Немецкое законодательство о юридических лицах публичного права в области надзора за финансовым рынком

(Лауэ К.) («Законодательство и экономика», 2011, N 6)

НЕМЕЦКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА В ОБЛАСТИ НАДЗОРА ЗА ФИНАНСОВЫМ РЫНКОМ

К. ЛАУЭ

В соответствии с готовящимися масштабными изменениями гражданского законодательства Российской Федерации взамен существующих организационно-правовых форм юридических лиц — ЗАО и ОАО — вводятся формы публичного и частного учреждения. Планируемые изменения в настоящее время широко обсуждаются юридическим сообществом страны. Предлагаемая проектом ГК РФ классификация юридических лиц является принципиально новой для отечественного гражданского права, в связи с чем приобретает особую актуальность учет зарубежного опыта, в первую очередь опыта Германии как страны, в законодательстве которой выделяются юридические лица частного и публичного права. Представляем статью научного сотрудника Университета Потсдама (ФРГ), LL. M. Каролины Лауэ, в которой проводится анализ особенностей статуса юридических лиц публичного права в области надзора за финансовым рынком.

I. Введение

Понятие юридических лиц публичного права закреплено в § 1 Закона ФРГ «О порядке производства дел, находящихся в ведении административных органов» <1>, в Основном законе (Конституции) ФРГ (ст. ст. 86 и 87, п. 3 ст. 87 f и т. д.) и в соответствующих специальных законах и постановлениях. В Германском Гражданском кодексе (ГГК) отдельные нормы, регулирующие понятие юридического лица (соответствует понятию юридического лица в статье 48 Гражданского кодекса РФ), существуют только в связи с правоспособным объединением экономического (коммерческого) и неэкономического (некоммерческого) характера (§ 21 — 79 ГГК), а также в связи с правоспособными фондами (§ 80 — 88 ГГК). Эти три вида организаций являются юридическими лицами частного права, если наделены правоспособностью. Правоспособностью объединения и фонды наделены в случае, когда они зарегистрированы в регистре, ведущемся в соответствующем суде. Юридические лица публичного права затрагивает только § 89 ГГК, который устанавливает, что правовые нормы об ответственности (§ 31 ГГК) и банкротстве (п. 2 § 42 ГГК) частноправовых объединений применяются также к юридическим лицам публичного права. Verwaltungsverfahrensgesetz (VwVfG) является одним из самых важных законов в публичном праве Германии, помимо Закона ФРГ «Об административных судах» (VwGO) (см. версию VwVfG на немецком языке: http:// www. gesetze-im-internet. de/ bundesrecht/ vwvfg/ gesamt. pdf). ——————————— <1> В немецком праве, как и во многих других правопорядках, различаются юридические лица частного права и юридические лица публичного права.

II. Отдельные формы юридических лиц публичного права

Данный раздел посвящен различным формам юридических лиц публичного права в целом и особенностям надзора за финансовым рынком.

Корпорация публичного права (Koperschaft des ofentlichen Rechts)

