Межи Радонежа

(Ковтун А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 37)

МЕЖИ РАДОНЕЖА

А. КОВТУН

Анатолий Ковтун, юрисконсульт, г. Харьков.

В настоящее время прокуратура Московской области в судебном порядке решает вопрос законности выделения землеотводов в охраняемых зонах Сергиево-Посадского района под садовые товарищества. Предмет спора — земли в г. Радонеже, которые представляют собой уникальную природную среду. В качестве обоснования своих решений по выделению земель районные власти ссылаются на устарелое советское законодательство. Возможно, такое поведение исполнителей нижнего уровня является прикрытием фактов превышения полномочий. Проанализируем это сложное и запутанное дело…

Превышение власти

Согласно решению Мособлисполкома от 12.06.1986 N 826/20 и в соответствии с проектом зон охраны древнего города Радонежа установлены охранные зоны и зоны регулирования застройки. В соответствии с решением N 826/20 в СМ РСФСР было направлено предложение о переводе в категорию лесов лесохозяйственных кварталов Загорского лесхоза (Воздвиженского, Загорского и Алексеевского лесничества) и об исключении из расчетного пользования земель площадью 625 га. В связи с этим выводы прокуратуры о принадлежности земель садовых товариществ в охранной зоне г. Радонежа исключительно к землям сельхозугодий, а не к землям лесного фонда, возможно, не соответствуют действительности.

Кроме того, трест «Мособлстройреставрация» в 1986 году должен был выдать рекомендации по установке знаков по границам охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта, прекратить предоставление дополнительных землеотводов под строительство. А в 1992 году было подписано распоряжение Президента РФ о создании заповедника «Радонежье». Но оно так и не было выполнено.

В 2010 году в НИИ градостроительства направлено техническое задание по отмене всех зон охраны Радонежа. Таким образом, суд должен принять во внимание другие связанные с решением Мособлисполкома N 826/20 документы государственных органов и учреждений.

Необходимо отметить, что до настоящего времени решение Мособлисполкома N 826/20 в установленном законом порядке не отменено и в соответствии с решением Президента РФ от 2010 года о снятии моратория на сделки с объектами культурного наследия и передачу Московской области полномочий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия не изменено. Данные о переводе охраняемых земель лесного фонда в другие категории, позволяющие устанавливать на них зоны жилой застройки или размещать на них садовые товарищества, заинтересованными лицами не приводятся и не публикуются.

В связи с этим Министерство культуры Московской области никаких разрешений на проведение строительных работ на охраняемой территории районным властям не выдает. Тем не менее землеотводы под дачные объединения и разрешения под индивидуальную застройку в охранной зоне выдают районные власти. Получается, что ссылки на устарелое законодательство для исполнителей нижнего уровня являются прикрытием фактов превышения власти.

Целевой конфликт

Можно предположить, что обращение прокуратуры в суд связано с желанием оградить законные интересы добросовестных застройщиков. Получается, что суд в случае признания решений государственных органов о землеотводах в охраняемых зонах незаконными не сможет признать виновными участников садовых товариществ.

Данное обстоятельство, несомненно, затруднит изъятие в государственную (федеральную) собственность земельных участков членов садового товарищества. Также суд должен установить обстоятельства передачи земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность. Ведь согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Также следует учитывать то, что, возможно, изъятые из государственной собственности земли лесного фонда в будущем могут быть приватизированы членами садовых товариществ бесплатно. Ведь члены садовых товариществ руководствуются правилами, установленными п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно ст. 20 Земельного кодекса гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Но требования п. 6 ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков лесного фонда в безвозмездное срочное пользование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом РФ случаях будут выполнены.

Конфликт интересов государства и муниципальных образований может быть усилен в связи с тем, что на момент предоставления землеотводов под садовые товарищества земли лесов не были выделены по целевому назначению согласно ст. 10 Лесного кодекса РФ.

Кадастровая обязанность

Согласно ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В случае отнесения охраняемых земель Радонежья к землям защитных лесов согласно ст. 105 Лесного кодекса РФ на них должно быть запрещено размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Также в соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ на них должна быть запрещена деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями.

Тем более что в соответствии с ч. 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Отметим, что ст. ст. 25, 38 Лесного кодекса РФ обустройство садовых товариществ на землях лесного фонда не предусмотрено.

Также согласно ч. 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с этим установление принадлежности к категориям земель объектов недвижимости, расположенных на территории садовых товариществ, также должно производиться на основании кадастровых номеров и в соответствии со ст. ст. 2, 5 вышеупомянутого Закона.

Кроме того, в соответствии с п. п. 12, 13 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в кадастровый номер обязательно должны быть внесены данные о лесах и указана категория земель, к которой отнесен земельный участок. Основанием для ведения кадастрового учета указанных земель являются требования ст. 16 Закона N 221-ФЗ.

Также основанием для установления категории принадлежности земель садовых товариществ должны служить межевые планы, составленные на основе кадастровых планов соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. Помимо этого, данные о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ должны содержаться в Государственном лесном реестре.

Остановить, пока не поздно

Сложность и запутанность данного дела, связанного с очевидными нарушениями правовых норм, действиями государственных органов, юридических и физических лиц, применением норм различных отраслей права, делают возможным утверждение о том, что данный судебный процесс будет длительным и пройдет все инстанции.

Отметим, что при решении в судебном порядке вопроса законности организации садоводческих товариществ на охраняемых землях в районе г. Радонежа среди иных фактов необходимо:

1. Установить обстоятельства передачи земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность.

2. Установить обстоятельства перевода земель из одной категории в другую согласно их целевому назначению.

3. Установить основания постоянного (бессрочного) пользования земельными участками садовых товариществ, расположенных на землях лесов и сельскохозяйственных угодий.

4. Установить основания приватизации земельных участков садовых товариществ, расположенных в охраняемой зоне на землях лесов и сельскохозяйственных угодий.

5. Установить целевое назначение земель используемых земель садовых товариществ.

6. Установить правовой режим земель садовых товариществ в охраняемой зоне г. Радонежа.

7. Установить основания и размеры возмещения возможных потерь, возникших при переводе земель из одной категории в другую в охраняемой зоне.

8. Установить правовой режим садовых товариществ в части их отношения к землям историко-культурного назначения.

9. Обосновать прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком членом садового товарищества, расположенного на землях лесов и сельскохозяйственных угодий.

10. Исследовать обстоятельства, при которых законные застройщики имеют право на сохранение своих землеотводов в связи с тем, что на момент принятия решений по установлению охраняемых зон в Сергиево-Посадском районе кадастровый учет не велся в установленном законом порядке.

11. Определить виды ответственности для должностных и частных лиц (граждан) — членов садовых товариществ за нарушение земельного и лесного законодательства.

12. Определить в связи с возможными нарушениями земельного и лесного законодательства в охраняемой зоне г. Радонежа основания и меру земельно-правовой ответственности виновных лиц.

В любом случае обращение прокуратуры в суд приостановит выделение земель, новое строительство и, возможно, подтолкнет компетентные и полномочные органы к принятию решения о рекультивации не только нарушенных лесохозяйственных земель.

——————————————————————