Правовое регулирование отношений с участием автомобильного транспорта в прямых смешанных грузоперевозках
(Гришина С. Л.) («Транспортное право», 2011, N 3)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ПРЯМЫХ СМЕШАННЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ
С. Л. ГРИШИНА
Гришина С. Л., аспирантка ГОУ ВПО «Государственный университет управления».
Одной из главных составляющих транспортной системы России является автомобильный транспорт, что обусловлено его широкой доступностью для приобретения и дальнейшего использования в коммерческих целях, а также тем обстоятельством, что общая протяженность автомобильных дорог в России составляет более 600 тыс. км <1>. При этом не стоит забывать о том, что также большой процент перевозок, в том числе грузовых, осуществляется железнодорожным транспортом. В современных условиях рыночной экономики — достаточно сильной конкуренции, кардинального изменения системы хозяйствования — меняются устоявшиеся связи поставщиков и потребителей, материальные потоки претерпевают значительные изменения относительно направлений и насыщенности. В таких условиях возрастает значение транспортной инфраструктуры, эффективность которой во многом определяется совершенствованием регулирования отношений по перевозке, в том числе в прямом смешанном (комбинированном) сообщении, такой вид перевозок часто называют интермодальными перевозками. ——————————— <1> URL: http:// www. vira. ru/ exp/ reviews/ res_stroy. html.
Термины «смешанный (комбинированный) транспорт» и «перевозка грузов в смешанном сообщении (intermodal transport, combined transportation, multimodal transport)» являются синонимичными и означают использование при перевозке грузов (чаще всего генеральных) различных видов транспорта — морского, речного, железнодорожного, воздушного, автомобильного — и обеспечение транспортировки по всей транспортной цепи. Если из указанных видов транспорта по меньшей мере два являются международными, то такая перевозка считается смешанной международной <2>. Данный вид перевозок вызывает интерес к себе сложным правовым регулированием, в частности применительно к использованию автомобильного транспорта при прямом смешанном (комбинированном) сообщении. ——————————— <2> Транспортное обеспечение внешнеторговых операций: Справочник. СПб.: ЦНИИМФ, 1998. Книга 1: Словарь терминов. С. 376.
13 мая 2008 г. вступил в силу Устав автомобильного транспорта <3> и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ), сменивший Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г. Несмотря на то что данная версия Устава определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства) (п. 2 ст. 1 Устава), в ней отсутствует полностью глава, регулирующая прямое смешанное сообщение автомобильным транспортом с участием других видов транспорта. Кроме УАТ РФ, взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ). Федеральный закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» <4> (законопроект <5> разработан Минтрансом России и был направлен 25 июня 2008 г. на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти <6>), к сожалению, до сих пор не принят, и для того, чтобы узнать, как должны взаимодействовать между собой участники прямого смешанного сообщения (в том числе автомобильные перевозчики), необходимо обратиться к другим источникам. ——————————— <3> Далее по тексту — УАТ РФ. <4> Далее по тексту — законопроект. <5> URL: http:// sklad-zakonov. narod. ru/ Vlad134/ oskp_pr. htm. <6> URL: http:// www. mintrans. ru/ pressa/ Novosty_080709_1.htm.
В связи с тем что территория Российской Федерации не предполагает перевозку грузов только автомобильным или только железнодорожным транспортом, регулирование прямого смешанного (комбинированного) сообщения имеет важное экономическое значение. В редакции Устава 1969 г. (раздел VII, ст. 105) <7> были оговорены следующие виды прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и др. (в проекте Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» данная классификация отсутствует). В соответствии с этим помимо названных выше ГК РФ, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта роль автомобильного транспорта в прямом смешанном сообщении регулируют УЖТ РФ <8> (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.), глава V), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ <9> (Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, глава XIV). В Воздушном кодексе и Кодексе торгового мореплавания регулирование прямого смешанного сообщения не предусмотрено. ——————————— <7> URL: http:// www. consultant. ru/ online/ base/?req=doc;base=LAW;n=2453. <8> Устав железнодорожного транспорта РФ. <9> Далее по тексту — КВВТ РФ.
