Особенности финансирования государственных и муниципальных учреждений различной отраслевой принадлежности

(Яговкина В. А.) («Финансовое право», 2012, N 8)

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ <*>

В. А. ЯГОВКИНА

——————————— <*> Yagovkina V. A. Features of the funding of the state and municipal institutes of the various branches.

Яговкина Вита Александровна, доцент кафедры финансового и налогового права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, кандидат юридических наук.

Статья посвящена нюансам расчета объемов финансирования заданий государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, медицины, социального обеспечения, культуры, спорта и туризма.

Ключевые слова: государственные и муниципальные учреждения, бюджет, бюджетное финансирование, федеральные нормативы финансового обеспечения.

The article deals with nuances of the calculation of the amount of the financing of the tasks of the state and municipal institutes in the spheres of education, medicine, social service, culture, sport and tourism.

Key words: state and municipal institutes, budget, budgetary funding, federal standards of the financial provision.

Основной объем бюджетного финансирования предоставляется государственным и муниципальным учреждениям в виде субсидий из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания в соответствии со ст. ст. 69.1 — 69.2 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации <1>. Однако, кроме названных норм о финансировании деятельности государственных и муниципальных учреждений, упоминания о порядке финансирования учреждений, оказывающих услуги в той или иной сфере, содержатся и в «отраслевых» законах, которые регулируют отношения, складывающиеся в определенной сфере. ——————————— <1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; СПС «КонсультантПлюс».

Например, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» <2> содержит нормы, предусматривающие особенности финансового обеспечения образовательной деятельности и расчета финансовых нормативов затрат (ст. 41 Закона), что позволяет более корректно формулировать государственное (муниципальное) задание и выделять ассигнования из бюджета в необходимом объеме. Так, финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений — на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. ——————————— <2> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Для малокомплектных сельских образовательных учреждений и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Федеральные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подп. 6.1 п. 1 ст. 29 цитируемого Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В числе подобных примеров документов, влияющих на расчет финансирования деятельности учреждений, можно привести и рекомендательные документы, разработанные отраслевыми министерствами и ведомствами, а также Министерством финансов Российской Федерации. Например, письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 марта 2009 г. N 06-296 «О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования» <3> и от 26 марта 2007 г. N 06-636 «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» <4> позволяют точнее рассчитать часть субсидии, которая должна быть направлена на оплату труда сотрудников соответствующих учреждений. ——————————— <3> Вестник образования. 2009. N 14. <4> Администратор образования. 2007. N 15.

Приведенные примеры дают возможность говорить о нюансах подходов к финансированию услуг в разных отраслях. Варианты таких подходов в зависимости от сферы деятельности учреждения можно найти в Комплексных рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений» (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 12-08-22/1959) <5>. ——————————— <5> Администратор образования. 2007. N 16.

