Возвращение имущества церкви: порядок и правовые последствия
(Иванюк О. А.) («Жилищное право», 2011, N 6)
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ЦЕРКВИ: ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
О. А. ИВАНЮК
Иванюк О. А., юрист-аналитик, эксперт.
Взаимодействие государства и религиозных организаций по поводу материальных ценностей на разных исторических этапах было неоднозначным — происходило то наделение церкви практически неограниченными имущественными правами, то изъятие церковных владений в пользу государства.
Начиная с конца XX в. в России постепенно и не всегда безболезненно <1> для различных субъектов права происходит возвращение изъятого у объединений верующих имущества религиозного назначения. Это обусловлено не только внутригосударственными факторами, но и международными договоренностями — согласно Заключению N 193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательства в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций. При этом передача религиозным объединениям ранее национализированных зданий и сооружений производится, как правило, с прилегающими к ним землями. ——————————— <1> Следует отметить, что трудноразрешимые проблемы возвращения церковного имущества типичны не только для России, но и для некоторых других бывших социалистических стран (см., например: Донкова Ж., Проблемы возвращения имущества церкви в Болгарии // http:// www. pravoslavie. ru/ orthodoxchurches/ 41364.htm).
В начале 1990-х гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на регламентацию вопросов взаимодействия государства и церкви по поводу имущества <2>. При этом, согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» <3>, Правительству, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений. ——————————— <2> Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. N 1372 «О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства»; распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 1455. <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 12. Ст. 1063.
В ст. 21 (ч. 1 — 3) Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <4> (далее — Закон о свободе совести) указывается, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 39. Ст. 4465.
Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями, или переданное религиозным организациям в собственность государством, либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации <5>. При этом передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. ——————————— <5> В настоящее время среди религиозных организаций в России наибольшие имущественные владения принадлежат Русской Православной Церкви. Так, по имеющимся данным, в России действует порядка 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12 665 православных приходов и 4696 воскресных школ. Площадь церковных сооружений составляет от 5 тыс. до 50 тыс. кв. м, земельных участков — от 0,3 до 10 га // Приложение к газете «Коммерсантъ». 2007. 18 июня. N 103/П(3679).
Трудность однозначного определения содержания церковного имущества на практике вызывает немало споров. Это связано в том числе с предписанием ч. 5 ст. 21 Закона о свободе совести, согласно которому на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения взыскание по претензиям кредиторов обращено быть не может. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций (к настоящему времени такой акт не принят) <6>. ——————————— <6> В отдельных бывших советских республиках перечни такого имущества существуют. Например, в Республике Беларусь Перечень видов имущества культового назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2004 г. N 1502.
По указанному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации разъясняет, что положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущество религиозных организаций, не закрепляют абсолютную имущественную защиту религиозных организаций от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения. При этом, несмотря на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, выводы об использовании указанного имущества в богослужебных целях делаются на основе оценки обстоятельств конкретного дела, в том числе функциональных признаков данного имущества и его фактического использования <7>. ——————————— <7> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1406-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Гражданстрой» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Документ опубликован не был. Источник информации — СПС «КонсультантПлюс».
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также признал обоснованность вывода о том, что отсутствие установленного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, при законодательно установленном праве религиозных организаций на соответствующую льготу не должно повлечь за собой ущемление прав и интересов этих организаций, так как данное обстоятельство от них не зависит, а судебные приставы-исполнители в случае необходимости обращения взыскания на имущество религиозных организаций должны самостоятельно в каждом конкретном случае решать вопрос об отнесении этого имущества к религиозному имуществу богослужебного назначения, исходя из его функциональных признаков и фактического использования <8>. ——————————— <8> Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N ВАС-3811/10 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». См. также: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2009 г. по делу N А33-6653/2009.
Важно учитывать, что в каноническом праве церковное имущество принято разделять на вещи священные (res sacrae) и вещи церковные. К священным (собственно священным и освященным) вещам относятся предметы, специально предназначенные для совершения богослужения, а к церковным — иное имущество, служащее церковным целям <9>. Как представляется, данные канонические предписания необходимо принимать во внимание наряду с другими материалами соответствующего дела. ——————————— <9> См.: Протоиерей Цыпин В. Каноническое право. М., 2009. С. 726.
Конфликты по поводу передаваемого имущества возникают и между самими религиозными организациями и разрешаются судом, как правило, с учетом исторической принадлежности имущества и соблюдения установленной действующим законодательством процедуры его передачи. Так, оценка названных обстоятельств была положена в основу решения Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N ГКПИ09-67 «Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 488-р «О безвозмездной передаче в собственность прихода Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви объекта религиозного назначения — здания Троицкого храма» <10>. Данным решением была оставлена без удовлетворения жалоба религиозной организации «Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка» по поводу передачи здания Троицкого храма в ведение Русской Православной Церкви. ——————————— <10> См.: Определения Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N КАС09-293 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации», от 23 апреля 2009 г. N ГКПИ09-67 об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 488-р «О безвозмездной передаче в собственность прихода Троицкого храма г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви объекта религиозного назначения — здания Троицкого храма» // Документ опубликован не был. Источник информации — СПС «КонсультантПлюс».
