Собственность религиозных организаций

(Кирилловых А. А.) («Законодательство и экономика», 2012, N 1)

СОБСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Проблемы сосуществования светского государства, каковым согласно Конституции РФ является Россия, и различных религиозных конфессий весьма разнообразны. В последнее время особую актуальность приобрели вопросы возвращения имущества Русской православной церкви. В статье юрисконсульта Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподавателя Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал) А. А. Кирилловых раскрываются отдельные вопросы имущественного режима деятельности религиозных организаций; показываются проблемы и перспективы развития законодательства о порядке возвращения религиозного имущества.

Религия и собственность: поиск правовых оснований взаимодействия

Ведущиеся вокруг культурного наследия страны и необходимости возврата церкви утраченных ею объектов дискуссии значительное время оставались без внимания со стороны законодателя. Однако ход общественной истории настоятельно требовал переоценки отношения государства к религии, придания ей главенствующей роли в возрождении духовности, единения различных культур в условиях развитии многонационального Российского государства. Кроме того, содействие установлению и развитию религиозных институтов обеспечивается политикой государства, проводимой в рамках международных отношений России с Европейским регионом. В частности, в рамках заключения N 193 ПАСЕ по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 ноября 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательства в кратчайшие сроки возвратить религиозным организациям их собственность. Передача религиозным объединениям утраченных в ходе национализации зданий и сооружений должна сопровождаться возвратом земли. Установленный порядок передачи религиозным организациям объектов культурного наследия должен обеспечивать соблюдение условий сохранности и их целевого использования <1>. Важность разрешения этого вопроса трудно переоценить, поскольку в условиях нахождения данного имущества в собственности религиозной организации государству весьма затруднительно контролировать его дальнейшую судьбу. История знает многочисленные случаи утраты культурных ценностей религиозного назначения, когда они попадают в частные руки. ——————————— <1> Иванюк О. А. Возвращение имущества церкви: порядок и правовые последствия // Жилищное право. 2011. N 6. С. 107 — 112.

Право собственности религиозных организаций и его субъектный состав не нашел достаточного представления в научных исследованиях. Сложность анализа имущественного режима религиозной сферы определяется необходимостью обращения одновременно к актам законодательства и каноническим нормам, содержащимся в уставах религиозных организаций Русской православной церкви. Таким образом, узость и специфика предмета исследования оставляла вопросы религии «в тени» для сугубо цивилистических научных разработок <2>, хотя дореволюционные и современные научные труды по религиозному праву позволяют сделать вывод о достаточно подробном освещении имущественных отношений с участием церкви <3>. ——————————— <2> Овчинникова Ю. С. Вещные права религиозных организаций Русской православной Церкви в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Овчинникова Ю. С. О передаче приходам имущества государства // Приход. 2002. N 1. <3> Певцов В. Г. Лекции по церковному праву. Петербург, 1914; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002; Суворов Н. С. Учебник церковного права / Под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004; Цыпин В. А. Имущественные права церкви // Приход. 2003. N 3, 4; Куницын И. А. Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций // Право и жизнь. 2000. N 26.

Предварительно отметим: собственность выступает как экономическая и правовая категория одновременно. Экономическое содержание права собственности раскрывает сущностные признаки этого понятия через формы собственности. Хотя отдельные авторы, например Л. В. Щенникова, считают, что нет форм собственности, а есть различные субъекты этого права <4>. Тем не менее Конституция РФ <5> (ст. 8), а также Гражданский кодекс РФ (ст. 212) закрепляют многообразие форм собственности, определяя наличие частной, государственной, муниципальной и иных форм. Не будем отрицать: формулируя правило о формах собственности, законодатель исходил из открытого их перечня, указав лишь основные, сложившиеся в новой экономической формации. ——————————— <4> Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996. С. 24. <5> Российская газета. 1993. N 237.

Как известно, частная собственность — это в большей степени собственность граждан, а государственная и муниципальная — пример публичной ее формы. Разграничение собственности по субъектному составу выглядит вполне закономерным. Однако на этом фоне теряются другие формы, нередко сочетающие в себе элементы как частного, так и публичного. Правовые основания религиозной собственности следует искать, на наш взгляд, в соотношении указанных элементов в рамках религии и религиозной деятельности. Вначале следует сказать: религиозные устремления и верования граждан заключают их право на свободу совести и вероисповедания. Религию как таковую формируют и поддерживают частные лица, выступающие с позиции правовой идентификации в качестве религиозных групп. Организация и деятельность формирований граждан предполагает их личное посильное участие в делах объединения, в том числе имущественное. Между тем идеологические и религиозные догматы доводятся до верующих через деятельность религиозных организаций, образуемых под началом Русской православной Церкви. Церковь в широком смысле может представлять собой публичную организацию, публичный институт. В связи с этим ее деятельность определяется не только частными, но и публичными (общественными) интересами. Значит, церковь и входящие в нее религиозные организации должны обладать присущими для публичных субъектов признаками и вытекающим отсюда режимом собственности на имущество. Однако, как следует из статьи 14 Конституции РФ, в силу светскости Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства <6>. Следовательно, их публичная основа деятельности отлична от той, которую составляют условия функционирования государственных (муниципальных) органов власти. В полной мере такое утверждение мы можем отнести и к имущественному режиму, формирующему экономическую основу деятельности любой организации. ——————————— <6> Надо отметить, что местное самоуправление также отделено от государственной власти, но вместе с тем составляет один из уровней публичного управления.

