Некоторые аспекты организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере размещения заказов и внутреннего финансового контроля (аудита)
(Кочаненко Е. П.) («Законодательство и экономика», 2011, N 3)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА)
Е. П. КОЧАНЕНКО
Статья главного консультанта юридического управления Министерства управления финансами Самарской области, кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры государственного и муниципального управления и правового обеспечения государственной службы НОУ ВПО «Международный институт рынка» Е. П. Кочаненко посвящена рассмотрению практических вопросов построения деятельности государственных (муниципальных) учреждений по осуществлению закупок товаров, работ услуг (формирование документации, определение цены контракта, проведение торгов, заключение контрактов и договоров), организации внутреннего контроля над соблюдением законодательства и локальных нормативных актов при размещении заказов в условиях проводимой бюджетной реформы и совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
В условиях современного нормативно-правового регулирования хозяйственного оборота и участия публично-правовых образований в экономической деятельности государственные (муниципальные) учреждения призваны осуществлять целый комплекс задач и мероприятий, связанных в том числе с организацией размещения заказов. Данные правовые отношения урегулированы в настоящий момент рядом нормативных правовых актов, среди которых центральным является Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон «О размещении заказов»), претерпевший множество редакций и установивший достаточно четкую и жесткую систему размещения заказов — процедур и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных (муниципальных) учреждений, направленных на выбор контрагента и заключение с ним контрактов и договоров. При этом многие государственные (муниципальные) учреждения, которые традиционно испытывают дефицит финансирования и кадровый голод, столкнулись с необходимостью выполнения не только своих основных функций, но и необходимостью организации достаточно трудоемкой и сложной работы по осуществлению закупок, которая предполагает не только грамотное определение своих потребностей, но и проведение сложных многоуровневых процедур торгов, контроль за исполнением заключенных контрактов и договоров, а также соблюдение большого количества обязательных требований, связанных с процедурами размещения заказов. Жесткие требования законодательства о размещении заказов, подкрепленные серьезными административными штрафами, создали объективные предпосылки для повышения уровня и качества организации деятельности, связанной с осуществлением закупок, и специализации отдельных сотрудников учреждений либо создания специализированных служб, отвечающих за организацию процесса закупок. Тем не менее, несмотря на довольно продолжительное время действия Закона «О размещении заказов» и приобретение государственными и муниципальными заказчиками серьезного опыта в сфере размещения заказов, вопрос построения эффективной системы осуществления закупок и контроля за исполнением заключаемых контрактов и договоров именно на уровне учреждений стоит достаточно остро. В условиях получения государственными (муниципальными) учреждениями большей самостоятельности, и, как следствие, — необходимости повышения эффективности и результативности своей работы, вопрос организации внутренней структуры учреждения и повышения качества работы отдельных служб является актуальным. В статье предпринята попытка обобщить имеющийся опыт организации работы государственных (муниципальных) учреждений и сформулировать общие рекомендации, которые могут позволить избежать нарушений и иных негативных последствий при осуществлении размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Для успешной организации закупочной деятельности необходимо проведение целого комплекса мероприятий. Во-первых, целесообразно организационное выделение деятельности по размещению заказов в качестве самостоятельного направления деятельности учреждения и создание (при наличии финансовых и организационных возможностей) службы (отдела) закупок, либо наделение соответствующими полномочиями (с одновременным закреплением ответственности за их реализацию) сотрудника или группы сотрудников, которые отвечали бы за составление документации, проектов контрактов, организацию проведения торгов и запросов котировок, подписание и исполнение контрактов, направление информации о размещенных заказах в соответствующие органы и иные действия, связанные с размещением заказов. Наличие такой специализированной организационной структуры должно, с одной стороны, позволить повысить ответственность сотрудников и более обоснованно распределять обязанности, освободив часть работников от дополнительной непрофильной нагрузки, а с другой — снять с руководителя учреждения ответственность за технические и малозначимые действия (в случае наделения соответствующими полномочиями сотрудников), как, например, ответственность за своевременное направление информации о заключении, изменении, расторжении контрактов в реестр или уведомление контролирующего органа о размещении заказа в соответствии с пунктами 5 или 6 ч. 2 ст. 55 Закона «О размещении заказов». Во-вторых, объективной необходимостью является разработка и принятие локального нормативного акта, в котором четко закреплялись бы следующие вопросы: порядок взаимодействия структурных подразделений учреждения при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения, планирование закупок, инициирование закупок, размещение заказа, заключение контрактов и договоров, контроль исполнения заключенных контрактов и договоров, ответственность должностных лиц при размещении заказа. Данный локальный акт должен помимо вышеуказанных сведений включать указание на конкретные сроки совершения службами и подразделениями учреждения действий в части формирования, рассмотрения и обработки данных о закупаемых товарах, работах, услугах, перечень лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля в сфере организации закупочной деятельности, четкое распределение полномочий лиц, участвующих в процедуре закупок с установлением персональной ответственности. В-третьих, определенный положительный эффект может иметь разработка и утверждение типовых форм контрактов и гражданско-правовых договоров с обязательным включением в данные формы условий, являющихся существенными. Вышеуказанными действиями не исчерпывается перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности, результативности, а также законности деятельности учреждения в сфере закупок, поскольку в качестве постоянной меры требуется прохождение ответственными за осуществление деятельности по размещению заказов лицами обучения на соответствующих курсах повышения квалификации, организация и поддержание системы внутреннего контроля с предоставлением руководителю учреждения отчетности о размещенных заказах, а также о результатах проводимых экспертных мероприятий с анализом выявленных ошибок, предложениями по их исправлению и действиях, необходимых для недопущения их