Правовые аспекты использования природных объектов для размещения трубопроводов
(Лалетина А. С.) («Право и политика», 2011, N 8)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ
А. С. ЛАЛЕТИНА
Лалетина Алла Сергеевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского государственного торгово-экономического университета.
Предметом рассмотрения данной статьи являются правовые аспекты размещения трубопроводов на территории земель лесного фонда и в недрах. Автор высказывает мнение о том, что, хотя ст. 9 Лесного кодекса РФ и называет четыре юридических основания предоставления земель лесного фонда для строительства трубопровода, на сегодняшний день возможно использование лишь такой формы, как аренда участка лесного фонда. Автор ставит проблему необходимости субсидиарного применения законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях к порядку и основаниям возникновения (прекращения) «вторичных» прав на участки лесного фонда (ст. 9 ЛК РФ). По его мнению, это возможно только в тех случаях, когда обладатель такого «вторичного» права сам выступает в качестве концессионера по концессионному соглашению. В части, посвященной проблемам строительства подземных трубопроводов, автор указывает на отсутствие легальной дефиниции понятий «участок недр местного значения» и «подземное сооружение местного значения» на уровне федерального закона.
Ключевые слова: юриспруденция, природные ресурсы, природные объекты, лесной фонд, лесные земли, недра, участки недр, трубопроводы, линейные объекты, сервитут.
The legal aspects of use of natural objects for the placement of pipe lines A. S. Laletina
Laletina Alla Sergeevna — PhD in Law, associate professor of the department of the civil and labor law of the Russian State trade and economics university.
This article is devoted to the legal aspects of placement of pipe lines on forest lands and in subsoil territories. The author expresses an opinion that while Art. 9 of the Forest Code of the Russian Federation provides for 4 legal grounds for provision of the forest lands for the pipe line placement, currently the only possible form is rent of the plot of forest funds. The author establishes the problem of the need to include subsidiary application of the legislation of the Russian Federation on concession agreements to the order and grounds for formation (cessation) of secondary rights to the plot of forest lands Art. 9 of the Forest Code of the Russian Federation.
Key words: jurisprudence, natural resources, natural objects, forest funds, forest land, subsoil, plots of subsoil, pipe lines, linear object, servitude.
Если размещение трубопроводов на территории европейской части России сопряжено с проблемой неоднородности правового режима земельных участков (наличие на одном участке нескольких правообладателей и принадлежность земельных участков к различным категориям земель в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования), то строительство трубопроводов к востоку от Урала характеризуется трудностями в основном естественного происхождения — неоднородность ландшафта, различные климатические условия. При этом сказанное не означает отсутствие проблем юридического характера, связанных с размещением трубопроводов на территории таких природных объектов, как недра, лесной фонд и водные объекты. Существует ряд проектов газификации Сибири и Дальнего Востока, планируется строительство экспортных трубопроводов в направлении КНР и Южной Кореи. Очевидно также, что данные трубопроводы будут пролегать через территории, отличающиеся серьезной ландшафтной спецификой. Леса в Российской Федерации занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около 25% мировых лесных ресурсов. Большинство земель в Российской Федерации относится к категории земель лесного фонда. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Прокладка трубопроводов нарушает гидрологический режим местности, вследствие чего происходит ее обводнение и происходит перестройка структуры растительного покрова. Справедливости ради нельзя не отметить того, что строительство трубопроводов в лесах вызывает и положительные эффекты. При строительстве трубопроводов на заболоченных участках земли происходит разрушение и перемещение торфяной залежи, образуются валы из торфа. В результате возникают условия для появления на болотах древесной растительности, которая развивается по мере минерализации торфа. Образование лесов такого типа распространено в местах прохождения трубопроводов. За счет этого происходит покрытие лесной растительностью болотных систем и происходит рекультивация почвы с одновременным восстановлением лесов. Несмотря на полное нарушение почвенного покрова и вывод на поверхность бесплодных грунтов, восстановление лесов в пределах коридоров трубопроводов осуществляется достаточно быстро. Насаждения, стихийно возникшие в коридорах трубопроводов, по всем показателям продуктивности и видовому составу растений не только не уступают древесно-кустарниковой растительности, произрастающей в обычных условиях, но часто превосходят ее. Предполагается, что это связано с улучшением дренажа и улучшенной обеспеченностью растений теплом за счет функционирования трубопровода. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ <1> допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры <2> для использования линейных объектов (в том числе трубопроводов) на землях лесного фонда. При этом такие земли подлежат рекультивации. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация собственно линейных объектов относится к числу видов лесопользования <3>. ——————————— <1> Российская газета. N 277. 08.12.2006. <2> В соответствии с п. 1 ст. 13 ЛК РФ — лесные дороги, лесные склады. <3> Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов утверждены Приказом МПР РФ от 17.04.2007 N 99.