С вступлением в силу Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» <11> (так называемого Закона о реституции церковного имущества) наступил новый этап в регулировании государственно-религиозных имущественных отношений <12>. ——————————— <11> Российская газета. N 274. 2010. 3 декабря. <12> В сфере регулирования вопросов передачи имущества религиозным организациям и объединениям действуют также: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 28. Ст. 2889; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 466 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 4. Ст. 362.
Названный Закон устанавливает правила передачи официально зарегистрированным на территории России религиозным организациям в собственность имущества, находящегося в их безвозмездном бессрочном пользовании <13>. Имуществом религиозного назначения (ст. 2 Закона) признается недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей). ——————————— <13> При этом право распоряжения особо ценными объектами (например, включенными в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО) государство оставляет за собой.
Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (ч. 1 ст. 3 Закона), и осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ч. 4 ст. 3 Закона). Передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в собственность или в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок (ч. 1 ст. 4 Закона). При этом религиозная организация обязана использовать переданное имущество в соответствии с законодательством и целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (ч. 1 ст. 10 Закона). В связи с принятием названного Закона были внесены соответствующие изменения в действующее законодательство. Так, согласно п. 5 ст. 85 и ст. 87.1 Жилищного кодекса Российской Федерации <14>, жилое помещение может быть передано религиозной организации с выселением граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. ——————————— <14> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
Специалисты подчеркивают, что «у Закона о реституции есть как отрицательные, так и положительные последствия, которые ставят церковь в центр общественной жизни» <15>. Действительно, принятие названного Закона получило неоднозначную оценку общественности. Так, 19 декабря 2010 г. в Москве на Пушкинской площади прошел митинг против возвращения церкви исторически принадлежавшего ей имущества <16>. Опасения граждан вызывает в первую очередь проблема обеспечения сохранности передаваемых объектов культурного наследия, являющихся бывшей церковной собственностью. ——————————— <15> Лункин Р. Закон о церковном имуществе: от фактической реституции к превращению церкви в центр гражданского общества // Религия и право. 2011. N 1. С. 10. <16> См.: http:// www. pravmir. ru/ massovye — akcii — protesta — protiv/ (митинг прошел в рамках Всероссийской акции протеста против передачи церкви более 60 объектов недвижимости, среди которых Рязанский кремль, Соловецкий музей-заповедник, калининградские кирхи).
С целью недопущения злоупотреблений в процессе реализации названного Закона в Росохранкультуре в целях контроля обеспечения сохранности передаваемых объектов культурного наследия предполагается создать экспертный совет по возвращению имущества церкви <17>. ——————————— <17> См.: http:// www. interfax — religion. ru/?act= news÷= 33792.
Несмотря на достаточно подробную регламентацию оснований и порядка передачи имущества религиозного назначения, дискуссионными остаются вопросы финансирования реставрации объектов недвижимости, передаваемых религиозным организациям <18>. На практике отношение к данному вопросу складывается в пользу признания целесообразности привлечения к такому финансированию государственных средств. Например, в решении Мособлдумы от 10 июля 2002 г. N 11/25 «О проекте Закона Московской области «Об Областной целевой программе «Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002 — 2004 годы» указывается, что памятников истории и культуры в Московской области насчитывается свыше 4,5 тысячи. Среди них такие уникальные памятники, как Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в г. Истре, церковь Знамения в с. Дубровицы и др. Приходским советам, в ведение которых были переданы здания церквей, сложно финансировать реставрационные работы. Поэтому, делается вывод, коль скоро переданное верующим имущество является общенациональным достоянием, то государство должно оказать помощь церкви в возрождении историко-культурного наследия. ——————————— <18> См., например: Материалы Круглого стола «Законодательные аспекты передачи имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций», организованного Комитетом по собственности Государственной Думы Российской Федерации 2 июля 2009 г. // http:// www. parlament-club. ru/ news,1,901.htm.
Материалы по некоторым спорам относительно собственности религиозных организаций поступают не только в судебные органы, но и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Так, исходя из материалов одного из его ежегодных докладов, в г. Самаре верующие на протяжении ряда лет ходатайствовали о возвращении им здания, национализированного в 30-е XX в. Мэрия г. Самары, признавая законность требований верующих, указывала, что выселение жильцов из подлежащего передаче здания не представляется возможным из-за проблем бюджетного финансирования города. По другому делу члены религиозного объединения свидетелей Иеговы из г. Алагира (Республика Северная Осетия — Алания) сообщали, что с разрешения местных органов власти объединение выстроило новый молитвенный дом, но власти запретили проведение в нем молитвенных собраний, и только после обращения Уполномоченного по правам человека к Президенту Республики Северная Осетия — Алания с предложением отменить неправомерные решения верующие получили возможность пользоваться своим молитвенным домом <19>. ——————————— <19> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году» // Российская газета. N 111 (начало). 2002. 22 июня, N 112 (продолжение). 25 июня, N 130 (окончание). 18 июля.
В целом к разрешению конфликтных ситуаций в связи с передачей имущества религиозным организациям следует подходить индивидуально. При этом государству важно в первую очередь оценивать возможность обеспечения соответствующей религиозной организацией сохранности и целевого использования передаваемого имущества, что особенно значимо при отнесении его к объектам культурного наследия.
——————————————————————