Корпорации публичного права (Koperschaft des ofentlichen Rechts) являются органами, выполняющими функции публичной власти, однако они не представляют собой «государственные органы» в узком смысле этого понятия <2>, поскольку государство через них осуществляет лишь опосредованное управление. Корпорации публичного права создаются на основании соответствующего закона или нормативного подзаконного акта административного органа. Кроме того, для их создания необходим разрешительный акт надзорного органа <3>. Корпорации публичного права могут создавать правовые нормы, являющиеся законами в материальном смысле. От других юридических лиц публичного права они отличаются тем, что имеют членов (Mitglieder), а не клиентов. Членство в корпорации, в том числе в профессиональных объединениях, является обязательным. Данная обязанность не нарушает закрепленное в Основном законе ФРГ конституционное право (граждан) объединяться в общественные организации (ст. 9), а также не нарушает право на свободу действий (ст. 2) <4>. Власть корпорации публичного права распространяется не только на ее членов. Например, такие территориальные корпорации, как муниципальные общины, вправе создавать нормы, действующие для всех граждан, пребывающих на территории общины <5>. Служащие корпорации публичного права не являются ее членами. Исключение из этого принципа закреплено в пункте 1 § 36 Закона ФРГ «Об общих принципах организации высших учебных заведений», где предусмотрено, что служащие университета приравнены к членам университета (университеты в ФРГ учреждаются в форме корпораций публичного права, см. ниже). ——————————— <2> В немецком праве государственный орган в узком смысле следует отличать от понятия государственных органов в широком смысле. В широком смысле под государственным органом понимается любая государственная или негосударственная организация, выполняющая государственные функции. <3> Wolff, Bachof, Stobe, Kluth. Verwaltungsrecht. Т. II. Мюнхен, 2010. § 85. Rn. 37 — 40. <4> Право (граждан) объединяться в общественные организации не нарушено, поскольку статья 9 Основного закона ФРГ защищает только частные объединения (см. Постановление Конституционного суда ФРГ от 19.12.1962 1 BvR 541/57 (BVerfG N JW 1963, 195), об обязательном членстве в торгово-промышленной палате и Постановление Конституционного суда ФРГ от 29.07.1959 1 BvR 394/58 (BVerfG N JW 1959, 1675)). <5> Battis. Allgemeines Verwaltungsrecht. Гейдельберг, 2002. С. 52.

Для обеспечения своего финансирования корпорации публичного права взимают обязательные взносы <6>. Корпорации публичного права не ограничиваются выполнением функций публичной власти. Например, Торгово-промышленная палата (IHK) также выполняет функцию представителя интересов ее членов-предпринимателей <7>. ——————————— <6> Bull, Mehde. Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungslehre. Гейдельберг, 2009. Rn. 102. <7> Battis. Allgemeines Verwaltungsrecht. Гейдельберг, 2002. С. 52.

Корпорации публичного права представляют собой «воплощение права на самоуправление» при возможности осуществлять государственные задачи посредством предоставления права на принятие самостоятельных решений. Существуют четыре вида корпораций публичного права: — территориальная; — объединенные корпорации; — персональная; — реальные. Территориальные корпорации публичного права (Gebietskoperschaften) представляют собой юридические лица, обладающие публичными правами на определенной территории. Территориальными корпорациями публичного права являются государство ФРГ в целом (Федерация), каждая из 16 федеральных земель и коммунальные общины. Членство физических лиц определяется при этом местом жительства, членство юридических лиц — территориальной принадлежностью <8>. ——————————— <8> Там же. С. 51 — 52.

Объединенные корпорации публичного права. Территориальные корпорации публичного права могут объединяться между собой и образовывать новые (самостоятельные) корпорации публичного права — так называемые «объединенные» корпорации публичного права (Verbandskoperschaften). Их члены являются корпорациями (чаще всего территориальными) публичного права, которые возлагают свои задачи и ответственность на объединенную корпорацию публичного права. В качестве примера можно привести союзы коммунальных общин, т. е. объединения общин для совместного выполнения определенных задач, например, в целях улучшения водоснабжения. Персональные корпорации публичного права (Personalkoperschaften) являются юридическими лицами с членством физических лиц, объединенных по определенным (личным или профессиональным) признакам <9>. В качестве примера таких профессиональных объединений можно привести Палату адвокатов и Палату врачей. Кроме того, высшие учебные заведения также имеют статус корпорации публичного права. В сфере науки преобладают организационно-правовые формы, которые позволяют и обеспечивают наибольшую самостоятельность в управлении. Это прежде всего корпорации публичного права (высшие учебные заведения) и зарегистрированные частноправовые неэкономические объединения и фонды (научные организации, например Общество научных исследований имени Макса Планка). Просматривается тенденция приватизации в науке, которая будет развиваться и в будущем. Данная ситуация обусловлена дефицитными бюджетами Федеральных земель, при этом не исключается создание фонда или даже «GmbH» <10>. ——————————— <9> Hofmann, Gerke. Allgemeines Verwaltungsrecht. Штутгарт, 2010. 40. <10> Wolff, Bacho, Stober, Kluth. Verwaltungsrecht. Т. II. Мюнхен, 2010. § 99. 51.