совершения в дальнейшем и т. п. Говоря о регламентации деятельности отдельных должностных лиц и структурных подразделений учреждения, следует подробно остановиться на полномочиях двух основных субъектов закупочной деятельности внутри учреждения, которых можно обозначить следующим образом: — инициаторы закупки — руководители структурных подразделений учреждения или иные сотрудники, на которых возложена обязанность по определению потребностей в товарах, работах, услугах (далее — ответственные лица); — отдел закупок — сотрудники учреждения, к полномочиям которых отнесено обеспечение организации закупок и контроль над действиями ответственных лиц. Объем полномочий, ответственности, а также набор конкретных функций вышеуказанных субъектов целиком зависят от организационной структуры учреждения, специфики его деятельности, объема закупок, квалификации сотрудников и т. п. и определяются непосредственно руководителем. Возможно создание системы, в которой основная роль будет отводиться ответственным лицам, а отдел закупок будет осуществлять аккумулирование информации и общий контроль. В данном случае возможно распределение полномочий в следующем виде: 1) ответственные лица: — направляют предложения для формирования годового плана закупок и календарного плана закупок; — осуществляют прогнозирование, планирование, изучение рынка, ценообразование, экономическое обоснование в отношении размещаемого заказа; — определяют потребности в товарах (работах, услугах); — определяют начальную (максимальную) цену контракта с учетом доставки, налогов, страхования и иных затрат поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства; — определяют способ размещения закупки с учетом предмета, цены и срока исполнения контракта, договора; — составляют проект контракта, договора; — составляют заявку для размещения заказа (документация, утвержденная уполномоченным лицом, на бумажном носителе и в электронной форме, направляемая в уполномоченный орган для размещения заказа); — оформляют заявку для размещения заказа в соответствии с требованиями действующего законодательства; — направляют в орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с частью 2 ст. 4 Закона «О размещении заказов» на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) заказчиков и государственных (муниципальных) учреждений, заявку для размещения заказа в порядке, установленном действующим законодательством; — осуществляют устранение ошибок в поданной заявке для размещения заказа и иных обоснованных замечаний уполномоченного органа, отслеживает появление информации о размещаемых заказах на официальном сайте; — проводят в случае необходимости процедуры определения контрагента при размещении заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика; — организуют заключение контрактов, договоров; — осуществляют контроль над исполнением контрактов, договоров; — направляют сведения о заключении, исполнении, изменении, расторжении контрактов для включения их в реестр контрактов, а также контролируют своевременность и полноту включения данных сведений в реестр; — уведомляют органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, о заключенных контрактах, договорах, а также направляют в данные органы иную обязательную информацию (в том числе по их официальным запросам); 2) отдел закупок: — формирует и ведет годовой план закупок и календарный план закупок; — контролирует соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении ответственными лицами действий по размещению заказов; — контролирует соблюдение установленных ограничений при закупке одноименных товаров, работ, услуг; — участвует в пределах своей компетенции в составлении технического задания и проекта контракта, договора; — контролирует правильность составления ответственными лицами заявки для размещения заказа; — организует в соответствии с требованиями действующего законодательства и контролирует направление ответственными лицами сведений о заключении, исполнении, изменении, расторжении контрактов для включения их в реестр контрактов, а также уведомление ответственными лицами органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, о заключенных государственных контрактах, договорах, направление в данные органы иной обязательной информации (в том числе по их официальным запросам). Вместе с тем существует вариант отнесения всего объема действий, связанных с размещением заказов, к исключительной компетенции отдела закупок, что представляется более обоснованным и целесообразным в случае создания в учреждении такого обособленного структурного подразделения. Рассмотрев общие направления совершенствования деятельности учреждения в сфере организации закупок, перейдем к анализу ее отдельных этапов (стадий). Планирование закупок. Данный этап является первичным и определяющим для всех дальнейших действий по размещению заказов и предполагает максимально точное и объективное определение потребностей учреждения в определенных товарах, работах, услугах с целью их заблаговременного приобретения и наиболее эффективного использования. Все закупки, осуществляемые учреждением, можно приблизительно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести обязательные, ежегодные закупки, к которым относится размещение заказов у субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (заключение контрактов или договоров на поставку тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжение, охрану и т. п.). На практике при заключении контрактов или договоров на указанные товары, работы или услуги возникает проблема с датированием соответствующего соглашения, когда услуги оказываются с 1 января соответствующего года, а фактически контракт или договор подписывается позже, что в некоторых случаях связано с праздниками или длительной процедурой согласования у поставщиков, исполнителей, подрядчиков. Подобная ситуация может иметь несколько негативных последствий: если в контракте указана дата 1 января, а фактически он подписан позже, заказчик автоматически нарушает установленный статьей 18 Закона «О размещении заказов» трехдневный срок для подачи в реестр сведений о заключении контракта, что является административным правонарушением и влечет применение мер административной ответственности. Если же в контракте соседствуют две даты — 1 января (как срок начала выполнения обязательств) и фактическая дата подписания контракта, возникает вопрос о правомерности оказания соответствующих услуг без размещения заказа, поскольку заказ признается размещенным с момента заключения контракта или договора, а они, в свою очередь, согласно положениям статей 432 и 433 Гражданского кодекса РФ, приобретают обязательный для сторон характер с момента подписания. Таким образом формально возникает ситуация, когда услуги учреждению оказывались без соблюдения письменной формы сделки в отсутствие действующего контракта или договора. Учитывая, что в силу положений законодательства о размещении заказов придание заключенному контракту обратной силы недопустимо, выходом из этой ситуации является заблаговременное начало действий по подписанию соответствующего контракта и указание даты его подписания, например 30 