Таким образом, не находя четкой принадлежности религиозных организаций к существующим частным либо публичным режимам в имущественной сфере, можно сделать заключение о наличии у них самостоятельной формы собственности. Собственность религиозных организаций Русской Православной Церкви и религиозных организаций (религиозная собственность) является как раз частным случаем иных форм собственности, на что указывает законодатель. При этом о собственности религиозных организаций как самостоятельной ее форме ведут речь и в современной литературе. М. В. Хлыстов в качестве аргументов самостоятельности религиозной собственности называет особый характер присвоения имущества, особенности субъектного и объектного состава, а также содержания правоотношений собственности <7>. ——————————— <7> Хлыстов М. В. Некоторые аспекты регулирования отношений собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций // Юридический мир. 2011. N 3. С. 26 — 29.

Такую позицию в целом разделяет Г. А. Кудрявцева: «Религиозные организации имеют специфический, отличный от общественных организаций, принцип организационного построения, порядок принятия решения к управлению имуществом» <8>. ——————————— <8> Кудрявцева Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2005. N 3. С. 32.

Данный подход в существующих реалиях правилен еще и потому, что поддерживается доктринальными представлениями Церкви о роли собственности в современной социальной жизни. В частности, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви <9>, признавая многообразие форм собственности, выделяют собственность религиозных организаций в качестве особой ее формы. ——————————— <9> Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // URL: http:// www. mospat. ru/ text/ conception/ id/ 55/ htm/.

Регуляторы собственности: закон и церковный устав

Правовую базу деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви наряду с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами составляют их уставы и внутренние установления, которые не могут противоречить законодательству Российской Федерации. Любые локальные документы учреждений и организаций как корпоративные акты не имеют самостоятельного характера, их природа носит поднормативную основу. В связи с этим акты подобно уставам должны приниматься в соответствии с общими правилами регулирования, установленными законом. Иной механизм правового регулирования ведет к произволу, возможности искажения смысла существования объединения, когда участники могут преследовать иные, иногда антисоциальные цели. Некоторые авторы стоят на позиции минимального вмешательства государства в вопросы имущественной сферы религиозных объединений, использования диспозитивных методов регулирования. В частности Ю. С. Овчинникова полагает, что определение субъекта права на наиболее значимое для церкви имущество и порядок его использования необходимо определять внутри религиозного сообщества, на договорных началах. Как полагает автор, наибольший эффект в решении данной проблемы могло бы иметь принятое Русской Православной Церковью Положение о церковном имуществе <10>. ——————————— <10> Овчинникова Ю. С. Указ. соч. С. 127.

Представляется, механизм определения и распределения церковного имущества должен существовать только на законодательном уровне с учетом норм канонического права, позволяющего Русской Православной Церкви закреплять соответствующий порядок в своих внутренних установлениях. Следует согласиться в связи с этим с М. В. Хлыстовым, предлагающим необходимую корректировку норм пункта 1 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с устранением коллизий между действующим законодательством и каноническим правом <11>. ——————————— <11> Хлыстов М. В. Субъекты права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви // Нотариус. 2010. N 6. С. 40 — 43.

Весьма своевременными в данном случае выглядят предложения законодателя, закрепляемые в пункте 2 ст. 121 проекта изменений в ГК РФ, где предусматривается, что религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и не противоречащими закону внутренними установлениями. Несмотря на то что религиозные организации, в том числе формируемые под началом Русской Православной Церкви, отделены от государства, канонические нормы, как известно, не должны противоречить светскому законодательству. При этом специалисты выделяют важное значение и условие применения канонических предписаний как источников права в механизме правового регулирования собственности <12> религиозных организаций. В этом смысле как правовой источник нормы церковного права могут конкретизировать вопросы отношений собственности с участием религиозных организаций, если не противоречат нормам законодательства <13>. Это вполне объективное представление о роли и сущности внутренних религиозных регламентов в современной нормотворческой и правоприменительной практике. ——————————— <12> См. раздел XV Устава Русской Православной Церкви от 13 — 16 августа 2000 г. <13> Хлыстов М. В. Некоторые аспекты регулирования отношений собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций. С. 26 — 29.

Право о религиозной собственности: исторический срез

Несмотря на известные различия в имущественных режимах религиозных организаций на протяжении всего периода истории их развития наиболее революционные изменения в рассматриваемой сфере произошли в XIX в. В рамках институтной теории, нашедшей дальнейшее закрепление в гражданском законодательстве Российской империи, равные возможности субъектов права собственности получили как Церковь, так и ее отдельные структурные единицы. При этом границы права религиозной собственности были значительно расширены. Как отмечают исследователи, субъектами права собственности на имущество помимо Православной Церкви являлись также «епархиальные начальства (нынешние епархии), монастыри и церкви (нынешние приходы)» <14>. ——————————— <14> Новицкая Т. Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века. М.: Зерцало-М, 2005. С. 359.