Реальные корпорации публичного права (Realkoperschaften) построены на праве членства на пользование определенной вещью или на владении определенным предметом. К ним относятся, например, охотничьи корпорации <11>. ——————————— <11> Постановление Конституционного суда ФРГ от 13.12.2006 1 BvR 2084/05 об обязательном членстве в охотничьей корпорации // http:// www. bundesverfassungsgericht. de/ entscheidungen/ rk20061213_1bvr208405.html.

Учреждение публичного права (Anstalt des ofentlichen Rechts)

Учреждение публичного права (Anstalt des ofentlichen Rechts) представляет собой организационное единство имущественных и кадровых средств в руках носителя публичной власти, причем эти средства служат определенной управленческой цели <12>. Эти учреждения наделены особыми публичными правами поддержки порядка собственными средствами в отведенной им сфере. В последнее время такие учреждения снова пользуются большой популярностью <13>. Они оказывают ряд различных услуг, на которые граждане в свою очередь имеют законное притязание. Учреждения публичного права создаются на основании соответствующего закона, одновременно наделяющего их полномочиями создавать правовые нормы. Кроме того, необходим разрешительный акт надзорного органа. Учреждения публичного права не имеют членства (как в корпорациях публичного права), однако у них есть клиенты. Главная цель данных организаций состоит в освобождении управленческих государственных структур от предпринимательской (по существу экономической) деятельности. Таким образом, учреждение выполняет функции носителя прав публичного управления <14>. К учреждениям публичного права относятся, например, публичные сберегательные кассы и Федеральное учреждение по финансовым надзору (BaFin, см. ниже). ——————————— <12> Это понятие было введено Отто Маером. См.: Mayer Otto. Theorie des Franzosischen Verwaltungsrechts. 1886. С. 225; Mayer Otto. Deutsches Verwaltungsrecht. Т. II. С. 318. <13> Wolff, Bachof, Stober, Kluth. Verwaltungsrecht. Т. II. § 86. Rn. 11. <14> Там же. § 86. Rn. 8.

Почти невозможно перевести немецкое понятие «Anstalt». В российском праве существует понятие «учреждения», закрепленное в статье 120 ГК РФ. Его функция, состоящая в осуществлении управленческих, социально-культурных и иных задач, сравнима с функцией немецкого «Anstalt». Но немецкий «Anstalt» не представляет собой некоммерческую организацию в том смысле, в каком понимается учреждение в статье 120 ГК РФ, поскольку деятельность руководителей «Anstalt» может быть охарактеризована как предпринимательская или хозяйственная, схожая с деятельностью предприятия. Руководство учреждением осуществляется в обязательном порядке по экономическим критериям <15>. Терминологическая проблема осложнена тем, что название органа служит только указанием, в какой форме был создан соответствующий орган, но данное указание не обязательно к исполнению. Кроме того, сам закон употребляет обсуждаемый термин неточно. Например, согласно пункту 1 § 367 т. III Кодекса социального права ФРГ Федеральное агентство по труду (прежнее название — Федеральное управление по труду), бюджет которого составлял 54,08 млрд. евро в 2010 г., имеет название «корпорация публичного права», однако Федеральное агентство по труду является учреждением публичного права на федеральном уровне <16>. ——————————— <15> При этом государство обязано соблюдать принцип, по которому ему не разрешается освобождать себя от его публичных обязанностей тем путем, что оно создаст частноправовое GmbH или правоспособное учреждение публичного права, которое имеет право на самоуправление. Это так называемый «запрет бегства в частное право», т. е., например, государство обязано соблюдать принцип равенства (ст. 3 Основного закона ФРГ) при предоставлении гражданам услуг. См. решение Высшего административного суда ФРГ от 28 апреля 1978 г. (BVerwG NJW 1979, 561), Постановление Высшего административного суда ФРГ от 29 мая 1990 г. (BVerwG N VwZ 1991, 59); решение Верховного суда ФРГ по гражданским и уголовным делам от 2 декабря 2003 г. (BGH N JW 2004, 1031). <16> Wolff, Bachof, Stober, Kluth. Verwaltungsrecht. Т. II. § 86. Rn. 119. См. информацию о Федеральном агентстве по труду на английском языке: http:// www. arbeitsagentur. de/ nn_426332/ EN/ Navigation/ Startseite/ Englisch-Nav. html.