декабря, а начала срока действия — 1 января соответствующего года. Кроме того, существует возможность на период с 1 января до ориентировочной даты подписания контракта заключить договор в соответствии с правилами пункта 14 ч. 2 ст. 55 Закона «О размещении заказов», т. е. договор на приобретение в течение одного квартала соответствующих товаров, работ, услуг на сумму до 100000 руб., который заключается по правилам и в порядке, установленном ГК РФ. Во вторую группу входят текущие закупки, необходимые для обеспечения функционирования учреждения, к которым относятся канцелярские товары, бумага, обслуживание компьютеров и оргтехники, ГСМ и т. п. Объем таких товаров, работ, услуг также должен быть четко спланирован в целях их бесперебойного получения с учетом сроков проведения торгов и запросов котировок и фактических сроков начала их поставки, выполнения или оказания. К третьей группе относятся закупки, необходимые для осуществления учреждением основной деятельности. Планирование данного вида закупок на практике не всегда является успешным, поскольку в течение года объемы потребления могут существенно меняться (например, увеличение количества больных в лечебном учреждении, и, как следствие, возрастающая потребность в лекарственных средствах, медицинских расходных материалах и т. д.). Тем не менее изначально соответствующий план должен составляться в целях недопущения возникновения перерывов в поставках или необходимости срочной закупки больших партий продукции. Для организации планирования на уровне учреждения возможны разработка и принятие следующих документов: — годовой план закупок — список товаров, работ, услуг приобретение которых планируется осуществить в течение года; — календарный план закупок — список товаров, работ, услуг с указанием способов размещения заказа, а также планируемых дат и сроков их закупки (сроки проведения торгов, запросов котировок, сроки заключения государственных контрактов и договоров); — реестр одноименных товаров, работ, услуг, который позволял бы отслеживать стоимость продукции, планируемой для приобретения (приобретенной) учреждением в соответствующем квартале в целях соблюдения ограничений, установленных законодательством о размещении заказов. При планировании закупок ответственные лица обязаны определять потребности учреждения в товарах, работах, услугах, инициировать размещение заказов и контролировать исполнение контрактов, договоров в пределах своей компетенции. Список ответственных лиц и сфера компетенции каждого из ответственных лиц определяется руководителем учреждения. Годовой план закупок ведется и формируется отделом закупок на основе предложений ответственных лиц на очередной год (с возможной корректировкой в течение года с учетом текущего выполнения и изменения потребностей). План согласовывается ответственными лицами с отделом закупок и утверждается руководителем учреждения не позднее определенного срока до начала очередного финансового года. Календарный план закупок ведется и формируется отделом закупок на основе предложений ответственных лиц на очередной год (с возможной корректировкой в течение года с учетом текущего выполнения и изменения потребностей) и включает в себя указание временных промежутков размещения заказов, заключения, исполнения контрактов, договоров на закупку конкретных видов товаров (работ, услуг). Организация закупок. Размещение заказа осуществляется по инициативе ответственного лица на основании представления (документ, подготавливаемый ответственным лицом и являющийся основанием для формирования документации, направляемой в уполномоченный орган для размещения заказа или заключения контракта, договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком). Возможно выделение следующих случаев подачи представлений ответственным лицом: — плановая закупка — закупка, предусмотренная годовым планом закупок учреждения; — экстренная закупка — закупка, обеспечивающая удовлетворение экстренных потребностей учреждения. Плановые закупки могут осуществляться в следующем порядке. Ответственное лицо составляет представление по установленной форме, где должны быть указаны (указание тех или иных сведений осуществляется исходя из специфики закупки и объективных потребностей): — наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; — способ размещения заказа; — источники, объемы и сроки финансирования заказа; — предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, кроме установленных законом случаев, когда при проведении конкурса, открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт невозможно определить необходимое количество товаров, объем работ, услуг; — требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика; — требования энергетической эффективности закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов; — требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости); — требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, являющегося предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик; — начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); — порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); — критерии оценки заявок на участие в конкурсе; — форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг; — место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; — требования к месту, условиям и срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; — сведения о размере обеспечения заявки на участие в торгах; — сведения о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке его предоставления; — сведения об участии в размещении заказа субъектов малого предпринимательства в установленных законодательством случаях; — требования к участникам размещения заказа, установленные заказчиком в соответствии с действующим законодательством; — проект контракта (в случае размещения заказа по нескольким лотам — проект контракта в отношении каждого лота), договора; — иные сведения, которые имеют существенное значение при размещении заказа. Отдел закупок рассматривает вышеуказанное представление и определяет все необходимые для размещения заказ сведения в течение определенного срока. На основании согласованного отделом закупок представления ответственное лицо формирует заявку для размещения заказа. Оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства заявка для размещения заказа проверяется отделом закупок и представляется на подпись уполномоченному лицу. При осуществлении экстренных закупок ответственное лицо подает в отдел закупок представление, в котором указывает предполагаемого поставщика, подрядчика или исполнителя, предмет и цену контракта. Ответственное лицо обязано представить вместе с заявкой документ, подтверждающий экстренность закупок (акт об аварии или иной документ, подтверждающий экстренность закупок) и обосновать выбор поставщика, исполнителя, подрядчика, объемы закупок, а также подтвердить соответствие цены контракта, договора среднерыночным ценам на аналогичные товары, работы, услуги <1>. ——————————— <1> См.: Кочаненко Е. П. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта вследствие непреодолимой силы // Законодательство и экономика. 2009. N 7.