Послереволюционные события и дальнейшая история становления Советского государства показывают национализацию всей земли, в том числе церковной и монастырской, путем обращения во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней <15>. То же самое касалось иных объектов, принадлежащих церкви и входящих в ее структуру организаций. ——————————— <15> Могусев В. Почва для веры. Религиозные объединения как участники земельных отношений // Бизнес-адвокат. 2005. N 1.

Дальнейшее регулирование имущественных отношений в религиозной сфере связывается с утверждением Поместным собором в 1945 г. Положения об управлении Русской Православной Церкви <16>. В Положении (п. 41) предусматривалось право приходских «общин вносить потребные суммы на содержание епархиального архиерея и его управления, а также на общецерковные нужды: на патриаршее управление и на содержание духовных учебных учреждений при патриархе» <17>. Между тем церковные здания оставались в государственной, т. е. общенародной собственности. ——————————— <16> Русская Православная Церковь в советское время (1917 — 1991) // Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Т. Штриккер. Кн. 2. М.: Пропилеи, 1995. С. 133 — 141. <17> Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. С. 201.

В последующем закон, лишавший религиозные организации права владения собственностью, был отменен. Советским правительством предоставлены органам религиозных культов ограниченные права юридического лица и возможность приобретения транспортных средств, производства утвари и предметов религиозного культа, продажи их обществам верующих, аренды, строительства и покупки в собственность строений (кроме молитвенных зданий и домов). Такие действия осуществлялись лишь с санкции Совета по делам религиозных культов. На современном этапе становление и развитие имущественных отношений с участием религиозных организаций шло параллельно с созданием институциональной основы их деятельности, постепенным закреплением в законодательстве категории, а затем и раскрытием сущности религиозных организаций и религиозной деятельности. Первоначальным актом новой истории и воссоздания религиозных организаций следует считать Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. N 261-1 «О свободе вероисповеданий» <18>, определивший основополагающие институты вероисповедания, организации религиозных объединений. ——————————— <18> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 21. Ст. 240.

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 «О собственности в РСФСР» <19> предусматривал возможность нахождения в собственности религиозных организаций зданий, предметов культа, объектов производственного, социального и благотворительного назначения и иного имущества, необходимого для обеспечения их деятельности (ст. 19). Земельный кодекс РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. N 1103-1) <20> определил новые направления государственной политики в сфере имущественного режима религиозных организаций на земельные ресурсы. Помимо предоставления земли на праве постоянного (бессрочного) пользования религиозные объединения получили возможность получить земельные участки в собственность. ——————————— <19> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416. <20> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768.

Дальнейшие изменения коснулись специального законодательства о религиозных организациях. На смену Закону РСФСР «О свободе вероисповеданий» пришел Закон N 125-ФЗ <21>, отражающий вопросы правового положения религиозных объединений, соответствующих новому этапу развития общественных отношений в рассматриваемой сфере. ——————————— <21> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Действующее законодательство не содержит каких-либо исключений из субъектного состава участников права собственности на имущество религиозного назначения, признавая это право как за централизованными, так и местными религиозными организациями (п. п. 1, 2 ст. 21 Закона N 125-ФЗ). Самостоятельность структурных подразделений Русской Православной Церкви полностью распространяется и на имущественные отношения, что позволяет им свои имущественные права, по мнению М. В. Хлыстова, «…реализовывать без какого бы то ни было согласования с центром» <22>. ——————————— <22> Хлыстов М. В. Субъекты права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви. С. 40 — 43.

Не следует забывать: основой жизнеобеспечения религиозной деятельности являются как раз недвижимость и земельные участки, где отправляются религиозные обряды и происходит богослужение. Поэтому сохранение имущественной базы религиозных организаций обеспечивает им возможность выступать полноправными субъектами церковной жизни и хозяйственных отношений. Не случайно в связи с этим высказываются предложения о признании Русской Православной Церкви единственным субъектом имущественных прав. По крайней мере, режим управления церковным имущественным комплексом, осуществляемый в централизованном порядке, будет отражать единые интересы в вопросах владения, использования и распоряжения религиозными объектами.

Состав и основания собственности религиозной организации

На начальном этапе становления нового Российского государства важнейшей задачей рассматривалась передача утраченного религиозными организациями в советский период имущества религиозного назначения, культовых зданий и сооружений, находящихся в публичной собственности и закрепленных за предприятиями и учреждениями <23>. ——————————— <23> Действия по передаче соответствующего имущества нашли отражение в ряде нормативных актов СССР, например в Постановлении Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. N 1372 «О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства».

Разработанные в период с 1993 по 2001 г. документы <24> оставляли за рамками регулирования многие принципиальные вопросы, касающиеся прежде всего обеспечения сохранности передаваемых объектов, выполнения обязательств по их содержанию и ремонту. Оставались не охваченными регулирование особенностей охраны памятников истории и культуры. Имелись дефекты и просчеты организационного характера: недостаточно разработанным оставался механизм принятия решения о передаче имущества, в том числе при определении полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации поставленных задач. ——————————— <24> См., например, распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» // САПП РФ. 1993. N 17. Ст. 1455; Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 466 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности» (СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 362), от 14 марта 1995 г. N 248 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1059).