Участки лесного фонда относятся к федеральной собственности. Юридические лица, в соответствии со ст. 9 ЛК РФ, вправе пользоваться этими участками на основании следующих имущественных титулов: 1) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками; 2) право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут); 3) право аренды лесных участков; 4) право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Как указывается в ст. 9 ЛК РФ, при отсутствии соответствующих правил Лесного кодекса, основания и порядок возникновения и прекращения данных имущественных прав определяются в соответствии с гражданским и земельным законодательством и законодательством о концессионных соглашениях. Такая формулировка ст. 9 ЛК РФ вызывает ряд вопросов. Во-первых, нормы гражданского и земельного законодательства весьма серьезно отличаются в том, что касается юридических оснований и порядка возникновения и прекращения «вторичных» имущественных прав. Во-вторых, упоминание законодательства о концессионных соглашениях в контексте указанной нормы указывает на то, что лесные концессии не только не прекратили своего существования, как утверждает ряд ученых-юристов <4>, а, напротив, стали основой всех имущественных прав на лесные участки. Исходя из положений ст. 9 Лесного кодекса, к соглашению о сервитуте лесного участка субсидиарно применяются нормы законодательства о концессионных соглашениях. ——————————— <4> Анохин С. А., Герасимова О. А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 52 — 56; Зиновьева О. А. Новое лесное законодательство // Экологическое право. 2008. N 2; Зиновьева О. А. Понятие леса и лесного участка в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 4.
Данное положение было введено в текст Лесного кодекса Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 28.07.2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3599.
Параллельно в 2008 году в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» <6> были внесены изменения, в соответствии с которыми лесной участок предоставляется концессионеру на законном основании на срок, равный сроку действия концессионного соглашения, и прекращение концессионного соглашения является основанием прекращения прав концессионера на земельный участок. ——————————— <6> СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
Проблематичным будет применение норм законодательства о концессионных соглашениях к праву постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования лесными участками, поскольку они не предполагают заключения договора в качестве основания для возникновения указанных прав. Кроме того, прекращение концессионного соглашения как основание прекращения права постоянного бессрочного пользования явно не соответствует природе данного вещно-правового титула. Как правило, участки лесного фонда передаются под строительство трубопроводов на условиях договора аренды участков лесного фонда <7>. ——————————— <7> См., например: распоряжение Правительства Ленинградской области от 13.07.2011 N 341-р «О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду открытому акционерному обществу «Газпром» для строительства участка км 728 — км 917 Северо-Европейского газопровода, участок Грязовец — Выборг, II нитка в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области».
Проблемы использования сервитута как основания использования лесного участка тождественны правовым проблемам сервитутов вообще. Поскольку Лесной кодекс не установил никаких специфических оснований возникновения и прекращения сервитутов, то лесной сервитут идентичен публичному и частному сервитуту в ГК РФ и Земельном кодексе. Для лесного сервитута, как и для сервитута, обременяющего нелесной земельный участок, также характерны проблемы субъектного состава сервитутных правоотношений (состоящие в том, что лицом, в пользу которого может быть установлен сервитут, является исключительно собственник недвижимого имущества, равно как и установления сервитута возможно требовать лишь от собственника земельного участка), проблемы определения права подрядчика на строящийся трубопровод. Во исполнение п. 8 Поручения Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N ВП-П13-7216 Минэкономразвития России разрабатывается законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов», основная цель разработки которого — создание единых начал правового регулирования сервитутов в части порядка и условий их установления, использования, прекращения, в том числе публичных сервитутов для использования земельных участков в целях строительства, размещения, ремонта, реконструкции и охраны линейных объектов, а также их неотъемлемых принадлежностей. В настоящее время, как указано в письме Министерства экономического развития от 20 апреля 2011 г. N Д23-1618, данный законопроект направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Для строительства линейных объектов разрешается во всех случаях размещение объектов капитального строительства на территориях защитных участков лесов, лесов, расположенных в водоохранных зонах, ценных лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов и зеленых зон (для целей размещения подземных трубопроводов) <8>. ——————————— <8> См.: п. 33 Приказа Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» // Российская газета. N 8. 19.01.2011.