При размещении заказа по основаниям, предусмотренным статьей 55 Закона «О размещении заказов», ответственное лицо после согласования отделом закупок представления готовит проект контракта, договора и передает его на подпись соответствующему уполномоченному лицу. Проведение закупок на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами. Отдельной проблемой является обеспечение соблюдения требований законодательства при размещении заказов без проведения торгов и создания потенциальным поставщикам, исполнителям, подрядчикам равных условий для получения государственных (муниципальных) заказов. В связи с этим многие учреждения проводят определенные упрощенные процедуры отбора контрагентов при осуществлении так называемых «мелких» закупок, которые могут строиться по следующей схеме. При выявлении потребности в закупках на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, ответственное лицо направляет в отдел закупок представление на проведение закупки. В представлении обязательно должно содержаться обоснование выбора способа размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с пунктом 14 ч. 2 ст. 55 Закона «О размещении заказов» и указание поставщика, исполнителя, подрядчика. Поданное представление рассматривается и согласовывается отделом закупок. Ответственное лицо после согласования представления готовит проект договора и представляет его для подписания соответствующему уполномоченному лицу. Ответственное лицо в целях поиска возможного контрагента размещает на официальном сайте учреждения информацию о начале закупочных процедур, в том числе о предмете закупки, основные требования, предъявляемые к контрагенту, о максимальной стоимости закупки, а также проект договора. Ответственное лицо проводит анализ рынка поставляемых в регионе товаров, работ, услуг, в рамках которого проводит измерение рыночного потенциала, исследование рынка товаров, работ, услуг, оценку положения поставщиков, подрядчиков, исполнителей на рынке товаров, работ, услуг, изучает деловую репутацию, продолжительность существования (стаж) на рынке, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, а также устанавливает первичные контракты с рядовыми исполнителями потенциальных контрагентов с целью выяснения стандартных условий сотрудничества. При сборе информации о потенциальных контрагентах ответственное лицо может использовать разработанные формы опросных листов-анкет, которые содержат наиболее важные условия договора и разрабатываются для каждого типа договора отдельно. На основании информации, поступившей на электронную почту учреждения, и по результатам проведенной работы по анализу рынка и первичных переговоров ответственное лицо осуществляет подбор не менее трех наиболее приемлемых вариантов, исходя из принципов экономической целесообразности, объективности, а также надежности потенциальных контрагентов. Ответственным лицом с целью принятия решения осуществляется проверка контрагента, в том числе изучаются: — документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, счета-фактуры, накладные. К их числу можно отнести протокол о назначении генерального директора или передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании, доверенность, подтверждение полномочий лица, выдавшего доверенность. Без доверенности от имени организации может действовать только руководитель. Полномочия прочих лиц на подписание должны подтверждаться доверенностями и приказами; — выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), которая может быть предоставлена налоговым органом; — копия учредительных документов (устава и (или) учредительного договора). Данные копии могут быть представлены только контрагентом; — копия свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет контрагента; — копия паспортных данных руководителя и главного бухгалтера. При заключении договора также могут быть истребована копия или запрошены для обозрения договор аренды помещения или другие документы, подтверждающие факт нахождения контрагента по адресу, заявляемому в договоре, счете-фактуре и прочих необходимых для оформления документах. Для устранения сомнений в том, что контрагент действительно расположен по заявляемому адресу, ответственное лицо может предложить провести подписание сделки в офисе контрагента. По окончании процедуры отбора и проверки потенциальных контрагентов ответственное лицо составляет финансово-экономическое обоснование о возможности заключения договора с каждым из трех потенциальных контрагентов и представляет их соответствующему уполномоченному лицу для принятия решения о заключении договора. При осуществлении закупки в соответствии с пунктом 14 ч. 2 ст. 55 Закона «О размещении заказов» ответственным лицам запрещается: — координировать деятельность участников закупки иначе, чем это предусмотрено действующим законодательством; — получать какие-либо выгоды от проведения закупки; — предоставлять кому бы то ни было (кроме лиц, имеющих официальное право на получение информации) любые сведения о ходе закупок; — иметь с потенциальными контрагентами связи иные, нежели чем возникающие в процессе обычной хозяйственной деятельности. На ответственных лиц возлагается персональная ответственность за исполнение действий, связанных с заключением договоров в соответствии с пунктом 14 ч. 2 ст. 55 Закона «О размещении заказов» и выбора контрагента. Заключение договора, его регистрация, учет, контроль исполнения и хранения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и положениями локальных нормативных актов. Сведения о закупках, осуществленных без заключения государственных контрактов на основании указанной выше нормы, включаются в реестр закупок, который ведется учреждением. Ведение реестра закупок осуществляется в соответствии с требованиями статьи 73 Бюджетного кодекса РФ. Составление проектов контрактов, договоров. Контракт, договор по общему правилу состоит из следующих составных частей: — преамбула (вводная часть); — предмет контракта, договора; — иные условия контракта, договора; Преамбула контракта, договора включает: — наименование контракта, договора (договор поставки, подряда и проч.); — дату подписания контракта, договора: число, месяц и год. С данными реквизитами связано правильное установление момента заключения государственного контракта, договора и окончания срока его действия, а значит, и определенные юридические последствия; — место подписания контракта, договора (город или населенный пункт); — полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в ЕГРЮЛ, а также сокращенное название сторон по государственному контракту, договору («заказчик», «покупатель» и проч.); — должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих контракт (договор), указания на их полномочия на подписание. Предмет контракта, договора содержит его существенные условия: — предмет, т. е. о чем конкретно договариваются стороны; — обязанности и права сторон; — цена, порядок расчетов и др.; — срок выполнения сторонами своих обязательств; — условия о порядке приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте, договоре. Конкретное содержание этих условий зависит от вида контракта, договора и от конкретной ситуации его заключения. Иные условия государственного контракта не всегда могут быть предусмотрены, но тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обязанностей сторон, например срок действия контракта, договора. В качестве самостоятельных можно выделить условия контракта, договора, обязательность включения которых обусловлена требованиями законодательства о размещении заказов <2>. ——————————— <2> См., например, письма Минэкономразвития России от 2 мая 2007 г. N 6121-АШ/Д04 «О мерах по предуп реждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам», от 10 октября 2007 г. N 15455-ап/д04, от 24 октября 2007 г. N 16237-АП/Д04, от 5 февраля 2008 г. N Д04-279 и от 12 августа 2009 г. N 13150-АП/Д05 // СПС «КонсультантПлюс».