Учреждения публичного права подразделяются на правоспособные, частично правоспособные и неправоспособные. Неправоспособные и частично правоспособные организационно самостоятельны, но в то же время являются подразделениями соответствующего носителя прав публичного управления. Неправоспособные учреждения публичного права не могут быть носителем прав и обязанностей. Неправоспособные и частично правоспособные учреждения не являются юридическими лицами публичного права <17>. ——————————— <17> Там же. Rn. 30 — 32.

От корпорации публичного права учреждение публичного права отличается тем, что корпорация основывается на членстве, тогда как существование учреждения не зависит от его клиентов или пользователей <18>. ——————————— <18> Bull, Mehde. Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungslehre. Гейдельберг, 2009. Rn. 102.

На практике нередко встречаются модели, когда носитель публичного управления преобразовывает неправоспособное учреждение в юридическое лицо частного права, например в GmbH <19>. ——————————— <19> Battis. Allgemeines Verwaltungsrecht. Гейдельберг, 2002. С. 53.

Фонд публичного права (Stiftung des ofentlichen Rechts)

Фонд публичного права в отличие от частноправового фонда зарегистрирован в соответствии с нормами публичного права. Главная функция фондов состоит в поддержке образования, охраны природы и культуры. Правовая основа частноправовых фондов закреплена в § 80 — 88 Германского Гражданского кодекса. Фонды публичного права создаются законом или на его основе (постановлением, имеющим силу закона). Фонд находится под соответствующим надзорным органом. Например, «Фонд прусского культурного наследия», относящийся к числу крупнейших учреждений культуры мира, подчинен Уполномоченному по вопросам культуры и СМИ при Федеральном правительстве <20>. Данный Фонд финансируется на 75% из федеральных средств и на 25% — из средств федеральных земель <21>. ——————————— <20> Согласно § 9 Закона ФРГ «О создании фонда прусского культурного наследия // http:// www. hv. spk-berlin. de/ deutsch/ wir_ueber_uns/ download/ Stiftungsgesetz2001.pdf. <21> См. соглашение о совместном финансировании // http:// www. hv. spk-berlin. de/ english/ wir_ueber_uns/ download/finanz. pdf.

В отличие от учреждения публичного права доступ пользователей к фонду может быть ограничен. Доступ к учреждению публичного права для клиента, как правило, свободен. Например, Сберегательная касса, являющаяся учреждением публичного права, не может отказывать в обслуживании клиента, если он выполняет общие условия Сберегательной кассы.

