увеличено до семи. В обществах, уставный капитал которых не превышает 150 000 евро, функции Директората может исполнять единоличный исполнительный орган (le directeur general unique). ——————————— <4> СПС «КонсультантПлюс».

Если в обществе назначается директор, то по предложению генерального директора Административный совет может назначить одного или нескольких заместителей генерального директора (les directeurs generaux delegues). Количество заместителей определяется уставом, но не может быть более пяти. В соответствии со ст. L225-56 КК Франции Административный совет определяет (по согласованию с генеральным директором) объем и срок полномочий, предоставляемых заместителям. А также в Кодексе прямо установлено, что заместители в отношении третьих лиц имеют те же полномочия, что и генеральный директор. Указанные положения КК Франции для российской корпоративной практики представляют огромный интерес, поскольку российским корпоративным законодательством и судебной практикой заместители генерального директора не приравниваются по статусу к генеральному директору, что создает немало практических проблем <5>. ——————————— <5> В частности, суды формально подходят при применении ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах» и считают, что пункт 2 данной статьи, устанавливающий ответственность единоличного исполнительного органа за убытки, причиненные обществу, не распространяется на лиц, которые занимают должности заместителя руководителя и не выполняют функций единоличного исполнительного органа (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-12695/09 по делу N А32-18264/2008-55/264; Определение ВАС РФ от 02.08.2007 N 8948/07 по делу N А47-8649/2006-7ГК) // СПС «КонсультантПлюс».

Кодекс предусматривает отдельные требования к генеральному директору и его заместителям. Должны являться только физическими лицами. В уставе должен быть предусмотрен предельный возраст, который ограничивается 65 годами. Когда вышеназванные лица достигают предельного возраста, они считаются ушедшими в отставку (ст. L225-54). Одно лицо не может занимать более одной должности в акционерных обществах, расположенных на французской территории (с определенными исключениями, установленными ст. L225-54-1). Объем полномочий генерального директора КК Франции определяет довольно широко. Генеральный директор наделен широчайшими полномочиями действовать от имени общества при любых обстоятельствах. Он осуществляет эти полномочия в пределах целей деятельности общества и за исключением тех, которые закон явно относит к полномочиям собраний акционеров и совета директоров (ст. L225-56). В этой статье также закреплено, что генеральный директор представляет общество в его отношениях с третьими лицами. Общество связано даже теми действиями генерального директора, которые не входят в предмет деятельности общества, если только оно не докажет, что третье лицо знало о том, что действие выходит за рамки этих целей, или не могло не знать с учетом обстоятельств, при этом публикация устава не является сама по себе таким доказательством. Положения устава или решения совета директоров, ограничивающие права генерального директора, не являются обязывающими в отношении третьих лиц. Вышеназванное положение согласуется со ст. 9 Первой директивы ЕС 68/151/EEC от 9 марта 1968 г. <6>, в абзаце первом которой устанавливается, что обязательства общества перед третьими лицами создаются актами его органов, даже если подобные акты не относятся к предмету его деятельности, кроме случаев, когда упомянутые акты совершены с превышением полномочий, которыми закон наделяет или разрешает наделять данные органы. ——————————— <6> URL: http:// eur-lex. europa. eu/ LexUriServ/ LexUriServ. do? uri= CELEX:31968L0151:EN:HTML.

Генеральный директор, а также его заместители могут быть отозваны Административным советом в любое время (ст. L225-55). Важным является также то, что отношения между руководителем и обществом во Франции не являются трудоправовыми. Опыт Франции был бы очень полезен для российской корпоративной практики. Любые нормы о приоритете той или иной отрасли права при регулировании деятельности руководителя не решают проблемы до конца <7>. Например, совершенно тупиковым является вопрос о том, как поступить, если срок трудового договора с руководителем истек, а акционеры не решают вопрос об избрании единоличного исполнительного органа. ——————————— <7> О сложностях закрепления «двойственного» статуса неоднократно писали. См., например: Маковская А. А. Основание и размер ответственности руководителей акционерного общества за причиненные обществу убытки; Шиткина И. С. Соотношение корпоративного и трудового законодательства при регулировании правового положения единоличного и членов Коллегиального исполнительных органов // СПС «КонсультантПлюс».

Гражданско-правовая ответственность

Раздел 8 КК Франции полностью посвящен гражданско-правовой ответственности в акционерных обществах. Статья L225-251 устанавливает индивидуальную или солидарную ответственность руководителя (наряду с членами Административного совета) в отношении общества и третьих лиц. Он отвечает за нарушение законов, регламентов, применяемых к акционерным обществам, устава общества и любые ошибки управления (la faute de gestion), а также за виновные действия, совершенные при управлении обществом. Французские ученые в современных исследованиях не рассматривают первые три из вышеназванных оснований привлечения к ответственности как нуждающиеся в долгих комментариях <8> и называют ошибки управления как наиболее деликатную в правовом смысле тему <9>. ——————————— <8> Amaud Reygrobellet. Le dirigeant de societe anonyme // La direction des societes anonyms en Europe, Vers des pratique harmonisees de gouvernance? Litec, 2009. P. 254. <9> Там же.

Само понятие «ошибка управления» может характеризоваться большим количеством параметров и потому является предметом юридических дискуссий. Подходы к определению данного понятия предлагаются различные: во-первых, отмечается, что руководитель не должен отвечать за ошибки, которые связаны со спецификой его личности, а должен нести ответственность лишь за те, которые касаются его деятельности <10>. Например, в качестве таких ошибок управления рассматривают: ——————————— <10> Droit des societes commerciales 2006 — 2007. 3-me edition. Tome 1. Wolters Kluwer, 2006. P. 775.

— заключение договора с не зарегистрированным в торговом реестре коммерсантом; — недостаточно требовательное взыскание средств с должников общества, без должной заботы и осмотрительности и др. <11>. ——————————— <11> Там же.

При этом различают три формы неосмотрительности руководителя: безрассудство, легкомыслие, некомпетентность. Во-вторых, акцент ставится на том, что ошибкой будет считаться любое действие (бездействие) руководителя не в интересах общества <12>. Либо, наконец, исследователь подходит комплексно и определяет, что критерий ошибки может быть найден в отсутствии заботливости, осмотрительности и противоречии интересам общества <13>. ——————————— <12> Hadji-Artinian S. La faute de gestion en droit des societes. Litec, 2001. P. 16. <13> Paul Le Cannu. Droit des societes. Montchrestien, 2003. P. 465.

В КК Франции нет специальной нормы, закрепляющей добросовестность и разумность лиц, выступающих от имени общества, в доктрине корпоративного права одним из элементов принципа добросовестности рассматривают действия лиц в интересах общества. Судебная практика смотрит на соблюдение интересов общества прежде всего через призму принципа лояльности <14>. В то же время лояльность судами может, например, толковаться как обязанность руководителя не конкурировать с обществом <15>. В соответствии со ст. L225-254 иск о привлечении к ответственности может быть подан в течение трех лет со дня совершения действия, причинившего вред. ——————————— <14> Cass. com. 27 fevr. 1996. <15> Cass. com. 7 juin 1994.

Заключительные положения

В современный период, когда проходит обсуждение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ», проекта изменений в Гражданский кодекс РФ, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108, еще имеется возможность с учетом наработанного опыта правового регулирования и доктрины, принадлежащих к континентальной системе права, улучшить правовой механизм привлечения к ответственности лиц, входящих в органы управления, в том числе и главным образом лиц, выступающих от имени общества.

——————————————————————