Во-первых, ответственность сторон (в соответствии с положениями статьи 9 Закона «О размещении заказов» включение соответствующих положений в проект контракта, договора является обязательным). Данное условие обеспечивают исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий государственного контракта (договора) одной из них. Ответственность определяется в виде неустойки (пени), уплачиваемой контрагентом, не выполнившим своих обязательств в отношении одного из согласованных условий. Во-вторых, способы обеспечения исполнения обязательств. Согласно положениям Закона «О размещении заказов» условия о размере обеспечения исполнения государственного контракта, сроке и порядке его предоставления включаются в проект контракта, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. В-третьих, основания изменения или расторжения контракта. По общему правилу изменение условий государственного контракта на стадии заключения и исполнения по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством. Расторжение контракта, договора осуществляется по соглашению сторон либо по решению суда, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. При этом в проект контракта, договора возможно включение условий, при которых заказчик вправе инициировать расторжение контракта, договора в судебном порядке (например, нарушение со стороны подрядчика (поставщика, исполнителя) условий о качестве, нарушении сроков поставки товара (выполнения работ, оказания услуг и проч.) <3>. ——————————— <3> См.: Богдадьев А. С. Проблемы расторжения государственного контракта // Право и экономика. 2009. N 11.
В контракте, договоре могут также предусматриваться: — условия о конфиденциальности информации; — порядок разрешения споров между сторонами; — особенности согласований связи между сторонами. Для каждой стороны указываются лица, уполномоченные давать информацию и решать вопросы, относящиеся к исполнению государственного контракта, договора, сроки и способы связи и между сторонами; — реквизиты сторон: почтовые реквизиты, местонахождение (адрес) организации, банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ), отгрузочные реквизиты; — количество экземпляров государственного контракта, договора; — подписи сторон. Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта. Процесс ценообразования в сфере государственных и муниципальных закупок находится в настоящий момент не только в центре внимания различных исследователей, но и правоохранительных органов, федеральных министерств и ведомств, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и интервью по данному вопросу <4>. В связи с этим одной из основных задач государственных (муниципальных) учреждений является обоснование и подтверждение цен товаров, работ, услуг, выставляемых на торги. ——————————— <4> См.: Кичик К. В. «Максимальная» и «минимальная» цена государственного (муниципального) контракта // Право и экономика. 2010. N 7; Анчишкина О. В. Госзаказ в откате // Российская газета. 2010. 23 сент.; Официальный сайт Минэкономразвития России www. economy. gov. ru; Материалы совещания по вопросам исполнения поручений Президента РФ 29 октября 2010 г. // Официальный сайт Президента РФ www. kremlin. ru.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на выполнение работ, оказание услуг определяется на весь срок выполнения работ, оказания услуг исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта. Начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа (формировании конкурсной, аукционной, котировочной документации) определяется с использованием существующих средств и методик. При определении уровня цен на рынке используются следующие методы: — аналитический метод. При использовании данного метода определение средневзвешенной цены осуществляется с применением корректировок на объемы, сроки и условия платежа; — аналоговый метод, используемый при определении цены по аналогам, когда предмет контракта не представлен на рынке или невозможно оценить конъюнктуру, но на рынке присутствует похожая продукция; — затратный метод, применяемый в основном при определении цены объекта строительства, ремонта и реконструкции объектов, и предполагает расчет сметы затрат на основании утвержденных расценок или других источников единичных цен работ, материалов, использования машин и механизмов с учетом их объемов; — параметрический метод, применяемый на основе расчета ориентировочной цены технологического оборудования в зависимости от его мощности, производительности размеров или какого-либо определяющего технического параметра. При расчете начальной (максимальной) цены должны учитываться все факторы, влияющие на цену, такие как: конъюнктура рынка, условия и сроки поставки и платежей, наличие сопутствующих услуг, обязательства сторон по контракту и т. д. Формирование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется только по результатам предварительного изучения рынка необходимых товаров, работ и услуг. При определении среднерыночных цен ответственным лицам необходимо получать информацию из нескольких источников, таких как: 1) сведения о действующих ценах, полученные в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг (на основе средних значений, отражающих уровень цен, сложившихся на рынках); 2) сведения о справочных ценах на товары, работы, услуги (с учетом региональных, инфляционных и других поправок), публикуемые: — в справочных изданиях; — в каталогах, бюллетенях, издаваемых поставщиками, производителями, исполнителями, подрядчиками; — в российских и зарубежных информационно-справочных бюллетенях о ценах на основные товары, работы, услуги, выпускаемых в печатной и электронной форме или размещаемых в Интернете; — в специализированных журналах, стратегических и аналитических обзорах, других печатных и интернет-изданиях; 3) данные, содержащиеся в отраслевых нормативных справочниках (сборниках цен), рекомендуемых уполномоченными органами на соответствующий период (с учетом корректировки на