В соответствии с указанными Рекомендациями в сфере культуры расчет нормативных затрат для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений рекомендуется осуществлять в соответствии с выбранным в субъекте Российской Федерации вариантом распределения затрат для целей расчета нормативных затрат (затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества, либо прямые и косвенные затраты). Для целей расчета нормативных затрат предлагается достаточно детально структурировать деятельность учреждений, при этом для каждой из услуг должно рассчитываться свое значение нормативных затрат. При необходимости допускается дополнительная детализация состава услуг для целей расчета нормативных затрат. В случае если в ведении органов управления культурой в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) находятся образовательные учреждения, при определении для них порядков расчета нормативных затрат рекомендуется учитывать подходы, используемые органами управления образованием субъекта Российской Федерации (муниципального образования), что позволит рассчитать объем бюджетного финансирования для таких учреждений более точно. В области медицины и социального обеспечения расчет затрат наиболее сложен в связи с многоканальностью финансирования учреждений (из федерального и регионального бюджета, а также из федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования). В данной сфере предлагается осуществлять расчет нормативных затрат в соответствии с выбранным в регионе вариантом распределения затрат для целей расчета нормативных затрат (затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества, либо прямые и косвенные затраты). При этом при определении объема нормативных затрат в расчет не должны включаться следующие затраты: 1) затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели, в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в т. ч.: затраты по осуществлению капитального ремонта; затраты на приобретение основных средств, за исключением затрат на комплектование фондов; иные затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели; 2) объемы бюджетных инвестиций; 3) затраты на содержание движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества; 4) финансовое обеспечение осуществления государственным учреждением субъекта Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме. Особую сложность представляют расчеты по финансированию материальных затрат, что связано со спецификой приобретаемых средств. В расчет норматива затрат на приобретение материальных запасов включаются расходы, связанные с приобретением медикаментов, перевязочных и дезинфицирующих средств, рентгенпленки и химических реактивов, лабораторного оборудования, расходных одноразовых материалов, медицинского оборудования и запчастей к нему, медицинского инструмента, канцелярских и хозяйственных товаров. В сфере социального обеспечения в расчет норматива затрат на приобретение материальных запасов включаются расходы, связанные с приобретением продуктов питания, медикаментов, спортинвентаря, хозяйственных товаров, горюче-смазочных материалов, мягкого инвентаря, инструмента, запчастей. Примером документов, влияющих на расчет финансирования в сфере спорта и туризма помимо указанных Рекомендаций могут быть следующие акты. При расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) по реализации программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, а также при определении затрат на оказание государственных услуг по реализации программ среднего профессионального образования с компонентом дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (в училищах олимпийского резерва) можно использовать Методические рекомендации по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, утвержденные Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 197 <6>. При расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг дополнительного образования детям в кружках и секциях физкультурно-спортивной направленности предлагается использовать Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (см. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 06-1616 «О методических рекомендациях» <7>). ——————————— <6> Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». <7> Администратор образования. 2007. N 17.

Расчет нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) в области спорта или в области работы с молодежью может варьироваться достаточно сильно. Например, при определении нормативных затрат на реализацию программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности варианты оказания услуги могут повлиять на стоимость услуги следующим образом: — вид спорта — влияет на требования к материальному обеспечению процесса оказания услуги, а также требования к составу основного персонала, задействованного в оказании услуги (наличие/отсутствие концертмейстеров на тренировках); — этап подготовки (оздоровительный, начальный, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) — влияет на число учебно-тренировочных часов в неделю, наполняемость групп, а также на надбавки тренерам; — категория потребителей (дети младшего школьного возраста, дети среднего и старшего школьного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья и т. д.) — влияет на число учебно-тренировочных часов в неделю, а также на количественный состав групп. В соответствии с вышеуказанными Комплексными рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации нормативы затрат на выполнение работ в сфере физической культуры и спорта, в случае если показатель объема работы не определен, не разрабатываются, однако при расчете ассигнований на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на выполнение работы могут использоваться различные нормативы, утвержденные в отрасли. Например, при определении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ по подготовке сборных команд субъектов Российской Федерации могут использоваться утвержденные на региональном или, соответственно, местном уровне нормативы на участие одного спортсмена в учебно-тренировочных мероприятиях, нормативы на финансовое обеспечение спортсменов, которым такое обеспечение предоставляется, нормативы на приобретение экипировки и спортивного инвентаря и т. д. При определении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ по организации и проведению в соответствии с календарным планом физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий могут использоваться, например, нормативы на предоставление атрибутов соревнования на одного участника мероприятия. При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг ввиду специфичности спортивных объектов расходы на содержание недвижимого имущества предлагается нормировать не на 1 потребителя услуги, а на 1 кв. м площади спортивного объекта. Таким образом, расчет объема финансирования государственного или муниципального задания опирается не только на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, общие для всех учреждений любой отраслевой принадлежности, но и на правила, разработанные с учетом особенностей деятельности учреждений в различных сферах.

——————————————————————