Положение о порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490, в дальнейшем определило недвижимое имущество, которое могло передаваться религиозным организациям в собственность или пользование. Провозглашенное статьей 14 Конституции РФ равенство религиозных объединений перед законом, означает в том числе равный правовой статус, возможность действовать для всех в одинаковых и стабильных правовых рамках. Запрещая установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, Конституция РФ в данной статье тем самым закрепляет религиозный плюрализм. Специалисты в сфере управления имуществом отмечали соблюдение на практике конституционного принципа равенства религиозных объединений с учетом передачи имущества организациям различных конфессий и конфессиональных групп <25>. ——————————— <25> Стадников А. В. Актуальные вопросы передачи федерального имущества религиозным организациям // Право и экономика. 2002. N 3.

Законодательство допускало право религиозных организаций получить федеральное имущество как в пользование, так и в собственность <26>. Собственно, отдельные исследователи обращали внимание на приоритетность режима права собственности религиозных организаций. Право хозяйственного ведения религиозных организаций как основа их существования, по мнению И. А. Куницина, должно выступать как альтернатива, полностью находящаяся в усмотрении религиозной организации <27>. ——————————— <26> Передача имущества в собственность религиозных организаций осуществлялась по решению Правительства РФ на основании совместного представления Минкультуры России и Госкомимущества России либо по представлению Комиссии по вопросам религиозных объединений. <27> Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М.: Отчий дом, 2000. С. 282.

Изъяны права собственности религиозных организаций могут заключаться в совершении сделок, направленных на отчуждение принадлежащего им имущества, например культовых зданий. Отсутствие в законодательстве прямых запретов по отчуждению имущества религиозного назначения в конечном счете может привести к утрате религиозных святынь, нанесению ущерба интересам Русской Православной Церкви. Альтернативой режима собственности религиозной организации на имущество служит безвозмездная передача его в пользование в порядке соблюдения правил о его целевом использовании. Такая передача оформляется как акт пожертвования с применением соответственно норм о дарении (п. 5 ст. 582 ГК РФ) с возможностью его отмены. Правительство РФ как орган по распоряжению федеральным имуществом нередко в рамках своих полномочий дает поручения по передаче имущества религиозным организациям. Аналогичным образом решается вопрос о возврате имущества, переданного религиозной организации. Правовая ущербность такой процедуры заключается в том, что жертвователь не утрачивает права собственности на имущество. Правовой механизм защиты прав при отмене дарения здесь не работает, поскольку, как отмечает А. В. Стадников, имущество религиозного назначения, как правило, передается в пользование с сохранением его в федеральной собственности <28>. Следовательно, истребовать имущество, которое формально находится в распоряжении собственника, оказывается крайне затруднительно. ——————————— <28> Стадников А. В. Указ. соч.

Отдельные вопросы касаются порядка оснований прав религиозных организаций на земельные участки. Как отмечают специалисты, до 30 октября 2001 г. (принятия Земельного кодекса РФ) земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, предоставлялись религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Однако федеральное законодательство не предусматривало специальные нормы, предусматривающие предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование религиозных организаций <29>. Подобная практика нашла распространение в отдельных субъектах Федерации. ——————————— <29> Чернега О. А. Специфика земельно-правовых отношений с участием религиозных организаций // СПС «КонсультантПлюс».

Опираясь на право религиозных объединений создавать для целей своей деятельности иные юридические лица, в том числе на правах структурного подразделения централизованной организации, можно считать также возможным их включение в состав участников земельных отношений <30>. ——————————— <30> Могусев В. Почва для веры. Религиозные объединения как участники земельных отношений // Бизнес-адвокат. 2005. N 1.

Положительным нововведением следует считать закрепление в статье 1 ЗК РФ, посвященной основным принципам земельного законодательства, права религиозных организаций принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране. Обязанностью публичных органов власти, субъектов хозяйственной и иной деятельности является обеспечение возможности такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством. Из круга участников земельных отношений подлежит исключению представительство иностранной религиозной организации, действующей на территории Российской Федерации. Иностранное представительство не вправе осуществлять культовую и иную религиозную деятельность и, кроме всего прочего, оно не получает правовой режим российского религиозного объединения и сопутствующий этому правовой статус (ст. 13 Закона N 125-ФЗ). Имущественный режим религиозных организаций предполагает, что в их собственности может находиться имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. К недвижимому имуществу религиозного назначения тем не менее были отнесены здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования. Концепция «единого объекта», когда вместе со зданиями религиозным организациям передаются и земельные участки, является более последовательной и соответствует установленным требованиям гражданского законодательства. Движимое имущество религиозного назначения — это, как правило, предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей. Как отмечается, основным критерием для определения федерального недвижимого имущества как объекта собственности религиозных организаций является непосредственная изначальная цель возведения зданий исключительно для совершения религиозных обрядов (церкви, монастыри, мечети, синагоги и т. д.), а также для религиозного образования (духовные семинарии, медресе и др.) <31>. ——————————— <31> Стадников А. В. Указ. соч.