основе отраслевых индексов). Начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа устанавливается одной конкретной цифрой и может определяться в двух видах: — в виде фиксированной (твердой) цены; — в виде прогнозной стоимости. Расчет начальной (максимальной) цены контракта производится в том числе с применением индексов-дефляторов, определяемых Министерством экономического развития РФ. Заключение государственных контрактов, договоров. Контроль исполнения. После проведения торгов, запроса котировок готовится проект контракта, путем включения в него входивших в состав конкурсной, аукционной, котировочной документации существенных условий исполнения обязательств, предложенных победителем торгов, запроса котировок или единственным участником торгов. Подготовленный проект контракта, договора должен согласовываться отделом закупок, юридической службой, бухгалтерией. Ответственное лицо в установленном действующим законодательством порядке: — обеспечивает подписание контракта у поставщика, исполнителя, подрядчика; — проставляет дату контракта после получения контракта от исполнителя, подрядчика, поставщика; — обеспечивает внесение сведений о заключении, изменении, расторжении, исполнении контрактов в реестр контрактов; — в установленных действующим законодательством случаях и порядке осуществляет уведомление органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов о заключении учреждением контрактов, договоров. Оригинал заключенного контракта, договора хранится в бухгалтерии, которая осуществляет текущий контроль за осуществлением плановых платежей, порядком и сроками оплаты по заключенному контракту, договору. Контроль над исполнением обязательств по контракту осуществляют: — соблюдение контрагентом сроков поставки, передачи товара, сдачи выполненных работ; своевременность предоставления документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) — ответственное лицо с участием отдела закупок; — соответствие поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) предмету заключенного государственного контракта, договора — ответственное лицо; — соответствие сопроводительных документов (наименование, количество, цена и прочее) условиям заключенного государственного контракта, договора (при этом в сопроводительных документах должны быть ссылки на соответствующий контракт) — ответственное лицо. Ответственным лицам запрещается заказывать и (или) принимать у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товары (работы, услуги) до заключения соответствующего контракта, договора. Интересным представляется вопрос о действиях учреждения в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) контрагентом своих обязательств по контрактам, договорам со ссылкой на форс-мажорные обстоятельства. В соответствии с частью 1 ст. 2 Закона «О размещении заказов» законодательство о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, которые регламентируют вопросы исполнения государственных и муниципальных контрактов в части, не урегулированной указанным федеральным законом. Гражданское законодательство регламентирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Обязательства поставщика по государственному контракту связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности, в государственном контракте предусматривается ответственность за те или иные возможные нарушения его условий, которая применяется к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность во всех случаях, за исключением невозможности исполнения обязательства в результате обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Ссылка поставщиков на дефицит товаров на рынке не может являться основанием для изменения условий заключенных государственных контрактов, а непредвиденность возникновения обстоятельств непреодолимой силы, изложенных поставщиком, может быть подвергнута сомнению. Таким образом, контрактные обязательства должны исполняться даже в случае отсутствия на рынке нужных для исполнения контрактов товаров, отсутствия необходимых денежных средств (такие обстоятельства не отнесены законом к обстоятельствам непреодолимой силы, а являются предпринимательскими рисками). В силу прямого указания закона цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением специально установленных случаев. При этом оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис (ч. 4 ст. 9 Закона «О размещении заказов»). В соответствии с пунктом 8 ст. 9 Закона «О размещении заказов» расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Таким образом, поставщик по соглашению с заказчиком вправе расторгнуть контракт, если заказчик считает необходимым прекратить исполнение соответствующих обязательств и не имеет претензий к поставщику. При недостижении такого согласия поставщик вправе обратиться с требованием о расторжении контракта в суд, где должен будет доказать наступление непредвиденных обстоятельств либо существенное изменение обстоятельств, ввиду которых исполнение своих обязательств по контракту становится невозможным. В случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик вправе разместить заказ на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок в соответствии с частью 6 ст. 42 Закона «О размещении заказов». В силу положений статьи 309 ГК РФ, определяющей, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика исполнить предусмотренные контрактом обязательств в натуре. Кроме того, статьей 520 Кодекса предусмотрена возможность заказчика приобрести непоставленные товары (в том числе с использованием средств, переданных заказчику победителем торгов в качестве обеспечения исполнения контракта) у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение. Относительно возможности приобретения заказчиком на основании пункта 6 ч. 2 ст. 55 Закона «О размещении заказов», например, продуктов питания или лекарственных средств для восполнения недополученных в связи с недобросовестными действиями поставщиков товаров по заключенным контрактам следует отметить, что основаниями для признания действий заказчика по заключению контракта в соответствии с указанными обстоятельствами является объективный характер событий, невозможность их преодоления с соблюдением общих правил (проведение торгов), а также направленность действий заказчика по срочному размещению заказа на предупреждение, недопущение или ликвидацию возникших (могущих возникнуть) неблагоприятных последствий. Подобные действия заказчика полностью укладываются в концепцию действий в состоянии крайней необходимости, сформулированную, в частности, в статье 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях: не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Вместе с тем необходимо учитывать, что любые действия заказчиков по размещению заказов без проведения торгов должны быть мотивированы и подтверждены <5>. ——————————— <5> См.: Кочаненко Е. П. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта вследствие непреодолимой силы.