III. Право надзора за юридическими лицами публичного права

Государство осуществляет надзор за всеми юридическими лицами публичного права. Чаще всего осуществляется только правовой надзор (т. е. надзор за правомерностью и законностью), поскольку юридические лица публичного права наделены правоспособностью и правом на самоуправление (этот принцип следует модифицировать в отношении неправоспособных и частично правоспособных учреждений и фондов публичного права, которые не являются юридическими лицами публичного права). Однако необходимо принять во внимание, что правовой надзор может предоставлять надзорному органу широкие полномочия (например, проверки правомерности заработных плат директоров органов социального страхования, являющихся юридическими лицами публичного права <22>). Если орган не является юридическим лицом публичного права с правом на самоуправление, надзорный орган осуществляет надзор с точки зрения эффективности и целесообразности принимаемых решений и действий (так называемый фактический или технический надзор). «Фактический надзор» предоставляет надзорному органу возможность давать предписания. Немецкое право строго разграничивает эти два вида надзора, поскольку подчиненность указаниям и предписаниям является способом оказания воздействия на соответствующий подчиненный орган. ——————————— <22> Bull, Mehde. Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungslehre. Гейдельберг, 2009. Rn. 105.

IV. Особенности юридических лиц публичного права в области надзора за финансовым рынком

В банковском праве Германии существуют два важных надзорных органа, созданных в форме учреждения публичного права: Федеральное учреждение по финансовому надзору ФРГ (BaFin) и Немецкий федеральный банк (Бундесбанк).

Федеральное учреждение по финансовому надзору ФРГ (BaFin)

BaFin (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht) — это центральный орган надзора над финансовыми услугами в Германии. BaFin является частью управления Федерального правительства ФРГ и организовано в качестве учреждения публичного права (см. § 1 Закона ФРГ «О надзоре за финансовыми услугами»). BaFin непосредственно подчиняется Федеральному министерству финансов, осуществляющему правовой надзор и надзор с точки зрения эффективности и целесообразности принимаемых решений и действий (см. § 2 Закона ФРГ «О надзоре за финансовыми услугами»). BaFin финансируется за счет тарифов и сборов кредитных институтов и предприятий, над которыми оно осуществляет надзор, и за счет распределения налогов в соответствии с общим бюджетным правом. Надзор над банковской деятельностью BaFin осуществляет вместе с Немецким федеральным банком (Бундесбанком). Система надзора над финансовыми услугами в Германии отличается от многих других стран. В Германии существует единый орган надзора над всеми видами финансовых услуг. Со вступления в силу Закона ФРГ «О совместном (интегрированном) надзоре за финансовыми услугами» от 1 мая 2002 г. <23> был основан единый орган, контролирующий всю банковскую деятельность, деятельность всех государственных и частных страховых компаний, а также рынок ценных бумаг в Германии. До 2002 г. существовали три разных органа: Федеральный орган надзора за кредитной системой, Федеральный орган надзора за страховой деятельностью и Федеральный орган надзора за торговлей ценными бумагами. Эти органы были объединены в BaFin, который, в свою очередь, был разделен на три соответствующих отдела <24>. ——————————— <23> См. Закон ФРГ «О совместном (интегрированном) надзоре за финансовыми услугами» на английском языке // http:// www. bafin. de/ cln_152/ nn_721176/ SharedDocs/ Aufsichtsrecht/ EN/ Gesetze/ findag__en. html? nnn=true. <24> http:// www. bafin. de/ cln_179/ nn_720486/ EN/ BaFin/ bafin_node. html? nnn=true.

Немецкий федеральный банк (Бундесбанк)

Немецкий федеральный банк (Deutsche Bundesbank) — центральный банк ФРГ — является юридическим лицом публичного права на уровне Федерации. Согласно статье 88 Основного закона ФРГ Немецкому федеральному банку предоставлена независимость от Федерального правительства. Он имеет статус юридического лица публичного права (см. § 2 Закона ФРГ «О Федеральном немецком банке») <25>. Правовой статус Бундесбанка сложно определить исчерпывающе точно, поскольку он имеет все признаки учреждения публичного права. Однако он не подчиняется каким-либо указаниям, тогда как Федеральное правительство имеет лишь ограниченные возможности оказывать воздействие на назначение его органов, что, как правило, типично для учреждения публичного права. Таким образом, в соответствии с преобладающим мнением Бундесбанк был создан в форме атипического учреждения публичного права <26>. ——————————— <25> См. версию Закона ФРГ «О Федеральном немецком банке» на английском языке: http:// www. bundesbank. de/ download/ presse/ publikationen/ bbkgesetz_en. pdf. <26> Schimansky, Bunte, Lwowsk, Haug. Bankrechts-Handbuch. Т. II. Мюнхен, 2001. § 123 Rn. 27.