В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ передача в собственность религиозным организациям имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется безвозмездно. Как отмечалось специалистами, отчуждение соответствующего государственного имущества в собственность религиозных организаций исключено из сферы регулирования законодательства о приватизации <32>, что не позволяет, во-первых, предусматривать платность передачи имущества и, во-вторых, исключает доступ к религиозным объектам частных лиц. ——————————— <32> Правительством РФ распоряжением от 9 ноября 2001 г. N 3236-р утверждены Методические рекомендации по передаче находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 г. N 251 <33> утвержден Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, которые могут находиться в собственности религиозных организаций. ——————————— <33> СЗ РФ. 2001. N 15. Ст. 1495.

Вопросы собственности религиозных организаций, а также имущественных отношений с их участием нашли отражение также в некоторых ведомственных актах разъяснительного характера. В частности, следует упомянуть письмо Минфина России от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41, определяющее состав объектов религиозного назначения для целей установления льгот при налогообложении. Согласно письму к зданиям (строениям, сооружениям), имеющим религиозное назначение, относятся здания (строения, сооружения), иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения: богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний; религиозного почитания (паломничества); профессионального религиозного образования; иной религиозной деятельности. Однако следует исходить из более широкого представления о перечне таких объектов, учитывая широкое понимание «иной религиозной деятельности». Положение о порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. N 490, в дальнейшем определило недвижимое имущество, которое могло передаваться религиозным организациям в собственность или пользование. Как отмечает О. А. Иванюк, «к священным (собственно священным и освященным) вещам относятся предметы, специально предназначенные для совершения богослужения, а к церковным — иное имущество, служащее церковным целям» <34>. Отметим: объектами культурно-просветительского назначения, находящимися в собственности религиозных организаций, могут быть также и средства массовой информации <35>. ——————————— <34> Иванюк О. А. Возвращение имущества церкви: порядок и правовые последствия // Жилищное право. 2011. N 6. С. 107 — 112. <35> См. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Иное имущество, которое может принадлежать религиозным организациям на праве собственности, охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности, в том числе исключительные права. Такое имущество может находиться в собственности религиозных организаций, только если оно необходимо для обеспечения их деятельност и, указанной в уставе. Идет речь об имуществе, обслуживающем цели, задачи и основные формы деятельности религиозных объединений (ст. 10 Закона N 125-ФЗ). Согласно статье 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Несмотря на отсутствие ограничения круга объектов прав собственности религиозных организаций общие правила об оборотоспособности отдельных видов вещей распространяются на них в полной мере. В частности, можно упомянуть объекты, изъятые из гражданского оборота (ст. 129 ГК РФ). Кроме того, соответствующие ограничения устанавливаются и национальным законодательством и международными документами. Некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Целевая правоспособность религиозных организаций вытекает из пункта 3 ст. 213 ГК РФ, предусматривающего, что религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. В числе оснований приобретения религиозной организацией имущества нельзя исключать и наследование. Как отмечают О. Е. Блинков и К. Ю. Егоренкова, «…вполне допустимо оставить завещание в пользу религиозной организации независимо от того, о какой конфессии идет речь (православной, мусульманской и т. д.)» <36>. Иначе говоря, законодатель не связывает возможность обладания имуществом религиозной организацией в порядке наследственного правопреемства с наличием (отсутствием) каких-либо определенных целей религиозного характера. Тем менее противоправные цели религиозных структур должны соответствующим образом оцениваться со стороны закона. Например, получение в этом случае имущества религиозной организацией экстремистской направленности можно однозначно рассматривать как противоречащее основам нравственности и правопорядка. Закон должен четко различать и видеть устремления объединений верующих и отгораживать действующие в нарушение существующих правовых предписаний. Кроме того, чтобы стать наследником, религиозная организация должна иметь статус юридического лица, приобретаемого в установленном законодательством порядке. Учитывая унитарный характер религиозных организаций, имущество должно переходить непосредственно к самой организации, а не к представляющим ее на данный момент участникам. Следовательно, субъектом правопреемства выступает только юридическое лицо. ——————————— <36> Блинков О. Е., Егоренкова К. Ю. Юридические лица в наследственном праве // Наследственное право. 2011. N 1. С. 3 — 8.

С. П. Гришаев справедливо отмечает о необходимости закрепления Правительством РФ перечня видов имущества богослужебного назначения по предложениям религиозных организаций <37>. До настоящего времени такое постановление не принято. ——————————— <37> Гришаев С. П. Некоммерческие организации // СПС «КонсультантПлюс».

Положительной новеллой, касающейся имущественного статуса религиозной организации, можно считать закрепление в проекте изменений в ГК РФ самостоятельной статьи 123 «Имущество религиозной организации», которая наряду с определением состава и способов приобретения имущества предусматривает также, что на принадлежащее религиозным организациям движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание кредиторов. Единообразному применению этого правила будет способствовать установление перечня такого имущества в порядке, определенном законом о религиозных организациях (объединениях). Таким образом, право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения находится под особой защитой государства.