Согласование возможности заключения контрактов с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком. В соответствии с положениями статей 31 и 40 Закона «О размещении заказов» в случае признания торгов несостоявшимися при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования заказчик вправе объявить о проведении повторных торгов либо направить документы о признании их несостоявшимися в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Федерации. Аналогичное правило закреплено в части 8 ст. 46 Закона «О размещении заказов» в случае отсутствия котировочных заявок при повторном размещении заказа путем запроса котировок. Процедура осуществления согласования регламентирована Приказом Минэкономразвития России от 3 мая 2006 г. N 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)» (далее — Порядок). Указанным Порядком установлены требования к обращению о согласовании, которое должно содержать следующие сведения: — о признании несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса котировок; — о номере и дате публикации информации о размещении заказа в официальном печатном издании (если таковая требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов); — о номерах и датах размещения информации о размещении заказа на официальном сайте в Интернете для размещения информации о размещении заказов при размещении заказа посредством открытого конкурса, аукциона, запросов котировок. Поскольку обращение о согласовании возможности заключения контракта у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является правом государственного или муниципального заказчика и учитывая, что вышеуказанные нормы предусматривают возможность проведения повторных торгов или запроса котировок, обращение заказчика должно содержать обоснование необходимости размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом согласно положениям Порядка к обращению должны быть приложены: — копии конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещения о повторном проведении запроса котировок, а также разъяснений и изменений к ним (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), протоколов, составленных в ходе проведения торгов, повторного проведения запроса котировок; — сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) (наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует предусмотренным в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещении о повторном проведении запроса котировок требованиям частей 1 — 3 ст. 11 Закона «О размещении заказов», а также требованиям к предмету и условиям контракта; — документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика (исполнителя, подрядчика) заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме или извещения о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о размещении заказа, приглашении принять участие в закрытом конкурсе, аукционе, или максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок. По сравнению с редакцией 2008 г. положения Порядка были конкретизированы <6>, однако конкретный перечень документов, которые должны предоставляться в контролирующий орган для получения согласования, тем не менее в Порядке отсутствует, что дает основания для применения данным органом расширительного толкования соответствующих норм при принятии решения об отказе в согласовании возможности заключения контракта. ——————————— <6> См.: Кочаненко Е. П. Отдельные аспекты применения законодательства о размещении заказов органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов // Вестник Международного института рынка. Самара, 2008. N 1 (4). С. 220, 221.
Так, согласно пункту 7 Порядка в случае непредставления вышеуказанных документов или сведений уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти вправе не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его заявителю или дополнительно, в установленные им сроки, запросить у заявителя информацию (документы). Кроме того, пунктом 11 Порядка предусмотрено два основания для отказа в возможности заключения государственного и муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком): — в представленном обращении или в сопроводительных документах выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов; — выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных торгов, проведенных запросов котировок в случае обращения о согласовании единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом данные основания являются не вполне конкретными и также дают возможность выставления требований о предоставлении сведений и документов, прямо не указанных в Порядке. Исходя из анализа практики применения Порядка в отдельных субъектах Федерации (Самарская, Ярославская, Омская, Нижегородская области, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) следует отметить, что для получения согласования достаточно предоставление следующих сведений и документов: 1) конкурсная, аукционная или котировочная документация: — копии приглашений на участие в конкурсе или аукционе, направленные запросы котировок, если таковые имели место, заверенные заказчиком; — копии извещений о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, а также разъяснений и изменений к ним, заверенные заказчиком; — копия технического задания (дефектной ведомости, локальной сметы), заверенную заказчиком; — копия проекта государственного контракта, заверенную заказчиком; 2) копии протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, заверенные заказчиком; 3) оригинал письма поставщика, исполнителя, подрядчика о согласии заключить контракт на условиях конкурсной, аукционной либо котировочной документации, по цене, не превышающей начальную цену; 4) копии учредительных документов поставщика (исполнителя, подрядчика): устава, учредительного договора, свидетельства о постановке на учет в ИФНС, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, заверенные поставщиком (исполнителем, подрядчиком); 5) оригинал или нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ о поставщике (исполнителе, подрядчике), полученной не ранее чем за три месяца до момента обращения за согласованием; 6) оригинал справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам (в случае наличия указанной задолженности — оригинал справки ИФНС (форма N 39-1) и копия бухгалтерского баланса, заверенная поставщиком) за последний отчетный период; 7) оригинал справки о непроведении процедуры банкротства, выданной арбитражным судом в соответствии с письмом ВАС РФ от 19 июля 2006 г. N С1-7/ОКУ-788; 8) оригинал справки о неприостановлении деятельности поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном КоАП РФ, выданной районным отделом судебных приставов по месту нахождения единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 9) копия лицензии (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию), заверенная поставщиком (исполнителем, подрядчиком); 10) локальная смета (при необходимости); 11) документы, подтверждающие невозможность проведения повторных торгов (запроса котировок). Внутренний финансовый контроль (аудит) учреждения <7>. Как уже говорилось, вопросы повышения эффективности и результативности работы государственных (муниципальных) учреждений в современных условиях являются не просто актуальными, а жизненно важными для их руководителей. Для достижения этой цели необходимо не только модернизировать существующую структуру, но и усиливать контроль над деятельностью ее составляющих, в связи с чем целесообразным является рассмотрение вопроса о создании в учреждении службы внутреннего финансового контроля (аудита) либо закрепление соответствующих полномочий за конкретным должностным лицом, обладающим необходимыми знаниями и квалификацией. ——————————— <7> См.: Шапигузов С. М. Методические рекомендации по вопросам организации и осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля в системе региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (проект). Щелково: П. Ю. Мархотин, 2009.