Бундесбанк пользуется совершенной независимостью от Федерального правительства в технических вопросах (см. § 12 Закона ФРГ «О Федеральном немецком банке») <27>. Но Федеральное правительство осуществляет правовой надзор за Бундесбанком <28>. Спор идет о том, подчинен ли Бундесбанк указаниям Федерального правительства в случаях, если он нарушает его законную компетенцию или не выполняет свои обязанности, установленные законом <29>. ——————————— <27> См. версию Закона ФРГ «О Немецком Бундесбанке» на английском языке: http:// www. bundesbank. de/ download/ presse/ publikationen/ bbkgesetz_en. pdf. <28> Wolff, Bachof, Stober, Kluth. Verwaltungsrecht. Т. II. § 86. Rn. 21. <29> Высший административный суд ФРГ в 1973 году вынес решение, по которому ст. 88 Основного закона ФРГ не обосновывает, но и одновременно не исключает независимость Бундесбанка (см. решение BVerwG от 29 января 1973 г.). См.: Wolff, Bachof, Stober, Kluth. Verwaltungsrecht. Т. II. § 86. Rn 21.

Отношения между BaFin и Бундесбанком регулируются в § 7 Закона ФРГ «О банках и кредитной системе» (Kreditwesengesetz) и могут быть охарактеризованы как интенсивное сотрудничество <30>. Бундесбанк и BaFin обмениваются информацией, которая нужна для осуществления надзора над кредитными организациями <31>. ——————————— <30> См. информацию об отношении между BaFin и Немецким федеральным банком на английском языке: http:// www. bafin. de/ nn_721606/ SharedDocs/ Veroeffentlichungen/ EN/ BaFin/ Internationales/ GemeinsameStandpunkte/ mou021031en. html; также Schimansky, Bunte, Lwowski, Fischer. Bankrechts-Handbuch, 2007, § 126 Rn. 1. <31> Schwennicke, Auerbach, Habetha. Комментарий к Закону ФРГ «О банках и кредитной системе» (Kreditwesengesetz). Мюнхен, 2009. § 7. Rn. 3; Schimansky, Bunte, Lwowski, Haug. Bankrechts-Handbuch. Т. II. Мюнхен, 2001. § 123. Rn. 17.

Страхование вкладов и банковских депозитов

Относительно страхования вкладов и банковских депозитов на основании Директивы ЕС 94/19/EG <32> Бундестагом еще в 1998 г. был принят Закон ФРГ «О страховании вкладов и страховом возмещении» <33>, который действует в настоящий момент в редакции от 31 декабря 2010 г. Согласно § 5 указанного Закона BaFin утверждает наступление страхового случая и осуществляет надзор. В Германии максимальная сумма компенсации вкладов составляет 100000 евро (см. ч. 2 § 4 данного Закона) <34>. ——————————— <32> См. информацию на английском языке: http:// europa. eu/ legislation_summaries/ internal_market/ single_market_services/ financial_services_banking/ l24012ben. htm. <33> Fische, Klanten. Bankrecht, Grundlagen in der Rechtspraxis. Кельн, 2010. С. 216. <34> См. версию на английском языке по ссылке, но последнее изменение от 9 декабря 2010, установившее увеличение размера компенсации до 100000 евро, еще не внесено в англоязычную версию: http:// www. bafin. de/ cln_179/ nn_721176/ SharedDocs/ Aufsichtsrecht/ EN/ Gesetze/ eaegen. html? nnn=true; Fischer, Klanten. Bankrecht, Grundlagen in der Rechtspraxis. Кельн, 2010. С. 217, 219.