Имущественная правоспособность неправосубъектных объединений

Право на отправление религиозных обрядов гражданами в рамках деятельности каких-либо религиозных объединений неразрывно и непосредственно связано с их правом на свободу совести и свободу веры. Обеспечение религиозного плюрализма, свободы совести и свободы веры, гарантированных Конституцией РФ, допускает различные формы их реализации, в том числе через деятельность религиозных объединений на формальной или неформальной основе. В первом случае эта деятельность осуществляется через регистрацию в органах юстиции с приобретением прав юридического лица (религиозная организация), а во втором — через образование религиозной группы, без легализации в качестве субъекта права. Однако если религиозные группы образуются и существуют лишь в рамках фактического создания, и устойчивость и целостность таких объединений поддерживается инициативой входящих в нее участников, то создаваемые религиозные объединения (организации) — самостоятельные субъекты права с присущим им правовым режимом, более стабильные. По крайней мере уже в силу факта своей государственной регистрации, объединение становиться открытым и «прозрачным» не только для входящих в него членов, но и любых третьих лиц. Не случайно многие неформальные объединения действуют именно как религиозные группы, и в силу ограниченного круга входящих в них лиц не спешат открывать свою религиозную деятельность широкой общественности. Такие образования нельзя назвать правосубъектными. Публичному характеру своих устремлений их участники предпочитают узкую сферу интересов, нередко оставляющую за рамками официального вероисповедания их запрещенные формы <38>. ——————————— <38> В некоторых случаях в отношении подобных объединений используются такие определения, как «деструктивный культ», «тоталитарная секта» или «религиозная организация, вызывающая общественное беспокойство». См. подробнее: Демидов А. В. Религиозные организации деструктивного характера в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. С. 8 — 10.

Однако ликвидация религиозной организации как юридического лица на практике не всегда влечет прекращение ее деятельности. Ликвидированные религиозные организации продолжают свою деятельность в качестве религиозной группы. Как справедливо полагают в литературе, запрет общественного объединения не должен ограничиваться лишь его ликвидацией, а должен обеспечивать невозможность его воссоздания без каких-либо оговорок относительно срока запрета <39>. ——————————— <39> Лапаева В. В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Адвокат. 2001. N 10.

Со своей стороны добавим: правовые последствия запрета объединения целесообразны только с бесповоротной утратой его идеолого-религиозной основы, поскольку его формальная ликвидация не всегда влечет прекращение деятельности религиозного объединения. Как показывает практика, запрещенные объединения продолжают действовать как религиозные группы, представляя в таком качестве еще большую общественную опасность. Как известно, субъектами права собственности могут быть лишь религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающие правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и др.). Согласно пункту 4 ст. 213 ГК РФ религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. В свою очередь, учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации. Действуя как юридическое лицо, религиозная организация может принимать на себя права и обязанности. Осуществляя, например, гражданскую правоспособность, организация становится участником различных видов сделок и т. п. Члены религиозной организации не имеют доли в ее имуществе даже после ее ликвидации. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана (имущество передается безвозмездно аналогичным религиозным организациям) или на благотворительные цели. Если такие имущественные последствия уставом не предусмотрены, имущество обращается в собственность государства. В юридической литературе признается более целесообразным использование имущества ликвидируемых религиозных организаций на цели их деятельности, а не передача в собственность государства <40>. Хотя, на наш взгляд, последний вариант не должен быть исключен из механизмов сохранения соответствующего имущества. Ведь не всегда возможно обеспечить передачу имущества в универсальном порядке и в один момент, что требует задействовать порядок обращения имущества в казну, как потерявшего обладателя, с последующим предоставлением вновь созданным религиозным объединениям. ——————————— <40> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С. П. Гришаева, А. М. Эрделевского. М., 2006. С. 132.

Имущественные права группы определены в пункте 1 ст. 7 Закона N 125-ФЗ, где, в частности, говорится: помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Данное положение представляется логичным, учитывая, что субъектами права собственности могут быть только физические или юридические лица, а религиозные группы таковыми не являются. Поэтому можно сделать вывод: гражданской правоспособностью религиозные группы не обладают.

Конструкция имущественного режима религиозной организации

В литературе признают за религиозной организацией полноценную гражданскую правоспособность, позволяющую ей выступать участником гражданского оборота <41>. Для целей своей деятельности религиозная организация вправе вступать в различные правоотношения, в том числе заключать сделки по приобретению имущества. ——————————— <41> Воронецкий П. М. О правоспособности религиозных объединений // Журнал российского права. 2011. N 6. С. 22 — 27.

В качестве субъектов права собственности религиозные организации рассматриваются обычно в связке с общественными объединениями, по крайней мере в действующей редакции статьи 117 ГК РФ. И те и другие являются некоммерческими организациями, и даже в чем-то с совпадающим правовым режимом. Отметим: гражданское законодательство некоммерческими организациями называет юридические лица, которые не ставят извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяют полученную прибыль между своими участниками (ст. 50 ГК РФ). В отношении имущества таких организаций их участники не обладают какими-либо имущественными правами (п. 3 ст. 48 ГК РФ). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <42> под таковыми понимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ——————————— <42> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Однако авторы практических комментариев, основываясь на анализе норм действующего законодательства, ведут речь об отсутствии однозначной возможности обобщать под единым понятием субъектов права собственности различные виды некоммерческих объединений <43>. ——————————— <43> Пятин С. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

