У виртуального продавца виртуальное качество
(Махонина Л.)
(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 46)
У ВИРТУАЛЬНОГО ПРОДАВЦА ВИРТУАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Л. МАХОНИНА
Людмила Махонина, студентка Российской академии правосудия, г. Москва.
Все больше людей пользуются дистанционным способом приобретения товаров, признавая его неоспоримыми удобствами быстрый поиск нужного товара и возможность выбора из широкого ассортимента товаров. Растет число продаж товаров дистанционным способом, расширяется спектр предоставляемых потребителям услуг. Вместе с тем становится актуальным вопрос качества товаров. Как показывает практика, законодательство о дистанционной торговле требует дальнейшего совершенствования. Какие меры улучшат ситуацию?
Правоотношения между продавцом и покупателем по договору дистанционной купли-продажи регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
— ГК РФ (ст. 497 «Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продаж»);
— Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1);
— Правилами продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612.
К основным особенностям дистанционного способа купли-продажи товаров относятся следующие:
— товар продается без непосредственного ознакомления покупателя с ним или его образцом;
— продавцом должна быть предоставлена потребителю специальная информация до заключения договора (при этом применяются общие правила заключения договоров, установленные главой 28 ГК РФ, в том числе по вопросам оферты и акцепта);
— предметом данного способа купли-продажи является товар (ст. 26.1 Закона N 2300-1 и п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом).
Не могут реализовываться дистанционным способом:
— алкогольная продукция;
— товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ;
— товары с использованием автоматов, работ (услуг), а также договоров купли-продажи, заключаемых на торгах (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом).
В пункт 5 Правил введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. С учетом данного обстоятельства следует иметь в виду, что ограничения распространяются и на продажу табачной продукции, поскольку деятельность по ее розничной продаже регулирует Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
Нарушения положений п. 5 Правил среди прочего определяют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ (Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).
Суды, разрешая споры по вопросам купли-продажи, также называют обязательные признаки дистанционной купли-продажи товаров (Постановление ФАС УО от 17.05.2010 N Ф09-3608/10-С1).
Включение ст. 26.1 в Закон N 2300-1 не только не упорядочило данные отношения, но и внесло путаницу в правоприменительную практику, так как продолжают действовать нормы ст. 497 ГК РФ и Правил продажи товаров по образцам.
Необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не попадает в круг тех лиц, участвующих в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона N 2300-1. В отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающие его, и потребитель. В связи с тем, что законодатель не закрепил данный субъектный состав, не определил его правовой статус, на практике возникают различного рода вопросы.
Наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. Около 80% реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов (либо информация о продавце, предусмотренная ст. ст. 8, 9 Закона N 2300-1, вообще не представляется или представляется в виде абонентского ящика, что не позволяет идентифицировать продавца и определить надлежащего ответчика по делу).
Законодательством о защите прав потребителей не определяются порядок, условия заключения договора купли-продажи на момент доставки товара, его форма. На практике договоры либо вообще не заключаются с потребителями, либо в них содержатся условия, ущемляющие права потребителя.
За пределами правового регулирования остался вопрос о несвоевременном исполнении договора (задержка поставки) и ответственности со стороны так называемого продавца. В частности, в главе 3 Закона N 2300-1 определены последствия нарушения исполнителем сроков исполнения услуг: либо назначение новых сроков, либо взыскание неустойки и т. д., но ст. 26.1 предусматривает ответственность только за продажу товаров ненадлежащего качества в соответствии с главой 2 данного Закона.
Также законодательство регулирует только отношения при дистанционной торговле товарами, но не содержит норм о порядке и условиях предоставления услуг дистанционным способом.
Зачастую при дистанционной продаже необходимая информация о товаре, изготовителе доводится до покупателя не при описании товара в Интернете, каталогах, а в момент доставки; на сайтах интернет-магазинов технические характеристики товара вообще не указываются; при покупке товара с использованием почтовой связи нередко выясняется, что присланные товары потребитель не заказывал.
Суды также отмечают, что продавцы злоупотребляют своими правами и либо вообще не указывают никакой информации о товаре, либо ограничиваются весьма скудным описанием. Например, в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 20.09.2010 N 33-12937/10 указано, что непредоставление потребителю необходимой и достоверной информации о приобретаемом по буклету товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, и информации о порядке и сроках возврата товара влечет нарушение прав истца как потребителя и служит основанием для взыскания с продавца уплаченной по договору купли-продажи суммы, неустойки, компенсации морального вреда. Нередко нарушаются сроки доставки товара, особенно из других государств (часто срок увеличивается за счет задержки товаров на таможне при пересечении границы).
Имеют место случаи, когда некоторые технически сложные товары, проданные дистанционным способом, не могут быть пущены в эксплуатацию, так как продавцы не сообщили о необходимости привлечения квалифицированных специалистов по наладке, подключению и пуску их в эксплуатацию (например, несоответствие напряжения прибора напряжению в электрической сети покупателя).
По нашему мнению, для решения вышеупомянутых вопросов законодателю следует конкретизировать положения ГК РФ и Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителя» в части норм, регулирующих дистанционную куплю-продажу (указать субъектный состав данных отношений, требования к оформлению договора и т. д.).
——————————————————————