Закон ФРГ «О страховании вкладов и страховом возмещении» предусматривает только базовое возмещение. Помимо этого «государственного» фонда страхования вкладов был создан фонд страхования вкладов при Федеральном объединении немецких банков <35>. Этот фонд представляет собой институт самопомощи немецких банков, который был создан после банкротства банка «Herstatt» в 1976 г. Фонд страхования вкладов при Федеральном объединении немецких банков является более эффективным, чем фонд, созданный в 1998 г. (см. п. 1 N 20 «AGB-Banken» (Предписания об «Общих условиях заключения банковских договоров, которое является обязательным для исполнения») <36>. ——————————— <35> См. статут данного Фонда на английском языке: http:// www. bankenverband. de/ publikationen/ englische-publikationen-english-publications/ shopitem/ d8a4003a89ad925c4461285b9817a14a. <36> http:// books. google. de/ books? id= 8C9PbMRQ1lcC&pg;= PA66&lpg;= PA66&dq;= Nr.+20+AGB+Banken&source;= bl&ots;=XYzAMuEODt&sig;= oOlpT3-BnTNuqtp3sMUOsKo07f0&hl;= de&ei;= Qs5TTYoukMGzBtG9_NYG&sa;= X&oi;= book_result&ct;= result&resnum;= 1&ved;= 0CBgQ6AEwAA#v= onepage&q;= Nr.%2020%20AGB%20Banken&f;= false; Laule in: Bank-und Kapitalmarktrecht, под редакцией Eckhard M. Theewen. Кельн, 2010. С. 48.

Меры во время финансового кризиса

Во время финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., Бундестаг принял Закон ФРГ от 17 октября 2008 г. «О реализации мер по стабилизации финансового рынка», который имел целью защиту рабочих мест, восстановление доверия к финансовым рынкам и гарантии вкладов населения. Кроме того, Бундестаг принял Закон ФРГ «О Фонде стабилизации финансового рынка» <37> (также от 17 октября 2008 г.). На основании данного Закона был создан неправоспособный особый Фонд стабилизации финансового рынка (SoFFin). Орган, управляющий этим фондом, называется Учреждение публичного права по стабилизации финансового рынка (Finanzmarktstabilisierungsanstalt, FMSA) (см. § 3 a данного Закона) <38>. Уже название «учреждение» указывает на его организационно-правовую форму — юридическое лицо публичного права в форме учреждения публичного права. Учреждение публичного права по стабилизации финансового рынка было создано при Немецком федеральном банке в форме учреждения публичного права, обладающего частичной правоспособностью <39>. Частичная правоспособность в этом случае означает, что данное учреждение организационно отделено от Немецкого федерального банка и может быть истцом и ответчиком, однако подчинено указаниям и предписаниям Федерального министерства финансов и Комитета по управлению данным фондом <40>. Министерство финансов осуществляет правовой надзор и надзор с точки зрения эффективности и целесообразности принимаемых решений и действий. Фонд стабилизации финансового рынка (SoFFin) обладает частичной правоспособностью. Он носит наименование фонда, но не является полноправным юридическим лицом публичного права, так как не наделен полной правоспособностью, а представляет собой несамостоятельное обособленное имущество на уровне Федерации <41>. ——————————— <37> См. версию на английском языке: http:// www. bafin. de/ cln_152/ nn_721176/ SharedDocs/ Aufsichtsrecht/ EN/ Gesetze/ fmstfgen. html? nnn=true. <38> Параграф 3a (Financial-Market Stabilisation Agency): (1) With effect from 23 July 2009, the Financial-Market Stabilisation Agency established by this Act in the version of 17 October 2008 shall become a public-law agency directly at federal level, having legal capacity and coming under the jurisdiction of the Federal Ministry of Finance. Its name shall be «Federal Agency for Financial-Market Stabilisation — FMSA» (the Agency). The Agency shall have its seat in Frankfurt am Main. <39> Jaletzke, Veranneman-Jaletzke, Schmidt. Комментарий к Закону ФРГ «О реализации мер по стабилизации финансового рынка» от 17 октября 2008 г. Мюнхен, 2009. § 3 a. Rn. 6, 7. <40> См. информацию на английском языке: http:// www. soffin. de/ en/ soffin/ structure/ index. html; Jaletzke, Veranneman-Jaletzke, Schmidt. Комментарий к Закону ФРГ «О реализации мер по стабилизации финансового рынка». § 3a. Rn. 10. <41> Jaletzke, Veranneman-Jaletzke, Magnusen. Комментарий к Закону ФРГ «О реализации мер по стабилизации финансового рынка». § 3. Rn. 7.