Еще в начале 1990-х гг., в условиях становления некоторых элементов политического и идеологического многообразия зарождающихся институтов гражданского общества, предпринимались отдельные попытки определять правовой статус религиозных организаций в формировавшейся на тот период системе некоммерческих юридических лиц. В любом случае особый характер правовой природы религиозных объединений требовал поиска необходимых для этого их сущностных признаков. На начальном этапе это требовалось и для возможности регистрации соответствующих организаций в качестве религиозных. Впрочем, как и ранее, сегодня порядок приобретения религиозным объединением статуса юридического лица предполагает подтверждение религиозного характера организации, направленного на удовлетворение нужд прихожан, исповедующих одно вероучение <44>. ——————————— <44> Лупарев Г. Г. Понятие и виды религиозных организаций в СССР // Советское государство и право. 1991. N 5. С. 39.

Определяя юридическую природу религиозных организаций, нужно отметить в ней их первостепенно социальную сущность, которой обладает целый ряд некоммерческих юридических лиц. В частности, долгое время нельзя было обнаружить различия в гражданско-правовом статусе религиозной и общественной организации. По большему счету, анализ их статуса недвусмысленно «размывал» представления о наличии каких-то принципиальных отличий между ними. Более того, систематизация норм о некоммерческих организациях представляла организационно-правовую форму общественной организации как «оболочку», где может быть создана религиозная организация. Поскольку законодатель отставлял «в тени» самостоятельную юридическую конструкцию религиозной организации, рамки построения ее юридической личности могли найти лишь отражение в религиозных началах общественного объединения. Тем самым религиозная организация, как пишет Т. В. Сойфер, рассматривалась в качестве разновидности общественной организации <45>. ——————————— <45> Сойфер Т. В. К вопросу о совершенствовании гражданского законодательства о некоммерческих организациях // Адвокат. 2011. N 3. С. 5 — 11.

И все же в литературе вполне обоснованно рассматривают религиозные организации как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческих организаций <46>. Подобные мнения поддержаны законодателем и в скором времени найдут отражение в нормах гражданского права. Тем не менее, следуя Концепции развития гражданского законодательства <47>, разработанный проект изменений в ГК РФ признает за религиозными организациями особый статус, закрепив их правовое положение (ст. ст. 121 — 123). ——————————— <46> Овчинникова Ю. С. Религиозные организации как юридические лица // Субъекты гражданского права: Сб. статей / Под ред. Т. Е. Абовой. М., 2000. С. 116, 117. <47> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

Со своей стороны отметим: проект изменений в ГК РФ предлагает унитарную конструкцию религиозных организации, объединяя их наряду с учреждениями и фондами в систему «унитарных некоммерческих организаций». Следовательно, законодатель отрицает корпоративные начала и отношения членства в религиозной организации, несмотря на то, что под своими религиозными идеями она может объединять десятки, а то и сотни тысяч адептов. Обозначая унитарный характер религиозных организаций, отдельные авторы связывают данный факт лишь с их известной спецификой, обусловленной целями и сферой их деятельности, не позволяющими применить к ним единообразные правила о корпорациях <48>. ——————————— <48> Сойфер Т. В. Указ. соч.

Однако, как нам представляется, отрицание законодателем корпоративных основ построения структуры религиозных организаций обусловлено необходимостью исключения случаев создания запрещенных объединений. Речь идет о том, что за корпоративной юридической личностью могут быть легализованы объединения сектантского толка, существующие на принципах непосредственного участия (членства), влекущего ряд ограничений и повинностей для их участников. Как правило, такие повинности зачастую нарушают права и свободу их членов. Чрезвычайную опасность представляет использование такой конструкции экстремистскими формированиями. Как известно, зависимость члена от объединения довольно высока, учитывая религиозный подтекст, оправдывающий любые проявления насилия, и общественную угрозу его действий.

Современные механизмы передачи религиозного имущества

Проблема сохранности объектов культурного наследия, являвшихся бывшей собственностью Церкви, становится весьма актуальной и обсуждаемой. Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» <49> урегулированы принципиальные механизмы возврата религиозным организациям церковного имущества. ——————————— <49> СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6423.

Речь идет только об имуществе религиозного назначения, круг которого определяется законом. В частности, согласно статье 2 Закона N 327-ФЗ к таковому относится прежде всего недвижимое имущество: помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии, профессионального религиозного образования, монашества, паломничества. К имуществу религиозного назначения также относятся предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, используемые для религиозных целей. Религиозным организациям может передаваться и другое имущество, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующее с ним монастырский, храмовый и иной культовый комплекс. Надо сказать, что объекты культурного наследия федерального значения могут передаваться в собственность только централизованным религиозным организациям. Для рассмотрения возможных разногласий, а также обеспечения публичности процесса передачи должны создаваться специальные комиссии. Информация о передаче имущества религиозным организациям размещается в Интернете. Принятие закона о передаче имущества религиозным организациям потребовало внесения корректировок и в ряд других законов <50>, касающихся прежде всего уточнения религиозного имущества, а также порядка его передачи, устранения противоречий в режиме использования. ——————————— <50> См. изменения в статью 21 Закона N 125-ФЗ, статьи 48, 50, 55 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; статьи 85, 87.1, 89 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.