Статья 66 УЖТ РФ говорит о том, что правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются в установленном порядке совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта. В соответствии с данными положениями должны существовать правила по перевозке грузов в прямом смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном, автомобильно-водно-железнодорожном, автомобильно-воздушном и других видах сообщения. Такие правила на данный момент отсутствуют, неизвестны соглашения о подобных направлениях грузоперевозок, сроки и возможность их принятия. Перевалка грузов с одного вида транспорта на другой занимает центральное место в грузоперевозках прямого смешанного сообщения, однако данный момент не имеет точного регулирования, особенно это касается перевалки грузов, связанных с автомобильным транспортом. Статья 14 законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» говорит о том, что порядок установления нормы перевалки грузов, формы учета ее выполнения определяются правилами перевозок грузов в смешанном (комбинированном) сообщении. Если обратиться к российскому законодательству, то мы найдем только Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.), но данные правила не регулируют планирование и организацию перевозок в прямом смешанном сообщении с участием автомобильного транспорта, прием к перевозке и перевалочные операции. Нельзя не отметить достаточно серьезный пробел в регулировании ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов и транспортных средств с грузом, следующих в смешанном (комбинированном) сообщении. В ст. 120 УАТ РСФСР была предусмотрена ответственность за невыполнение норм, а также предусмотрены обстоятельства, которые давали основания для освобождения транспортной организации от ответственности за невыполнение заявок по перевалке грузов, в новой редакции УАТ РФ данная норма отсутствует. В ст. 31 законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» данный пробел учтен, но до тех пор, пока законопроект не будет принят, ответственность за невыполнение норм перевалок должна регулироваться соглашениями сторон и договорами о перевозках. Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что существующая на сегодня схема правового регулирования роли автомобильного транспорта в прямых смешанных (комбинированных) сообщениях страдает неполнотой (скорее даже отсутствием) регламентации соответствующих правоотношений, и Федеральный закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», необходимость принятия которого предусмотрена ГК РФ (ст. 788), вряд ли восполнит данный пробел. В. А. Егиазаров подчеркивает, что «транспортные уставы не регулируют целый ряд вопросов, имеющих важное значение при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении. Например, в транспортных уставах очень мало уделено внимания вопросам перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, недостаточно полно урегулирован вопрос о перевозках массовых грузов, тарно-упаковочных и штучных грузов» <10>. Учитывая данную проблему, практики и теоретики предлагают введение единого транспортного кодекса. В нем в полной мере должны быть учтены изменения в экономике государства. Регулирование действующими кодексами и уставами общественных отношений одной весьма важной стороны области жизни государства с неизбежностью привело к дублированию не только многочисленных норм, но фактически целых разделов, к путанице при выборе законодательного акта, необходимого при урегулировании спорных вопросов. Естественный выход из создавшейся ситуации — издание единого транспортного законодательного акта. ——————————— <10> Егиазаров В. А. Транспортное право. М.: Юстицинформ, 2008. С. 113 — 114.
К примеру, можно предложить следующую структуру такого законодательного акта: 1) общие положения; 2) организация перевозок грузов; 3) перевозки пассажиров, багажа; 4) перевозки в прямом смешанном сообщении; 5) особенности перевозки отдельными видами транспорта; 6) ответственность перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, фрахтователей; 7) акты, претензии, иски; 8) заключительные положения. Выделение целого раздела под перевозки в прямом смешанном сообщении важно для унификации общих положений и выделения особенностей перевозки в соответствии с транспортом, осуществляющим перевозку. В целом оптимизация системы транспортного законодательства и его структурных элементов путем унификации является важным средством повышения эффективности действия источников права. Она способствует более четкой координации деятельности различных видов транспорта, а также транспортных комплексов.
——————————————————————