Правовой режим счетов государственных и муниципальных учреждений

(Яговкина В. А.) («Финансовое право», 2011, N 12)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СЧЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>

В. А. ЯГОВКИНА

——————————— <*> Yagovkina V. A. Legal regim of accounts of state and municipal institutions.

Яговкина Вита Александровна, доцент кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России, кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу особенностей открытия и расходования средств со счетов государственных и муниципальных учреждений, а также особенностям обращения взыскания на средства со счетов таких учреждений.

Ключевые слова: государственные и муниципальные учреждения, лицевые счета, операции со средствами на счетах.

The article is devoted to analysis of peculiarities of opening and expenditure of means from the accounts of state and municipal institutions and also peculiarities of enforced collection of the means from the accounts of such institutions.

Key words: state and municipal institutions, personal accounts, operations with means on the accounts.

Государственные и муниципальные учреждения обязаны хранить средства на лицевых счетах в казначействе (ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» <1>), однако внесенные в Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <2> поправки предоставляют автономным учреждениям, в отличие от бюджетных и казенных, право выбирать вид счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также использовать оба варианта одновременно (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» <3>). ——————————— <1> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291. <2> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626. <3> СЗ РФ. 2011. N 30. Ч. 1. Ст. 4587.

Вариант открытия счета в кредитной организации выгоден тем автономным учреждениям, которые обладают достаточным объемом свободных денежных средств для их размещения на счет, например, с целью получения процентов. Однако он представляет определенную опасность в случае размещения на счетах в кредитных организациях бюджетных средств, например, выделенных учреждению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. В этом случае бюджетные средства на счетах в кредитных организациях не защищены принципом иммунитета бюджета и могут быть взысканы, например, в пользу другого лица по решению суда в целях возмещения вреда, причиненного по вине юридического лица, что не снимает с учреждения обязанности исполнить государственное (муниципальное) задание за свой счет. В связи с этим существуют определенные ограничения, например, если автономное учреждение открыло счет в кредитной организации для проведения там операции со средствами, поступающими в виде субсидий, то операции с такими средствами осуществляются только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы. Если для казенных учреждений порядок совершения операций со средствами и распоряжения этими средствами остался прежним, как у получателя бюджетных средств, то для бюджетных и автономных учреждений он изменился по сравнению с существовавшими ранее правилами для государственных и муниципальных учреждений. У бюджетных и автономных учреждений отдельно учитываются субсидии на выполнение государственного или муниципального задания и субсидии, выделенные на иные цели, а также бюджетные инвестиции. Все операции со средствами бюджетных и автономных учреждений учитываются на счетах, открытых, соответственно, территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся получателями бюджетных средств, кроме случаев выполнения учреждением публичных обязательств или осуществления операций со средствами, осуществляемых бюджетными учреждениями в случаях и в порядке, которые предусмотрены нормативными актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, от имени и по поручению, соответственно, федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. В двух последних случаях операции учитываются на счетах, открытых для учета операций со средствами соответствующего бюджета. Если же на территории отсутствуют учреждения Центрального банка, счета открываются в казначействе, но в любом случае бюджетные и автономные учреждения сохраняют самостоятельность в распоряжении своими средствами, поскольку средства на лицевых счетах могут быть израсходованы только от имени и по поручению учреждений казначейством или финансовым органом. Например, расходы учреждений, осуществляемые за счет субсидий на выполнение задания, осуществляются даже без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Однако расходование средств, предоставленных на иные цели, в т. ч. в виде бюджетных инвестиций, требует проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим органом. Определенным образом защищены права учреждений на средства, которые не были использованы в текущем финансовом году. В этом случае остатки субсидий на задание должны использоваться в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели. Не использованные в текущем финансовом году остатки иных субсидий и бюджетных инвестиций подлежат перечислению учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, однако остатки таких средств могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа (учредителя или главного распорядителя бюджетных средств). Имеет свои особенности и порядок обращения взыскания на средства автономных и бюджетных учреждений. Обращение взыскания на средства данных типов учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию, при этом основанием к возврату взыскателю или суду документов, поступивших на исполнение, могут являться только основания, прямо указанные в п. п. 3 и 4 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (например, непредставление какого-либо документа, указанного в законодательстве, отсутствие счета, с которого должно быть произведено списание средств, отсутствие указания на фиксированную сумму, подлежащую списанию, и т. д. — в первом случае и представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа, невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю и т. д. — во втором случае). Затем исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с соответствующими документами в орган, осуществляющий открытие и ведение счетов должника, который уведомляет об этом само учреждение. В течение 30 дней учреждение (если не имеется оснований к возврату документа) представляет платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете, при этом, поскольку у учреждения-должника может быть несколько счетов, оно самостоятельно определяет, с какого счета, открытого ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов учреждение-должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение его счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им счет должника. Если должник нарушит эти законно установленные требования, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, кроме случаев, когда имеется документ об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документ, отменяющий или приостанавливающий исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Таким образом обеспечивается принудительное исполнение решения суда по взысканию средств с учреждения. В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Такой же порядок распространяется на средства учреждений, размещенных на счетах в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации. Таким образом, законодательство детально регламентирует правовой режим открытия счетов государственных и муниципальных учреждений и осуществления операций со средствами на указанных счетах для целевого использования выделенных учреждениям бюджетных средств, поскольку такие средства являются децентрализованными государственными и муниципальными денежными фондами, с сохранением определенной финансовой самостоятельности указанных юридических лиц.

——————————————————————