В качестве самостоятельного основания возникновения имущественных прав религиозных организаций Закон N 327-ФЗ предусматривает бессрочное исключительное право на безвозмездное приобретение публичного имущества. Право религиозных организаций на безвозмездное получение в собственность или пользование государственного и муниципального имущества религиозного назначения расширено за счет включения тесно связанных с ними объектов соответственно по целям их использования и близости нахождения. Между тем в рамках указанного выше Закона возникает ряд вопросов, касающихся соответствия отдельных механизмов и условий передачи имущества религиозным организациям. В некоторых случаях можно встретить предельное упрощение, влекущее за собой, как нам представляется, нарушение субъективных конституционных прав. Закон N 327-ФЗ предусматривает, по существу, обязанности по предоставлению в собственность или безвозмездное пользование имущества, принадлежащего как Российской Федерации, так и ее субъектам, а также муниципалитетам. Конечно, необходимо, насколько это возможно, способствовать религиозным организациям в передаче им имущества религиозного назначения. Однако не нужно в таких вопросах переходить разумную грань, за которой неизбежно следует прямое ущемление прав другого субъекта. Своевременно на этот счет замечание А. В. Винницкого о необходимости постановки вопроса о соответствии в этой части указанного нормативного акта Конституции РФ: существенность ограничений права публичной собственности по сравнению с Законом N 159-ФЗ состоит в передаче объектов не только независимо от волеизъявления публичного образования, но и безвозмездно <51>. ——————————— <51> Винницкий А. В. Публично-правовые основы государственной и муниципальной имущественной поддержки // Административное и муниципальное право. 2011. N 3. С. 13 — 20.

Со своей стороны отметим: беспрецедентность такого шага сравнима, пожалуй, разве что с нормами Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» <52>, устанавливающего механизм передачи земельных участков под строительство через их изъятие у добросовестных владельцев. В частности, часть 1 ст. 15 упомянутого Закона позволяет прекращать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками организаций без их согласия и независимо от оснований, предусмотренных пунктом 2 ст. 45 ЗК РФ <53>. ——————————— <52> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3617. <53> Кирилловых А. А. Проблема защиты прав землепользователей в законодательстве о развитии жилищного строительства // Нотариус. 2010. N 3. С. 15 — 18.

Представляется, в регулировании вопроса о передаче объектов недвижимости религиозным организациям требуется найти разумный компромисс, отражающий баланс интересов всех заинтересованных сторон.

Библиография

Блинков О. Е., Егоренкова К. Ю. Юридические лица в наследственном праве // Наследственное право. 2011. N 1. Винницкий А. В. Публично-правовые основы государственной и муниципальной имущественной поддержки // Административное и муниципальное право. 2011. N 3. Воронецкий П. М. О правоспособности религиозных объединений // Журнал российского права. 2011. N 6. Гришаев С. П. Некоммерческие организации // СПС «КонсультантПлюс». 2010. Демидов А. В. Религиозные организации деструктивного характера в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. Иванюк О. А. Возвращение имущества церкви: порядок и правовые последствия // Жилищное право. 2011. N 6. Кирилловых А. А. Проблема защиты прав землепользователей в законодательстве о развитии жилищного строительства // Нотариус. 2010. N 3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С. П. Гришаева, А. М. Эрделевского. М., 2006. Кудрявцева Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2005. N 3. Куницын И. А. Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций // Право и жизнь. 2000. N 26. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М.: Отчий дом, 2000. Лапаева В. В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Адвокат. 2001. N 10. Лупарев Г. Г. Понятие и виды религиозных организаций в СССР // Советское государство и право. 1991. N 5. Могусев В. Почва для веры. Религиозные объединения как участники земельных отношений // Бизнес-адвокат. 2005. N 1. Новицкая Т. Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века. М.: Зерцало-М, 2005. Овчинникова Ю. С. Вещные права религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. Овчинникова Ю. С. О передаче приходам имущества государства // Приход. 2002. N 1. Овчинникова Ю. С. Религиозные организации как юридические лица // Субъекты гражданского права: Сб. статей / Под ред. Т. Е. Абовой. М., 2000. Павлов А. С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. Певцов В. Г. Лекции по церковному праву. Петербург, 1914. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Пятин С. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2006. Русская Православная Церковь в советское время (1917 — 1991) // Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Т. Штриккер. Кн. 2. М.: Пропилеи, 1995. Сойфер Т. В. К вопросу о совершенствовании гражданского законодательства о некоммерческих организациях // Адвокат. 2011. N 3. Стадников А. В. Актуальные вопросы передачи федерального имущества религиозным организациям // Право и экономика. 2002. N 3. Суворов Н. С. Учебник церковного права / Под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004. Хлыстов М. В. Некоторые аспекты регулирования отношений собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций // Юридический мир. 2011. N 3. Хлыстов М. В. Субъекты права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви // Нотариус. 2010. N 6. Цыпин В. А. Имущественные права церкви // Приход. 2003. N 3, 4. Чернега О. А. Специфика земельно-правовых отношений с участием религиозных организаций // СПС «КонсультантПлюс». 2008. Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996.

——————————————————————