При этом Лесной кодекс обязывает (п. 3 ст. 74) заключать договоры аренды для целей строительства линейных объектов без проведения аукциона. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 апреля 2010 г. N 102 «О признании утратившим силу Приказа МПР России от 17 апреля 2007 г. N 99» отменены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Новые Правила утверждены Приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2010 г. N 28 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов» <9>. ——————————— <9> Российская газета. N 98. 07.05.2010.
Надо сказать, что правовой режим размещения трубопроводов на участках лесного фонда подчиняется общему правовому режиму размещения на них линейных объектов. Специфика трубопроводного транспорта не нашла отражения в нормах, регулирующих размещение линейных объектов в лесах. Трубопроводы названы законодателем лишь в числе иных линейных объектов. Каких-либо особых правил в отношении размещения трубопроводов в лесах, отличающихся от правил размещения других линейных объектов, не установлено. Аналогичная ситуация сложилась с недрами как пространством для размещения трубопроводов. Здесь правовой режим трубопровода растворяется в правовом режиме подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство подземных трубопроводов является достаточно актуальным вопросом. Особенность подземных газопроводов в том, что они не создают особенных неудобств землевладельцам и землепользователям. Строительство подземных трубопроводов может быть экономически выгодно. Расчеты по предоставленному в 2004 году научно-исследовательской организацией управления энергетики города Нью-Йорк (New York State Energy Research and Development Authority, NYSERDA) проекту развития трубопроводного транспорта показали, что перемещение под землю всех грузовых перевозок в пределах только одного Нью-Йорка (США) позволит сократить движение грузовых автомобилей на 10 млрд. миль в год, что благоприятно скажется на экологической обстановке, значительно уменьшив выброс вредных веществ в атмосферу <10>. Кроме того, строительство подземного трубопровода может стать единственным выходом из ситуации, когда обладатель права на земельный участок, через который предполагается прокладка газопровода, отказывается согласовывать данный проект. При этом важно обратить внимание на необходимость прокладки газопровода на уровне более чем 5 метров ниже почвенного слоя и ниже первого водоносного горизонта — таким образом, права собственника земельного участка (его владельца, арендатора или пользователя) не будут затронуты. ——————————— <10> Dayle Zatlin Leads in Pipeline for Green Commercial Construction Projects Spike 77% Jan. — May 2011 from Same Period in 2010 (16.07.2011) // www. nyserda. org/ Press_Releases/ 2011/ PressReleas20110616.asp.
Как мы уже упоминали выше, подземные трубопроводы, в отличие от остальных типов трубопроводов, могут размещаться в пределах зеленых зон. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 30 марта 1973 г. N 45 «Об утверждении норм отвода земель для магистральных трубопроводов» даже указывало на то, что полосы земель для магистральных подземных трубопроводов необходимы лишь для временного краткосрочного пользования на период их строительства. Конституция РФ 1993 года, установив принцип многообразия форм собственности на природные ресурсы, умалчивает о формах собственности на природные объекты. Это позволило установить в федеральном законодательстве либо исключительную государственную собственность на природные объекты (участки недр (ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» <11>) и лесные участки (п. 1 ст. 8 Лесного кодекса)), либо закрепить приоритет государственной собственности (остальные природные объекты, п. 2 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса; ст. 8 Водного кодекса РФ). ——————————— <11> СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.
В соответствии с уже упомянутой выше ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра находятся в собственности государства. Осуществление прав собственника возложено, соответственно, на Российскую Федерацию и ее субъекты. В соответствии со ст. 3 и 4 Закона РФ «О недрах» учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относится одновременно к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации <12>. ——————————— <12> Единственное различие состоит в том, что учет таких участков федеральными органами государственной власти носит «государственный» характер. Поскольку к категории органов государственной власти относятся как органы федеральной власти, так и органы власти субъектов РФ и государственная собственность как форма собственности также подразделяется на эти два вида, то резонно предположить, что учет таких участков недр органами субъектов РФ также носит государственный характер.
Целиком и полностью к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится установление порядка пользования недрами в целях строительства подземных сооружений местного значения. При этом предоставление разрешений на строительство подземных сооружений местного значения находится, в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «О недрах», в компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право участвовать в распоряжении участками недр, а равно осуществлять контроль за использованием и охраной этих участков, не будучи при этом их собственниками. Нельзя не обратить внимания также на отсутствие легальной дефиниции понятий «участок недр местного значения» и «подземное сооружение местного значения» на уровне федерального закона. Юридическим основанием для выдачи лицензии на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, является решение комиссии Федерального агентства по недропользованию, в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае если подземное сооружение является сооружением местного значения, то таким основанием будет являться решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абз. 3 п. 6 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах»). Порядок предоставления горных отводов для размещения подземных газопроводов устанавливается Постановлением МПР РФ, Госгортехнадзора РФ от 25.03.1999 N 18/24 «Об утверждении Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых» <13>. ——————————— <13> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 20. 17.05.1999.