Кроме того, на европейском уровне была создана Европейская Система финансового надзора (ESFS: European System of Financial Supervision). С 1 января 2011 г. существуют три новых органа надзора на европейском уровне: — EBA (European Banking Authority — Европейский орган надзора за банковской деятельностью) в Лондоне; — ESMA (European Securities and Markets Authority — Европейский орган надзора за рынком ценных бумаг) в Париже; — EIOPA (European Insurance and Occupational Pensions Authority — Европейский орган надзора за страховой деятельностью и пенсионным обеспечением) во Франкфурте-на-Майне.

V. Заключение

Юридические лица публичного права рассматриваются как важный и эффективный инструмент выполнения государственных функций и осуществления государственного управления, в особенности, в случаях делегирования полномочий государством. Наличие различных организационно-правовых форм юридических лиц публичного права позволяет выбрать наиболее подходящую форму для эффективного достижения цели в каждой конкретной ситуации. Корпорации публичного права являются наиболее самостоятельными самоуправляемыми юридическими лицами публичного права, учреждения — только если они наделены правоспособностью. В отличие от учреждений публичного права фонды публичного права пользуются высокой степенью независимости от надзорных органов <42>. ——————————— <42> См.: Hofmann, Gerke. Allgemeines Verwaltungsrecht. Штутгарт, 2010. С. 18.

В области надзора над финансовым рынком чаще всего встречается организационно-правовая форма учреждения публичного права и особые фонды, которые являются частично правовыми субъектами (и, следовательно, не являются юридическими лицами публичного права). Особое место занимает Немецкий федеральный банк (Бундесбанк), поскольку он пользуется независимостью, закрепленной Основным законом.

Библиография

Battis. Allgemeines Verwaltungsrecht. Гейдельберг, 2002, изд. C. F. Muller. Bull, Mehde. Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungslehre. Гейдельберг, 2009, изд. C. F. Muller. Fischer, Klanten. Bankrecht, Grundlagen in der Rechtspraxis. Кельн, 2010, изд. RWS Verlag. Hofmann, Gerke. Allgemeines Verwaltungsrecht. Штутгарт, 2010, изд. Kohlhammer Deutscher Gemeindeverlag. Jaletzke, Veranneman. Комментарий к Закону ФРГ «О реализации мер по стабилизации финансового рынка» от 17 октября 2008 г. Мюнхен, 2009. Изд. C. H. Beck. Mayer Otto. Deutsches Verwaltungsrecht. Том II. Mayer Otto. Theorie des Franzosischen Verwaltungsrechts. 1886. Schimansky, Bunte, Lwowski. Bankrechts-Handbuch. Том I / II. Мюнхен 2007, изд. C. H. Beck. Schwennicke, Auerbach. Комментарий к Закону ФРГ «О банках и кредитной системе» (Kreditwesengesetz). Мюнхен, 2009, изд. C. H. Beck. Bank-und Kapitalmarktrecht, Под редакцией Eckhard M. Theewen. Кельн, 2010, изд. Bank-Verlag Medien. Wolff, Bachof, Stober, Kluth. Verwaltungsrecht. Том II. Мюнхен 2010, изд. C. H. Beck.

——————————————————————