Данная служба призвана способствовать повышению эффективности внутреннего контроля и управления в учреждении, организовывать и осуществлять финансовый контроль структурных подразделений учреждения, проводить внутренние аудиторские проверки и выполнять в рамках полномочий другие поручения руководителя учреждения, осуществлять анализ выявленных отклонений от установленных законодательством и локальными актами учреждения порядка использования финансовых средств, определять эффективность использования ресурсов учреждения, выявлять причины и условия, способствующие совершению выявленных нарушений. Основными задачами службы могут являться: 1) организация, поддержание и развитие системы финансово-хозяйственного контроля (предварительного, текущего, последующего) за деятельностью структурных подразделений учреждения; 2) проведение анализа результатов и эффективности деятельности структурных подразделений учреждения в части использования финансовых средств, в том числе: — контроль над исполнением доходной и расходной частей бюджета учреждения по источникам формирования и направлениям использования; — контроль целесообразности и эффективности приобретения и использования оборудования, расходных материалов, и других товарно-материальных ценностей; — контроль над соблюдением требований бухгалтерского учета при приобретении, использовании и списании имущества; 3) проведение анализа деятельности учреждения в финансово-хозяйственной сфере и разработка направлений развития учреждения; 4) взаимодействие с внешними контрольными и надзорными органами, разработка предложений по снижению финансовых и управленческих рисков. В качестве функций службы могут быть определены: 1) осуществление системного и объективного контроля за соблюдением порядка использования финансовых средств; 2) осуществление мониторинга и контроля за реализацией структурными подразделениями учреждения утвержденных программ, проектов, решений и поручений руководителя учреждения в финансово-хозяйственной сфере; 3) организация и проведение проверок деятельности структурных подразделений учреждения; 4) проведение в рамках контрольных мероприятий экспертной оценки решений, влекущих расходование финансовых средств, эффективности использования ресурсов учреждения, в том числе: — оценка результативности выбранных способов исполнения полномочий, задач и проектов; — оценка возможных финансовых и управленческих рисков при осуществлении учреждением своей деятельности; 5) разработка по результатам проведенных контрольных мероприятий рекомендаций по повышению результативности деятельности подразделений, предложений по ликвидации выявленных нарушений, а также рекомендации по поводу повышения эффективности использования ресурсов учреждения; 6) обеспечение контроля над устранением нарушений и недостатков, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также предупреждение нарушений; 7) составление ежеквартального сводного отчета о состоянии и результатах проведенных и (или) проводимых контрольных мероприятий; 8) организация взаимодействия с контрольными и надзорными органами по вопросам компетенции службы и информирование руководителя учреждения об итогах взаимодействия с правоохранительными, административными, налоговыми органами по выполнению задач, стоящих перед службой; 9) подготовка обзорных справок по результатам проверок, проводимых внешними контрольными и надзорными органами, отработка актов проверок и составление разногласий по актам проверок, формирование выводов и предложений по снижению финансовых и управленческих рисков, связанных с деятельностью подразделений учреждения. Итак, полагаю необходимым отметить: изложенными в настоящей статье мероприятиями не исчерпывается деятельность по структурной и функциональной модернизации деятельности государственных (муниципальных) учреждений, однако представляется, что затронутая в статье проблематика и предложенные решения смогут явиться толчком для подобных действий.
Библиография
Анчишкина О. В. Госзаказ в откате // Российская газета. 2010. 23 сент. Богдадьев А. С. Проблемы расторжения государственного контракта // Право и экономика. 2009. N 11. Кочаненко Е. П. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта вследствие непреодолимой силы // Законодательство и экономика. 2009. N 7. Кочаненко Е. П. Отдельные аспекты применения законодательства о размещении заказов органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов // Вестник Международного института рынка. Самара, 2008. N 1 (4). Кичик К. В. «Максимальная» и «минимальная» цена государственного (муниципального) контракта // Право и экономика. 2010. N 7. Шапигузов С. М. Методические рекомендации по вопросам организации и осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля в системе региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (проект). Щелково: П. Ю. Мархотин, 2009.
——————————————————————