Порядок предоставления горных отводов для строительства и эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов устанавливается Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений <14>, утвержденной Госгортехнадзором России 11 сентября 1996 года Постановлением N 35 и зарегистрированной Минюстом России 9 октября 1996 года за N 1175. ——————————— <14> В редакции Приказа Ростехнадзора от 13.07.2006 N 684.
При регламентации правового режима трубопровода, расположенного на территории иных природных объектов, нежели земля, необходимо иметь в виду, что даже в этом случае правовой режим размещения указанных трубопроводов учитывает прежде всего то, что указанные трубопроводы размещены на земельных участках. Менее всего особенности размещения трубопроводов характерны для лесов — авторами Концепции развития гражданского законодательства предлагается среди прочего отказ от термина «лесной участок», заменив его термином «земельный участок с особым правовым режимом». Что касается подземных газопроводов, то в любом случае для их строительства и ремонта необходимо оформление публичного сервитута земельного участка. Упоминание в ст. 9 ЛК РФ положений законодательства о концессионных соглашениях в качестве норм, субсидиарно применяемых к основаниям и порядку возникновения и прекращения прав на лесные участки, указывает на то, что лесные концессии, исчезнув как самостоятельный правовой титул, не прекратили своего существования, но переродились в ином качестве: все виды прав на лесные участки, кроме права собственности, являются концессиями уже не только в сугубо теоретическом смысле, а как передача исключительных (в смысле объективной невозможности для иных лиц иметь и осуществлять их) прав. Очевидная несовместимость концессионных соглашений с такими институтами, как постоянное (бессрочное) пользование лесными участками и безвозмездное срочное пользование, указывает на то, что нормы законодательства о концессионных соглашениях могут применяться к договорам, опосредующим владение лесными участками, исключительно в случае, если контрагентом органа государственной власти выступает лицо, осуществляющее строительство трубопровода на условиях концессионного соглашения.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 21.01.2009. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (в ред. от 06.04.2011). 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410 (в ред. от 07.02.2011). 4. Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147 (в ред. от 19.07.2011). 5. Водный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 05.06.2006. N 23. Ст. 2381 (в ред. от 19.07.2011). 6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Российская газета. N 277. 08.12.2006 (в ред. от 18.07.2011). 7. Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823 (в ред. от 18.07.2011). 8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126 (в ред. от 19.07.2011). 9. Постановление МПР РФ, Госгортехнадзора РФ N 18/24 от 25.03.1999 «Об утверждении Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 20. 17.05.1999. 10. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов утверждены Приказом МПР РФ от 17.04.2007 N 99 // БНА. N 22. 28.05.2007. 11. Письмо Министерства экономического развития от 20 апреля 2011 г. N Д23-1618 // Опубликовано в СПС «КонсультантПлюс». 12. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 13.07.2011 N 341-р «О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду открытому акционерному обществу «Газпром» для строительства участка км 728 — км 917 Северо-Европейского газопровода, участок Грязовец — Выборг, II нитка в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области» // Опубликовано в СПС «КонсультантПлюс». 13. Приказ Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» // Российская газета. N 8. 19.01.2011. 14. Приказ Минсельхоза России от 5 февраля 2010 г. N 28 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов» // Российская газета. N 98. 07.05.2010. 15. Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 30 марта 1973 г. N 45 «Об утверждении норм отвода земель для магистральных трубопроводов» // Опубликовано в СПС «КонсультантПлюс». 16. Анохин С. А., Герасимова О. А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 52 — 56. 17. Зиновьева О. А. Новое лесное законодательство // Экологическое право. 2008. N 2. 18. Зиновьева О. А. Понятие леса и лесного участка в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 4. 19. Dayle Zatlin Leads in Pipeline for Green Commercial Construction Projects Spike 77% Jan. — May 2011 from Same Period in 2010 (16.07.2011) // http:// www. nyserda. org/ Press_Releases/ 2011/ PressReleas20110616.asp.
References (transliteration):
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ) // Rossijskaja gazeta. N 7. 21.01.2009. 2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaja) ot 30.11.1994 N 51-FZ // SZ RF. 1994. N 32. St. 3301 (v red. ot 06.04.2011). 3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ vtoraja) ot 26.01.1996 N 14-FZ // SZ RF. 1996. N 5. St. 410 (v red. ot 07.02.2011). 4. Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii // SZ RF. 29.10.2001. N 44. St. 4147 (v red. ot 19.07.2011). 5. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii // SZ RF. 05.06.2006. N 23. St. 2381 (v red. ot 19.07.2011). 6. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 N 200-FZ // Rossijskaja gazeta. N 277. 08.12.2006 (v red. ot 18.07.2011). 7. Zakon RF ot 21 fevralja 1992 goda N 2395-1 «O nedrah» // SZ RF. 06.03.1995. N 10. St. 823 (v red. ot 18.07.2011). 8. Federal’nyj zakon ot 21.07.2005 N 115-FZ «O koncessionnyh soglashenijah» // SZ RF. 25.07.2005. N 30 (ch. II). St. 3126 (v red. ot 19.07.2011). 9. Postanovlenie MPR RF, Gosgortehnadzora RF N 18/24 ot 25.03.1999 «Ob utverzhdenii Instrukcii po oformleniju gornyh otvodov dlja ispol’zovanija nedr v celjah, ne svjazannyh s dobychej poleznyh iskopaemyh» // Bjulleten’ normativnyh aktov federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti. N 20. 17.05.1999. 10. Pravila ispol’zovanija lesov dlja stroitel’stva, rekonstrukcii, jekspluatacii linij jelektroperedachi, linij svjazi, dorog, truboprovodov i drugih linejnyh ob’ektov utverzhdeny Prikazom MPR RF ot 17.04.2007 N 99 // Rossijskaja gazeta. N 98. 07.05.2010. 11. Pis’mo Ministerstva jekonomicheskogo razvitija ot 20 aprelja 2011 g. N D23-1618 // Opublikovano v SPS «Konsul’tantPljus». 12. Rasporjazhenie Pravitel’stva Leningradskoj oblasti ot 13.07.2011 N 341-r «O predostavlenii lesnogo uchastka iz kategorii zemel’ lesnogo fonda v arendu otkrytomu akcionernomu obwestvu «Gazprom» dlja stroitel’stva uchastka km 728 — km 917 Severo-Evropejskogo gazoprovoda, uchastok Grjazovec — Vyborg, II nitka v municipal’nom obrazovanii Vyborgskij rajon Leningradskoj oblasti» // Opublikovano v SPS «Konsul’tantPljus». 13. Prikaz Rosleshoza ot 14.12.2010 N 485 «Ob utverzhdenii Osobennostej ispol’zovanija, ohrany, zawity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennyh v vodoohrannyh zonah, lesov, vypolnjajuwih funkcii zawity prirodnyh i inyh ob’ektov, cennyh lesov, a takzhe lesov, raspolozhennyh na osobo zawitnyh uchastkah lesov» // Rossijskaja gazeta. N 8. 19.01.2011. 14. Prikaz Minsel’hoza Rossii ot 5 fevralja 2010 g. N 28 «Ob utverzhdenii Pravil ispol’zovanija lesov dlja stroitel’stva, rekonstrukcii, jekspluatacii linij jelektroperedachi, linij svjazi, dorog, truboprovodov i drugih linejnyh ob’ektov» // Rossijskaja gazeta. N 98. 07.05.2010. 15. Postanovlenie Gosudarstvennogo komiteta Soveta Ministrov SSSR po delam stroitel’stva ot 30 marta 1973 g. N 45 «Ob utverzhdenii norm otvoda zemel’ dlja magistral’nyh truboprovodov» // Opublikovano v SPS «Konsul’tantPljus». 16. Anohin S. A., Gerasimova O. A. Administrativno-pravovaja ohrana lesov // Administrativnoe i municipal’noe pravo. 2010. N 7. S. 52 — 56. 17. Zinov’eva O. A. Novoe lesnoe zakonodatel’stvo // Jekologicheskoe pravo. 2008. N 2. 18. Zinov’eva O. A. Ponjatie lesa i lesnogo uchastka v novom Lesnom kodekse Rossijskoj Federacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2007. N 4. 19. Dayle Zatlin Leads in Pipeline for Green Commercial Construction Projects Spike 77% Jan. — May 2011 from Same Period in 2010 (16.07.2011) // http:// www. nyserda. org/ Press_Releases/ 2011/ PressReleas20110616.asp.
——————————————————————